Тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу Трудовое обучение
Рабочая программа по учебному предмету трудовое обучение для 4 класса на 2013 – 2014 учебный год разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 (1-4 классы)", М. - Просвещение, 2000г. Автор В.Г.Машинистов.
Настоящая программа составлена на 68 часа (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы V вида, рассчитана на 1год обучения и является программой начального уровня обучения.
Цель курса — воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Основные задачи курса:
- формировать представления о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, понимания того, что все необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека - «один для всех и большинство работают для одного»;
- расширять и обогащать практический опыт детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
- воспитать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности;
- формировать способы познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;
- формировать практические умения в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
- воспитывать трудолюбие; терпение, усидчивость, сосредоточенность;
- формировать потребность трудиться в одиночку, в паре, группе, умения распределять трудовые задания между собой;
- развивать любознательность через развитие внимания, наблюдательности, памяти - как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественное мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений;
- содействовать развитию эмоционально – ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
- содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда;
- обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно – трудовой деятельности с различными материалами.
Наряду с указанными задачами, перед трудовым обучением в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи стоят специфические задачи, вытекающие из особенностей развития обучающихся, поэтому специальными задачами обучения являются:
- коррекция недостатков речевой деятельности,
- повышение познавательной активности,
- формирование личностных качеств: наблюдательности, целенаправленности, самостоятельности,
- развитие мелкой моторики рук,
- совершенствование пространственных представлений,
- развитие познавательных интересов обучающихся в плане трудовой деятельности.
Решение коррекционных задач осуществляется через:
- проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата),
- проведение дыхательной гимнастики,
- проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений),
- работу со словарями (усвоение терминологии),
- проведение звуко-буквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
- включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей),
- выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов,
- опору на жизненный опыт обучающихся,
- соблюдение двигательного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
Решение поставленных задач осуществляется в процессе практической деятельности обучающихся, направленной на изготовление общественнополезных изделий (из бумаги, картона, ткани), а также при проведении работ по выращиванию растений.
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характеристикой данного учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение детей проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями детей и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком, так и в широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле — это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации.
Программа содержит следующие разделы:
- Обработка бумаги и картона.
- Техническое моделирование.
- Основы художественной обработки различных материалов.
- Бытовой труд.
- Сельскохозяйственный труд.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта в виде стартового, текущего, итогового контроля в следующих формах:
- опрос;
- выставка;
- итоговая выставка;
- составление портфолио ученика.
Предпочтительные формы организации учебного процесса:
- фронтальная;
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная
Оценивание достижений происходит с помощью портфолио ученика.
Содержание курса Трудовое обучение
Технический труд
Обработка бумаги и картона (9 ч)
Технико-технологические сведения.
Свойства бумаги. Материалы, применяемые для обработки бумаги: картон, бумага, марля.
Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по рисунку, эскизу, словесному описанию.
Деление окружности на 5, 10 равных частей без вычислений.
Темы для бесед. «Как изготавливают бумагу и картон», «Как переплетают книги».
Практические работы. Анализ образца, рисунка, эскиза, простейшего чертежа изготавливаемых изделий; самостоятельное составление плана предстоящей работы; организация рабочего места; разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов: линейка, угольник, циркуль, циркуль-измеритель; резание бумаги и картона ножницами и ножом вдоль фальцлинейки; оклеивание картона цветной бумагой; сборка изделий, проверка их в действии.
Техническое моделирование (19 ч)
Технико-технологические сведения.
Изготовление технических моделей, игрушек из деталей конструктора, различных и бросовых материалов с элементами самостоятельного конструирования по образцу, техническому рисунку, эскизу, простейшему чертежу, условию, словесному описанию, тематическому заданию.
Практические работы. Самостоятельный анализ образца, рисунка, планирование трудовых действий, подготовка рабочего места, строжайшее соблюдение правил безопасности при работе с инструментами. Сборка простейшей электрической цепи. Сборка моделей из деталей металлического конструктора. Разборка моделей.
Модели: рычажные весы, подъёмный кран, мотоцикл, мельница, велосипед, паровоз.
Бытовой труд (8 ч)
Обработка ткани (5 ч)
Технико-технологические сведения.
Ткани, изготовленные из синтетических волокон, их основные свойства, разные переплетения нитей в них. Нити основы и утка. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный.
Темы для бесед. «На прядильной и ткацкой фабриках», «Ткани в быту и технике».
Опыты и наблюдения. Рассматривание тканей различного происхождения (толщина, прозрачность, гладкость, отношение к влаге и др.). Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Рассматривание переплетения нитей в различных тканях через лупу, на свет. Сравнение тканей из синтетических волокон с хлопчатобумажными, льняными, шерстяными и шелковыми по внешнему виду и на ощупь.
Практические работы. Сметывание и сшивание деталей изделий с прямыми и кривыми срезами.
Самообслуживание (3 ч)
Технико-технологические сведения. Виды мелкого ремонта одежды: зашивание распоровшегося шва, наложение заплаты, пришивание оторвавшейся пуговицы (кнопки, крючка, петли, вешалки), вдевание эластичной ленты.
Правила и приемы выполнения мелкого ремонта одежды. Правила организации рабочего места.
Тема для беседы. «Встречают по одежке».
Практические работы. Ежедневный осмотр одежды. Самостоятельное пришивание различных пуговиц, кнопок, крючков, вешалки.
Основы обработки различных материалов (17 часов)
Технико-технологические сведения. Технология художественной обработки различных материалов: художественная вышивка; разновидность аппликаций; вязание узелками (макраме); плетение плоских и объемных изделий из лент (полос), тонкого картона, мозаика.
Изготовление изделий из различных материалов с использованием художественной обработки их по образцу, рисунку, словесному описанию, условию, замыслу.
Темы для бесед. «Народные художественные промыслы». «Глина, песок, древесина. Использование их основных свойств и простейших способов обработки в современном строительстве».
Опыты и наблюдения. Выявление основных свойств искусственных материалов, сравнение их с аналогичными природными по внешнему виду, прочности, отношению к влаге, способам технологических операций.
Сельскохозяйственный труд (15 часов)
Осенние работы
Сведения по сельскохозяйственному труду. Отбор экспонатов для школьной выставки. Правила и приёмы хранения урожая. Размножение растений отводками, усами. Осенние работы на пришкольном участке (уборка мусора, веток).
Весенние работы
Сведения по сельскохозяйственному труду. Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Темы для бесед. «Значение овощных растений в жизни человека», «Важность и необходимость труда людей в сельском хозяйстве по выращиванию культурных растений и животных».
Тематический план уроков трудового обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
по авторской программе | по рабочей программе | ||
Раздел I. Технический труд (28 часов) | |||
1.1 | Обработка бумаги и картона. | 9 | 9 |
1.2 | Техническое моделирование. | 19 | 19 |
Раздел II. Бытовой труд (8 часов) | |||
2.1 | Обработка ткани. | 5 | 5 |
2.2 | Самообслуживание. | 3 | 3 |
Раздел III. Основы обработки различных материалов (17 часов) | |||
Раздел IV. Сельскохозяйственный труд (15 часов) | |||
Общее количество часов | 68 | 68 |
Календарно-тематический план уроков трудового обучения
(2013/2014 учебный год)
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Примечание |
I четверть | ||||
1 | 1 | 2.09 | Экскурсия в парк за природными материалами (плодами, листьями, ветками, шишками). | |
2 | 1 | 7.09 | Сортировка и закладка на хранение собранного материала. | |
3 | 1 | 9.09 | Изготовление объёмных игрушек из природных материалов. | |
4 | 1 | 14.09 | Изготовление сувенирной игольницы «Лилия». | |
5 | 1 | 16.09 | Изготовление сувенирной игольницы «Лилия». | |
6 | 1 | 21.09 | Осенние работы на пришкольном участке (удаление сухой листвы, мусора, веток). | |
7 | 1 | 23.09 | Аппликация из листьев на картоне с нитяной петелькой- подвеской. | |
8 | 1 | 28.09 | Выполнение подрубочного шва. | |
9 | 1 | 30.09 | Выполнение петельного шва. | |
10 11 | 2 | 5.10 7.10 | Изготовление мягкой игрушки «Щенок». | |
12 | 1 | 12.10 | Осенние работы на пришкольном участке (удаление сухой листвы, мусора, веток). | |
13 14 | 2 | 14.10,19.10 | Изготовление модели детской коляски из деталей конструктора. Беседа по ПДД: «Поведение детей на проезжей части» | |
15 16 | 2 | 21.10,26.10 | Сборка модели весов из деталей конструктора. | |
17 | 1 | 28.10 | Изготовление плетёного браслета из бросового материала. | |
18 | 1 | 2.11 | Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление пыли). | |
II четверть | ||||
19 | 1 | Изготовление прорезной закладки «Бабочки». | ||
20 | 1 | Изготовление прорезной закладки «Бабочки». | ||
21 | 1 | Пришивание пуговицы с двумя отверстиями. | ||
22 | 1 | Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. | ||
23 | 1 | Пришивание вешалки. | ||
24 25 | 2 | Сборка модели паровоза из деталей конструктора. Беседа по ПДД: «Осторожно поезд» | ||
26 27 | 2 | Сборка модели пожарного автомобиля из деталей конструктора. | ||
28 | 1 | Изготовление ёлочного украшения «Звезда». | ||
29 | 1 | Изготовление ёлочных гирлянд. | ||
30 | 1 | Изготовление сувенира «Новогодняя ёлка». | ||
31 | 1 | Изготовление новогодних сувениров из ажурного нитяного кокона. | ||
32 | 1 | Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление пыли). | ||
33 | 1 | Сборка модели мельницы из деталей конструктора. | ||
III четверть | ||||
34 | 1 | Сборка модели мельницы из деталей конструктора. | ||
35 36 | 2 | Сборка модели велосипеда из деталей конструктора. Беседа по ПДД: «Велосипед на дороге» | ||
37 | 1 | Сборка модели самолёта из деталей конструктора. | ||
38 39 | 2 | Изготовление динамической игрушки «Щенок». | ||
40 | 1 | Оригами. Изготовление ракеты сгибанием заготовки прямоугольной формы. | ||
41 | 1 | Оригами. Изготовление лягушки сгибанием заготовки прямоугольной формы. | ||
42 | 1 | Изготовление кружки из папье - маше. | ||
43 | 1 | Изготовление кружки из папье - маше. | ||
44 | 1 | Ремонт книги. | ||
45 | 1 | Расписной пластилин, полученный способом резания. | ||
46 | 1 | Изготовление вышивки - картинки. | ||
47 | 1 | Изготовление вышивки - картинки. | ||
48 | 1 | Макраме «Наряд для карандаша». | ||
49 | 1 | Изготовление аппликации из ваты на бархатной бумаге «Верба». | ||
50 | 1 | Изготовление аппликации из ваты на бархатной бумаге «Верба». | ||
51 | 1 | Изготовление стаканчика для инструментов. | ||
IV четверть | ||||
52 | 1 | Способы размножения комнатных растений. | ||
53 54 | 2 | Сборка модели мотоцикла из деталей конструктора. Беседа по ПДД: «Осторожно, мотоциклист!» | ||
55 56 | 2 | Сборка модели подъёмного крана из деталей конструктора. | ||
57 58 | 2 | Коллективная работа с конструктором. Изготовление моделей на тему «На стройке». | ||
59 60 | 2 | Знакомство с овощными растениями. Проверка семян овощных растений на всхожесть. | ||
61 | 1 | Посадка семян овощных растений. | ||
62 63 | 2 | Выполнение тамбурного шва. | ||
64 | 1 | Знакомство с цветочно - декоративными растениями. Проверка семян на всхожесть. | ||
65 | 1 | Посадка семян цветочно - декоративных растений. | ||
66 | 1 | Уход за всходами (полив, рыхление почвы). | ||
67 | 1 | Уход за рассадой (полив, рыхление почвы). Наблюдение за всходами. | ||
68 | 1 | Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление пыли). |
Планируемые результаты освоения курса Трудовое обучение
К концу 4 класса дети должны знать:
- названия, назначения ручных инструментов для обработки ручных материалов (бумага, картон, глина, ткань) и правила безопасного пользования ими;
- способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
- традиционное искусство лоскутного шитья, ткачества;
- понятия: рельеф, барельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
- виды природных материалов, используемых в плетении;
- правила культуры труда; название изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение.
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда, способы и приемы обработки материалов;
- общие сведения о профессиях;
- правила безопасности при работе с садовым инвентарем; особенности при выращивании рассады.
уметь:
- самостоятельно анализировать и планировать свой труд; самостоятельно изготавливать изделие по образцу; экономно расходовать материалы; строго соблюдать правила безопасности;
- решать художественно – творческие задачи на проектировании изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований;
- комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом с соблюдением технологической последовательности;
- выполнять разные виды швов;
- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
- оценивать качества работы с учетом технологических и эстетических требований;
- экономно и рационально использовать материалы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выражать свое эмоционально – эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно – прикладного искусства, к окружающему миру;
- высказывать собственные оценочные суждения о произведениях искусства при посещении музеев;
- проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
- проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.
Выполнение практической части программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Экскурсия в парк за природными материалами (плодами, листьями, ветками, шишками). | 1 |
2 | Осенние работы на пришкольном участке (удаление сухой листвы, мусора, веток). | 2 |
3 | Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление пыли). | 3 |
4 | Пришивание пуговицы с двумя отверстиями. | 1 |
5 | Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. | 1 |
6 | Пришивание вешалки. | 1 |
7 | Способы размножения комнатных растений. | 1 |
8 | Посадка семян овощных и цветочно - декоративных растений. | 2 |
9 | Уход за рассадой. | 2 |
4 | ||
10 | Беседы по правилам дорожного движения |
Словарик: «подрубочный» шов, «петельный» шов, «тамбурный» шов, бросовый материал, прорезная закладка, рельеф, барельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн, шило, лоскут, декупаж, лицевая и изнаночная сторона ткани, марля, название частей железного конструктора, папье-маше
Материально-техническое обеспечение
Учебная литература
Для учителя:
- Конышева, Н. М. Технология : Наш рукотворный мир: учеб. для 4 класса общеобразоват. учрежд. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2011.
- Методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из текстильных материалов: кн. для учителя по внеклассной работе. – М. : Просвещение, 1990.
- Проснякова, Т. Н. Технология. Уроки мастерства : Учебник для 4 класса. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
Для ученика:
- Конышева, Н. М. Технология: Наш рукотворный мир : учеб. для 4 класса общеобразоват. учрежд. / Н.М.Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2011.
- Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н. М. Конышева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Наглядно-дидактическое обеспечение программы
Папка № 1. Трудовое обучение
1.4. Из чего и как изготовлено изделие.
1.5. С чего начинать работу.
1.6. Подготовка к работе с тканью.
1.7. Приемы резания бумаги ножницами.
1.8. Приемы разметки.
1.9. Приемы работы с папье-маше (способ оклеивания).
1.10. Разметка прямоугольных деталей.
- Разметочные инструменты и приспособления.
- Образец изготовления модели стула из металлического конструктора.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Бумага цветная.
Фломастеры.
Восковые мелки.
Кисти беличьи № 5, 10, 20
Стеки.
Пластилин.
Клей ПВА.
Ножницы.
Металлический конструктор.
Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов, овощей.
Гербарий.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по трудовому обучению (1 класс) на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по трудовому обучению (1 класс) на 2012-2013учебный год...
Тематическое планирование по трудовому обучению.
Тематическое планирование по трудорвому обучению в 1классе....
Календарно - тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс.
Календарно - тематическое планирование составлено с учетом Программы , утвержденной приказом Министерства образования и науки Р.К. №115 от 3 апреля 2013 года. Учебник для 4 класса издательство «...
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению4 класс.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.2. – М.: Гуманит, изд. Центр «Владос», 2000Уч...
календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 3 класс 7 вид
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 3 класс 7 вид...
Тематическое планирование по трудовому обучению 3 класс
Разработка тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению, 4 специальный коррекционный класс
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению4 специальный коррекционный класс на 2015/2064 учебный год...