Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"
учебно-методический материал (2 класс)

Успенская Оксана Александровна

Мастер-класс

Тема:   «Работа с пословицами  как  способ духовно-нравственного развития младших школьников"

Цель: выявить нравственное влияние притч.

Задачи:

1.Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи;

2.Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

3.Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rabota_s_pritchey.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема:   «Работа с притчами как  способ духовно-нравственного развития младших школьников"

Цель: выявить нравственное влияние притч.

Задачи:

1.Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи;

2.Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

3.Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков

Ход мастер-класса

1.Вступительное слово.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Задумывались ли вы над вопросом: «В чем состоит суть воспитания и образования»?

В-ось-питание, питание в ось! Чем и как мы должны питать ось своего ребенка? Истинное воспитание помогает ребенку найти, осознать свою миссию, с которой он рождается. Это миссия Творца, Созидателя, ответственного за судьбу своей Родины. Для того, чтобы человек гармонично развивался, ему, прежде всего, необходимо научиться правильно, созидательно мыслить. Таким образом, воспитание - это питание духовной Оси, для этого человек и рождается.

Что же такое Образование? Что это за Образ, который заложен в основу этого слова? Слово «образование» происходит от корня «образ». Стало быть, образовать кого-либо, это означает – приблизить его к Образу и подобию Божию. А ведь именно так и для этого и создан человек. Человек должен быть подобен образу Божию. Образование – это часть божественного замысла. Наша задача - пробудить в детях желание быть образованными людьми.

Как это сделать? По-сути, заложить в ребенка прекрасные образы: любви, красоты, верности, сострадания, сорадости, образ героя-созидателя, благородного человека. Открывать  вместе с ребенком красоту, гармонию, цельность Мироздания, помочь ему осознать себя частицей этого Прекрасного Мира!

Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – это  использование притч в цикле уроков предмета ОПК.

Притча  это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных  людей, народов. Простой язык притч доступен и понятен детям.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, увидеть себя на месте героя этой истории.

2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития. Притчи несут альтернативные концепции.

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Способы использования притч в учебном процессе:

- Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

- Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

- Придумать название притчи.

- Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

- Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.

- Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

- Инсценировка притчи.

- Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка).

- Подбор пословиц, поговорок.

- Сравнение с басней (определить).

- Найти или предложить вставить пропущенные слова.

- Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

- Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

- Определение ценностей, которые отражает притча.

2. Практическая часть мастер-класса.

 1.- Для начала хочу предложить  вам  упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации».

- Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

Если притча – геометрическая фигура, то это ...

Если притча – цвет, то это ...

Если притча – это название фильма, то это ...

Если притча – настроение, то это ...

Если притча – музыка, то это ...

Если притча – животное, то это ...

- Всем вам известны строки из стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера:

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

- Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным  могуществом. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и  дадут свои всходы.

(Фрагмент урока  «Добро и зло в православии».  Использование притчи «О двух волках».)

2. Знакомство с притчей.

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной притчей, выясним  какие тайны, она хранит в себе, в чем ее ценность для каждого из нас и для общества  в целом.

 

 - Прослушаем притчу (можно прочитать учителю, лучше прослушать аудиозапись).

Притча о двух волках.

Когда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.

В  каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

- Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3.  Работа с притчей.

- Какой художественный прием используется в данной притче? (прием олицетворения).

-Что олицетворяли в притче белый и черный волк? (добро и зло).

-Добро и зло! Это особые слова.

-Что такое добро?

- И что такое зло?

-Над этими вопросами люди размышляют  на протяжении всей истории человеческого бытия.  

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

4.  Словарная работа.

- У нас с вами два ценных и сложных понятия, мы их выделили в притче – это добро и зло.

 - Разделитесь на две группы, каждая группа поработает с одним из понятий. Для каждой группы подготовлен словарь С.И. Ожегова.

(Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло).

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

- Пожалуйста, первая группа, определение понятия добро: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

- Вторая группа, пожалуйста, ваше понятие о зле:  «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, раздражение. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

5.  Работа над нравственным  содержанием притчи.

- Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

- От чего зависит присутствие добра и зла в человеке? (от его поступков)

- Определите, какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми?  Поясните  ваше мнение.

Играть в футбол на газонах;

Рисовать на стенах в школе;

Посадить растения возле школы;

Метко плюнуть жвачкой в товарища;

Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;

Отобрать у друзей мяч;

Помочь пожилому человеку перейти улицу;

Уступить место в автобусе.

6. Выявление основной мысли притчи.

- Что, по вашему мнению, самое ценное в этой притче?  (в каждом человеке есть и добро, и зло)

- В чем заключается поучение этой притчи? (Поступки человека зависят от его выбора)

- Вставьте пропущенные слова: (коллективная работа)

Всё зависит от __________________ .                                             человека

Каким он ______________ стать, таким и станет.                          захочет

Будет делать зло – станет _________.                                              злым

Будет нести добро – станет ________ .                                            добрым

- Итак, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль   на примере притчи о двух волках.

- Попробуйте  сформулировать  нравственные уроки притчи, вставляя пропущенные слова  в   предложения. (работа в парах)

Нравственные уроки притчи

Учат видеть в себе движение к _________ и ________, и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.

Следовать за ________ влечениями сердца и совести.

(Добру            злу

добра

добрыми)

 - Какие выводы вы смогли сделать для себя, после знакомства с притчей?

3. Заключительное слово.

- Уважаемые коллеги!

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Работа с притчей вызывает особый интерес, обучающиеся значительно глубже и ярче осознают важность и значимость изучаемых вопросов: с одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.

 Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

 -Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.

 -Жду тебя! — ответил старик — Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

 -Верно! — удивился человек.

 -Так бери с собой мудрость:

 Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

 Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

 -Как я это сделаю, если сам не умею летать?

 -А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.

 Прошли годы.

 Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.

 Видит: летит ребенок, а за ним — его учитель.

 Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

 -Я возвращаю ребенка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.

 А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

 -А меня больше радуют твои крылья...

 Чтобы воспитать крылатого ребенка, нужно самим научиться летать..

Закончить свое выступление хочу словами В. А. Сухомлинского:

«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Желаю вам, коллеги, учить маленьких детей быть «человеками» и чтобы они были с крыльями.

4. Рефлексия

- Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?

- В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?

- Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?

Спасибо за внимание!

Провела : Успенская О.А. МОУ»СОШ п. Горный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...

Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.

В статье рассказывается о направлениях работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию детей начальной школы (из опыта работы)....