Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС
материал на тему

Бажаева Вера Ивановна

Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС

 

   В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

             В этой связи актуальным стало включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_avgusta_doklad_2.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС

   В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

             В этой связи актуальным стало включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р с 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).

В связи с введением курса ОРКСЭ в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 были  внесены изменения.

Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 69 от 31 января 2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом от 5 марта 2004 г. N 1089».

Курс ОРКСЭ представлен следующими предметными модулями:

1.Основы православной культуры;

2.Основы исламской культуры;

3.Основы иудейской культуры;

4.Основы буддистской культуры;

5.Основы мировых религиозных культур;

6.Основы светской этики.

Один из них изучается учащимися с его согласия и  по выбору его родителей (лиц, замещающих родителей).

Изучение курса осуществляется на основе примерных учебных программ по курсу с учетом региональных и местных культурно-исторических, конфессиональных условий.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной дисциплиной. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должно быть обеспечено в процессе освоения курса, а также в системе содержательных, ценностно-смысловых связей курса с другими гуманитарными предметами начальной школы.

Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.

    Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Особенности учебного курса ОРКСЭ

Курс ОРКСЭ является культурологическим и   направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о   нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.

     Изучение курса ОРКСЭ базируется на требованиях ФГОС начального общего образования (ФГОС: 12.4: Основы духовно-нравственной КУЛЬТУРЫ народов России):

      1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

      3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести

и вероисповедания, духовных традициях народов России;

     7) осознание ценности человеческой жизни.

Структура рабочей учебной программы и требования к оформлению

                 В соответствии со статьей 32 (п.7) Закона Российской Федерации «Об образовании»  к  компетенции  образовательного  учреждения  относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

          При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных программ. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

В соответствии с требованиями ФГОС  программы  учебных предметов, курсов должны содержать следующие структурные элементы:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка:

  • общая характеристика учебного предмета;
  • ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
  • место учебного предмета в учебном плане;
  • результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные);
  1. основное содержание учебного предмета;
  2. требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса);
  3. оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) список литературы (основной и дополнительной) с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов.

Требования к оформлению рабочей учебной программы

  1. Титульный лист содержит:
  • полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей учебной программы;
  • наименование учебного предмета (курса), для изучения которого написана рабочая учебная программа;
  • указание на принадлежность рабочей учебной программы к ступени (уровню) общего образования (класс, параллель, на которой изучается программа);  
  • срок реализации данной программы;
  • ссылка на примерную/авторскую программу, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;
  • фамилия, имя, отчество учителя-составителя рабочей учебной программы;
  • год составления программы.

  1. Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре рабочей учебной программы состоит в том, чтобы:

  • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе начальной ступени обучения;
  • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В пояснительной записке необходимо отразить:

  • цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;
  • общую характеристику учебного предмета;
  • ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
  • место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
  • результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников начальной ступени общего образования;

                      сведения о примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания; 

  • внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
  • особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный);
  • сведения об УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (список учебников и учебных пособий утверждается приказом директора ОУ в соответствии с утвержденными МОН РФ федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ);
  • предпочтительные формы контроля;
  • педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным элементом пояснительной записки. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС НОО, а также социальный заказ на образовательные услуги со стороны родительской общественности.

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт.

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

В этих требованиях, как правило, отражаются:

  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
  • конечная система или комплекс знаний;
  • перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

  1. Основное содержание учебного предмета

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

  • единства содержания образования на разных его уровнях;
  • отражения в содержании образования задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания образования;
  • доступности образования.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и т.п.).

Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе

Требования к уровню подготовки выпускников – это структурный элемент программы, определяющий основные компетенции, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данной программы, курса.

Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Требования к результатам освоения содержания предметных программ являются ориентиром для образовательного учреждения и учителя начальной школы в том, что должно быть получено учащимися в результате их деятельности.

  1. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета обучающимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, контролирующую, воспитательную и корректирующую функции. В структуре рабочей учебной программы средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала.

Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов практической деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения компетенциями, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся.

При подготовке рабочей учебной программы возникает необходимость в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных контрольно-измерительных материалов.

В данный пункт рабочей учебной программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине, образцы итоговых контрольных работ. Контроль должен планироваться и фиксироваться в тематическом планировании.

Обобщенная неперсонифицированная диагностика и оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование является обязательным элементом рабочей учебной программы. Данный раздел конкретизирует основное содержание: указываются темы и количество часов, отводимое на их изучение, практические, лабораторные самостоятельные и контрольные работы.

В тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. При составлении рабочей учебной программы следует учитывать, что формулировка темы тематического плана и записи в классном журнале должны совпадать.

Тематическое планирование  включает в себя следующие разделы:

  • Наименование раздела программы с указанием количества часов на раздел и характеристикой деятельности обучающихся (основные виды учебной деятельности).
  • Номер урока (учебного занятия). Применяется сплошная нумерация уроков (занятий), позволяющая показать соответствие в количестве часов рабочей учебной программы и образовательного плана ОУ.
  • Планируемые сроки проведения урока (учебного занятия).
  • Тема урока (занятия), которая располагается по порядку в соответствии с логикой изучения учебного материала.
  • Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.
  • Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием.

Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т. д.

  • Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).

 При разработке рабочих программ по ОРКСЭ следует  помнить, что  важнейшей  задачей  современной  системы  образования  является   формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих  школьникам умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Качество  усвоения  знаний  определяется многообразием  и  характером   видов   универсальных  действий.

Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить   эффективность   образовательно-воспитательного   процесса  в  начальной  школе.              Ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

      Это человек:

Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир

Владеющий основами умения учиться.

Любящий родной край и свою страну.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки           перед семьей и школой.

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

Умеющий высказать свое мнение.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для  себя и окружающих.

Универсальные учебные действия   рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации  образовательного процесса.

     

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рабочих программ в условиях реализации ФГОС.

В данном материале представлены практические рекомендации по составлению рабочих программ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Учител...

Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"

Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...

Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" включает в себя следующие структурные компоненты: 1.Общая характеристика учебного предмета. 2.Цели и задачи курса. 3.Описание места учеб...

Рабочая программа курса ОРКСЭ (модуль ОПК)

Программа разработанна в соответствии с требованиями ФГОС. Учебник Кураева...

Рабочая программа курса ОРКСЭ

Рабочая программа курса ОРКСЭ.  Модуль "Основы мировых религиозных культур". УМК "Планета Знаний"...

Презентация" ФГОС Особенности составления рабочих программ "

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в сод...

Рабочая программа курса ОРКСЭ Модуль: Православная культура

Задачи учебного курса:Знакомство обучающихся с основами православной культуры;Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, об...