Программа опытно-экспериментальной работы школы №18 по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»
проект на тему

Ларионова Евдокия Прокопьевна

Современная система образования, ориентированная на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации и персонализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. Одним из наиболее важных направлений выступает разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов школьников.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) является продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума и документом, описывающим специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Основная цель ИОМ — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eksperimentalnoy_raboty_po_iom.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри

                                              1986г

Программа опытно-экспериментальной

 работы школы №18 по теме:

«Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

на 2014-2017 годы

Директор школы

Л.Н. Тутова

г. Нерюнгри-2014 г.

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

В СОШ № 18 НА 2014-2017 ГОДЫ

  1. Тема эксперимента:

 «Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Авторы эксперимента: Ларионова Евдокия Прокопьевна, заместитель директора по УВР МОУ – СОШ № 18; Плотникова Марина Евгеньевна, заместитель директора по УВР МОУ – СОШ № 18

Разработчики программы: рабочая группа  МОУ СОШ №18 в составе:

Ларионова Е.П., зам. директора по УВР

Чумаченко Ю.В., зам. директора по ВР

Колесникова И.И., зам. директора по УВР

Плотникова Марина Евгеньевна, зам. директора по НМР

Куликова Ю.Д., руководитель РМО учителей СКК

Научный руководитель: Сергиевич Александр Александрович, кмн, республиканский тьютор по инклюзивному образованию.

2. Актуальность темы:  

Считается, что обучение не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различие в темпе и степени усвоения материала. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в котором происходит формирование личности. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развития человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

  1. Администрация школы провела swot – анализ учебно-воспительного процесса, выявлены следующие проблемы:

  1. В МОУ-СОШ № 18 обучаются 95 детей с ОВЗ. Процесс воспитания и обучения детей основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута.
  2. Недостаточность персональных путей компенсации трудностей в обучении, реализации личностного потенциала ученика, структурирования программы действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
  3. Низкие результаты административных контрольных работ по русскому языку и математике в С(К)к, итоговых комплексных работ в начальной школе.
  4. Недостаточная обеспеченность учреждения узкими специалистами: учитель-дефектолог, учитель-логопед.
  5. Отсутствие медицинского сопровождения обучающихся с ОВЗ.

 

  1. Наряду с проблемами выявлены и положительные тенденции:
  1. В МОУ  - СОШ № 18 накоплен опыт психологического и социального сопровождения детей с ОВЗ (с 2005 по 2010 годы МОУ – СОШ № 18 реализовывала программу экспериментальной работы «Школа полного дня - центр дополнительного образования в условиях местного сообщества»)
  2. Созданы благоприятные условия для социализации обучающихся С(К)к и детей с ОВЗ в школьном коллективе.
  3. Разработаны образовательные технологии: «Социальная гостиная» и «Интеллектуальный магазин».
  4. Высокий квалификационный уровень педагогов – предметников (более 65% педагогов с первой и высшей категорией)
  5. Сотрудничество с ГБУ РС (Я) Республиканским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ».
  6.  Анкетирование педагогов доказывает заинтересованность их в данной программе.

В основу разработки программы эксперимента средней общеобразовательной школы №18 г. Нерюнгри положены основные идеи и положения таких нормативных и законодательных документов, как:

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и ООО
  • Устав МОУ – СОШ № 18
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа НОО на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа НОО на основе ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
  • Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями от 10.03.2000, 23.12.2002, 01.02.2005, 18.08.2008, 10.03.2009)

Целевое назначение программы состоит в поиске оптимальных путей обучения и воспитания, создание условий для развития детей с особыми образовательными возможностями.

Программа уделяет  внимание на ряд первоочередных проблем развития образования, которые требуют ускоренного решения:

  • реализацией социального заказа на инклюзивное обучение детей с различными отклонениями в развитии;
  • несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики;
  • отставание системы образования от требований социально-экономического развития;
  • дефицит узких специалистов  необходимой квалификации;

Программа эксперимента школы №18 направлена на разрешение ряда локальных противоречий, связанных с:

  • потребностью в обеспечении возможностей получения качественного образования учащимися, позволяющего им успешно трудоустроиться и состояться в жизни;
  • необходимостью реализации дифференцированного подхода в образовании;
  • необходимостью повышение уровня осознанности и ответственности к процессу обучения;

5. Идея эксперимента:   предоставление максимально широкого поля возможностей ученикам, ориентированным на образовательную деятельность. Основным условием успешности развития школы предполагается сочетание высокого педагогического профессионализма учителей, внутренней образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе - за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, универсальных учебных действий, за счет современных технологий.

6. Объект исследования:             обучающиеся с ОВЗ и С(К)к в  СОШ  № 18 в учебном процессе.

7. Предмет исследования:   методы организации учебных возможностей через индивидуальный образовательный маршрут.

8. Цель эксперимента: разработать и апробировать приёмы составления индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ и с низкими учебными возможностями на основании причин низких учебных возможностей.

9. Задачи эксперимента:

Задача 1. определить стратегии деятельности педагогов и специалистов  на реализацию коррекционно-развивающих задач;

Ожидаемые результаты: систематическое планирование деятельности коллектива по совершенствованию работы внедрения ИОМов.

Задача 2.

способствовать ориентации педагогического процесса на развитие индивидуальных способностей обучающихся;

Ожидаемые результаты: отработка дифференцированных маршрутов первой, второй и третьей ступени обучения, обоснование условий выбора маршрута на основе образовательных результатов и результатов психолого-педагогической диагностики школьников.

Задача 3.

реализация индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на выбор;

Ожидаемые результаты: выявление реальных образовательных результатов, достигнутых школьниками, и определение организационно-педагогических условий, необходимых для повышения этих результатов; обновление содержания образования (по отдельным образовательным областям); внедрение в школу эффективных образовательных технологий.

Задача 4.

определение «адресности» образовательной программы;

             

Ожидаемые результаты: обновление программ образования в соответствии с логикой образовательных маршрутов; организация подготовки педагогов, способных к решению поставленных задач; формирование опыта подготовки учителей к работе по образовательным программам.

Задача 4.

предоставление обучающимся возможности выбора оптимальных форм и темпов обучения;

Ожидаемые результаты: профессиональная готовность педагогов к наполнению ИОМов разнообразными методами и приёмами

Задача 5.

способствовать социализации обучающихся с ОВЗ и приобретению жизненно - важных, социально - бытовых навыков.

Ожидаемые результаты: совершенствование командной, проектной работы, как в педагогическом, так и в ученическом  коллективе; расширение масштабов социально значимой деятельности детей и подростков.

10. Гипотеза:    универсальный учебные действия обучающихся с ОВЗ и С(К)к  могут быть успешно сформированы, если:

1. составлять индивидуальную программу на обучающегося на основе диагностики причин неуспешности в обучении;

2. формирование пакета индивидуальных заданий для обучающегося с ОВЗ;

3. осуществлять подготовку педагогов к реализации технологии ИОМов;

4. осуществлять переориентацию образовательного процесса с учебного предмета на личность ученика с учётом системной диагностики социально – психологических и физиологических характеристик школьников, анализа её результатов и последующей коррекции;

5.  объединить учебную и внеурочную сферы деятельности обучающихся ,

6. разработать нормативно-правовую базу, методическую и материальную базу и разработать систему обучения учителей.

11. Критерии оценки ожидаемых результатов:

1.Динамика достижений в обученности обучающихся с ОВЗ и С(К)к,

2. Показатели сформированности УУД обучающихся с ОВЗ и С(К)к,

3. Результаты независимых экспертиз по предметам: русский язык, математика

4. Результаты комплексных работ.

            12. Ожидаемые результаты: повышение мотивации обучающихся с ОВЗ и С(К)к, успешность в освоении образовательной программы, сформированность УУД. Для педагогов - гарантия права на самореализацию и собственный стиль профессиональной деятельности.

13. Сроки эксперимента:    Сроки реализации программы: 2014-2017 гг.

14. Этапы реализации  эксперимента (программы):

Диагностико-

прогностический

2014г

  • Разработка программы эксперимента школы и стратегии ее реализации.
  • Согласование программы эксперимента со всеми субъектами педагогической деятельности.
  • Утверждение программы эксперимента на педагогическом совете школы.
  • Проведение установочных педагогических советов, семинаров, консультаций по проектам.
  • Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся с ОВЗ.
  • Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.

Организационно-практический

2014-2015 уч. год

  • Создание проектных групп с участием всех субъектов образовательного процесса.
  • Корректировка задач развития, делегирование полномочий ответственным за реализацию проектов.
  •  Конкретизация проектов на уровне мероприятий, выявление степени ответственности за результат субъектов деятельности.
  • Согласование и заключение договоров о взаимовыгодном сотрудничестве.
  •  Работа в проектных группах и согласование текущих мероприятий по реализации программы развития.
  • Внедрение образовательных технологий, адекватных целям и задачам исследования.
  •  Целенаправленное повышение квалификации педагогов школы.
  •  Разработка критериев результативности технологий, проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье; изучение документации;
  • разработка локальных регламентирующих документов

Формирующий

2015-2016 уч. год

  • Тренинги образовательных технологий.
  • Корректировка  проектов образования.
  •  Мониторинг качества образовательной деятельности.
  • Ориентировать систему методической работы с педагогическими кадрами, обеспечивающую достижение нового качества образования в соответствии с личностно-ориентированным, системно - деятельностным подходами к обучению.

Диагностико-результативный

2016-2017 уч. год

  • Осуществление мониторинга образовательных достижений обучающихся.
  • Обработка данных мониторинга, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ результативности, создание прогнозных моделей дальнейшей деятельности..
  •  Выявление инновационного потенциала дальнейшего развития.

15. Прогноз возможных негативных последствий:

  • Недостаточное понимание важности данного вопроса отдельными педагогами;
  • Слабый учет возрастных потребностей и тенденций развития детей;
  • Дефицит финансовых ресурсов.

16. Способы коррекции, компенсации негативных последствий:

  • Перераспределение должностных обязанностей между участниками эксперимента
  • проведение промежуточной и поэтапной диагностики состояния УВП в школе;
  • проведение  разъяснительной работы с учителями и родителями;
  • изучение теоретических источников по теме исследования;
  • проведение системного анализа полученных результатов;
  • анализ школьной документации.

17. База эксперимента,  школа №18: 

  • обучающиеся 1-5 (классы, в которых внедряется ФГОС ООО) классов;
  •  родители
  •  учителя;

18. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики:

  • Отчет о завершении каждого этапа эксперимента на педагогическом совете школы;
  • Семинары различных уровней для города и республики;
  • Публикации
  • Реклама на местном телевидении и в прессе.

19. Научно-методическая обеспеченность эксперимента:

В основу разработанной нами программы положены:

  1. ФГОС НОО и ООО
  2. Управление школой: теоретические основы и методы Учебное пособие / под редакцией В.С. Лазарева – М: Центр социальных и экономических исследований, 1997г
  3. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под редакцией М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2011.

Учителя в работе будут использовать следующие образовательные и воспитательные технологии:

  1. Технологии компенсирующего обучения;
  2. Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития;
  3. Социальная технология как метод управления;
  4. Технология ИОМа.

20. Материально-техническая и финансовая обеспеченность эксперимента:

1. Функционируют  компьютерные кабинеты, в наличии мультимедийные проекторы, интерактивные доски, экраны, телевизоры, педагоги обеспечены техникой для оформления документации.

2. Спортивно-оздоровительный центр (два спортивных зала, тир, кабинеты ОБЖ, ОВС, бассейн, медицинский кабинет, кабинет ритмики), кулеры для питьевого режима.

3. Закуплена мебель для учащихся начальной школы в соответствии с нормами СанПин., заменены доски и сделано дополнительное освещение.

4. Создана и укомплектована медиатека современными учебными пособиями, ТСО, компьютерной техникой.

21. Финансовый механизм реализации программы 

Программа финансируется за счет перераспределения средств бюджетного  финансирования.        

22. Новые возможности для развития системы образования города и республики:

  • Подготовка пакета примерных инструктивно-регламентирующих и нормативно- правовых документов.

Для педагогов:

  • Разработка рекомендаций по составлению ИОМов для обучающихся С(К)к и с ОВЗ.
  • Разработка рекомендаций для совершенствования методического мастерства учителя, освоения новых технологий обучения, диагностика результатов обучения.
  • Разработка системы мониторинга по анализу использования ИОМов.

Значение ИОМ для учителя: разработка и реализация ИОМ влияет на изменение содержания, структуры и качества профессиональной деятельности учителя.

Разработка ИОМ помогает:

  • структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
  • сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;
  • привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
  • увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
  • сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.

23. Глоссарий эксперимента

Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Метод обучения – совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи (обучение в группе, объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная работа).

Методика – описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в образовательных процессах.

Приёмы – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода (создание воображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребёнка, использование музыки и поэтического слова).

Индивидуальный образовательный маршрут  (ИОМ) – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Маршрутный лист  – индивидуальная форма организации занятия, специально подобранные задания для конкретного ученика в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (дети с умственной отсталостью, интеллектуальной недостаточностью) – это особенные обучающиеся, обучающиеся в общеобразовательной школе по решению медико-психолого-педагогической комиссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Системно- деятельностный подход в рамках ФГОС"

Основой  ФГОС является системно-деятельностный подход. Результат его применения - развитие личности ребенка на основе УУД....

доклад "Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС"

В основе нового стандарта образования лежит системно-деятльностный подход обучения....

ДОКЛАД"Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС"

В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход....

Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр...

Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Презентация к выступлению на МО учителей иностранных языков "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГО...

ТЕМА: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС»

ТЕМА:  «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС»...

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Игровая технология обязательно включает следующие компоненты:- мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности;- ориентационный компонент связан с принятием уч...