Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми
статья на тему
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
в системе работы с одаренными детьми
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.
Индивидуальная образовательная траектория младшего школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации [1].
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
• возможностями материально-технической базы учреждения.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах [2]:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.
Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требуют».
Этапы индивидуального образовательного маршрута
В МБОУ «СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов» города Дзержинска реализуется проект «Школа высоких достижений». Для выявления и развития талантливых и одаренных детей в начальной школе ведутся занятия по программе «Импульс». Педагог совместно с ребенком и его родителями разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на каждый год обучения в начальной школе (Приложение 1).
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей младшего школьного возраста, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут
Морозова Артема на 2010-2011уч.г.
Список использованной литературы
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
Электронные ресурсы:
- http://educom.su/uploads/files/Individual_educational_route.pdf
- http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...
Система работы с одаренными детьми
Описание системы работы с одаренными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашей школы....
Статья "НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"
Современное общество нуждается в талантливых, инициативных, грамотных, одаренных людях, способных конструктивно решать сложные экономические и социальные задачи, обеспечить прогрессивное ...
статья НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования детей школьного возраста, у которых не сформирован интерес к учебной деятельности. Решить эту проблему можно используя элемент...