Формирования положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников
учебно-методический материал по иностранному языку (2 класс)

Практика необходима для успешного преподавания и мотивирования младших школьников к изучению иностранного языка (английского). Данный опыт работы могут применять на своих уроках (внеурочных занятиях) учителя английского языка  в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников

                                   Соловьёва Маргарита Викторовна,

                                                      учитель английского языка

                                                       ГБОУ СОШ №5

 «Образовательный центр «Лидер»

г.о. Кинель

Содержание

  1. Актуальность
  2. Способы повышения мотивации у младших школьников в овладении английским языком

2.1. Игровые технологии в обучении английскому языку

2.2. Использование рифмовок и стихов в обучении младших школьников

2.3. Применение песен на занятиях

2.4. Многофункциональность приема инсценировки

3. Результативность занятий английского языка во внеурочной деятельности

4. Список источников

  1. Актуальность

На сегодняшний день во ФГОС, учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения "самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности". Школьников следует научить ставить перед собой перспективные цели и достигать их, видеть последствия деятельности и поведения; преодолевать любые препятствия на пути к намеченной цели.

             Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. 

Проблема повышения мотивации изучения иностранного языка всегда остается актуальной. Сложность иностранного языка, как учебного предмета, большой объем лексического и грамматического материала, необходимость выполнять однообразные и зачастую скучные упражнения объясняет нежелание учащихся глубоко вникать в изучение данного предмета и, как результат, низкий уровень языковой подготовки в большинстве неязыковых школ. Проблема поиска эффективных приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Именно от приемов, которые учитель применяет на занятиях, их разнообразия зависит мотивация учащихся к изучению английского языка, особенно на раннем этапе обучения. Внимание младшего школьника отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у ребенка данного возраста преобладает возбуждение над торможением. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься в течение 10-20 минут в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения. Поэтому важным выступает смена видов деятельности в процессе обучения.

Мною было замечено, что ученики 2 класса, начинающие изучение английского языка с использованием УМК «Spotlight 2», который предназначен для 2 года обучения, испытывают большие затруднения в обучении, поскольку за небольшой период времени им предлагается выучить алфавит, звуки и буквосочетания, а также огромный лексический материал. Необходимо ввести курс внеурочной деятельности в 1 классе, который помог бы младшим школьникам и являлся связующим «мостиком» в успешное будущее.

  1. Способы повышения мотивации у младших школьников в овладении английским языком

Для формирования положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка могут быть использованы различные приемы, нестандартные формы проведения уроков, создание проблемных ситуаций, создание ситуации успеха. Я хочу остановиться на самых эффективных, на мой взгляд.

2.1. Игровые технологии в обучении английскому языку

Игровая ситуация в педагогике – это один из важнейших аспектов обучения ребенка.  Исходя из этой особенности, игра является основой для развития у обучающихся навыков учебной деятельности. В первом классе дети очень подвижны, внимание у них неустойчивое, поэтому заинтересовать их задача не из легких.  Таким образом, использование игр и игровых приёмов на уроках иностранного языка помогает создать доброжелательную обстановку в классе, снять психологический барьер, повысить мотивацию к изучению языка.  Эффективность состоит в том, что в игровой технологии сочетаются насколько значащих факторов. В ней есть свобода действий и четкое распределение обязанностей, напряженные моменты и развлечение, реальность и мистика, эмоции и рациональное мышление.

Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам, они выполняют множество функций в процессе развития ребенка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Методическая типология игр разнообразна так же как и их предназначение. В своей работе я применяю различные игры, которые помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Можно разделить их на условные группы: лексические, грамматические, фонетические, орфографические, игры для обучения чтению, аудированию, говорению, а также игровые физкультминутки. Далее хочу представить игры, которые я чаще всего использую на занятиях во внеурочной деятельности.

 Фонетические игры

Цели: тренировать произношение английских звуков; научить обучающихся различать звуки английского языка, громко и отчётливо произносить их отдельно и в словах; используются для развития у детей слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки.

Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность. Для примера приведены несколько интересных фонетических игр.

ИГРА 1.Учитель раздаёт детям карточки с картинками (картинки могут быть у всех разные). Даётся одно для всех задание: «Соедини линией картинки, предметы на которых начинаются с одного и того же звука». (Вариант игры. Раскрась одним цветом картинки, предмет на которых начинается с этого звука).

ИГРА 2. «Найди, в каких словах спрятались звуки, которые я буду произносить». Учитель показывает детям картинки и чётко произносит названия предметов, изображённых на них. Ребята должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши. Звуки отрабатываются с детьми до начала игры).

ИГРА 3. «Если слышишь — сядь» (Sit for sounds)
Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышат слова, начинающиеся на определенный звук. Например:
‘I am going to say four words. Sit down when you hear one that begins with the sound [t] Ready? DISH, VERY, THAT, TIDY…

 Лексические игры

Цели: тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность обучающихся; развивать речевую реакцию обучающихся.

При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово».

ИГРА 1. «Азбучный тир». Эта игра очень понравится детям. Для ее проведения нужно написать буквы алфавита на отдельных карточках и давать ученикам по очереди бросать мяч в эти буквы. В какую букву попадет мяч, на такую и нужно придумать слово или несколько. За каждое слово нужно засчитывать балл, кто больше набрал баллов, тот и выиграл.

ИГРА 2. «Найди незнакомца» (Find the stranger). Ребятам предлагаются группы слов (от трех до пяти слов в одной группе), которые бы были логически связаны между собой. Но одно слово должно быть лишним. Детям нужно найти лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит для данной категории. Таким образом, вы сможете закрепить слова по новой теме и повторить слова по уже пройденным темам. В процессе игры активируются и развиваются навыки говорения, логического мышления и построения аргументов.

ИГРА 3. «Моя тетя приехала в город…»  (My aunt went to town…) Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды. 
Pupil 1: My aunt went to town and bought a book. 
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag. 
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler. 
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры. 

Грамматические игры

Цели: научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения; развить речевую творческую активность учащихся.

ИГРА  Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм. На картах - несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing?

Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают:

He is doing.

При правильном ответе он получает фишку.

Орфографические игры

Данный вид игр особенно актуален для младших школьников, которые только учат алфавит, или выучили, но путают буквы.

Цель: тренировать написание английских слов.

ИГРА 1. «Собери слово» Учитель раздает карточки с буквами алфавита. Затем называет слово, например, book. Учащиеся, имеющие карточки с соответствующими буквами, должны выйти к доске и встать таким образом, чтобы получилось данное слово.

ИГРА 2. «Найди незнакомца» (Find the stranger) Предлагается группа заглавных или прописных букв вперемешку, предлагается найти букву, которая будет лишней в группе и рассказать почему.

ИГРА 3. «Сладкая парочка» Найти на картинке пары букв английского алфавита (заглавную и прописную), которые «разбежались» по картинке.

 Игры для обучения чтению

Цели:   быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия; понимать читаемое; читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы.

ИГРА 1. «Сочинитель» (Composer) На доске написано длинное слово, например, “Accomodation”. Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова и записывают их на доске. Например, cat, not, dot.

ИГРА 2. «Суперсекретарь» (Super secretary) Класс делится на две команды. По одному ученику из каждой команды выходят к доске и записывают предложения учителя под диктовку.

Игры для обучения аудированию

Цели: научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; научить учащихся выделять главное в потоке информации; развить слуховую память и слуховую реакцию учащихся.

ИГРА «Последняя буква» (The Last Letter) 
Формируются две команды. Представитель первой команды называет слово, ученики из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово. Например: arm, map, pen, nose, eye, ear, и т.д.

Игровые физкультминутки на уроках английского языка

Сохранение и укрепление здоровья детей на уроке невозможно без применения современных здоровьесберегающих технологий. Этому способствуют физкультминутки в игровой форме. Они предупреждают утомляемость детей и являются необходимым моментом на уроках иностранного языка.

Вывод: роль игры на занятиях огромна. Игра является инструментом преподавания, который позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, что способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.

2.2. Использование рифмовок и стихов в обучении младших школьников

Заучивание наизусть стихов, рифмовок, песенок и считалок не только тренирует память учащихся, но и открывает огромные возможности для увеличения словарного запаса учащихся. Но учителю необходимо регулярно включать выученные рифмовки в урок, поощрять учеников, которые используют эти лексические единицы на уроке. Усвоение лексики проходит посредством развития автоматичных навыков, благодаря ежедневному многократному аудированию и воспроизведению слов и оборотов речи в процессе общения.

Использование рифмовок и поэтических произведений на уроках английского языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельности учащихся, развивает их интерес к учебе, формирует художественный вкус, углубляет знание языка, знакомит с новой лексикой. Формируется также так называемый пассивно-потенциальный словарь. Учащиеся получают удовольствие и удовлетворение от такого вида работы.

Например, несколько стишков, которые нравятся школьникам и легко запоминаются ими за 1-2 урока:

HOW OLD ARE THEY?

This is Lew.

He is two

This is Guy.

He is five.

This is Kevin.

He is seven.

This is Kate.

She is eight.

This is Caroline.

She is nine.

This is Pen.

She is ten.

Посредством этого произведения тренируются знания местоимений (личных и указательных), числительные, форма глагола to be, конструкции простых предложений и прямой порядок слов в предложении.

HOW ARE YOU?

Hello! Hello!

How are you? How are you?

I’m fine, thank you.

I’m OK, thank you.

Здесь хорошо отрабатываются фразы-клише, а также конструкция вопросительного предложения.

WHAT DO I LIKE?

I like ice-cream.

She likes sweets.

I like cookies.

He likes cheese.

I like coffee.

She likes tea.

I love you.

Do you love me?

В этом чанте идет отработка глагола like, конструкции утвердительного и вопросительного предложений и лексик и по теме Food.

  1.  Применение песен на занятиях

Использование песен на изучаемом языке актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ученика, ибо специально отработанные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.

Звучание музыки, мелодии песни и самого текста песни, её исполнение предвосхищают прочтение текста учащимися. Текст же песни может быть использован для изучения языка как системы, а также для ознакомления с особенностями менталитета, культуры страны изучаемого языка.

На основе извлеченных из текста песни фраз и отдельных лексических единиц обучаемый может проявлять самостоятельность и творчество. Выход на творческий уровень способствует осознанию особенностей традиций, культуры страны изучаемого языка, в работе происходит формирование коммуникативной компетентности.

Выбирая песню, желательно принимать во внимание критерии такие как, песня часто транслируется по радио; она соответствует вкусам учеников, моде (хотя бы приблизительно); тема песни соответствует теме занятия или его грамматическому содержанию.

Вывод: работа с такими литературными формами, как рифмовки, песни и стихи способствует развитию интереса к изучению английского языка; повышению мотивации к изучению английского языка; созданию благоприятного психологического настроя на занятие, позволяя застенчивым, нерешительным детям включиться в работу; способствует формированию коммуникативной компетенции в целом.

  1.  Многофункциональность приема инсценировки

Данный прием многофункционален: способствует развитию памяти, мышления, воображения; способствует познавательной активности, создает коммуникативную среду, способствующую успешно формировать коммуникативные компетентности младших школьников. Данный прием развивает и совершенствует монологическую и диалогическую речь, пополняет словарный запас; а также помогает учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка, делая процесс изучения более увлекательным.

В основу данного приёма обучения положены такие принципы:

1) Никакой подготовительной работы (написание сценария, подготовка костюма, декораций, заучивание ролей) не проводится;

2) инсценировка осуществляется непосредственно на уроках, на заключительном его этапе ( как правило, в течение  5 -10 минут) ;

3) материалом для инсценировки является только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты);

4) при распределении ролей нужно стремиться к тому, чтобы каждый раз школьник получил новую роль.

 В течение года обучающим было предложено инсценировать сказки «Колобок» и «Репка». Поскольку эти сказки хорошо знакомы ребятам на родном языке, было легче представить их на английском языке и не было проблем с инсценировкой на английском языке. В УМК «Spotlight – 2» также есть произведение «The Town Mouse and the Country Mouse», которое было инсценировано школьниками на уроках. Данная сказка рифмована, что облегчает ребятам ее запоминание. Использование видео материала к этой сказке помогает повысить активность учащихся, выразить свое мнение по поводу увиденного, способствует развитию внимания и памяти.

Вывод: Театральные постановки на уроке – сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико – грамматический материал начального и последующего этапов  обучения.

Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями, потом автоматически оперируют ими  при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Театр на уроке позволяет школьникам знакомиться с литературой страны изучаемого языка, способствует эстетическому воспитанию учащихся, приобщает их к  культуре страны изучаемого языка.

  1. Результативность занятий английского языка во внеурочной деятельности

С целью определения уровня школьной мотивации обучающихся 2 классов проводилось диагностическое обследование методом анкетирования. В ходе анкетирования обучающимся было предложено 4 вопроса:

  1. Тебе нравится на уроке английского языка?
  2. Тебе нравится, когда у вас отменяют урок английского языка?
  3. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий по английскому языку?
  4. Если бы учитель сказал, что завтра на урок английского языка не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

Данные вопросы адаптированы под предмет английский язык по методике Лускановой Н.Г. В результате анализа обработанных анкет у 59% обучающихся высокая мотивация обучения английскому языку, средняя - 23%, низкая - 18%. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что в целом у обучающихся 1 классов высокий уровень школьной мотивации к внеурочным занятиям. Так как я буду учить детей до 4 класса, то моя цель – сохранить высокий уровень мотивации к изучению английского языка. Хочется напомнить, что важной целью изучения школьниками иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции. Чтобы добиться этой цели, нужно начинать с малого: посеять в уме первоклассника маленькое зернышко интереса к изучению иностранного языка и создать все условия, чтобы в будущем оно принесло свои плоды.

  1. Список источников

Английский язык. Английский в фокусе: книга для учителя к учебнику для 2 классов под ред. Быковой Н., Дули Дж., Поспелова М., Эванс В. Издательство М.: Просвещение; UK.: Express Publishing, 2017.

Английский язык. Методические рекомендации к учебнику для начинающих: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. — 2-е изд. — М. : Express Publishing : Просвещение, 2011 — 160 с.

Аутентичные поэтические произведения на внеурочных занятиях по английскому языку с использованием технологии дополненной реальности: учебное пособие / Н.И. Торунова, Н.И. Вантеева. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2019.

http://oren-english.ru/metodicheskaya-kopilka/spotlight-2-materialy-dlya-besplatnogo-skachivaniya

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9917/2/02Neyolova2.pdf

https://english-da.ru/skazki/adapted-tales


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в начальной школе.

Способы формирования положительной мотивации на уроках английского языка в начальной школе....

Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей рав...

Организация внеурочной деятельности как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Данная презентация посвящена проблеме повышения мотивации к изучению английского языка младшими школьниками во внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учре...

Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...

Приёмы повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.

Приёмы повышения мотивации к изучению английского   языка у младших школьников.Психологические и возрастные особенности младших школьников на овладение иностранного языка....

Игра как средство повышения уровня мотивации и развития интереса к изучению английского языка у младших школьников

В данной статье говорится о важности игры в процессе обучения английскому языку младших школьников. А также рассматриваются виды игр (с примерами), с помощью которых этот интерес развивать и поддержив...

Средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Изучение иностранного языка – это одна из важнейших задач в современной школе. С каждым годом все больше и больше школьников осознают необходимость овладения навыками общения на иностранном язык...