Публикация по теме:«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»
статья

Введение..Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.Развитие профессиональной компетентности  это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.2.Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.3.Самообразование педагога. Примерный план по саморазвитию.Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Новожилова  Инна Юрьевна

Учитель начальных классов,

г. Владимир

«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»

Введение.

     Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров.

      Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. 

 

1.Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

         Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям  «компетенции» и «компетентность».  

         В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Рассмотрим с вами такие понятия как «компетенция» и «профессиональная компетентность».

Компетенция - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.  Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

         Таким образом, компетенции являются структурными компонентами компетентности.

                Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

         К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках,  коллегах; 

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

     Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным  набором компетенций.

      Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Предлагаю вам тест для самооценки, определяющий уровень профессиональной компетентности педагога. (см. Приложение 1).

Если ваш уровень по результатам теста ниже Высокого (меньше 26 баллов) предлагаю пути его повышения.

2.Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.

Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений, б) курсы повышения квалификации и т.д.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться! В этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия преподавателя и мастера производственного обучения. Самообразование – процесс сознательной познавательной деятельности, который ведёт к  повышению ответственности за результаты своего труда.

3.Самообразование педагога. Примерный план по саморазвитию.

Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого педагога строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование педагога зависит от его умения самосовершенствоваться. Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно. Для этого предлагаю вам примерный план по саморазвитию. План по саморазвитию может составляться педагогом на различные периоды, например на один год, или на 5 лет, от аттестации до следующей аттестации. Структура плана может быть изменена, например можно добавить колонку, где педагог ставит отметки о выполнении определенного пункта. При выполнении такого плана необходимо подвести итог и конечно поставить следующие цели и задачи для саморазвития.

Итак, рассмотрим план саморазвития.

Заключение.

 Внедрение Федерального образовательного стандарта образования требует от педагогов постоянного развития, соответствующего перспективным тенденциям, социальной и творческой активности. В рамках данных перспективных тенденций образование ориентируется на свободные и ответственные отношения между педагогом и обучающимся, педагогом и другим педагогом. А это значит, что интересы личности являются приоритетом, а главная задача образования – реализация возможностей для развития личности.

Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Так как, с одной стороны, педагог – бесспорно личность, а с другой – педагог – носитель информации, знаний и традиций и в практической деятельности – педагогическая деятельность тесно связана и с процессом социализации и с духовно-нравственным аспектом воспитания. Это означает, что для того чтобы развить нравственно ценностные качества в личности обучающегося – справедливость, гуманность, доброту, благодарность, целеустремлённость, необходимо эти же качества развить и в педагоге. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.

Вывод.  

            Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.


Используемая литература

  1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.
  2. Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.
  3. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.
  4. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.
  5. Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — Москва: Издательский дом «Буки-Веди», 2017. — vi, 100 с.
  6. https://nsportal.ru/

Приложение 1

ТЕСТ

Критерии и показатели оценки компетентности педагогов

№ п/п

Критерии компетентности

Показатели

Часто

Иногда

Никогда

1

Применение ИКТ в образовательном процессе

2

1

0

2

Использование различных информационных ресурсов (интернет сайты)

2

1

0

3

Использование дистанционных технологий обучения учащихся

2

1

0

4

Использование разных форм обучения (в том числе дистанционной, электронной, сетевой) для самообразования педагога

2

1

0

5

Выступления на семинарах, круглых столах, проведение мастер-классов, проведение занятий, открытых уроков

2

1

0

6

Повышение квалификации

2

1

0

7

Организация проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности и/или участие в ней

2

1

0

8

Публикации различного уровня

2

1

0

9

Участие в профессиональных конкурсах

2

1

0

10

Учет личностных особенностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса.

2

1

0

11

Организация обучающихся для достижения социально-значимых результатов (грамоты, благодарности)

2

1

0

12

Учет эмоционального состояние партнеров по общению в процессе межличностного взаимодействия

2

1

0

13

Наличие достижений педагога (грамоты, дипломы, благодарности и т.д.)

2

1

0

14

Наличие навыков взаимодействия с коллегами, способность управлять своим поведением, контролировать свои эмоции

2

1

0

15

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

2

1

0

Для оценки критериев и показателей компетентности педагогов предлагаю вам  методику, которая включает в себя критерии компетентности. В методике оценки критериев и показателей профессиональной компетентности педагогов рассматриваются такие критерии, как ИКТ-компетентность, методическая компетентность, коммуникативная компетентность, всего 15 критериев компетентности.

По результатам теста определите свой уровень педагогических компетенций:

 • Уровень I. (15-20 баллов) Базовый. Он предполагает умение решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта.

 • Уровень II. (21-25 баллов) Повышенный. Он означает умение решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.

 • Уровень III. (26-30 баллов) Высокий. Преподаватель умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной жизни.

Приложение 2

Примерный!

План саморазвития

мастера производственного обучения

ФКП образовательного учреждения № 57

Ф.И.О.

с 20__ г. по 20__ г.

Направление

саморазвития

профессиональной

компетентности

Формы саморазвития

Сроки

реализации

Теоретическое

направление

• Изучение документов: федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ООО.

• Изучение научно-педагогической

литературы по теме самообразования:

Г.И. Щукина «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе», Г.И Щукина «Педагогические проблемы  формирования познавательных интересов учащихся».

• Систематическое изучение

периодической печати, знакомство со

средствами массовой информации по

педагогической  проблематике: «Педагогическое эхо», материалы сайта  газеты «1 сентября» и педагогических сообществ.

• Посещение курсов повышения

квалификации: НИПКиПРО по теме «_____________________» - ____ ч.; НИПКиПРО по теме «Проектирование образовательного процесса при обучении профессии по ФГОС ООО» -____ ч.;  НИПКиПРО по теме «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении  по ФГОС ООО» - 36 ч.;

 НИПКиПРО по теме «Совершенствование профессиональной компетентности педагога» - ___ ч;

Методическое

направление

• организация и проведение мастер

классов, открытых уроков:

 мастер-класс по теме «________________»; открытые уроки «_____________________»,

«___________________________________», «___________________________________»,

«___________________________________»,

• посещение уроков коллег:

«___________________________________», «___________________________________»,

«___________________________________»,

• формирование опыта по

использованию в процессе обучения

различных технологий;

• выступления на МО,

конференциях: на педсовете по теме

«_____________________________»,

на семинаре по теме

«_____________________________»,

 на педсовете по теме «__________»

• участие в вебинарах, семинарах: семинар «Пути повышения качества образования. Обучение в условиях внедрения ФГОС».

• участие в конкурсах: «__________________».

• анализ и обобщение опыта своей

профессиональной деятельности; 

Психолого-педагогическое

направление

• чтение психолого-педагогической

литературы: «Психологические аспекты развития личности  при обучении профессии», «Возрастная психология».

• овладение умением проводить

психолого-педагогическую диагностику и

использовать её результаты в

профессиональной деятельности;

Информационное

направление

• овладение умением создавать и

редактировать тексты;

• овладение умением создавать и

редактировать электронные таблицы;

• овладение умением создавать и

редактировать презентации;

• овладение умением использовать в

профессиональной деятельности

возможности Internet;

• создание собственного мини-сайта; Ссылка на мой сайт:
Сайт мастера производственного обучения

• работа в режиме самостоятельного

поиска по банкам педагогической

информации, в системе Интернет;

• овладение умением создавать и вести

электронные формы документации;

• владение умением пользоваться

электронной почтой;

• овладение умением размещать,

систематизировать и хранить (накапливать)

материалы учебного процесса в

электронном виде;

• овладение умением пользоваться

электронными приложениями к учебникам;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход...

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...

Развитие и повышение профессиональных компетенций педагога

Данная разработка содержит материалы методического объединения учителей начальных классов по теме "Развиитие и повышение профессиональных компетенций педагога"....

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В статье раскрываются основные принципы, формы и этапы самообразования....

доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога....