Методическая разработка по теме «Особенности системы сопровождения одарённых детей в условиях реализации ФГОС НОО»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В разработке указаны формы и методы работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В разработке указаны формы и методы работы с одарёнными детьми. | 245.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме «Особенности системы сопровождения одарённых детей в условиях реализации ФГОС НОО»
Целью создания данной методической разработки является: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении и творческой активности; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий адаптации учеников, выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников; помощь в развитии активной творческой личности.
Актуальность методической разработки обоснована ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной.
Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способностей нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Главной целью данной методической разработки является создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Осознавая значимость данного направления, поставила следующие задачи:
- создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Именно этот прием в работе с одаренными детьми я использую на своих уроках. Иногда объясняя новый материал, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.
На уроках использую творческие работы. Творческие работы школьников могут быть представлены в следующих формах: информационно – реферативные, проблемно – реферативные, экспериментальные, описательные, исследовательские.
На уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: конь, кошка, лёгкая, собака, корова, лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово лёгкая т.к. это имя прилагательное, а остальные – имена существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и конь (это существительное 2 склонения, а остальные - первого).
На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности.
Использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности.
На уроках литературного чтения стараюсь подталкивать обучающихся к размышлению, ведя с ними диалог. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.
Ученикам очень нравится инсценировать произведения, где полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов литературы. Тем ученикам, которые любят читать сказки, предлагаю им сочинить свою сказку, рассказ и оформить в виде книжки.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников, выступая с докладами перед классом. Большое внимание уделяю обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаю с компьютером, тем самым формирую более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаю учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции.
Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаюсь к сайтам с онлайн тестами. Использую средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы.
Так же сильным учащимся предлагаю участвовать в конкурсах. Ребята участвуют в Онлайн олимпиадах, занимаются на школьных платформах «Учи.ру», «Я Класс» и другие.
Работу, начатую на уроке, продолжаю на занятиях внеурочной деятельности. Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия и кружки, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Подготовку к решению олимпиадных заданий провожу индивидуально. Для этого разработана программа подготовки к олимпиадам. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в разных областях.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
При обучении одаренных детей отдельно уделяю внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Задачи научно-исследовательской работы:
- актуализация исследовательской потребности учащихся;
- вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
- помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
- создание условий, стимулирующих познавательную активность;
- повышение результативности изучения предмета.
Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Развитию творческих коммуникативных способностей одаренных учащихся способствует проектная деятельность, направленная на интеграцию знаний и умений, полученных в процессе обучения на более высоком уровне. Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную самооценку и способность самоконтролю и самоанализу.
Своим обучающимся, предлагаю разные виды проектов:
- исследовательские проекты – нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
- продуктивные – дают возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газет, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.;
- практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.
Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
Приложение
Задача 1. Попробуйте разрезать изображенную на рисунке фигуру на 3 равные по форме части:
Задача 2. Разрежьте теперь эту фигуру на 4 равные по форме части:
Деформированные выражения
Задача 1. Найди неизвестное число в каждом выражении:
Задача 2. Расставьте знаки арифметических действиях и, если нужно, скобки так, чтобы равенства стали верными:
Работа со спичками
Задачи для 1-го-2-го классов: Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
Переложи 2 спички так, чтобы равенство было верным
Задачи для 3-го-4-го классов: Из пятнадцати спичек сложены пять квадратов. Уберите три спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.
В фигуре из спичек, представленной на рисунке, нужно так убрать 6 спичек, не перекладывая остальных, чтобы осталось всего 3 квадрата.
Задания по русскому языку
1. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его:
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Г) Они, мы, сани, вы, ты.
Д) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
2. Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь»___________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3.Запиши, что означают фразеологизмы:
Витать в облаках,_________________________________________________
Плясать под чужую дудку,__________________________________________
Знать назубок____________________________________________________
4.Соедини линиями фразеологические сочетания с толкованиями:
Яблоку негде упасть Усиленно думать над трудным вопросом
Зарубить себе на носу Очень тесно
Ломать голову Овладеть собой, успокоиться
Взять себя в руки Хорошо помнить
5.Составь слово из звуков:
1-й – глухая пара звука [з];
2-й – глухая пара звука [д];
3-й – гласный [о] под ударением;
4-й - глухая пара звука [г]. ________________________________
Литература:
1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
2.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18.
3.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006,
4. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.
5. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...
Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО
В докладе отражена основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды и формы работы всего педагогического коллектива с семьёй р...
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...
Доклад на тему: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»
Доклад на тему: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»...
Цикл занятий «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС» . «Маленький гений»
Создать условия для выявления поддержки и интеллектуального развития одаренных детей...
Доклад на тему Современные подходы к обучению одарённых детей в рамках реализации ФГОС. 2022г.
Доклад на тему Современные подходы к обучению одарённых детей в рамках реализации ФГОС. 2022г....
Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ
Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...