Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»
методическая разработка по теме
Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируется увеличение снижения общей успешности школьников в изучении английского языка. Успешность трактуется как соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.doc | 150.5 КБ |
titulnyy_list_i_soderzhanie.doc | 69 КБ |
zashchita_kursovoy_raboty.ppt | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируется увеличение снижения общей успешности школьников в изучении английского языка. Успешность трактуется как соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению.
А. Ребер в своем Словаре психологии честно признается в невозможности дать полноценное определение слову интерес, которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с интересом: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию интерес большое теоретическое значение. Некоторые авторы трактуют интерес как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. [10, 35]
Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в., подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения.
По мнению Л.С. Выготского: «чтобы повысить интерес к учению, предмет должен быть одновременно новым и старым, знакомым и связанным с чем-либо интересующим ребёнка, и заключать новые формы деятельности. Изучение предмета должно быть личной задачей ученика» [3, 24]. Таким образом, соблюдается принцип: «через детский интерес к новому детскому интересу».
Также Л.С. Выготский утверждал: «Необходимо разбудить интерес прежде, чем сообщить ребенку новое знание, что подобно разрыхлению почвы перед посевом» [3, 44].
Так как на уроке основная цель – передача знаний, и нет возможности полностью достичь формирования познавательного интереса, то, на наш взгляд, большие возможности в повышении интереса в обучении английскому языку в начальной школе представляют различные формы внеурочной деятельности.
На основании актуальности проблемы нами определена тема курсовой работы: «Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников».
Цель курсовой работы: выявить возможности внеурочной деятельности как средства формирования познавательного интереса к изучению английского языка в начальной школе.
Для определения работы нами поставлены следующие задачи:
- изучить виды и формы внеурочной деятельности;
- определить особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе;
- рассмотреть формы организации внеурочной деятельности по английскому языку;
- выявить наиболее эффективную форму внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению английского языка;
- изучить и описать методику проведения праздников на английском языке.
При выполнении курсовой работы мы использовали следующие методы теоретического исследования:
- отбор и анализ методической литературы и Интернет-ресурсов;
- анализ и сравнение точек зрения разных учёных;
- систематизация материала;
- обобщение материала.
Глава 1. Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса
- Понятие и сущность внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы федерального государственного образовательного стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. [21].
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации. До 1990 года внеурочная работа заменялась понятием внеклассная работа и имела схожие определения. Но при работе с материалом, было обнаружено первое упоминание понятия внеурочная деятельность, означающее «составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей» [1, 27].
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и других.
В. О. Кутьев в книге "Внеурочная деятельность школьников" отмечает следующее: "В процессе внеурочной деятельности учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки" [4, 123].
1.2. Организация внеурочной деятельности в начальной школе
1.2.1. Цели внеурочной деятельности
Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.
1.2.2. Принципы организации внеурочной деятельности
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:
- Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения;
- Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
- Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов;
- Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством;
- Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения [2, 95].
1.2.3. Этапы внеурочной деятельности
В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:
- проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
- организационно - деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
- аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.
На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий. Полученные сведения имеют важное значение для составления индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности.
Затем следует сосредоточить усилия на формировании проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении.
При ее проектировании необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в учебном заведении. При согласовании мнений надо иметь в виду замечание Д.В. Григорьева и П.В. Степанова о том, что «время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения» [8, 34].
Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Не случайно, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Деятельность должна быть моя, исходить из души моей» [3, 46]. Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.
1.3. Содержание внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
• Спортивно-оздоровительное;
• Духовно-нравственное;
• Социальное;
• Общеинтеллектуальное;
• Общекультурное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ.
1.4. Виды внеурочной деятельности
Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности. Например, избрав основанием для классификации возникающие в процессе деятельности субъект-объектные отношения, профессор Н.Е. Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную, ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную.
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:
- игровую деятельность;
- познавательную деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);
- трудовую (производственную) деятельность;
- спортивно-оздоровительную деятельность;
- туристско-краеведческую деятельность.
Наряду с определением видов внеурочной деятельности и количества времени участия в них существуют кратко охарактеризованные содержательные аспекты каждого вида деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых рабочих программах объединений дополнительного образования (кружков, клубов, секций, студий) и в документах перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
1.5. Формы внеурочной деятельности
В зависимости от целей и содержания внеурочной деятельности формы ее бывают различны. Например, И. П. Подласый выделяет следующие формы: кружки, семинары, конференции, факультативные занятия, экскурсии, конкурсы, встречи с интересными людьми и другие формы [15].
На наш взгляд, данные формы внеурочной деятельности способны удовлетворить основные потребности школьников - общение со сверстниками, самоутверждение в группе. Важно, чтобы любая форма организации внеурочной деятельности наиболее полно раскрывала ее содержание, создавала оптимальные условия для развития школьников.
В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия как внеклассная, внеурочная и внеучебная деятельность школьников. При этом мы часто заменяем одно понятие другим, не задумываясь о происхождении или значении этих понятий. Например, проведение конкурсов самодеятельности и постановку спектаклей часто называют внеучебной деятельностью школьников. Однако многие такие мероприятия решают и учебные задачи (конкурс чтецов по программным произведениям), что относит их к внеурочной деятельности школьников.
Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности школьников. Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, научного общества учащихся, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических театров.
Формы проблемно-ценностного общения – это дебаты, этические беседы, проблемно-ценностные дискуссии, тематические диспуты.
Досуговое общение организуется для приобретения школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этого можно достичь в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в музей, театр, концертный зал, галерею.
Основной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества – форма социальной пробы, коллективного творческого дела, социально-образовательного проекта.
Спортивно-оздоровительная деятельность организуется в форме занятий в спортивных секциях, бесед о здоровом образе жизни, участия в оздоровительных процедурах.
Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
Традиционно в методической литературе и в школьной практике различают следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: массовые, групповые и индивидуальные.
Индивидуальная внеурочная работа осуществляется с отдельными учениками и заключается в подготовке сообщений или докладов о стране изучаемого языка, о важных событиях и датах, а также о знаменитых людях. Помимо этого, детьми разучиваются стихи, отрывки из произведений, написанных иностранными писателями, и английские песни. Во время внеклассных занятий школьники готовят наглядные пособия, занимаются оформлением альбомов, стендов и стенгазет. Индивидуальная работа может осуществляться постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и постоянный состав учеников, объединенных общими интересами. К этой форме относятся различные кружки: вокальные, драматические, внеклассного чтения, филателистов. Методисты советуют организовывать для всех школьников хоровые и разговорные кружки, а для учащихся старших классов – страноведческие и литературно-переводческие. Также хорошо себя зарекомендовали комбинированные кружки, объединяющие разные виды деятельности, к примеру, подготовку инсценировок, разучивание песен, просмотр диафильмов, внеклассное чтение. Обычно занятия в кружках проводятся на регулярной основе.
Что касается массовых форм внеурочной деятельности, у них нет четкой организационной структуры. К ним относятся фестивали, вечера художественной самодеятельности, карнавалы, конкурсы и тематические вечера [16].
По смыслу выделяют следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые, средства массовой информации. Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями. К мероприятиям политико-массового характера относятся фестивали, форумы, ярмарки солидности, пресс-конференции, телемосты. На мероприятиях средств массовой информации дети обсуждают необходимость интернета, газет, журналов, их значение в жизни людей, придумывают новые средства массовой информации и говорят о вреде и пользе уже существующих.
Выводы по главе 1
Многие наши отечественные педагоги и психологи, такие как А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.Г.Арссеев, Г.В.Рогова занимались изучением познавательного интереса и мотивации. Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей.
Ценным способом стимулирования интереса к учению является внеурочная деятельность, которая опирается на создание во внеучебном процессе игровых ситуаций. Ученику можно предложить определенный набор игрушек, которые помогут ему в запоминании иноязычных слов. С учениками можно поиграть, предлагая им лексические, грамматические, орфографические и другие игры, и они, играя с удовольствием, будут усваивать именно тот новый материал, который учитель планирует для запоминания на данном этапе. В ходе игры происходит соревнование. Желание победить носит мотивированный характер.
Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда. К его основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление информационной емкости содержания образования, активизация темпов учебных действий и, конечно, повышение мотивации учащихся.
Термин «интерес» имеет довольно широкое понятие и используется в современной психологии и методике преподавания иностранного языка в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления) и характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [10, 93].
Таким образом, интерес можно определить как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность.
Мотивационная сфера учащихся широка, динамична и очень разнообразна. В ней есть доминирующие факторы, такие как потребности, мотивы, цели, которые ответственны за направленность поведения.
В структуру мотивационных факторов входят так же интересы, стремления, задачи, желания, которые выполняют инструментальную роль. Эффективность усвоения любого вида деятельности зависит от наличия у ребенка интереса к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы.
Существуют различные пути повышения интереса: создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; вовлечением эмоциональной сферы в процесс обучения; а также внеурочная деятельность. Ведь именно она имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося.
Глава 2. Методические основы формирования познавательного интереса к изучению английского языка во внеурочной деятельности
2.1. Познавательный интерес как одна из стадий развития интереса к обучению
При рассмотрении сущности интереса особое значение ученые придают познавательному интересу.
Г.И. Щукина полагает: «Познавательный интерес вырастает из потребности знать, то есть, рождается из общей глобальной потребности человека в познании» [7, 8].
Познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств. Это сложное отношение носит двусторонний характер. В нем в единстве выступает объект интереса, т. е. явление, предмет, научная и учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. [20]
Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов, объединенных участливым отношением ее к избранной области познания, к учебной деятельности.
Познавательный интерес - это также обнаружитель и показатель общего развития личности школьника. Познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом - результатом. [20]
Пытливость, любознательность, причастность к происходящим событиям - все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах, в деятельности, в жизни.
Познавательный интерес обогащает процесс общения. Интенсивное протекание деятельности, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, обмен суждениями о прочитанной книге, приобретение широкой информации друг от друга - все способствует и эффективности учения, и социальным связям учащихся, воспитанию и укреплению коллективных устремлений.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности [12, 19].
В деятельности творческого учителя познавательный интерес становится важнейшим фактором совершенствования учебного процесса, эффективного решения всех его функций. Познавательный интерес в то же время является важным ориентиром в использовании индивидуальных возможностей всех категорий учащихся, как активных, энергичных, блистающих в учении, так и пассивных, инертных, постоянно ощущающих слабости в учебной деятельности, считающихся под тяжестью учебных перегрузок. [22]
2.2. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки.
Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:
• максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
• учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков, в постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.
• создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся.
• благоприятное общение в учебном процессе.
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания, интегрированные уроки и праздники. [19]
2.3. Методические основы организации внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования [21].
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.
Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) [21].
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.
2.4. Формирование познавательного интереса к изучению предмета при проведении праздников на английском языке
Одной из форм повышения интереса при изучении английского языка является внеклассная работа, а именно проведение праздников.
Слово «праздник» имеет несколько значений:
Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
Праздник – день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.
Праздник – выходной, нерабочий день.
Праздник – день радости и торжества.
Праздник – день игр и развлечений [14].
Важная роль в праздничных ритуалах играет застолье, подарки и специальная праздничная одежда. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинной жизни человека. Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.
Праздники также играют большую роль в обучении школьников. Они помогают овладевать духовными, историческими, социальными ценностями и т. д.
Известный учитель-практик А. А. Миролюбов пишет:
«Праздники расширяют кругозор, повышают общую культуру школьников, дают возможность самим поучаствовать в организации праздника». [12, 52]
По мнению А. В. Луначарского, известного советского критика и искусствоведа, праздник — это художественная организация общественной жизни, в которой все сконцентрировано, сжато, приобрело новую волнующую форму.
При его подготовке следует придерживаться определённой методики, которая обеспечивает его организованную четкость:
1 этап – принятие решение о празднике, определение темы мероприятия, т. е. о чём будет мероприятие
2 этап – постановка целей, задач, т. е. ради чего организуется данное мероприятие, на что оно направленно, что должны получить учащиеся от мероприятия,
3 этап – выбор целевой аудитории, определение масштаба мероприятия, т. е. как будет проводиться мероприятие (внутри класса, на параллели или на всю школу)
4 этап – выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)
5 этап – создание сценария мероприятия
На данном этапе необходимо учитывать ряд важных факторов:
Соблюдение структуры праздника.
• Пролог — вступительной части, настраивающей детей на определенное эмоциональное восприятие. Это эпиграф ко всему происходящему.
• Завязка — эпизод или несколько эпизодов, «запускающих» в движение сюжет праздника.
• Развитие действия – это основная часть праздника, в которой эпизод следует за эпизодом, событие за событием, прибавляя все новые и новые краски.
• Финал — заключительная часть праздника. Это самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод, венчающий общее торжество. Концовка должна быть краткой и четкой, может включать в себя награждение всех отличившихся участников, раскрытие сюрпризов, секретов, общую песню.
Тема праздника должна быть интересной, личностно-значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей.
6 этап – подбор выразительных средств, т. е. включение средств идейно-эмоционального воздействия – музыки, слова, песен, художественного оформления, костюмов и т.д., которые должны быть подчинены общей идее праздника.
7 этап – постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, декораций, афиш, репетиционный период)
8 этап – проведение мероприятия [12, 63].
Выводы по главе 2
Таким образом, внеурочная деятельность - широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, методике проведения, формам и способам руководства занятия.
Внеурочная деятельность - это активный способ достичь многих образовательных целей и задач. Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания, интегрированные уроки и праздники. Праздники являются движущей силой для повышения интереса учащихся при изучении английского языка. Праздники - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, это также идеальный способ расслабиться, как говорится, с пользой для дела. Известный учитель-практик А. А. Миролюбов считает: «Праздники расширяют кругозор, повышают общую культуру школьников, дают возможность самим поучаствовать в организации праздника». Праздник помогает снять скованность, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов. Праздник помогает надолго запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки учеников, не позволяя им закрепиться в речи, усиливает мотивацию школьников.
Заключение
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть учебного процесса. Внеурочная деятельность играет огромную роль в образовании, а именно в обучении английскому языку [5, 14]. Мы считаем, что для повышения интереса к английскому языку, а также для расширения практических знаний по этому предмету необходимы внеклассные занятия, раскрывающие традиции и культуру страны изучаемого языка, различные мероприятия, посвященные английским праздникам, а также любые другие виды внеурочной деятельности.
При выполнении курсовой работы нами были поставлены задачи:
- изучить виды и формы внеурочной деятельности;
- определить особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе;
- рассмотреть формы организации внеурочной деятельности по английскому языку;
- выявить наиболее эффективную форму внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению английского языка;
- изучить и описать методику проведения праздников на английском языке.
В результате анализа педагогической и методической литературы мы решили поставленные задачи.
В нашей курсовой работе мы рассмотрели внеурочную деятельность как средство повышения интереса к изучению английского языка. Мы полагаем, что внеурочная деятельность по английскому языку значительно увеличивает интерес учащихся младших классов к изучению английскому языку, а также расширяет их знания. Внеурочная деятельность помогает привить любовь к английскому языку, даёт понять детям необходимость изучения английского языка.
В результате проделанной работы можно отметить, что внеурочная деятельность по английскому языку повышает мотивацию к его изучению, способствуют формированию социокультурной компетенции.
В дипломной работе мы планируем разработать сборник сценариев праздников по английскому языку для учащихся начальной школы.
Список литературы
- Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш.А. Амонашвили. - М.: “Университет”, 2003 г. – 287 с.
- Савина, С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в начальной школе. / С.Н. Савина. – М.: «Просвещение», 2000 г. – 160 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология./ Л.С Выготский. – М.: Педагогика, 2000 г. – 480с.
- Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников./ В.О. Кутьев. М.: Академия, 2003 г. - 312 с.
- Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку/ Я. М. Колкер. – М.: Академия, 2001 г. – 264 с.
- Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Внеурочная деятельность/ Е.Н. Соловьева. – М.: Просвещение, 2006 г. – 175 с.
- Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. – 3-е изд. – М. : Филоматис, 2007. - 480 с.
- Современные подходы к обучению иностранным языкам. По материалам межвузовской научно-методической конференции 12-13 марта 2009 г. – М., 2009. - 198 с.
- Соловова, Е.Н. Методика проведения внеурочной деятельности. / Е.Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2002. – 239 с.
- Ребер, А. Словарь психологии. / А. Ребер. - М. : Просвещение, 2004. - 165 с.
- Савченко, С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в начальной школе. / С.Н. Савченко. – М.: «Просвещение», 2000 г. – 160 с.
- Миролюбов А. А. Праздники в школе. Роль праздников для развития познавательного интереса у школьников. / А. А. Миролюбов. - М. : Просвещение, 2001. - 276 с.
- Колкер, Я.М. Внеурочная деятельность в школе. / Я. М. Колкер. – М.: Академия, 2004 г. – 279 с.
- Википедия [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
- Virtualacademy [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: http://www.virtualacademy.ru/news/view/753/
- Virtualacademy [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: http://www.virtualacademy.ru/news/view/787/
- Openclass [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: http://www.openclass.ru/node/221595
- BiLingual [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: http://www.bilingual.ru
- Openclass [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: http://www.openclass.ru/node/223598
- Mosmetod [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/metodicheskie-rekomendatsii/vneurochka.html
- Programma-fgos [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: http://programma-fgos.ru/
- Virtualacademy [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL: http://www.virtualacademy.ru/news/view/794/
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»
Шарыкина Анастасия Андреевна
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
КР защищена | Специальность 050146 |
с оценкой____________________ | Преподавание в начальных классах |
« » _______________ 201__ года | Курс 3, группа 36 |
Руководитель: Курбатова И. В. |
Челябинск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
Введение 3
Глава 1. Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса
1.1. Понятие и сущность внеурочной деятельности. 5
1.2. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: 6
1.2.1. цели внеурочной деятельности 6
1.2.2. принципы организации внеурочной деятельности; 7
1.2.3. этапы организации внеурочной деятельности. 8
1.3. Содержание внеурочной деятельности. 9
1.4. Виды внеурочной деятельности. 10
1.5. Формы внеурочной деятельности. 11
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Методические основы формирования познавательного интереса к изучению английского языка во внеурочной деятельности
2.1. Познавательный интерес как одна из стадий развития интереса к обучению. 16
2.2. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников. 18
2.3. Методические основы организации внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе. 19
2.4. Формирование познавательного интереса к изучению предмета при проведении праздников на английском языке. 22
Выводы по главе 2 25
Заключение 26
Список литературы 27
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема исследования: формирование познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников. Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной.
Цель исследования: выявить возможности внеурочной деятельности как средства формирования познавательного интереса к изучению английского языка в начальной школе.
Методы теоретического исследования: отбор и анализ методической литературы и Интернет-ресурсов; анализ и сравнение точек зрения разных учёных; - систематизация материала; - обобщение материала.
Глава 1. Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса. Понятие и сущность внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Цели внеурочной деятельности. Принципы организации внеурочной деятельности. Этапы внеурочной деятельности. Содержание внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности. Формы внеурочной деятельности.
Основные понятия главы 1: внеурочная деятельность; интерес; ФГОС. Рассмотрены точки зрения: А. Ребер, Л.С. Выготского, В. О. Кутьева, Н.Е. Щурковой, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, И. П. Подласого.
внеурочная деятельность методологические подходы гуманистический системный синергетический деятельностный квалиметрический
Этапы организации внеурочной деятельности проектный организационно – деятельностный аналитический
Направления развития личности: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности кружки праздники экскурсии конкурсы встречи с интересными людьми
Формы внеурочной деятельности соревновательные культурно-массовые (игры, конкурсы) (встречи, праздники) политико-массовые (фестивали, телемосты) средства массовой информации (интернет, газеты, журналы)
Глава 2. Методические основы формирования познавательного интереса к изучению английского языка во внеурочной деятельности. Познавательный интерес как одна из стадий развития интереса к обучению. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников. Методические основы организации внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе. Формирование познавательного интереса к изучению предмета при проведении праздников на английском языке.
Основные понятия главы 2: познавательный интерес; методические основы ; ФГОС; праздник. Рассмотрены точки зрения: Г.И. Щукиной, А. А. Миролюбова, А. В. Луначарского.
Условия максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся; благоприятная эмоциональная атмосфера; благоприятное общение в учебном процессе.
Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь; - день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого; - выходной, нерабочий день; - день радости и торжества; - день игр и развлечений.
Структура праздника Пролог Завязка Развитие действия Финал
Заключение Эффективность усвоения любого вида деятельности зависит от наличия у ребенка интереса к данному виду деятельности. Внеурочная деятельность - это активный способ достичь многих образовательных целей и задач. Праздники являются движущей силой для повышения интереса учащихся при изучении английского языка.
В дипломной работе мы планируем разработать сборник сценариев праздников по английскому языку для учащихся начальной школы.
Благодарим за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы, принять замечания и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»
Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...
Организация внеурочной деятельности как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников
Данная презентация посвящена проблеме повышения мотивации к изучению английского языка младшими школьниками во внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учре...
Приёмы повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.
Приёмы повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.Психологические и возрастные особенности младших школьников на овладение иностранного языка....
Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.
Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса....
Формирования положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников
Практика необходима для успешного преподавания и мотивирования младших школьников к изучению иностранного языка (английского). Данный опыт работы могут применять на своих уроках (внеурочных занят...
Дипломная работа «Использование информационно-коммуникационных техно-логий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Дипломная работа...
Игра как средство повышения уровня мотивации и развития интереса к изучению английского языка у младших школьников
В данной статье говорится о важности игры в процессе обучения английскому языку младших школьников. А также рассматриваются виды игр (с примерами), с помощью которых этот интерес развивать и поддержив...