Мастер - класс на тему " Работа над стихотворной и прозаической речью"
учебно-методический материал ( класс) на тему
Цель мастер - класса: ознакомление и овладение приёмами стихосложения.
Задачи:
- научить различать стихотворный и прозаический тексты;
- познакомить с ритмом. рифмой (её видами);
- научить рифмовать слова, создавать буриме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Работа над стихотворной и прозаической речью" | 69 КБ |
proekt.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
Тема: «Работа над стихотворной и прозаической речью.»
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. научить рифмовать слова, создавать буриме.
Педагог-мастер: Жеребятьева Е.И.
Участники: педагоги образовательных учреждений
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Продолжительность мастер - класса: 15 минут
Ход мастер – класса.
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю сочинять стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении. Я убеждена в том, что достигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом. А это зависит от стремления и желания каждого человека.
Сегодня я попробую на мастер – классе наглядно показать это.
Уважаемые коллеги, устройтесь удобно и приготовьтесь не только слышать и слушать, но и быть активными участниками всего происходящего. Начнём мастер – класс с разминки.
I. Разминка «Имя – качество»
Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Ольга – красивая). А вот и моя визитка – Екатерина – загадочная .
II. Психологический настрой.
Педагоги знают, как начнёшь урок, так он и продолжится. Включить ребят в работу важная задача учителя. В этом помогает правильно организованный психологический настрой. На этом этапе формируется умение сосредоточиться, мобилизовать себя. И я вам предлагаю настроиться на работу. За работу, в добрый путь!
Перед вами - 2 карточки (смайлики – настроение). Поднимите карточку, изображение на которой соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.
Слайд 1. ( изображение смайликов)
Введение в тему мастер – класса
В течение жизни мы решаем множество проблем. Предлагаю сегодня рассмотреть одну из проблем, касающейся вопросов стихотворной и прозаической речи. И попробуем решить её.
Внимание на экран. ( слайд 3)
На дворе стоит апрель,
За окном звенит капель.
Распускаются цветы,
Небывалой красоты.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Тайна первая: наша речь.
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их. ( Слайд 3)
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите:
перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
- Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю? ( Слайд 4)
- Белеет парус одинокий (Слайд 5)
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
- Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
- Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
- Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову).
Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе,
М. Лермонтов – в стихах и прозе). ( Слайд 6)
- Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Тайна вторая: стихотворная речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. (Слайд 7)
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Тайна третья: рифма.
- Знакомство с рифмой.
Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. ( Слайд 8)
(от греч. рифмос – стройность)
Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
соль - …(фасоль)
доска - …(тоска)
диск - …(риск)
мир - …(пир)
поэт - …(секрет)
Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая). ( Слайд 9)
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию.
Слайд 10
Перекрёстная
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Слайд 11
Парная
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…
Слайд 12
Опоясывающая
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.Перед вами карточки с текстами. Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
Работа для 1 группы: ( Слайд 13)
- Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
- Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Работа для 2 группы: (Слайд 14)
1)Школа моя деревянная !,,
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать. (перекрестная)
2)Мать и сын теперь на воле ;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (парная)
- «Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)
( Ведётся совместная работа над проверкой выполненного задания группами).
Последняя тайна – буриме.
VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)
Слайд 15.
А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу).
Ученик напишет ручкой ( Слайд 16)
Свои весёленькие штучки,
Ведь в руках его тетрадь,
Значит надо в ней писать.
Слайд 17
Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – малышки, урок – звонок.
(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).
VII. Итог мастер-класса
Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Сегодня мы наглядно убедились в этом. Человек постоянно работающий над собой может достичь невозможного. Главное – это желание !
Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?
Я желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»
VIII. Рефлексия.
А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса (спасибо) .
Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!
Приложение 1
Перекрёстная
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Приложение 2
Группа 1
- Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
- Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
Группа 2
1)Школа моя деревянная !..
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
2) Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
3)Ты вразуми меня , герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»
Приложение 3
Группа 1
Ручка - штучка, тетрадь – писать.
Группа 2
книжки – малышки, урок – звонок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер – класса: ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Задачи: научить различать стихотворный и прозаический тексты; познакомить с ритмом, рифмой, её видами; научить рифмовать слова, создавать буриме.
На дворе стоит апрель, За окном звенит капель. Распускаются цветы Небывалой красоты.
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Белеет
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. Игра «Найди рифму». -парта - … ученик - … указка - … ручка - … доска - …
Виды рифм в стихосложении: перекрёстная парная опоясывающая (кольцевая)
Перекрёстная. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом .
Парная. В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой …
Опоясывающая
Работа для 1 группы: 1) Жил – был добрый Царь Матвей, Жил с царицею своей Он в согласье много лет, А детей всё нет как нет. ( парная) 2) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. ( перекрёстная) Я рос, как многие в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши. ( опоясывающая)
Работа для 2 группы. Школа моя деревянная!, Время придёт уезжать – Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. (перекрёстная) Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зелёный над холмом. (парная) «Ты вразуми меня герой, - Со вздохом голова сказала, - Твоя десница доказала, Что я виновен пред тобой». (опоясывающая)
Стихотворение – буриме. Тема «Школа» 1. группа: ручка – штучка, тетрадь, писать. 2. группа: книжки – малышки, урок – звонок.
Ученик напишет ручкой Свои весёленькие штучки, Ведь в руках его тетрадь, Значит надо в ней писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема : «Работа с текстовой информацией в условиях ФГОС»
laquo;Как по-простому научить сложному»...
Мастер класс Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
Развитие связаной речи детей с ОНР с помощью нетрадиционной технологии квиллинг...
презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать базовые формы, составлять из них различные композиции;-проследить положительное влияние использования техник...
Работа над стихотворным текстом на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
В статье даются рекомендации родителям и педагогам по поэтапной работе над стихотворным текстом на занятиях слухового восприятия и формированию произношения....
Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"
Мастер-классТема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"Цель: выявить нравственное влияние притч.Задачи:1.Дать понятие п...
Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет...