Работа над стихотворным текстом на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
статья по чтению
В статье даются рекомендации родителям и педагогам по поэтапной работе над стихотворным текстом на занятиях слухового восприятия и формированию произношения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа над стихотворным текстом на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
Известно, что стихотворная речь обладает рядом особенностей и значительно отличается от обычной речи. Слово в стихотворении, даже если оно и не выделено формально как самостоятельная единица речи, звучит отчетливее, самостоятельнее, чем в речи иного типа. Эта особенность тесно связана и с другой – паузы в стихотворении как в количественном, так и в качественном отношении приобретает повышенное значение.
Отличительной особенностью стихотворной речи является и то, что это прежде всего ритмически организационная речь – упорядоченное повторение звуковых особенностей придает стихотворению ритмический характер. Названные отличия стихотворной речи от прозы, очень трудны для понимания учащимися с нарушенным слухом. Самый распространенный недостаток чтения стихотворных текстов ими – пренебрежительное отношение к паузам, к ритму, рифме и строфической организации стихотворения.
Дети читают стихотворения как прозу, монотонно, проглатывая начало или конец слов, заменяют одни звуки другими, иногда объединяют слова в одно целое или же отделяют предлоги от слов. Стихотворная речь произносится тускло, прерывается частым дыханием.
На занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения в работе над текстом стихотворения уделяется особое место.
Использование остаточного слуха в работе над ритмом стихотворений строится в определенной последовательности:
1.Нотирование стихотворного текста, что предполагает:
а) расстановку словесного ударения;
б) пауз;
в) орфоэпических надстрочных знаков.
2.Работа над ритмом стихотворения (условное изображение ритма стихотворения, отработка темпа чтения).
3.Индивидуальная работа над чтением стихотворения.
Стихотворение записывается без каких-либо надстрочных знаков. Учитель дает учащимся правильный образец чтения. После этого начинается поэтапная работа над текстом.
Педагог читает текст стихотворения вместе с ребенком вслух по фразам, объясняя содержание каждой фразы и стараясь конкретизировать возникающие у ребенка при чтении представления, максимально используя при этом наглядность (картинки, таблички и т.п.). Затем вновь прочитывают стихотворение. Если при первичном чтении ребенку ставятся вопросы, помогающие уточнить значение отдельных слов (особенно местоимений), то повторное чтение текста стихотворения под руководством педагога осуществляется без них.
После восприятия учеником текста стихотворения для отработки берется одна строфа (четверостишие). Прикрыв экраном лицо учитель зачитывает целую строчку, ученик на слух различают ударение в словах.
Расстановка орфоэпических надстрочных знаков проводится также с использованием остаточного слуха. Как известно, стихотворный ритм – это закономерное повторение соизмеримых речевых единиц. Внешним признаком последних является одинаковое число ударных и безударных слогов. Для удобства записи ритма мы используем прежде всего слогоударный принцип выражения того или иного стихотворения путем чередования ударных и безударных слогов.
После такой работы над текстом стихотворения, оно дается ребенку для заучивания наизусть. Читая наизусть отобранные стихотворения учащиеся демонстрируют свои достижения в технике речи.
Работа над стихотворением имеет важное значение и для эстетического воспитания детей, она прививает вкус к художественному слову.
На всех этапах работы учитель большое внимание уделяет контролю за правильным дыханием детей.
Данная работа предусматривает полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения и его смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся 2 класса.
Методы и приёмы работы с неслышащими учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формироаванию речи....
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида
онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".
В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II отделения.
Конспект занятия по РСВ И ФП составлен для учащихся 2 класса школ I и II вида. На занятии использовался материал по теме "Парк" и материал по автоматизации звука Л....
Использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий. В статье рассматриваются и анализируются функциональные возможности и условия использования компьютер...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...
Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО
Тема: Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке. Тема: Звук [т].Цель: авто...