Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми
статья на тему

Константинова Виктория Владимировна

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

в системе работы с одаренными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

           Существует ошибочное  мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

           Индивидуальная образовательная траектория младшего школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации [1].

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:

• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

• профессионализмом педагога;

• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;

• возможностями материально-технической базы учреждения.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;

- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;

- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах [2]:

- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

            В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.

Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.

Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требуют».

Этапы индивидуального образовательного маршрута

В МБОУ «СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов» города Дзержинска реализуется проект «Школа высоких достижений». Для выявления и развития талантливых и одаренных детей в начальной школе ведутся  занятия  по программе «Импульс». Педагог совместно с ребенком и его родителями разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на каждый год обучения в начальной школе (Приложение 1).

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей младшего школьного возраста, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Приложение 1

Индивидуальный образовательный маршрут

Морозова Артема на 2010-2011уч.г.

Рефлексия

Психолого-педагогическая поддержка, кураторство

Диагностика, анализ

Знаю-умею-достиг

1.Хороший уровень знаний по математике и окружающему миру.

2.Особый интерес вызывает проблема здоровья человека.

3.Умею писать небольшие доклады, делать презентации, пользоваться Интернет.

4.Мои результаты:

  • 1 место в городском конкурсе рисунка «Нижегородский край – моя Родина»,
  • 1 место в городском конкурсе творческих работ «Учительница первая моя»,
  • 1 место во Всероссийской дистанционной викторине «Потерянный мир», 
  • 3 место во Всероссийской дистанционной викторине «В мире сказок»,
  • 1 место во Всероссийской дистанционной викторине «Занимательная математика»

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная.

Задачи куратора:

  1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
  2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.
  3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
  4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

Проектирование

Хочу узнать – научиться-достичь

1.Заниматься исследовательской деятельностью в области биологии.

2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Для составления ИМ из «Матрицы возможностей» выбираются конкретные виды деятельности:

  1. Научно-исследовательская работа в рамках НОУ младших школьников «ЮниС».
  2. Решение задач экологической направленности в рамках занятий «Импульс» (отделение «Школы высоких достижений»).
  3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.

Организация

Мои шаги в достижении цели

- чтение дополнительной научной литературы по предметам,

- занятие в школе одаренных детей «Импульс»,

- работа в НОУ,

- участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях

ноябрь

декабрь

январь

февраль

апрель

  1. участие во Всероссийской дистанционной

викторине  «Таинственный мир растений»;

  1. участие в конкурсе по русскому  

языку  «Русский медвежонок»

участие в предметной неделе по филологии – конкурс необычных сказок

участие в предметной неделе по окружающему миру – проект «Скажи наркотикам: НЕТ!»

  1. участие в игре  по математике  «Кенгуру»,
  2. участие в предметной неделе по математике -  Математический КВН между 4 классами

участие в школьной научно-практической конференции «Старт в науку»

- консультации куратора,

- занятия в школе одаренных детей «Импульс» при МОУ «СОШ №7»

Мониторинг и анализ

Узнал – научился – достиг

1.Мои победы:

- 1 место во Всероссийской дистанционной викторине  «Таинственный мир растений»;

- 1 место в школьной научно-практической конференции «Старт в науку»

2. Мои открытия

– написание научной работы «Есть или не есть: вот в чем вопрос»

3.Мои достижения: завершил обучение в начальной школе с одной «тройкой» по русскому языку

Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности.

Артем принимал активное участие во всех предметных неделях. В составе команды «Ум2» победил в математическом КВНе среди 4-х классов.

Роль дятла в спектакле «Как Медведь трубку курил» (проект «скажи наркотикам: НЕТ!») была очень интересно исполнена и произвела на зрителей прекрасное впечатление.

Сказка «Как винчестер вирусы одолел» заняла 1 место в школьном конкурсе необычных сказок.

Научная работа по биологии «Есть или не есть: вот в чем вопрос» была признана лучшей в секции «Биология» в школьной научно-практической конференции «Старт в науку»

Список использованной литературы

  1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.  
  2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000

       Электронные ресурсы:

- http://educom.su/uploads/files/Individual_educational_route.pdf

- http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Система работы с одаренными детьми

Описание системы работы с одаренными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....

Статья "НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"

 Современное общество нуждается в талантливых, инициативных, грамотных, одаренных людях, способных конструктивно решать сложные экономические и социальные задачи, обеспечить прогрессивное ...

статья НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования детей школьного возраста, у которых не сформирован  интерес к учебной деятельности. Решить эту проблему  можно используя элемент...