«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»
рабочая программа по иностранному языку (1 класс) по теме
Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современная школа призвана обеспечивать личностное развитие ученика, поддерживать его индивидуальность, способность к саморазвитию и творчеству уже с первого года обучения в школе, когда выявляются задатки и способности ребенка, его нравственные убеждения, закладываются основы личности. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_interes.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»
Выполнила:
учитель английского языка
МКОУ лицея №15
г.Пятигорска
Ильяшова Е.А.
Пятигорск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема познавательного интереса – актуальная проблема психологии и педагогики.
Пути формирования познавательного интереса у учащихся младших классов в процессе изучения английского языка.
Программа кружка «Занимательный английский» во внеурочной деятельности для 1 класса.
Список использованной литературы
Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современная школа призвана обеспечивать личностное развитие ученика, поддерживать его индивидуальность, способность к саморазвитию и творчеству уже с первого года обучения в школе, когда выявляются задатки и способности ребенка, его нравственные убеждения, закладываются основы личности. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих личностей с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает в связи с введением в ФГОС, где «развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Переход от знаниевой парадигмы к образовательной делает огромный образовательный потенциал предмета «Иностранный язык» особо востребованным. Общая тенденция мирового развития, обусловлена необходимостью существенных изменений в системе образования: значительное расширение масштаба межкультурных взаимодействий. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде. Сменились ценностные ориентации нашего общества, и в качестве самой большой ценности, в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Работая с учащимися младшего звена, я испытываю трудности в реализации стандартов и выявила следующие противоречия:
- между слабой сформированностью познавательного интереса младших школьников и её значением в процессе обучения;
- между потребностью образовательного процесса в создании личностно ориентированного урока и стремлением сохранить традиционный подход в обучении;
- между повышением статуса иностранного языка и его недостаточным использованием для формирования познавательного интереса младших школьников к предмету.
Проблема, вытекающая из этих противоречий, заключается в том, что у учащихся недостаточно сформированы коммуникативные компетенции в условиях большой наполняемости групп.
Цель моей работы: развитие познавательного интереса учащихся младших классов на уроках английского языка и во внеурочное время в условиях перехода на новые стандарты.
Исходя из цели, я определила следующие задачи:
- изучить и проанализировать имеющиеся психолого-педагогические исследования по проблемам познавательного интереса;
- систематизировать различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников;
- разработать программу кружка по внеклассной деятельности для учащихся первого класса.
Выдвинула гипотезу: если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать развитию коммуникативных компетенций младших школьников.
Предполагаемые результаты: повышение познавательного интереса на уроках английского языка у учащихся младшего звена.
В результате реализации программы кружка «Занимательный английский» учащиеся 1 года обучения должны:
Знать/понимать:
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
- названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников;
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
Критерии оценивания: анкетирование, портфолио.
Ресурсы: наглядный и раздаточный материал (картинки, таблицы, игрушки); слайд-презентации; аудио- и видеокурсы; мультимедийные приложения.
Проблема познавательного интереса – актуальная проблема психологии и педагогики.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. имеет значение, важно) — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. …Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности» заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [4].
Проблемам познавательного интереса, вопросам его формирования и развития посвящено большое количество научных работ. Исследователи описывают условия и факторы, влияющие на становление и развитие познавательного интереса, а также пути его формирования: через организацию совместной и коллективной учебной деятельности (Т.А. Матис, В.Ф. Моргун, Н.У. Садыкова) [11, 14, 17]; через сочетание различных методов и форм обучения (Ю.К. Бабанский, Ж.Н. Тельнова) [1, 20]; через создание ситуаций проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин) [10, 13]; через интенсивность обучения (Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев) [7, 9]; через взаимосвязь видов деятельности (Е.С. Заир-Бек) [5]; через внеурочную воспитательную работу (П.И. Семенова, И.В. Щекотихина) [18, 21]. Ученые выявляют уровни сформированности познавательного интереса, что влечет за собой выделение показателей, параметров и критериев этого явления (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, Н.У. Садыкова, Г.И. Щукина) [12, 15, 16, 17, 22].
Новый взгляд на познавательный интерес привносит концепция личностно ориентированного образования, основная задача которой - актуализация личностных функций (С.В. Белова, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков) [2, 6, 8, 19]. Реализация личностно ориентированного подхода в обучении требует от учителя формирования познавательного интереса как интегративного качества личности. Формирование именно этой модификации положительно сказывается на всем развитии ученика, он становится личностью деятельной, творческой, способной к саморазвитию и самообразованию.
Исследуя данную проблему, А.К.Маркова выделяет следующие уровни познавательного интереса:
- Отсутствие интереса. На данном уровне интерес почти не обнаруживается, за исключением реакции на яркий и занимательный материал, безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач.
- Реакция на новизну. Данный уровень характеризуется положительной реакцией только на новый материал, касающийся конкретных фактов. Характерна кратковременная и неустойчивая активность.
- Любопытство. Данный уровень характеризуется положительной реакцией на новый теоретический материал, частые вопросы. Учащиеся активно участвуют в выполнении заданий, но интерес к ним кратковременный.
- Ситуативный учебный интерес. На данном уровне интерес проявляется к способу выполнения учебного задания, участия в ее решении.
- Устойчивый познавательный интерес. Данный уровень характеризуется проявлением интереса к общему способу выполнения целой системы заданий в пределах изучаемого материала.
- Общественный познавательный интерес. Данный уровень характеризуется постоянным проявлением интереса и творческого отношения к общему способу выполнения заданий, стремлением получить дополнительные требования.
А.К. Маркова отмечает, что второй, третий и четвертый уровни познавательного интереса характерны для младших школьников, у которых он неустойчивый, непосредственный, вращается вокруг узкоконкретного содержания. Пятый уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестой уровень характерен для старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные для того или иного предмета, необходимые им для будущей профессии. [11]
На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью
Познавательные интересы формируются в школе. В учебном процессе осуществляется совместная, взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение). Именно в процессе этой взаимообусловленной деятельности познавательный интерес укрепляется, развивается, обогащается. Сегодня формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитание всесторонне развитой личности. Следовательно, необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Пути формирования познавательного интереса у учащихся младших классов в процессе изучения английского языка.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
- увлеченное преподавание;
- новизну учебного материала;
- историзм;
- использование новых и нетрадиционных форм обучения;
- чередование форм и методов обучения;
- проблемное обучение;
- эвристическое обучение;
- обучение с компьютерной поддержкой;
- применение мультимедиа-систем;
- использование интерактивных компьютерных средств;
- взаимообучение (в парах, микрогруппах);
- тестирование знаний, умений;
- создание ситуаций успеха;
- соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
- создание положительного микроклимата в классе;
- доверие к обучаемому;
- педагогический такт и мастерство педагога;
- отношение педагога к своему предмету, обучаемым;
- гуманизация школьных отношений
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально – психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность.
Изучив опыт педагогов, используя свой опыт, могу выделить следующих технологии, которые способствуют повышению познавательного интереса у учащихся младших классов по английскому языку:
- Использование современных образовательных технологий
- игровые технологии;
- метод проектов;
- проблемное обучение;
- модульное обучение;
- развивающее обучение;
- Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
- Внеклассные мероприятия по предметам;
- Творческие работы учащихся;
- Проведение предметных олимпиад;
- Нетрадиционные формы урока;
- Интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).
Игровые технологии.
Как известно, игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми".
Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Наряду с игровым приемом на уроках большинство учителей применяют приём "Образы", который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения, которому здесь придаётся особое внимание, – это умение передать образы средствами английского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.
Прием "Опиши и изобрази" является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики. [3]
В соответствии с системой обучения английскому языку на своих уроках я использую грамматические игры (см. приложение №1), лексические игры (см. приложение №2), фонетические игры (см. приложение №3), творческие игры (см. приложение №4), ролевые игры (см. приложение №5)
Метод проектов.
Метод проектов направлен на развитие самостоятельного мышления ребенка и учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Нетрадиционные формы урока:
- Видеоурок
- Урок – экскурсия;
- Урок – спектакль;
- Урок – праздник;
- Урок – интервью;
- Урок – КВН;
- Урок – викторина;
- Урок – путешествие.
Программа кружка «Занимательный английский» во внеурочной деятельности для 1 класса.
Актуальность данной программы обусловлена её практической
значимостью: она готовит базу для успешного обучения английскому языку во 2 классе.
Так как основная часть детей этого возраста ещё не читает даже на своём родном языке, обучение английскому языку происходит в устной форме. Обучение чтению и письму не предусмотрено данной программой в 1 классе.
Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению английского языка, позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности.
Программа рассчитана для 1 класса на 34 часа.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Виды деятельности:
- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
- физкультминутки;
- разучивание стихов, рифмовок и песен;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
раздел | тема | Лексические и грамматические единицы | Количество часов |
1 | Знакомство - приветствие, прощание; - название англоговорящих стран; - английские имена; - числа; |
I, am, hi, bye, yes, no, are, you, who, six, seven, how, old, Russia, America, from, Great Britain, Africa, where, he, she, is, name, my, what, your, his, her.
Притяжательные местоимения: my, his, her Глаголы связки: am, is, are Вопросы: who, how old, what, where.
| 9 часов |
2 | Семья - члены семьи (их имена, возраст) - имена родителей и других членов семьи. профессии, хобби; -животные; -внешность; |
Have/has got, mother, father, grandmother, grandfather, sister, brother, aunt, uncle, son, daughter, friend, family, love, fine, thanks, one, two, three, four, five
| 7 часов |
3 | Мои увлечения - игрушки; - мои любимые занятия - спорт; -игры; - животные (зоопарк, парк развлечений) - цвета; |
toy, doll, teddy bear, ship, train, ball, plane, Lego, computer, robot, house, telephone, number, boardgame, hide-and-seek,cat, frog, dolphin, penguin, dog, mouse, horse, cow, chick, hare, monkey, pony, camel, cat, kitten, puppy, zoo grey, black, green, brown, yellow, white eight, nine, ten, many (how many), little, big, funny, like, draw, play, jump, run, want, ride, let’s, swim, football, Bike, scooter, park, merry-go-round, big wheel, game, playground, swing, children, they, we, boy, girl, board game, at home, piano, guitar, book, Go, roller-skate, skip, do, watch television, read, sing, dance,too, and, with, it
Счёт до 10. Прилагательные. Глаголы. Местоимение it.
| 10 часов |
4 | Мир вокруг меня - школа; - мой город, моя страна. |
bell, board, book/textbook,bag,classroom, computer, eraser, pen, pencil, copybook, pencil box, pupil, teacher, desk This is… . Russia, Moscow, city, town, street, center.
| 8 часов |
Всего | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Тема занятий | слова | структура | звуки, буквы | комментарий | ||
РАЗДЕЛ 1. ЗНАКОМСТВО (9 ЧАСОВ) | ||||||||
1 | Знакомство. Приветствие. Доброе утро. | Hi. Hello. Bye. My name is… one, two, three, four Good morning. five, six, what | I am (Nick) Are you…? Glad to see you. What is your name? | [ei] [e] [w] | ||||
2 | Кто ты такой? | Are, you, who seven, eight, nine. | Who are you? How old are you? | [h] | ||||
3 | Считаем до 10 | ten | [e] [au] | |||||
4 | Сколько тебе лет? Откуда ты? | 1-10 Russia, America, Canada | How old are you? Where are you from? I’m from… | [n] [k] [d] [t] [s] | ||||
5 | Закрепление, повторение | Закрепление, повторение | ||||||
6 | Цвета флага. | he, she, is red, blue, white(flag) | He is she is | |||||
7 | Из истории Англии. Английское чаепитие | Страноведческий материал | ||||||
8 | Как тебя зовут? | green, yellow, orange name | What is his(her) name? | [h] [a:] [p] [b] | ||||
9 | А как зовут твоих друзей? | your, name | What is your name? | |||||
РАЗДЕЛ 2. СЕМЬЯ (7 ЧАСОВ) | ||||||||
10 | Моя семья. У тебя есть братья? | mother, father sister, brother, dad, mum | I have got… | [b] [f] [d] [h] | ||||
11 | Как дела? Бабушки и дедушки. | fine, thanks granny, grandmother, grandfather | How are you? How is your mother? She is… | [f] [ai] [g] [n] [i] | ||||
12 | Повторение. Тети, дяди- родственники | aunt, uncle | Have you got a…? I have got.. I haven’t got | [A] [k] | ||||
13 | Я люблю свою семью | family, love | I love my… | [m] [l] | ||||
14 | Профессии. | doctor, teacher, my | He is a doctor | [d] [k] | ||||
15 | Кто он? | pilot, driver | My dad is… | [p] [b] | ||||
16 | Закрепление, повторение | Закрепление, повторение | ||||||
РАЗДЕЛ 3 Мои игрушки.( 10 часов) | ||||||||
17 | Во что играют мальчики? | ship, train, plane | Aa | |||||
18 | Во что играют девочки? | ball, toy, like, and eight, nine( примеры) fox, lion, crocodile, has | Bb | |||||
19 | Посчитай свои игрушки. | |||||||
20 | Закрепление, повторение | monkey, cow | I like… | Cc | ||||
21 | Мои занятия. Глаголы движения. | hide-and-seek, can, play, draw, dolphin jump, run, swim, fish | How many … has he(she) got? | Dd Ee | ||||
22 | Игры. Я люблю играть. | board game, piano, guitar want, swing, game, bike | I can… | [f] Ff | ||||
23 | Компьютерные игры. Закрепление, повторение | computer, robot, board game | I can \I can’t I like… | [g] Gg [h] Hh | ||||
24 | Закрепление, повторение | [ai][i] Ii | ||||||
25 | Животные-игрушки | dog, frog, mouse, cow, it, brown kitten, puppy, cat, chick grey, black | Jj | |||||
26 | Поиграйте с ними | elephant, have, sheep | [k] Kk Ll | |||||
РАЗДЕЛ 4. МИР ВОКРУГ МЕНЯ (8 ЧАСОВ) | ||||||||
27 | Школа. Школьные принадлежности | bell, classroom, pupil, teacher pencil, pen, copybook, desk | It can… | [m] Mm [n] Nn | ||||
28 | Школьные принадлежности Закрепление, повторение | eraser, textbook, bag | I am… | Oo Pp | ||||
29 | Школы Англии Каникулы. Праздники | Страноведческий материал | [kw] Rr | |||||
30 | Моя страна. Мой город. | farm, zoo | [s] Ss Tt | |||||
31 | Домик в деревне Поход в зоопарк (ферму) | street | Uu Vv | |||||
32 | На улице. В лесу. Кто там? | forest | Ww Xx | |||||
33-34 | Закрепление, повторение | Закрепление, повторение | Yy Zz | |||||
ВСЕГО: | 34 ЧАСА |
Процесс познания у школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому по проделанной мной работе можно сделать вывод, что необходимо развивать познавательный интерес, активность школьника в различных видах его деятельности.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса
обучения, в том числе обучения английскому языку, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии, методы и приемы в обучении.
Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интересов, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.
Практика показывает, что есть дети, которым не всегда интересен данный предмет. Между тем уроки английского языка имеют огромную значимость в развитии личности ребенка: несут в себе большие возможности для развития психических процессов, речи, наблюдательности, эрудиции.
Поэтому, я считаю, что учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к данной дисциплине. Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках является занимательность обучения, а именно использование игровой технологии, технологии составления проектов, информационных технологий. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, но в данных технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Следует заметить, что курс английского языка обладает, на мой взгляд, обширными возможностями применения различных технологий необходимых для развития и активизации познавательного интереса. Правильно подобранные и грамотно примененные технологии способны помочь детям лучше усвоить сложный материал, сделать знания, полученные на уроке более прочными и значимыми для ребенка.
Завершить свою работу хочется следующими словами: не все дети талантливые, но все способные. Развивайте познавательный интерес на уроках, и наши ученики будут говорить правильно и наши «слабые» ученики почувствуют себя способными. Какое это счастье – иметь целый класс способных учеников. Всё в руках школьного учителя! Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить каждый урок в сказку.
Список использованной литературы
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
- Белова С. В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 1995. – с. 11.
- Бочарова Л. П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. 1996. – №3. – с. 27
- Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. – 84 с.
- Дусавицкий А. К. Загадка птицы феникс. М.: Просвещение, 1983. – 120 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Совершенство, 1997. – 203 с.
- Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
- Костюк Г. С., Балл Г. А. Категория задачи и ее значения для психологической науки // Вопросы психологии. 1977. – №3. – с. 15.
- Левитов Н. Д. Детская и педагогическая псизология. М.: Учпедгиз, 1985. – 323 с.
- Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М., 1992. – 17 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
- Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 1986. – 195 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –М.: Педагогика, 1972. –142 с.
- Моргун Ф. В. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 1976. – №6. – с. 45 – 54.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. – 186 с.
- Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. Пед. соч. в 2-х т. М.: Просвещение, 1981. – Т. 1. – с. 290.
- Савина Ф. К. Формирование познавательного интереса учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу / ВГПИ им. А. С. Серафимовича. – Волгоград , 1988. – 61 с.
- Сафонова В. В. Коцепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык» / В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, И.Л. Бим, М. З. Биболетова, Л. Г. Кузьмина // Иностранные языки в школе. 2000. №6. – с. 4.
- Сериков В. В. Личностных подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.
- Сущих М. М. Формирование познавательной потребности младших школьников в условиях гуманизации обучения: Дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 1991. – 194 с.
- Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. М., 1966. – 45 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
Приложение №1 «Грамматические игры»
- “What is this?”
Класс выучил первое английское предложение, первый речевой образец This is pen. И первый вопрос is this? А что теперь делать с этим предложением? Как его можно употребить в речи? Спросив десяток раз What is this?, учитель тяжело сел на стул и сказал: “Oh, I’m so tired. Who can help me? Who wants to be a teacher?”
Katya: May I?
Teacher: Yes, you may.
Andrei: May I?
Lenu: May I?
От желающих не было отбоя. Тогда решили играть по командам: команда «учителей» против команды «учеников». У каждой команды был набор предметов, английские названия которых были знакомы ребятам. «Учителя» расположились напротив «учеников», и игра началась.
“Teachers” | “Pupils” |
Jane: What is this? | Misha: This is a pen. |
Kolya: What are these? | Masha: These are pencils. |
Lena: What is that? | Victor: That is a window. |
После того как все «учителя» задали вопросы, команды поменялись ролями. За каждые правильные вопрос и ответ давалось одно очко.
В игре также используются варианты речевого образца – What is these? What is that? What are those?
- “Where Is the Pen?”
Сегодня учитель был крайне «рассеян». И урок никак не мог начать, все что-то искал…
Teacher: Where is my pen? Where is my pen? Is it in the table, or under the table? Where is my pen, Jane?
Jane: It is in your bag.
Teacher: Let me see. No, it is not. Where is my pen, Andrei?
Andrei: It is in your table.
Teacher: Let me see. No, it is not. Where is my pen, Masha?
Masha: It is under the book.
Teacher: No, it is not.
Так продолжалось некоторое время, а когда в поисках ручки учитель заглянул за книжный шкаф и спросил: “Is it behind the bookcase?”, ребята смекнули: учитель играет. Играть стали вместе.
Установили правила. Выбирается водящий (It), которого просят выйти из класса. Учитель прячет какой-нибудь предмет. Возвращается водящий.
Teacher: Where is the pen?
It: The pen is under the bag.
Katya: No, it is not.
It: The pen is in the table.
Misha: No, it is not.
It: The pen is in your desk, Andrei?
Andrei: Yes, it is.
Ребята вошли во вкус и придумали играть чуть-чуть по–другому: водящий сам задает вопросы, обращаясь по очереди к остальным играющим. Причем он имеет право задавать только общие вопросы.
It: Is it in your desk, Lena?
Lena: No, it is not.
It: Have you the pen, Victor?
Victor: No, I have not.
It: Is it behind the picture, Masha?
Masha: No, it is not.
It: Can I see it, Petya?
Petya: Yes, you can.
It: I see it on your desk.
Вариант: Водящий просит всех закрыть глаза и быстро прячет предмет, вопросы теперь задает весь класс, а водящий отвечает на них.
- “What Is He (She)?”
Учитель подметил, что у ребят есть большое желание «актерствовать», изображать животных, например.
Teacher: You know the English names for many animals: a bear, a wolf, a…
Yes, Masha.
Masha: A tiger.
Olya: A goose.
Kolya: A duck.
Misha: A fox, a…
Teacher: Wait a minute… Don’t name the animal you know but play it. Katya, please. What animal will you play, I wonder? What is she?
Lena: She is a fox.
Teacher: Now, Oleg, please. What is Oleg?
Jane: She is…
Teacher: You are speaking about Oleg…
Jane: He is a tiger.
Oleg: No, I am not a tiger.
Teacher: And what are you?
Oleg: I am a wolf
Все реже ребята путали местоимения he и she.
Приложение №2 «Лексические игры»
- “Number Snatch”
Учитель принес в класс красивые цветные карандаши, фантики, спичечные этикетки, марки, открытки и положил все это на стол.
Teacher: Look at these things. Do you like them? You can get them if you are quick and attentive. Let’s play a team game^ team “A” against team “B”,
Команды располагаются на некотором расстоянии напротив друг друга. Каждый участник команды получает номер от 1 до 10, таким образом у играющих по два номера 1, 2, 3 и т. д. Посреди игрового пространства ставится стул, на который кладется один из упомянутых предметов. Как только учитель называет по-английски номер, скажем, 3, ученик из каждой команды с этим номером бежит и старается первым схватить предмет.
- “This Is My Nose”
Детям нравится, когда кто-то ошибается или только делает вид, что ошибается. Этим и воспользовался учитель. “Oh, oh, something is wrong with my foot,” сказал он, показывая на руку. “With your hand,” уточнила Катя. Вместо ответа учитель продолжал: “I don’t hear, something is wrong with my nose”, показывая на ухо. Все засмеялись, так как слова «нос» было всем понятно.
Для игры ученики выстраиваются в одну шеренгу напротив водящего. Водящий показывает, скажем, на ступню ноги и говорит: “This is my nose.” Ученик, к которому обратился водящий, отвечает наоборот: “This is my foot”, показывая на свой нос. Теперь он становится водящим. Во время диалога все остальные считают до десяти. Если играющий не ответит правильно до конца счета, он выбывает из игры.
Приложение№3 «Фонетические игры»
- “Monkey Talk”
Это стихотворение может быть использовано для тренировки учащихся в произнесении звука [ð]
Little monkey in the tree,
This is what he says to me,
“They, they, they,
Thee, thee, thee.”
Monkey jumps from limb to limb
While I chatter back to himt
“Thee, thee, thee
They, they, they.”
Teacher: I am sure you can show a monkey very well: the way it makes faces, and the way it speaks. Monkeys in the English Zoo speak English. They pronounce the sound [ð] properly. This monkey is angry with the children. They may have hurt him. That’s why the monkey says: “They, they, they.” And it’s a learned monkey, and he speaks like old poets: “Thee, thee, thee.”
- “The Jumping Jack”
Teacher: Now lrt’s play the jumping Jack. The rag doll was limp, and the jumping Jack is stiff, his movements are abrupt, he jerks.
Ребята двигаются в ритм стихотворения:
I have a jolly jumping Jack,
See how well he jumps!
Up and down, from right to left,
He jumps and jumps and jumps.
Приложение №4 «Творческие игры»
- “Simon Says”
Учитель разучивает с учениками простейшие команды “Sit down”, говорит учитель, садится и тем самым подает пример ребятам. “Stand up”, говорит учитель, встает, и ученики поднимаются вслед за учителем. Постепенно учащиеся научились понимать и выполнять команды без зрительной опоры. Команд становится все больше и больше, и необходимо продолжать тренировку. Но первый интерес прошел, удовольствие подчиняться непонятным словам притупилось Вот тогда на помощь пришла игра.
Однажды в руках учителя появился маленький смешной человечек.
Teacher: Look at this man. His name is Simon. And he is a teacher now. You must obey only his commands. Simon says, “Stand up!” Good! Simon says, “Hands up!” Good! Sit down! Why did you sit down? Simon did not say, “Sit down.” Remember – Simon is a teacher.
Ребята поняли условие игры: они должны выполнять команду только в том случае, если ей предшествуют слова “ Simon says ”. Ученик, сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.
Вариант «А»
Игру можно усложнить, если предложить ребятам выполнять команды с закрытыми глазами. В этом случае исключается возможность посмотреть, как выполняет команду сосед.
Вариант «В»
Игра становится еще более трудной, если команда сопровождается не соответствующим ей действием. Например, учитель говорит: “Simon says, ‘Touch your nose’” и одновременно с этим хлопает в ладоши. В этом варианте по условиям игры ученики обязаны посмотреть на учителя.
- “Introductions”
Учитель предложил всем сесть в крут и объяснил, что ребята пришли на вечер, где никто никого не знает. Надо познакомиться: “Introduce yourselves to one another, and give yourselves numbers. Say, I am Victor, number one, I am Katya, number two, and so on”. Ребята сели и стали знакомиться. Одному из учеников стула не досталось – он водит, но у него самая интересная роль. Он ходит по кругу и говорит с играющими:
It: Number three.
Number three: I am Lena.
It: Number three , sit down. Number ten.
Number ten: I am Kolya.
It: Number ten, sit down.
Едва водящий «притупил бдительность играющих», как вдруг сказал: “ Number eleven, Number six – change places”.
Названные ученики выполняют команду, а водящий старается быстро занять место одного из них. Оставшийся без места водит.
Приложение №5 «Ролевые игры»
- «Лишнее» слово
Учитель: приветствует команды и предоставляет капитанам команд слово.
Капитан 1 команды: представляет название команды и девиз (хором)
Капитан 2 команды: представляет название команды и девиз (хором)
Первое задание: узнайте «лишнее» слово и поднимите карточку c его номером. Презентация представляет слова:
1 Кадр
1. fox 2. lion 3. tiger 4. bag 5. dog
- Кадр
- swim 2. jump 3. pen 4. run 5. Fly
- Кадр
1. book 2. pig 3. rubber 4. bag 5. Pencil
- Кадр
- mother 2. boy 3. sun 4. sister 5. Father
Учитель четко и громко прочитывает слова каждого кадра, ученик поднимает карточку с номером «лишнего»слова. Жюри оценивает правильность и быстроту реакции играющих, поднимают карточки с оценками. Счетная комиссия подсчитывает очки и записывает результаты на доске.
- «Алфавит»
Учитель: Ребята, а вот Винни-Пух обращается к вам за помощью. Он хотел написать правильно буквы английского алфавита, но пропустил некоторые буквы. Давайте ему поможем!
Винни-Пух дает каждой команде красиво написанный на листе альбома алфавит, в котором пропущены 10 букв. Члены команд вписывают пропущенные буквы. Жюри оценивает работу, исходя из правильности написания, каллиграфии, быстроты выполнения задания. Счетная комиссия записывает результаты на доске.
Анкетирование учащихсяПродолжить фразу:
1. Больше всего мне нравятся уроки .... (укажите 2-3 учебных предмета)
________________________________________________
2. Мне совсем не интересно на уроках ________________
З. На каких уроках учителя используют технические средства обучения? Как часто?
__________________________________________________
4. Я хочу, чтобы на уроках чаще проводились ____________
5. После уроков ________________________________________, мне хочется узнать больше дополнительной информации.
6. Чтобы заинтересовать нас каким-либо учебным материалом учителя
__________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов...
Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»
Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
ldquo;Великая цель образования – это не знания, а действия”.(Герберт Спенсер)Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу...