Мастер - класс на тему " Работа над стихотворной и прозаической речью"
учебно-методический материал ( класс) на тему

Цель мастер - класса: ознакомление и овладение приёмами стихосложения.

Задачи:

- научить различать стихотворный и прозаический тексты;

- познакомить с ритмом. рифмой (её видами);

- научить рифмовать слова, создавать буриме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Тема: «Работа над стихотворной и прозаической речью.»

Цель мастер- класса:  ознакомление и овладение приемами стихосложения

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

              2. познакомить с  ритмом,  рифмой (её видами);

              3. научить рифмовать слова, создавать буриме.

Педагог-мастер: Жеребятьева Е.И.

 Участники: педагоги образовательных учреждений

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Продолжительность мастер - класса: 15 минут

Ход мастер – класса.

Вступительное слово.

 Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Мне близка поэзия, люблю сочинять  стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении. Я убеждена  в том, что достигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться  к прекрасному, а может быть и стать творцом. А это зависит от  стремления и желания  каждого человека.

Сегодня я  попробую на  мастер – классе наглядно показать это.

Уважаемые коллеги,  устройтесь удобно  и приготовьтесь не только слышать и слушать, но и быть активными участниками всего происходящего. Начнём мастер – класс с разминки.

I.   Разминка «Имя – качество»

Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Ольга – красивая). А вот и моя визитка – Екатерина – загадочная .

II. Психологический настрой.

Педагоги знают, как начнёшь урок, так он и продолжится. Включить ребят в работу важная задача учителя.  В  этом помогает правильно организованный  психологический настрой. На этом этапе формируется умение сосредоточиться, мобилизовать себя.  И  я вам предлагаю настроиться на  работу. За работу, в добрый путь!

Перед вами - 2 карточки (смайлики – настроение).  Поднимите карточку, изображение на которой соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.

 Слайд 1. ( изображение смайликов)

Введение в тему мастер – класса

В течение жизни мы решаем множество проблем. Предлагаю сегодня  рассмотреть одну из проблем, касающейся  вопросов  стихотворной и прозаической речи. И попробуем решить её.

Внимание на экран. ( слайд 3)

На дворе стоит апрель,

За окном звенит капель.

Распускаются цветы,

Небывалой красоты.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.

(Ответ: поэт)                             

III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

 Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.  

Тайна первая: наша речь.

Перед вами портреты трех известных людей. Назовите  их. ( Слайд 3)

(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)

Все они – известные писатели.

Прослушайте два текста и определите:

перу,  какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.

 Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

  1. Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном  краю? ( Слайд 4)
  2. Белеет парус одинокий  (Слайд 5)

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

  • Чем похожи эти два текста?  (Одинаков смысл, одинаковые картины)
  • Чем они отличаются? (Второй текст  звучит напевно)
  • Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову).

         Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет.  С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе,

М. Лермонтов  – в стихах  и прозе). ( Слайд 6)

  • Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)

Тайна вторая: стихотворная речь.

           IV. Знакомство с ритмом.

Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить  ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

Сделаем вывод, что же такое ритм?

  Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. (Слайд 7)

   Вывод: В стихе это  чередование ударного и безударного слога.

Тайна третья: рифма.

  1. Знакомство с рифмой.        

 Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. ( Слайд 8)

(от греч. рифмос – стройность)

Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.

Игра «Найди рифму».

парта - …(карта)

ученик -…(озорник)

пенал - … (журнал)

указка - … (сказка)

ручка - … (штучка)

соль - …(фасоль)

доска - …(тоска)

диск - …(риск)

мир - …(пир)

поэт - …(секрет)

Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая). ( Слайд 9)

Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию.  

Слайд 10

Перекрёстная  

У Лукоморья дуб зелёный;

 Златая цепь на дубе том:

 И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

Слайд 11

Парная     

           В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

          Там ступа с Бабою Ягой

          Идёт, бредёт сама собой…

Слайд 12

Опоясывающая     

   И там я был, и мёд я пил;

  У моря видел дуб зелёный

 Под ним сидел, и кот учёный

 Свои мне сказки говорил.

 А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.Перед вами карточки с текстами. Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня -  задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.  

Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

Работа для 1 группы: ( Слайд 13)

  1. Жил-был добрый Царь Матвей,  

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет.  (парная)

  1. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.   (перекрёстная)

  1. Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Работа для 2 группы: (Слайд 14)

1)Школа моя деревянная !,,

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать. (перекрестная)

2)Мать и сын теперь на воле ;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом. (парная)

  1. «Ты вразуми меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)

 ( Ведётся совместная работа над проверкой выполненного задания группами).

Последняя тайна – буриме.

 VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)

Слайд 15.

А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.

Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.

Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу).

Ученик напишет ручкой  ( Слайд 16)

Свои весёленькие штучки,

Ведь в руках его тетрадь,

Значит надо в ней писать.

Слайд 17

Каждая группа выберет  1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1  группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.

2  группа: книжки – малышки, урок – звонок.

 (По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).

VII. Итог мастер-класса

Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Сегодня мы наглядно убедились в этом. Человек постоянно работающий  над собой может достичь невозможного. Главное – это желание !

Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?

Я желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек».  А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»

VIII.  Рефлексия.

 А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса (спасибо) .

Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!

Приложение 1

Перекрёстная  

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б   Златая цепь на дубе том:

А   И днём и ночью кот учёный

Б   Всё ходит по цепи кругом

Парная       

         А   В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

          Б Там ступа с Бабою Ягой

          Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая     

         А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

 Приложение 2

Группа 1

  1. Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет

  1. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.  

  1. Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши.

Группа 2

1)Школа моя деревянная !..

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

  2)   Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

   3)Ты вразуми меня , герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой»

Приложение 3

Группа 1

Ручка - штучка, тетрадь – писать.

Группа 2

книжки – малышки, урок – звонок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Работа над стихотворной и прозаической речью»

Слайд 2

Цель мастер – класса: ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Задачи: научить различать стихотворный и прозаический тексты; познакомить с ритмом, рифмой, её видами; научить рифмовать слова, создавать буриме.

Слайд 4

На дворе стоит апрель, За окном звенит капель. Распускаются цветы Небывалой красоты.

Слайд 6

Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

Слайд 7

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Белеет

Слайд 8

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. Игра «Найди рифму». -парта - … ученик - … указка - … ручка - … доска - …

Слайд 9

Виды рифм в стихосложении: перекрёстная парная опоясывающая (кольцевая)

Слайд 10

Перекрёстная. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом .

Слайд 11

Парная. В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой …

Слайд 12

Опоясывающая

Слайд 13

Работа для 1 группы: 1) Жил – был добрый Царь Матвей, Жил с царицею своей Он в согласье много лет, А детей всё нет как нет. ( парная) 2) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. ( перекрёстная) Я рос, как многие в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши. ( опоясывающая)

Слайд 14

Работа для 2 группы. Школа моя деревянная!, Время придёт уезжать – Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. (перекрёстная) Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зелёный над холмом. (парная) «Ты вразуми меня герой, - Со вздохом голова сказала, - Твоя десница доказала, Что я виновен пред тобой». (опоясывающая)

Слайд 15

Стихотворение – буриме. Тема «Школа» 1. группа: ручка – штучка, тетрадь, писать. 2. группа: книжки – малышки, урок – звонок.

Слайд 16

Ученик напишет ручкой Свои весёленькие штучки, Ведь в руках его тетрадь, Значит надо в ней писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Работа над стихотворным текстом на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения

В статье даются рекомендации родителям и педагогам по поэтапной работе над стихотворным текстом на занятиях слухового восприятия и формированию произношения....

Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"

Мастер-классТема:   «Работа с пословицами  как  способ духовно-нравственного развития младших школьников"Цель: выявить нравственное влияние притч.Задачи:1.Дать понятие п...

Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет...