Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"
учебно-методический материал (2 класс)
Мастер-класс
Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"
Цель: выявить нравственное влияние притч.
Задачи:
1.Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи;
2.Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
3.Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_rabota_s_pritchey.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: «Работа с притчами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"
Цель: выявить нравственное влияние притч.
Задачи:
1.Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи;
2.Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
3.Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков
Ход мастер-класса
1.Вступительное слово.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Задумывались ли вы над вопросом: «В чем состоит суть воспитания и образования»?
В-ось-питание, питание в ось! Чем и как мы должны питать ось своего ребенка? Истинное воспитание помогает ребенку найти, осознать свою миссию, с которой он рождается. Это миссия Творца, Созидателя, ответственного за судьбу своей Родины. Для того, чтобы человек гармонично развивался, ему, прежде всего, необходимо научиться правильно, созидательно мыслить. Таким образом, воспитание - это питание духовной Оси, для этого человек и рождается.
Что же такое Образование? Что это за Образ, который заложен в основу этого слова? Слово «образование» происходит от корня «образ». Стало быть, образовать кого-либо, это означает – приблизить его к Образу и подобию Божию. А ведь именно так и для этого и создан человек. Человек должен быть подобен образу Божию. Образование – это часть божественного замысла. Наша задача - пробудить в детях желание быть образованными людьми.
Как это сделать? По-сути, заложить в ребенка прекрасные образы: любви, красоты, верности, сострадания, сорадости, образ героя-созидателя, благородного человека. Открывать вместе с ребенком красоту, гармонию, цельность Мироздания, помочь ему осознать себя частицей этого Прекрасного Мира!
Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – это использование притч в цикле уроков предмета ОПК.
Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч доступен и понятен детям.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Притчи выполняют следующие функции:
1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, увидеть себя на месте героя этой истории.
2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития. Притчи несут альтернативные концепции.
В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.
Притчи можно разделить на 2 категории:
1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;
2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.
Способы использования притч в учебном процессе:
- Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
- Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
- Придумать название притчи.
- Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
- Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.
- Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
- Инсценировка притчи.
- Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка).
- Подбор пословиц, поговорок.
- Сравнение с басней (определить).
- Найти или предложить вставить пропущенные слова.
- Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).
- Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.
- Определение ценностей, которые отражает притча.
2. Практическая часть мастер-класса.
1.- Для начала хочу предложить вам упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации».
- Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
Если притча – геометрическая фигура, то это ...
Если притча – цвет, то это ...
Если притча – это название фильма, то это ...
Если притча – настроение, то это ...
Если притча – музыка, то это ...
Если притча – животное, то это ...
- Всем вам известны строки из стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера:
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
- Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
(Фрагмент урока «Добро и зло в православии». Использование притчи «О двух волках».)
2. Знакомство с притчей.
- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной притчей, выясним какие тайны, она хранит в себе, в чем ее ценность для каждого из нас и для общества в целом.
- Прослушаем притчу (можно прочитать учителю, лучше прослушать аудиозапись).
Притча о двух волках.
Когда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
- Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
3. Работа с притчей.
- Какой художественный прием используется в данной притче? (прием олицетворения).
-Что олицетворяли в притче белый и черный волк? (добро и зло).
-Добро и зло! Это особые слова.
-Что такое добро?
- И что такое зло?
-Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человеческого бытия.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
4. Словарная работа.
- У нас с вами два ценных и сложных понятия, мы их выделили в притче – это добро и зло.
- Разделитесь на две группы, каждая группа поработает с одним из понятий. Для каждой группы подготовлен словарь С.И. Ожегова.
(Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло).
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
- Пожалуйста, первая группа, определение понятия добро: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
- Вторая группа, пожалуйста, ваше понятие о зле: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, раздражение. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
5. Работа над нравственным содержанием притчи.
- Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
- От чего зависит присутствие добра и зла в человеке? (от его поступков)
- Определите, какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Поясните ваше мнение.
Играть в футбол на газонах;
Рисовать на стенах в школе;
Посадить растения возле школы;
Метко плюнуть жвачкой в товарища;
Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;
Отобрать у друзей мяч;
Помочь пожилому человеку перейти улицу;
Уступить место в автобусе.
6. Выявление основной мысли притчи.
- Что, по вашему мнению, самое ценное в этой притче? (в каждом человеке есть и добро, и зло)
- В чем заключается поучение этой притчи? (Поступки человека зависят от его выбора)
- Вставьте пропущенные слова: (коллективная работа)
Всё зависит от __________________ . человека
Каким он ______________ стать, таким и станет. захочет
Будет делать зло – станет _________. злым
Будет нести добро – станет ________ . добрым
- Итак, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль на примере притчи о двух волках.
- Попробуйте сформулировать нравственные уроки притчи, вставляя пропущенные слова в предложения. (работа в парах)
Нравственные уроки притчи
Учат видеть в себе движение к _________ и ________, и различать их.
Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.
Следовать за ________ влечениями сердца и совести.
(Добру злу
добра
добрыми)
- Какие выводы вы смогли сделать для себя, после знакомства с притчей?
3. Заключительное слово.
- Уважаемые коллеги!
Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Работа с притчей вызывает особый интерес, обучающиеся значительно глубже и ярче осознают важность и значимость изучаемых вопросов: с одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.
Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
-Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.
-Жду тебя! — ответил старик — Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
-Верно! — удивился человек.
-Так бери с собой мудрость:
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю, если сам не умею летать?
-А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним — его учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
-А меня больше радуют твои крылья...
Чтобы воспитать крылатого ребенка, нужно самим научиться летать..
Закончить свое выступление хочу словами В. А. Сухомлинского:
«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Желаю вам, коллеги, учить маленьких детей быть «человеками» и чтобы они были с крыльями.
4. Рефлексия
- Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?
- В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?
- Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?
Спасибо за внимание!
Провела : Успенская О.А. МОУ»СОШ п. Горный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».А.И.Солженицын...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...
Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.
В статье рассказывается о направлениях работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию детей начальной школы (из опыта работы)....