Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.
методическая разработка на тему

          Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с дефицитом двигательной активности, который продолжает возрастать.

          Движения - необходимая составная часть любого вида деятельности ребёнка и его естественная биологическая потребность, которая направлена на физическое и двигательное развитие. 

         Игры-эстафеты с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества.

         Игры-эстафеты занимают важное место в физическом воспитании детей. 

        Движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

       В младшем школьного возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры - эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.

Актуальность и обоснование темы

Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с дефицитом двигательной активности, который продолжает возрастать. Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки и техники снижают двигательную активность детей. Всё чаще в школу приходят дети с очень низким уровнем физической подготовленности.

Движения - необходимая составная часть любого вида деятельности ребёнка и его естественная биологическая потребность, которая направлена на физическое и двигательное развитие. Является также средством разностороннего развития детей, в свою очередь, включает в себя двигательные умения и навыки.

Эстафета как форма организации жизнедеятельности соревновательного характера одно из эффективных средств развития двигательной активности ребенка.

Игры-эстафеты с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества. Эстафеты способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у младшего школьника появляется умение слушать и слышать речь учителя; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.

Игры-эстафеты занимают важное место в физическом воспитании детей. Обычно ребята с удовольствием соревнуются друг с другом, выполняют различные упражнения в эстафете, а учитель может использовать те эстафеты, которые отвечают поставленным целям. В зависимости от цели и задач эти игры-эстафеты способствуют развитию у участников двигательных качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость гибкость, формированию таких положительных черт характера, как воля, уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, подчинение своих интересов интересам команды.

Эстафеты не только развивают двигательную активность, они благоприятно влияют на весь организм ребенка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание, улучшается обмен веществ. Эстафеты способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельная активность). Участвуя в них, у детей появляется стимул научиться выполнять любые движения хорошо.

Ценность игр-эстафет заключается в том, что они не требуют от участников длительной специальной подготовки, могут проводиться в любое время года в спортивном зале, на улице, в бассейне, на стадионе. Радость и удовлетворение сопровождает интересную, активную и доступную для младшего школьника эстафету, она захватывает его, оказывая положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие. Именно эстафеты дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, доставляя детям много радости и удовлетворения.

Игры-эстафеты имеют большое оздоровительное значение, а так же способствуют повышению двигательной активности при условии их системного выполнения. 

Учет возрастных особенностей младшего школьника в процессе развития двигательной активности

Младший школьный возраст - наиболее активный период в формировании двигательной активности ребенка. В этот период закладываются и успешно осваиваются основы культуры движений, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок в младшем школьном возрасте необходимо проявлять определенную осторожность. У ребенка этого возраста, с одной стороны еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой - изменились общий режим и ритм жизни в связи с началом учебы в школе. Поэтому следует ограничивать применение силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость, строго контролировать длительность занятий.

Движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

В младшем школьного возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Выносливость и сила находятся пока на низком уровне. Благодаря морфофункциональным особенностям и состоянию центральной неровной системы младшие школьники более расположены к скоростно – силовым упражнениям и упражнениям на быстроту. Ведущая деятельность младших школьников – учёба. Одной из доступных форм физического воспитания младших школьников, активным средством и методом является эстафета. В эстафетах создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.

Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В эстафете одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

При проведении игр-эстафет среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника ещё продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также ещё невелика. Поэтому большое значение приобретают игры-эстафеты с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

В эстафете возможно формирование всех положительных сторон личности. Увлечённые эстафетными заданиями, дети могут выполнить с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Младшие школьники более активно и с большим интересом занимаются с предметами (мяч, скакалка, обруч, гимнастическая палка и др.) Для правильного физического развития школьников очень важны упражнения с предметами, которые способствуют более качественному овладению различными видами движений, позволяют постепенно увеличить нагрузку. В эстафете становление техники проходит незаметно – в подвижной разнообразной и эмоциональной обстановке.

Этапы эстафеты для младших школьников не должны быть сложными, чтобы дети имели возможность повторять их несколько раз; кроме того, задания эстафеты должны быть подобраны с учётом последовательного влияния на различные группы мышц. Важно, чтобы движения были достаточно разнообразными не только по содержанию, но и по характеру. Это помогает привлекать большинство младших школьников к одновременному их выполнению, способствует воспитанию нравственных и волевых качеств (настойчивости, дисциплинированности, самостоятельности).

У младших школьников ярко выражен дух соперничества. Они сравнивают свои результаты с результатами одноклассников, поэтому стремятся быть лучшими. Опираясь на эти возрастные особенности, важно активизировать детей к занятиям физическими упражнениями.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение. Как правило, эмоциональный фон формируется у младших школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. В эстафетном соревновании младшие школьники сосредоточены, активно выполняют все правила эстафеты и серьезно относятся к порученной им роли, - все это способствует достижению планируемых результаты, образовательных, развивающих и воспитательных целей.

Эстафеты - исключительно ценный способ вовлечения младшего школьника в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у младших школьников постепенно появляется желание участвовать не только в эстафетах, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

Задачи организации эстафет с учетом особенностей младшего школьного возраста: стимулировать интерес к занятиям физической культурой; развивать у детей важное физическое качество - ловкость; побуждать младших школьников к активности и проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности); способствовать повышению эмоционального тонуса каждого из учащихся; учить младших школьников правильно выполнять этапы эстафеты.

Эстафеты для младших школьников подбираются с учетом сложности выполнения, предусматривают смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом. Понятный сюжет, интересное сочетание ходьбы, бега, ползания, подскоков создают бодрое, жизнерадостное настроение, увлекают детей, движения их становятся точными, ловкими.        

Рекомендации к работе с младшими школьниками

Первоначальная задача научить ребенка быть здоровым, создать условия для укрепления и развития физического здоровья, способствовать формированию у него сознательной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Достигается это через здоровье сберегающее обучение, активизацию физического развития.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннего развитие личности школьника - это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.

Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима. Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них.

Внеклассная спортивно-оздоровительная работа, резерв, который повысит двигательную активность и улучшит физическую подготовку.

Используя соревновательный способ выполнения заданий игр-эстафет, педагог может активизировать деятельность учащихся на уроке, спортивных мероприятиях внеклассных. Для эстафет характерна широкая постановка задач – это развитие двигательной активности, интерес учеников к здоровому образу жизни.

Педагогу важно оптимально отбирать и использовать такие методические приёмы, средства обучения, которые стимулируют активное участие в учебном труде каждого младшего школьника на каждом уроке, создавать атмосферу интереса к занятиям физкультурой и спортом. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Педагогу необходимо учитывать интересы и потребности детей: последующий урок делать не похожим на предыдущий, непременно придерживаясь принципа комплексного воздействия на организм учащихся. Ведущий путь: от игры и соревнования к двигательному навыку, повышению уровня физической подготовленности.

Специфика предмета диктует необходимость соблюдения правил техники безопасности при организации занятий физкультурой. Перед каждым разделом программы необходимо знакомить ребят с основными правилами обращения со спортивным инвентарём, требованиями к выполнению упражнений.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям – обязательное условие в организации занятий.

Для поддержания дисциплины во время проведения эстафет важно использовать зрительные сигналы – жесты руками, по которым учащиеся выполняют заранее обусловленные действия. Ученик в течение всего урока держит учителя в зоне своего внимания, поэтому легко выполняет команду.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе - применение личностно-ориентированного подхода, при этом учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Особого внимания требуют малоактивные дети: их деятельность надо стимулировать. Таких ребят нужно включать в эстафеты, на занятиях создавать условия, чтобы они чувствовали себя свободно. Важным фактором укрепления в ученике веры в свои силы, открытия его внутреннего потенциала является грамотный подход к оцениванию достижений учащихся.

После систематического внедрения в практику физкультурно-оздоровительных мероприятий можно ожидать следующие результаты:

-увеличится двигательная активность школьников;

-повысится активность участие школьников во внеклассных мероприятиях;

-произойдет профилактика заболеваний и оздоровления;

-произойдет сближения родителей и их детей, родители станут союзниками школы в вопросах физического воспитания;

-расширятся и углубятся знания о видах спорта, правилах соревнований;

-повысится мотивация к изучению предмета "Физическая культура и занятиям физкультурой и спортом.

Двигательная активность, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

«Подвижные игры как основа развития двигательной активности младших школьников"

Дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр....

Статья "Игра, как средство развития двигательных качеств младших школьников"

ведение        Проблема: какие игры и методы способствующие развитию двигательных качеств младших школьников.Тема: «Подвижные игры как средство развития двигате...

Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника

Статья об использовании в наглядной геометрии эффективных форм и методов обучения...

Якутские подвижные игры как средство развития двигательной активности младших школьников

В обществе стремительно происходят значительные научно– технические изменения, в том числе и в детской игре. Детские игры существенно изменились под развитием распространения компьютерных игр и ...

"Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников"

Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творч...