Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Статья об использовании в наглядной геометрии эффективных форм и методов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_geometrii.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И АНДРАГОГИКИ
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
По теме: «Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника»
Выполнил: слушатель курсов повышения квалификации Боровкова Елена Викторовна
Преподаватель:
Кузина Надежда Николаевна
Санкт-Петербург 2019
Роль геометрии в системе научных знаний и в школьном курсе математики.
Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных “точек” методики преподавания математики. В разное время высказывались различные суждения по поводу изучения геометрии и её места в системе школьного образования. Несомненно то, что развитие логики и развитие интуиции, которое мы наблюдаем в геометрии - делают эту дисциплину, уникальной и необходимой для изучения. Сам процесс изучения геометрии имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности: формирование мыслительных процессов, восприятия, воображения, памяти, внимания.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития образных компонентов мышления ребёнка. Геометрию начинают изучать в седьмом классе, когда непосредственный интерес к этому предмету уже на излёте.
Изучение геометрического материала в современной начальной школе преследует в основном практические цели, сопровождая курс математики, а с точки зрения геометрии имеет случайный характер. В большинстве программ геометрический материал не представляет целостного, обоснованного курса. Зачастую задания не связаны между собой, а для выполнения некоторых детям не хватает знаний. Более того, в курсе математики начальной школы, в основном рассматриваются плоскостные фигуры, в то время как ребёнок имеет большой опыт общения с объёмными фигурами.
«Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своём роде уникально: ни один предмет первоклассники не готовы воспринимать, как наглядную геометрию. В тоже время ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием как геометрию». (И.Ф. Шарыгин)
Актуальность проблемы определяется необходимостью поиска путей развития продуктивного мышления детей в процессе обучения геометрии. В школе Пифагора преподавались: гармония - для “тренировки” души, арифметика - для ориентации в “близкорасположенной” действительности, астрономия - для того, чтобы иметь представление об окружающем мире, геометрия - для тренировки мозга, для развития логического мышления, для получения базовых знаний обо всем то, что окружает мир человека. Все перечисленные выше цели образования сохраняются и в наши дни. И роль геометрии в образовании ничем не может быть заменена.
Развитие логики и интуиции - две важнейшие равноправные функции геометрического образования. Пуанкаре писал: «Доказывают при помощи логики, изобретают при помощи интуиции». Кроме того геометрия имеет и немаловажное эстетическое значение.
Знакомство с геометрией может сыграть исключительную роль при формировании мировоззрения младшего школьника. Системное мышление очень важно для ребёнка не только как для будущего математика, но и как для будущего врача, лингвиста, экономиста... Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребёнок отчётливо понимал, что в ней является исходным положением, что логическими следствиями из него и чем он пользовался в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.
Цели и задачи курса.
Цель наглядной геометрии - использование содержания и методики преподавания геометрического материала для общекультурного, личностного, познавательного развития младшего школьника, обеспечивающее компетенцию «умение учиться». Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- Развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приёмов конструктивной деятельности, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
- Формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
- Подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
- Обучение конструктивному мышлению и логическим умозаключениям;
- Познание окружающего мира с геометрических позиций (знакомство с пространственными отношениями между реальными объектами, геометрическими телами, плоскими фигурами);
- Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
- Развитие топологических и наглядных представлений;
- Развитие зрительной, слуховой и тактильной памяти, развитие воображения;
- Развитие мелкой моторики;
- Формирование познавательных интересов и познавательной активности, стимулирование желания учиться;
- Выработка практических навыков измерения и построения геометрических фигур с помощью чертёжных и измерительных инструментов.
Влияние психологических особенностей младшего школьника на развитие геометрического мышления.
Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности. У младших школьников выделяют следующие психологические особенности:
- Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения, ребёнок становится более сдержанным, внимательным;
- Достаточное развитие первой сигнальной системы (она лежит в основе наглядного метода обучения, имеющего своей задачей создать учащихся правильные представления изучаемых предметов и явлений) делают ребёнка очень восприимчивым ко всему конкретному, наглядному. Начинает развиваться вторая сигнальная система (ребёнок способен делать некоторые обобщения, правильные выводы и так далее);
- Внимание младшего школьника неустойчиво. Ребёнку легче сосредоточиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях;
- Восприятие отличается некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности и тесно связано с эмоциями. Слабо развито восприятие пространства и времени;
- Начинает быстро развиваться произвольное и осмысленное запоминание. Более развита образная память (зрительная и слуховая) и менее словесно-логическая. Расширяется объём памяти, увеличивается скорость усвоения и точность воспроизведения;
- Характерной особенностью младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов;
- Сначала школьного обучения начинает быстрее развиваться понятийное мышление В начале оно тесно связанно с конкретными понятиями и явлениями, но постепенно формируется умение абстрагироваться от конкретного, давать обобщение и менее отвлечённые выводы (абстрактно-понятийное мышление).
Приёмы и виды мышления у детей, поэтапно развивающиеся при знакомстве с геометрическим материалом.
В процессе мыслительной деятельности, в том числе при работе с геометрическими материалами, у ребёнка вырабатываются определённые приёмы мышления:
Сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства и различия. К.Д. Ушинский говорил, что сравнение есть основа всякого понимания, что все в мире мы узнаём через сравнение.
Анализ - мысленное расчленение предмета познания на части.
Синтез - соединение отдельных элементов в целое.
Абстракция - мысленные выделения каких-либо существенных свойств объектов (реально не существуют точка, прямая).
Обобщение - мысленное выделение общих свойств в двух или нескольких объектов.
В геометрии выделяются основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - это мысль о предмете, отражающая общие его свойства. Мысленно увидеть геометрическую фигуру у которой сто углов нам не удастся, но понятие стоугольник есть, практически такая фигура может существовать.
Суждение - форма мышления, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо, например: все квадраты - это равносторонние прямоугольники.
Умозаключение - способ рассуждения, при котором на основе отдельных фактов делается вывод, общее суждение.
Различают три вида мышления, которые развиваются у детей при знакомстве с геометрическим материалом: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. При изучении геометрии важную роль играет формирование пространственного мышления, которое рассматривается, как разновидность наглядно-образного и геометрического мышления. Возраст младшего школьника является очень благоприятным для развития образного (в том числе пространственного) мышления. Мышление ребёнка в это время находится на переломном этапе развития. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, основу которого составляет оперирование понятиями.
В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
- Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
- Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
- Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
- Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
- Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Методика проведения занятий по наглядной геометрии.
Невозможно проводить занятия по «Наглядной геометрии» не учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста: часть материала излагается в занимательной форме: сказка, загадка, рассказ, игра. Важно подчеркнуть, что изучение геометрического материала идёт на уровне представлений, а за основу берётся наглядность и практическая деятельность. Формирование основных геометрических представлений и навыков достигается системой геометрических задач, которые содержат в себе: задачи направленные на усвоение терминологии; задачи связанные с формированием представлений о геометрических величинах (длины и площади) и навыков измерения отрезков, площадей, фигур; задачи на элементарное построение фигур на клетчатой бумаге; задачи на построение фигур с заданными параметрами; задачи на классификацию фигур; задачи на деление фигур на части и на составление фигур из других; задачи связанные с формированием основных навыков чтения геометрических чертежей, использование буквенных обозначений; задачи на выяснение геометрических форм, предметов или их частей.
Решение таких задач связано с разнообразными видами познавательной деятельности. Здесь есть и наблюдения, и измерения, и конструирование, и рисование, и вычерчивание с помощью линейки и циркуля, и моделирование из бумаги, пластилина и других материалов. Занятия способствуют развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, внимания, побуждая детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку. Ведущие формы обучения: групповые, индивидуальные. Основными методическими принципами являются наглядность, а также игровая, практическая и поисковая деятельность.
Наглядность - демонстрационные модели геометрических фигур, изготовленные из цветного картона, чертежи на доске, использование презентаций и интерактивной доски. У каждого ученика набор геометрических фигур, палочки различной длины, рамки с геометрическими фигурами. Широко используя игры, например Танграм - это квадрат, разрезанный на 7 частей определённым образом. Правила игры: в состав каждой фигуры должны входить все 7 частей; фигуры не должны перекрываться; фигуры обязательно должны соприкасаться. Сначала ребята складывают фигуру по образцу, где можно увидеть все части, потом задание усложняется: вся фигура закрашена в какой-либо цвет и надо догадаться куда положить очередную часть. А самое трудное задание - придумать фигурку самостоятельно, причём фигура должна быть узнаваема.
Иногда включаю в занятия оригами или «бумажные поделки». При знакомстве с оригами дети повторяют основные геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырёхугольник. А также уточняются понятия: сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры. У детей развивается пространственное воображение, интеллект, трудолюбие, творчество.
Для развития познавательных универсальных учебных действий используется исследовательский метод и метод моделирования. Мы исследовали в группах несколько тел (куб, пирамида, цилиндр). Первый этап: исследование плоских фигур, как составных частей объёмных тел. Второй этап: моделирование фигур из пластилина. Третий этап: исследование фигур заключалось в том, что ученики разрезали фигуры на части и смотрели какая плоскостная фигура «спряталась внутри». Четвёртый этап: зарисовка развёртки своей фигуры. Пятый этап: вырезание заготовки проектного тела и его моделирования. Шестой этап: отчёт каждой группы о проделанной работе.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется через организацию учебного сотрудничества: работа в парах, в группах. На занятиях ребята активно помогают друг другу. Не стоит в стороне и учитель. Тот, кто справился с заданием быстро и правильно, идёт помогать тем, кто испытывает затруднения.
Наши результаты:
- К концу 1 класса учащиеся знают термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырёхугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
- Имеют представление и узнают в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
- К концу 2 класса учащиеся владеют терминами, изученными во первом классе. Также успешно усваивают новые понятия, такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
- Ориентируются в типах и видах треугольников
- К концу 3 класса умеют с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, знают и применяют формулы периметра различных фигур, умеют строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
- К концу 4 класса учащиеся владеют терминами: высота,основание, осевая симметрия и поворотная симметрия, координатная плоскость, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь. Учащиеся умеют строить различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию,а также находить площадь с помощью палетки и формул.
- Различают и находят сходство: (квадрат, куб, строят куб),(прямоугольник, параллелепипед, строят параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строят цилиндр).
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Наглядная геометрия».
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты.
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, шар.
Универсальные учебные действия.
- Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандартов второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
2000 лет назад Евклид представил в книге «Начала» свод геометрических правил, и до сих пор математики ничего особенно нового добавить не смогли. Основные понятия в геометрии - понятие точки и прямой. Точка - есть то, что не имеет частей, а линия - длина без ширины. Именно с этих понятий начинается курс «Наглядной геометрии». Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Ещё Галилео Галилей считал, что она (геометрия) даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать.
Чтобы воспитать в учениках смелость ума, вселить в них радость сотворчества, учитель должен создать такие условия, чтобы искорки детских мыслей образовали царство мыслей, в которой ученики почувствовали бы себя властелинами.
«Всё чего не может геометрия, не можем и мы».
Б. Паскаль
Литература.
- Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
- В. Волина Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994
- И.В. Шадрина Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации и комплект рабочих тетрадей. 1-4 классы. Ассоциация 21 век. ФГОС. 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...
«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».
Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...
Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.
Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...
«Индивидуальные и групповые формы обучения как эффективный способ развития творческого воображения младших школьников»
Формы работы...
«Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников».
Описание опыта педагогической деятельности. «Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников»....
Методики исследования на тему: "Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников"
quot;Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников" 4 класс...
"Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников"
Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творч...