Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (1 класс) по теме

<«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»

                  А. Сент-Дьердьи

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

         кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

                                                А.Н. Колмогоров

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?

 В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая» (ФГОС 2 поколения), которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.

 Например, со школьниками, интересующимися биологией, можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. Акцентировать внимание школьников можно и на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов, на гуманитарных последствиях Великих географических открытий для народов Нового света и т.п. К чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко все новым жертвам?

Деятельность учащихся рекомендуется (ФГОС 2 поколения) ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

 • «Как улучшить качество питьевой воды в школе?»,

 • «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье»,

• «Отношение к старикам у жителей нашего микрорайона»…

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры .

 Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.

Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:

 • видеть проблему

 • уметь выдвигать гипотезу

 • уметь наблюдать

 • уметь проводить эксперимент

 • уметь объяснять увиденное, делать выводы.

 Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.

 Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).

 Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Мне видятся следующие направления работы:

I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

 б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;

II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.

 В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

 *Критического мышления;

 *Информационной культуры;

 *Творческих и коммуникативных способностей;

 *Умения ставить цели и пути их реализации.

 Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:

 *Должен быть подготовлен к данной деятельности;

 *Видеть проблему;

 *Самостоятельно ставить задачи;

 *Планировать и оценивать свою работу;

 *Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

 Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

 Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

 Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

 Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика.

 УМК системы Занкова Л.В.- прекрасная база для реализации исследовательской деятельности. Приведу примеры из уроков литературного чтения. Уже первый урок во 2 классе «Характер литературного героя» по тексту Е.Шварца «Два брата» построен на принципах исследования:

• Герои книг…Какие они? Исследуй характер литературного героя.

 (Ответ учеников. Они разные: добрые, злые, душевные, хитрые, смелые, ловкие, бескорыстные..)

 • Захотелось ли тебе к нему попасть? Да, нет. Почему?

 • Выбери, какие слова характеризуют героя.

 • На каком из рисунков дан портрет героя сказки? Отметь его.

 • Верно ли утверждение? Выбери ответ.

 • Оцени свою работу.

В тетради по литературному чтению (страница15) так и называется «Страница исследователя».Её цель: к концу учебного года составить свою Золотую библиотеку. Благородная цель! Даны рекомендации :

 • Создайте в классе группы из 5-6 человек. Придумайте название вашей группе.

 • Впиши в таблицу автора и название любимой книги.

 • Начни сбор информации. Проведи опрос ребят, узнай их любимые книги.

 • Разверни карту-игру, вспомни, как зовут героя, впиши его имя.

 • Какую книгу тебе хотелось бы прочитать?

 • Оцени свою работу.

Проблемы нравственности особенно остро поставлены и решаются в ходе исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Так уже в 1  классе по теме «Живая природа. Птицы. Зимующие птицы» можно построить работу, в ходе которой будут искаться пути защиты и помощи зимующим птицам.

 • Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы помогаете птицам?

 • Зачем нужно подкармливать птиц зимой?

 • Нужно ли делать для них кормушки? Почему?

 • Предложи свои пути решения этой проблемы.

В качестве помощи ребятам предлагаю список методов исследования:

 • Подумай самостоятельно, что ты уже знаешь об этом

 • Почитай литературу на эту тему

 • Спроси у взрослых

 • Обратись к компьютеру

 • Понаблюдай

 • Проведи эксперимент.

Предлагаю посмотреть, какую работу провели учащиеся 1 класса при работе над проектом «Зимующие птицы города Балаково Саратовской области»

 Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Проект учащихся 1«Ж» класса

МБОУ «СОШ №28» г.Балаково Саратовской области

«Зимующие птицы  

Саратовской области»

Классный руководитель: И.В.Кондрашина

Тип проекта: информационно – исследовательский.

Местообитание: сады и огороды населенного пункта.

Сроки работы: ноябрь – февраль

Введение.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Не зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона ,галка ,воробей…

Скорей на помощь ,дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют. Чирикая:

« Спасибо вам великое! »      

Многие птицы улетают от нас на зиму в теплые края за тридевять  земель.  Жаворонки кормятся в африканских степях, к большой реке Нил улетают утки и цапли. Но многие птицы не  улетают от нас  и остаются на зиму.

Мы задались вопросом: все ли  мы знаем о птицах,  которые остаются зимовать в наших краях?   А может быть, птицы улетают на юг не потому, что  становится холодно?    Ведь за счет температуры своего тела  они могут  выдерживать сильные морозы.  Отлет большинства птиц, возможно, связан с отсутствием  необходимого количества корма.                                                                 Наблюдения за птицами  зимой позволили нам выдвинуть  г и п о т  е з у:         1. Если изменить условия проживания птиц зимой,  то не все перелетные  птицы будут улетать в теплые края.    

2. Зимующие  птицы  - это пернатые,  умеющие приспособиться к разным условиям.

Цель работы:  изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Объект исследования:   зимующие птицы нашего города.

Задачи:  

  1. изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем селе;
  2. провести наблюдения за поведением и питанием  зимующих птиц;     сделать анализ и обобщить результат.

Этапы работы

1.  Теоретический (1-я группа детей).

Задачи:   изучить какие птицы остаются  у нас зимовать,  чем питаются  зимой,   как они  приспосабливаются к зимним условиям.

Телеграмма.

Sos!  Sos!   Спасите!  На помощь!

Эту телеграмму прислали нам птицы.  Но чтобы  помочь им,  надо знать,  какие птицы зимуют и чем кормятся. Туго  приходится братьям нашим  меньшим – против  них объединяются холод и голод.  Но зимой  для птиц,   особенно  маленьких,  с быстрым  обменом веществ, самое неприятное -  голод.  При наличии пищи  птицы переносят даже  сильные морозы.  Потому-то так важны  кормушки!   Кусочки сала и мяса для синиц  можно положить в сеточку  и повесить прямо на ветку.   Мясо  и сало  можно давать  сырое и вареное,  но обязательно несоленое.   Белый хлеб  (черный птицам вреден!)  нужно посушить,  мелко растолочь – крупные  замерзшие  куски птицам «не по зубам».   Перловую крупу,  горох пернатым  предлагать не стоит.  Она разбухнет в желудке  и этим вызовет мучительную смерть.

Из круп птицы охотно поедают  овсянку  «Геркулес»  и пшенную.  На ветках яблоньки  трапезничают  снегири.

Мы составили  книжку  «Зимующие птицы нашего города»,   чтобы все дети знали  этих птиц  и смогли им  помочь выжить  в холодное время года.

Вывод:   зимуют в нашем крае не все птицы,  а только приспособленные к выживанию в холодное время года.

2. Практический  (2-я группа детей).

Задачи:  

  1. сделать кормушку для  птиц,  
  2. следить за тем, чтобы постоянно был корм  в кормушке,  
  3. если удаться провести фотосъемки.

     Кормушку для мелких птиц  можно устроить  в любом месте:  на окне, балконе,  приусадебном участке.

     Кормушки можно изготовить простые из картонных коробок из-под обуви,   прорезать в них окошко,   отогнуть вырезанный над отверстием клапан,  засыпать корм и повесить.

       Так же удобны  кормушки – автоматы,  в которых пища  высыпается постепенно по мере ее употребления   (и птица сыта и уход за кормушкой  не сложен).  Для этого взять  подставку,  над ней  укрепить  пластиковую бутылку  вверх дном и из нее  будет сыпаться зерно  на подставку.

Вывод:  зимующие птицы охотно прилетают  на места кормления.

3. Наблюдение   (3-я группа детей).

Задачи:  

  1. понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;
  2. подсчитать  число птиц , прилетающих  в течение 1-2  часов;
  3. отмечать  температуру воздуха в день наблюдения.

Какие  птицы обычны на кормушках?

По утрам галдят воробьи.  Невольно проснешься  от их веселого щебета.   Стайка небольшая 6-9 птах, но все постоянно крутятся возле домов.  Корм остается  после домашних животных.  Вот и кормятся, да и из  собачьих  мисок  норовят стащить кусочек.   В общем ведут  весьма сытную жизнь. Часто прилетают синицы.  В сильные морозы  бывают снегири,  поползни.  Возможен и визит веселой стайки соек,   но не так уж часто.   В теплые дни  меняется поведение  птиц:   голуби воркуют,  сороки трещат,  воробьи чирикают.  Но вот снова повалил снег,  ударили морозы.   Самое время  наблюдать,  кто и как  обедает  в твоей столовой.

      Частые гости  в кормушке – синицы и воробьи.   Синица клюнула семечку или крупу и быстрее на ветку доедать.  А воробьи съедают пищу прямо на кормушке.  К синицам  воробьи  относятся  недружелюбно,  даже провоцируют драки.  Голуби  подбирают  что  упало,  крутятся на снегу.

   Вывод:  не страшна   зима, если есть  корм.   Когда птаха сыта,  то ей тепло  под  перьями и пухом.

Дата

T Воздуха

Количество птиц, прилетающих к кормушке

Примечание

24.11.10

-28

8

5 воробьев,          3 синицы

25.11.10

-23

8

4 Синицы,             4 воробья

26.11.10

-19

3

2 Синицы,

1 воробей

27.11.10

-23

5

5 Воробьев

29.11.10

-10

3+2

5 Синиц

1.12.10

-22

7

7 Синиц

2.12.10

-25

2

1 Синичка,

1 сорока

3.12.10

-26

11

1 Синичка

10 воробьев

4.12.10

-27

9

5 Синиц,

4 воробья

5.12.10

-15

0

Метель

6.12.10

-8

17

12 Воробьев, 1 сорока, 4 синички

7.12.10

-14

1+5

1 Сорока,

5 воробьев

8.12.10

-18

5

5 Синичек

9.12.10

-28

3+5

3 Воробья,

5 синичек

10.12.10

-28

14

1 Сорока, птичка с красным оперением, 7 синичек. 5 воробьев

11.12.10

-21

19

14 воробьев, 5 синичек

12.12.10

-22

18

1 Ворона, 12воробьев. 5 синичек

13.12.10

-20

11

9 воробьев. 2 синицы

15.12.10

-22

9

3 Воробья,

2 синицы,

4 снегиря

16.12.10

-21

14

12 Воробьев,

2 снегиря

17.12.10

-20

17

8 Воробьев, 2 снегиря,

7 синичек

18.12.10

-21

11

10 Воробьев, 1 снегирь

19.12.10

-23

16

11 Воробьев.

5 Синичек

20.12.10

-23

18

7 Синичек,                   10 воробьев 1снегирь

21.12.10

-20

11

2 Снегиря, 9 синиц

22.12.10

-20

11

5 Синичек, 5 воробьев, 1 снегирь

23.12.10

-22

13

8 Воробьев, 1 сорока, 4синицы

24.12.10

-24

15

12 Воробьев 3 синицы

29.12.10

-30

5

4 Синиц, 1 снегирь

 

           

           Таблица наблюдений

  Цель:

  1. подсчитать и сравнить  количество птиц,  прилетающих к кормушке в холодную и более теплую погоду  в течение одного- двух часов.  

Выводы:

  1. Число птиц, посещающих  кормушки  в холодную погоду больше,  чем  птиц, посещающих  кормушки в более теплую погоду .
  2.  Птицы довольно успешно  могут  противостоять  холодам в том случае, если  вокруг много корма.  

Заключение:

Проведя наблюдения за  птицами  можно  сделать следующие  выводы:

  1. В нашем городе рядом с человеком  зимуют воробьи , голуби,  синицы,  сороки , прилетают из леса снегири.
  2.   Зимуют в нашей области не все птицы , а только  приспособленные к выживанию  в холодных  погодных условиях.  Многие   охотно  прилетают  на места кормления  в холодную погоду. На кормушке  птиц больше,  чем в теплую погоду.
  3. Если корма  достаточно,  то птицы  успешнее могут  противостоять холоду.
  1. Возможно, если птиц постоянно подкармливать,  то они  не улетят в теплые  края.  

Наши наблюдения  подтверждают  гипотезу.  

Использованная литература:

  1. В.  Бианки  «Лесная газета».
  2. Ю.  Дмитриев  Н. Пожарская   «Книга природы»,
  3. журнал   «Юный натуралист».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой). • видеть проблему; • уметь выдвигать гипотезу; • уметь наблюдать; • уметь проводить эксперимент; • уметь объяснять увиденное, делать выводы. Задача учителя научить:

Слайд 3

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров

Слайд 4

Направления работы: I направление – индивидуальная работа; II направление – групповая работа; III направление – массовая работа.

Слайд 5

Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию: *Критического мышления; *Информационной культуры; *Творческих и коммуникативных способностей; *Умения ставить цели и пути их реализации.

Слайд 6

Условия формирования исследовательских умений: Целенаправленность и систематичность. Мотивированность. Творческая атмосфера. Личность педагога. Учет возрастных особенностей младшего школьника.

Слайд 7

организовать свою работу; работать с информацией ; представить результат своей работы Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

Слайд 8

литературного чтения. 2 класс (система Л.Занкова). «Характер литературного героя» по тексту Е.Шварца «Два брата» • Герои книг. Какие они? Исследуй характер литературного героя. • Захотелось ли тебе к нему попасть? • Выбери, какие слова характеризуют героя. • На каком из рисунков дан портрет героя сказки? Отметь его. • Верно ли утверждение? Выбери ответ. • Оцени свою работу.

Слайд 9

окружающего мира. 1 класс (система Л.Занкова). «Живая природа. Птицы. Зимующие птицы» • Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы помогаете птицам? • Зачем нужно подкармливать птиц зимой? • Нужно ли делать для них кормушки? Почему? • Предложи свои пути решения этой проблемы.

Слайд 10

• Подумай самостоятельно, что ты уже знаешь об этом. • Почитай литературу на эту тему. • Спроси у взрослых. • Обратись к компьютеру. • Понаблюдай. • Проведи эксперимент. Методы исследования:



Предварительный просмотр:

1Памятка  для учащихся   «Как работать с проектом»

  1. Выбери тему.

Как выбрать тему исследования?

 Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта

(по методике А.И.Савенкова):

Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

  1. Определи цель.
  2. Выбери форму выполнения проекта. (Альбом, газета, книжка-раскладушка, коллекция, макет, модель, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, фотоальбом, поделка-сувенир, музыкальная подборка, журнал…)
  3. Подбери по теме научно-популярную литературу (посоветуйся с учителем, родителями).
  4. Выполни проект.
  1. Подготовь защиту (презентацию) проекта. 

Памятка для учащихся

«Как подготовить защиту (презентацию) проекта»

  1. Назови тему.
  2. Почему ты начал разрабатывать этот проект?
  3. Какова основная идея твоего проекта?
  4. Какие ещё идеи были у тебя? Почему ты их отверг?
  5. Какие использовались материалы?
  6. Чему пришлось учиться?
  7. Сколько времени потребовалось для выполнения проекта?
  8. Как  улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?                                         

         Система действий  учителя и учащихся на разных стадиях

 работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Уточнение информации, формирование творческих групп

Предлагает возможные темы, мотивирует к деятельности

Планирование

Вырабатывают план действий

Разработка заданий, вопросов, подбор литературы

Принятие решения

Выполняют исследования

Консультирует деятельность учащихся

Выполнение

Работа над проектом и его оформлением

Координирует работу учащихся

Оценка результатов

Обсуждение полученных результатов

Принимает участие в обсуждении полученных результатов

Презентация

Защита проекта

Организует экспертизу

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы

1. Информационный раздел

    1.1. Титульный лист        Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).

Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).

Область  научных знаний, рассмотренных проекте.

Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).

Данные о руководителе.

Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).

     1.2. Оглавление        

   Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

2. Описание работы

    2.1. Введение        Актуальность выбранной темы.

Проблема.

Цель проекта.

Задачи, поставленные для реализации проекта.

План (содержание) работы.

   2.2. Описание проектной работы и ее результаты        Теоретическая часть

Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

Назначение и применение проекта.

Выводы  

Список использованной литературы, электронные адреса.

Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).  

3. Рефлексия деятельности        

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Оценивание  качества результатов.

Приобретенные умения, знания, навыки.

Формы представления проекта:

  1. презентация на конференции
  2. выступление для определённого круга лиц
  3. выставка достижений
  4. концерт
  5. спектакль
  6. видеосюжет (фильм)
  7. слайд-шоу
  8. web-сайт

Проектная деятельность

Способствует                

актуализации          

знаний, умений и

навыков ребенка;

их практическому

применению во

взаимодействии с

окружающим;

Стимулирует

ребенка в

самореализации

самовыражении,

в творческой

личностно и

общественно –

значимой

деятельности;

Реализует

принцип

сотрудничества

детей и

взрослых,

позволяет

сочетать

коллективное и

индивидуальное в

педагогическом

процессе


Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:

не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа;

вызывать интерес у учеников;

предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому

материалу;

иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь

между различными областями знаний и объектами изучения;

Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос. Чаще всего проблемные вопросы стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом, заставляют учащихся исследовать множество различных вариантов, толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины.

 РАЗНИЦА МЕЖДУ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ВОПРОСОМ И ВОПРОСАМИ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ в следующем:

Основополагающие вопросы:

  1. Имеют широкий диапазон
  2. Обеспечивают связь между дисциплинами и объектами изучения

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения
  2. Поддерживают и обеспечивают ответ на  основополагающий вопрос

 КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС?

             1. ОПВ должен соответствовать возрасту учащихся

2. ОПВ должен быть лично-значимым для учащихся

3. ОВП должен инициировать исследование объекта

4. Очень хорошо, если ОПВ будут похож на те вопросы, которые сами учащиеся задают друг другу и взрослым.

5. ОПВ не может быть риторическим

6. ОПВ должен быть вопросительным предложением с вопросительным знаком в конце.

7.ОПВ не должен содержать незнакомые для учащихся термины.

8. ОПВ не должен быть необъятным.

9.ОВП должен соответствовать типу проекта

10. ОВП должен быть эмоциональным

11. ОВП должен легко запоминаться

12. ОПВ не должен быть слишком длинным

 ПРОБЛЕМНЫЕ, ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ВОПРОСЫ МОГУТ НАЧИНАТЬСЯ:

Может ли……………..……?

Будет ли………………..…..?

Возможно ли ……………….?

Почему………………?

Как…………………...?

Как можно……………………..?

Что случится, если………….?

Каковы опасности (преимущества)…………….?

Каково влияние……………….?

Каким образом……………?

ПРИМЕР:

  1. Кто и зачем нами управляет?
  2. Может ли амеба стать человеком?
  3. А нужны ли деньги?
  4. Может ли существовать единая универсальная система счисления?
  5. Может ли Донское туристическое кольцо стать "Золотым"?
  6. Лоскутная пластика - ремесло или искусство?
  7. Совершенна ли наша кровь?
  8. Свет – частица или волна?
  9. Каким бы был мир без диффузии?
  10. Может ли случайный процесс описываться точными уравнениями?
  11. Алгоритм или случайный выбор действий?
  12. Пугачев народный герой или злодей?
  13. Как различные животные адаптировались к средам их обитания?
  14. Почему одни организмы выживают, а другие нет?
  15. Как окружающая среда влияет на меня?
  16. Откуда берется энергия?
  17. Действительно ли демократия "работает"?

Критерии оценки:

  1. Реальность воплощения проекта.
  2. Детальность проработки.
  3. Доступность применяемых материалов и инструментов.
  4. Оригинальность решений.
  5. Качество и аккуратность исполнения.
  6. Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
  7. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
  8. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
  9. Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

                                              Критерии успеха:

  1. Достигнут конечный результат.
  2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  3. Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  4. Информация о проекте широко распространена.
  5. Затронуты аспекты: природный, социальный, экономический.
  6. Получено удовольствие от своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятел...

« ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигае...

« ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигае...

Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС

      Метод  проектов – это интерактивный метод современного обучения .Если говорить о нём как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность иссле...

«Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО на примере программы курса «Маленькие исследователи»

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок уже рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ...

Электронные образовательные ресурсы и цифровые инструменты в учебной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

Процессы информатизации, протекающие в современном обществе, выдвигают информационные технологии в качестве основного ресурса развития системы образования в XXI веке, позволяющего обеспечить качество ...

«Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...