Мастер – класс "Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам"
статья ( класс) на тему
Мастер – класс "Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам" поможет учителю построить индивидуальную работу не только с одарёнными детьми, но и со слабоуспевающими ребятами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_organizatsiya_raboty_po_individualnym_obrazovatelnym_marshrutam.doc | 70.5 КБ |
prilozhenie_.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»
Мастер – класс
Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам
Учитель начальных классов
МОУ «Ракитянская средняя
общеобразовательная школа №2
имени А.И. Цыбулёва»
Цигикал А.А.
Цели:
- актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы индивидуального подхода к деятельности как необходимого условия развития познавательной активности школьников;
- создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией организации работы по индивидуальным образовательным маршрутам с учащимися начальных классов;
- содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.
Ход мастер - класса
1.Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам». Пусть эпиграфом нашей работы станут слова В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Индивидуальный подход в образовании занимает центральное место в новой школе. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Современная начальная школа активно обновляет цели, содержание и методы образования, ориентируя его не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
В основе этой творческой деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И. М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётное стремление понимать окружающую жизнь». Ребёнок любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. С такими детьми я предлагаю разработать индивидуальный образовательный маршрут по предмету.
2.Основной этап деятельности.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут?
Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.
Цели:
-создание условий для развития творческой личности;
-развитие индивидуальности ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;
-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика;
-развитие духовно-нравственных основ личности ребенка;
Принципы:
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;
-принцип учета возрастных возможностей;
При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2)Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
3)Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, которое выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.
4)Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.
Методы и средства обучения при реализации индивидуальных маршрутов
- Ведущими и основными являются методы творческого характера-
проблемные, поисковые, исследовательские, проектные. Они применяются в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
В своей деятельности учителя нашей школы разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты на одного или группу учащихся по выбранному предмету. С этой методикой работы нас познакомила наш научный руководитель Посохина Елена Владимировна.
(Бланк показываю, и учителя видят его у себя на столах)
Сейчас изучим рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными детьми.
Эти рекомендации помогут вам при работе в группах.
Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными школьниками.
1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.
2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.
3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.
4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.
5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.
6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.
7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.
Эту работу можно проводить не только с одаренными детьми. По такому маршруту может работать учитель с ребенком, имеющим большое количество пропусков. Поможет такой вид работы и с детьми, обучающимися по программам другого вида, а так же при обучении детей на дому.
Групповая работа.
Учителя разделены на группы. Участникам группам предъявляются бланки, набор учебников по математике, русскому языку и окружающему миру, набор тетрадей и рекомендации.
Итак, вам предлагается разработать индивидуальный образовательный маршрут для работы с учащимися. Одна группа разработает маршрут по окружающему миру, а другая по русскому языку для учеников 3,4 класса.
Давайте проверим, как группы справились с заданием. Представление работы каждой группы.
Группы представляют свои наработки.
Подведение итогов работы групп.
3. Подведение итогов.
Включение учащихся в работу по индивидуальным образовательным маршрутам способствует повышению познавательного интереса, осуществлению дифференцированного подхода, развивает творческие способности, воспитывает самостоятельность и инициативность.
Результативность.
В результате этого наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов исследовательских работ.
4. Рефлексия.
Выберите афоризм, который больше всего подходит к теме нашего
занятия и почему.
- «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
- «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
- «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
- «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод:
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они, достигнут соответственных высот, или они останутся нераскрытыми.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИ ученика (учащихся) Пенская Алёна
Розыева Арина
Предмет, класс Окружающий мир, 2А класс
Учитель Цигикал А.А.
Планирование индивидуальной работы по предмету
Тема в соответствии с программой | Предполагаемое расширение и углубление предметных знаний и умений | Дополнительные задания | Индивидуальные задания для самостоятельной работы | Примечания |
Земля - наш общий дом. | Возникновение жизни на Земле. Есть ли жизнь на других планетах. | Чтение дополнительной литературы по теме. | Тематическое сообщение «Как возникла жизнь на Земле», «Есть ли жизнь на Марсе» | |
Растительный мир Земли. | Редкие растения. Ядовитые растения. | Чтение справочной литературы по теме. | Творческая работа «Безопасность человека при встрече с незнакомыми растениями», «Как справиться с отравлением ядовитыми растениями» | |
Животный мир Земли. | Особенности питания домашних животных. Как домашние животные воспитывают своих детенышей. | Чтение дополнительной литературы по теме. Наблюдение за домашними животными. Проведение исследования «Особенности питания кошек» | Сообщение о наблюдении за своим питомцем, его образе жизни, привычках, поведении, питании. | |
Каким был человек в разные времена. | Значение моего имени и фамилии. Одежда и жилище моего предка. Изучение моей родословной. | Чтение справочной литературы по теме. Беседы с родственниками о прошлом семьи. Посещение музея, зарисовки костюмов. | Выступление-отчет о проделанной работе. Составление родословной своей семьи. Выставка рисунков «Одежда моих предков» |
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИ ученика (учащихся) _______________________________________________
Предмет, класс ____________________________________________
Учитель ______________________________________________
Планирование индивидуальной работы по предмету
Тема в соответствии с программой | Предполагаемое расширение и углубление предметных знаний и умений | Дополнительные задания | Индивидуальные задания для самостоятельной работы | Примечания |
Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы
с одаренными школьниками.
1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.
2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.
3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.
4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.
5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.
6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.
7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспита...
Программа опытно-экспериментальной работы школы №18 по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»
Современная система образования, ориентированная на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации и персонализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных це...
Индивидуальный образовательный маршрут ( работа с одарёнными детьми)
Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы ( образец) поможет учителю спланировать деятельность одарённого ученика на учебный год и подвести рефлексию в конце учебного года....
Мастер-класс:«Разработка индивидуального образовательного маршрута как одна из форм личностно-ориентированного обучения»
Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разрабо...
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...
Из опыта работы Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя
Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителяна 2018 – 2023 годы...
Мастер-класс_ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов
Мастер-класс_ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов...