Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.
методическая разработка (1 класс) на тему
Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_podhod_k_mladshim_shkolnikam.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход к младшим школьникам в учебной деятельности, как средство формирования познавательного интереса.
В педагогической науке индивидуализация определяется как организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия детей, уровень их способностей к учению. В процессе обучения индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах.
Учесть все индивидуальные особенности детей невозможно. Во внимание принимаются лишь те их черты, которые оказываются наиболее важными в процессе обучения.
Очень важно знать индивидуально-типологические особенности своих учеников. От них зависит как процесс, так и результат учебной деятельности. Таким образом, индивидуальный подход учителя к младшим школьникам – эффективное средство в формировании познавательных интересов в учебной деятельности.
В ходе работы мною разработаны и применены меры для облегчения учебной деятельности учеников, для поддержания у них познавательного интереса. По отношению к учащимся с различными типами нервной системы я подхожу индивидуально.
Детей со слабой нервной системой никогда не ставлю в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. По отношению к ним соблюдаю следующие правила:
- предоставляю достаточное время на обдумывание вопроса; опрос провожу в начале урока;
- не требую отвечать новый, только что усвоенный материал;
- путём правильной тактики опросов и поощрений формирую уверенность в своих силах; обязательно поощряю за старание, даже если результат далёк от желаемого;
- осторожно оцениваю неудачи этих учеников, так как они сами болезненно относятся к ним;
- в минимальной степени стараюсь отвлекать от работы; создаю спокойную обстановку;
- учу переживать неудачи;
- стараюсь вовлекать детей в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.
Из наблюдений можно сделать вывод, что деятельность таких детей, согретая радостью познания, достижений, становится успешной, творческой. Следовательно, всё это укрепляет их познавательные интересы в учебной деятельности.
По отношению к детям с сильной нервной системой применяю другую тактику.
В ходе работы я выявила, что если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, то она вызывает истощение умственных сил у учащихся, у них исчезает интерес. Ученикам с сильной нервной системой разрешаю непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. Например, с целью разнообразить их деятельность, при выполнении однотипных заданий направляю их на поиск других способов работы, чередую задания разных типов.
Мною выявлено, что в целом сильные школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Зато усвоение учебного материала часто требует от них перестройки привычных способов работы. Они не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения. Учебный материал усваивают поверхностно и бессистемно, не замечая важных деталей. Они не склонны к повторению материала.
На этих учеников обращаю особое внимание в ситуации, когда нужно было выполнить какие-либо поэтапные действия, контролирую выполнение ими требований постепенности, последовательности. Этих учеников я не только контролирую, но и побуждаю к самоконтролю.
Индивидуально подхожу и к подвижным и к инертным детям, так как определённые трудности в учении влекут за собой потерю познавательного интереса и активности.
На занятиях при работе с инертными учениками:
- не требую от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность возрастает постепенно;
- учитываю, что они могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые из них отказываются выполнять задания;
- не требую быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах;
- не спрашиваю их в начале урока;
- в момент выполнения заданий не отвлекаю их;
- избегаю ситуаций, когда нужно было получить быстрый ответ;
- не требую отвечать только что усвоенный материал.
В ходе наблюдения я обнаружила, что ученики с подвижной нервной системой ведут себя иначе, чем с инертной. Они с большой охотой участвуют в работе, имеющей разнообразное содержание, успешно работают в высоком темпе, быстро переключают внимание на новый вид деятельности. В ходе работы мною выявлено, что, несмотря на явные преимущества, они также испытывают специфические трудности. У этих детей происходит быстрая утрата интереса к повторяющимся заданиям, и если нет помощи от учителя, то они начинают отвлекаться. Эти дети нуждаются в постоянном руководстве и контроле учителя. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного вида к другому – вот те ситуации, которые предлагаю детям с подвижной нервной системой.
Таким образом, мною исследованы особенности учебной деятельности детей, различающихся по характеристикам силы и подвижности нервной системы, индивидуальный учёт которых помогает развивать и укреплять познавательные интересы младших школьников в учёбе, повышая эффективность обучения.
Во-первых, изучив индивидуальные особенности ученика, учитель имеет представление, как они влияют на его учебную деятельность: как он управляет своим вниманием; насколько уверен в себе, как переживает неудачу; быстро и прочно усваивает учебный материал. Знать эти качества детей – значит сделать важный шаг к организации его продуктивной работы; развитию познавательных интересов.
Во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, учитель сам более эффективно трудиться.
Можно сделать вывод, что индивидуальный подход является одним из принципов обучения. В работе я ориентируюсь на индивидуально-типологические особенности детей. Включаю в работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным особенностям. Осуществляемый с помощью индивидуализации обучения, индивидуальный подход, в качестве средства формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности, проявляется в выборе методов обучения, в дозировке домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ.
В процессе работы стараюсь создавать такие условия, которые позволяют каждому ученику раскрыться во всей полноте его неповторимых задатков и способностей. Считаю, что индивидуальный подход – важное средство формирования познавательных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...
Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»
Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельностиУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.21 век – эпоха информационног...
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности....
Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности
Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности....
Дипломная работа «Использование информационно-коммуникационных техно-логий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Дипломная работа...