Положение о рабочей программе
материал на тему
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете Утверждено и введено в действие
МБОУ «Гимназия № 32» приказом по МБОУ «Гимназия № 32»
Протокол № ______________ № _______ от ____________________
от ________________________ Директор МБОУ «Гимназия № 32»
__________ Л.А.Якимова
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по ФГОС НОО и ООО
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №32»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «06 образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», основной образовательной программой начального и основного общего образования и уставом МБОУ «Гимназия №32» (далее — гимназия) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов по учебным курсам и дисциплинам.
1.2. Рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного учебного предмета, спецкурса, курса дополнительного образования), основывающийся на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), примерной и (или) авторской программе по учебному предмету.
1.3. Рабочие программы должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования (далее—ООП) и разрабатываться на основе требований к результатам освоения с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП.
1.4 Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
1.5. Задачи рабочей программы:
- дать представление о практической реализации компонентов образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса).
- определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности гимназии и контингента обучающихся.
1.6. Функции рабочей программы:
- нормативная: программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания: программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования: программа фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная: программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная: программа выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Требования к содержанию рабочей программы
2.1. Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
- примерных программ по учебным предметам и материалам авторского УМК (учебников, имеющихся в федеральном перечне, и авторских программ к линии учебников);
- требований к результатам освоения ООП гимназии;
- программы формирования универсальных учебных действий.
2.2. Требования к содержанию рабочей программы.
2.2.1. Соответствие требованиям ФГОС к результатам освоения ООП.
2.2.2. Четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса).
2.2.3. Реализация принципов системно-деятельностного подхода в отборе программного материала: принципов деятельности, непрерывности, целостности; принципа минимакса, принципа психологической комфортности, принципа вариативности; принципа творчества.
2.2.4. Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.
2.2.5. Учет межпредметных связей, обеспечивающий формирование у обучающихся ценностно-смысловой картины мира.
2.2.6. Региональный выбор форм организации процесса с учетом специфики учебной дисциплины.
2.2.7.Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.
2.2.8. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися личностным, предметным и метапредметным результатам образования.
3. Разработка рабочей программы
3.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным учебным предметам, спецкурсам, программам дополнительного образования относится к компетенции гимназии и реализуется ею самостоятельно.
3.2. Рабочая программа разрабатывается учителем по определённому учебному предмету, элективному учебному предмету, спецкурсу, программе дополнительного образования.
3.3. Разработчики рабочих программ могут внести изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также основных видов и способов деятельности по формированию системы знаний и умений, развитию и социализации учащихся с указанием отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной или авторской (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснования целесообразности внесения данных изменений.
3.4. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины является основой для разработки учителем календарно-тематического планирования учебного курса (далее — КТП).
3.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
4. Структура рабочей программы
4.1. Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, закрепленным в ФГОС, где определены структурные элементы рабочей программы:
1) общие цели образования с учетом класса и специфики учебного предмета;
- общая характеристика учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (для НОО);
- содержание учебного предмета, курса;
- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
4.2. Исходя из структуры рабочей программы, предложенной в стандарте, рабочая программа содержит следующие элементы.
1) титульный лист (приложение 1):
- полное наименование гимназии;
- записи о согласовании и рассмотрении программы;
- гриф утверждения программы директором гимназии с указанием даты;
- название учебного курса, для изучения которого написана программа:
- указание класса, учебного года;
- фамилия, имя, отчество разработчика программы;
-название населенного пункта,
- год разработки программы
2) исходные нормативные документы, на основании которых разработана программа;
3) цели и задачи освоения обучающимися содержания программы через конкретизацию общих целей образования на определенном этапе с учетом специфики учебного предмета, курса.
4) общая характеристика учебного предмета
5) описание места учебного предмета в учебном плане:
- указание предметной области, в которую входит предмет;
- распределение часов на изучение предмета.
6) ценностные ориентиры содержания учебного предмета (для НОО);
6) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
7) содержание учебного предмета:
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы и основные изучаемые вопросы;
- практические, контрольные и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.
8) критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся определяются применительно ко всем формам контроля, используемым на данном учебном предмете с учетом его особенностей
9) тематическое планирование (приложение 2):
-классы, в которых работает учитель,
- количество отведенных на изучение предмета часов,
- количество плановых уроков различного типа,
- наименование учебника.
-в форме таблицы: наименование темы, количество часов, отведенных на ее изучение, количество уроков контрольного, практического характера.
10) календарно-тематическое планирование (приложение 3,4):
-перечень разделов, тем уроков и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- темы отдельных уроков и сроки их проведения;
-характеристика основных видов деятельности учащихся.
11) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- нормативные документы по предмету (программы);
- учебно-методический комплект с методической поддержкой;
- справочные пособия, дидактический материал, научно-популярная литература для обучающихся;
- печатные наглядные пособия;
- демонстрационное и учебно-лабораторное оборудование, приборы (если есть);
-электронные и интернет-ресурсы (диски, презентации, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые в образовательном процессе)
12) приложения к программе:
-контрольно-измерительные материалы;
-темы проектов и т.п.
- Календарно-тематическое планирование и его место в рабочей программе
5.1. Календарно-тематическое планирование (КТП) является основным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания рабочей программы учебного курса или предмета на учебный год.
5.2.КТП разрабатывается учителем по учебному предмету и классу в соответствии с примерной и (или) авторской учебной программой и требованиями соответствующего образовательного стандарта.
5.3. Задачами составления КТП являются:
- определение времени изучения каждой учебной темы в течение учебного года;
- установление логико-структурной связи основного содержания, взаимосвязи между темами годового курса и отдельными уроками;
- формирование рациональной системы работы для достижения личностных, метапредметных, предметных результатов изучения учебного предмета;
- описание контролируемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, сформулированных в стандарте.
5.4.Календарно-тематическое планирование оформляется в форме таблицы на стандартных листах A4 в соответствии со структурой, определенной п. 4.2 настоящего положения.
5.5.В печатном виде КТП составляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у учителя, второй — в методической службе школы.
5.6.Требования к оформлению КТП.
5.6.1.Не допускаются сокращения слов темы, запись одинаковых тем более двух уроков подряд.
5.6.2.При планировании контрольных уроков (контрольного диктанта, контрольной и самостоятельной работы) тема записывается одинаково и в КТП, и в журнале (например «Контрольная работа по теме "Сложное предложение"»).
5.6.3.В КТП применяется сплошная нумерация уроков.
5.6.4.При составлении КТП обязательно планируются даты проведения всех уроков в соответствии с недельной нагрузкой, они проставляются один раз в четверть в соответствии с расписанием. В отдельной графе учителем фиксируется фактическая дата проведения урока. Даты проведения уроков в КТП и в журнале должны совпадать.
5.7.В течение учебного года при необходимости возможна корректировка КТП учителем. Все изменения согласуются с заместителем директора по УВР или директором.
- Оформление рабочей программы
6.1.Текст набирается в Word шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
6.2.Рабочие программы оформляются в папки или скоросшиватели и хранятся в гимназии в течение текущего учебного года.
6.3.При разработке рабочей программы возможно использование словесных маркеров (приложение 5).
7.Утверждение рабочей программы
7.1.Рабочая программа рассматривается и согласуется на школьном методическом объединении учителей начальных классов или учителей-предметников (далее — ШМО) до 15 августа.
7.2.По окончании согласования с ШМО рабочая программа анализируется заместителем директора по учебной работе на предмет соответствия ее требованиям, изложенным в настоящем положении, до 25 августа.
7.3.При несоответствии программы установленным данным положением требованиям заместитель директора предлагает учителю доработать программу с указанием конкретного срока исполнения.
7.4.После согласования рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором гимназии, о чем до 3 сентября издается соответствующий приказ.
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/ ФИО/
Протокол № ___ от «__»_____20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР __________/ФИО/
«____»_____20__ г. | Приложение 1 «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия № 32» ___________/ Л.А.Якимова/
Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 32»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __________________
в ___________ классе (ах)
Составитель:
учитель ________квалификационной категории
ФИО
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _______от
« »___________20___ г.
г..Нижнекамск
20__-20__ уч.год
Приложение 2
Учебно-тематическое планирование
по _________________________________________
предмет
Классы_____________ ___
Учитель __________________
Количество часов
Всего час; в неделю час.
Плановых контрольных уроков , зачетов , тестов ч.;
в т.ч. административных контрольных уроков ч.
Планирование составлено на основе
программа
Учебник_____________________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторные, практические работы и др. | уроки контрольного характера | |||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||||
Итого |
Приложение 5
Словесные маркеры в помощь составителю рабочей программы
Пояснительная записка
Пояснительная записка может быть раскрыта с помощью следующих устойчивых словесных речевых оборотов (далее — маркеров):
- Актуальность изучения программы возрастает в связи с...
- В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся...
- В связи с... большое значение приобрела проблема развития функционально-грамотной личности
- Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы...
- Необходимость введения... обусловлена требованиями… (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», другие федеральные нормативные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, локальные нормативные акты муниципальных образований и гимназии, и др.).
- Причины введения учебной дисциплины (курса)... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса, таких как...
- Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся и недосгаточным количеством часов, отведенных на изучение предмета (или выполнение проекта)...
- Введение программы обусловлено тем, что...
- Программа адресована... а также может быть частично использована в…
- Курс рекомендован учащимся...
- Программа рассчитана на обучение в первом полугодии...
Общая характеристика учебного предмета:
- Специфика данной учебной дисциплины обусловлена...
- Особенность изучаемого курса состоит в...
- Программа... ориентирована на применение широкого комплекса приемов и методов системно-деятельностного подхода.
- Отличительными чертами данной программы являются...
- Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ-технологий и ТСО, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса
- Предлагаемая программа построена на основе примерной программы (или рабочей авторской программы) в соответствии с требованиями ФГОС.
- Нами переработаны авторские материалы... являющиеся основанием данной учебной программы-
-Учебная программа разработана на основе...
- Программа предусматривает как проведение традиционных уроков, так и (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, и др.)
- Практическое выполнение программы предполагает выполнение обучающимися конкретных видов УД: контрольных или творческих работ, проверочных работ (включая тесты, графические проверочные работы), диктантов (предупредительный, объяснительный, восстановительный, зрительный, выборочный, творческий, графический), работ с текстом, опытов, домашних заданий нетрадиционного вида и др.
- В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы.
- Особое место в овладении данным курсом отводится проектной (самостоятельной) работе по…
- Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения, сотрудничества на уроке...
- Используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «учитель — ученик», парная и групповая работа, что, в свою очередь, также влияет на формирование УУД.
- При изучении курса предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по...
- Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему...
- Изучение курса завершается защитой проекта, контрольным тестом, который включает...
- Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнение проекта, его представление и защита...
- Программа... общим объемом... изучается в течение...
- Курс рассчитан на... часа лекционно-практических занятий в... классе.
- Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает... вопросов (заданий) по основным проблемам курса;
- Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить...) продемонстрировать... провести.., показать…
Описание места учебного предмета в учебном плане:
-Предмет (курс) входит в число дисциплин, включенных в учебный план гимназии
- Особое место данного курса обусловлено... в структуре учебного плана.
- Изучение данного предмета тесно связано с такими дисциплинами, как... и является пропедевтикой к изучению курса...
- Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как...
- Освоение курса предполагает помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.)
выполнение внеурочных (домашних) заданий по... выполнение проекта...
- В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах... занимаются индивидуально по...
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:
- Курс ориентирован на достижение личностных... предметных... и метапредметных результатов основного общего образования.
- В соответствии с этим целью освоения программы является... формирование и развитие УУД... создание учебного проекта... ознакомление с... формирование целостного представления о …
- Данный курс преследует цель...
- В ходе ее достижения решаются задачи (конкретные «шаги» по достижению цели):
-формирование УУД...
-совершенствование умений (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных)
-развитие творческого подхода к...
-создание основы для понимания... (скоординировать... определить... упорядочить... систематизировать... углубить понимание...).
-Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач...
- Основные задачи программы заключаются в следующем:
-ознакомить с... продолжить знакомство с...
-отработать проектные умения обучающихся... систематизировать... организовать... обобщить знания о... и т.д.
Содержание программы должно быть структурировано: выделены разделы, темы, подтемы в соответствии с тематическим планом. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца. Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова). Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование. Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей программе
Погложение о рабочей программе на 2011-2012 уч.год. Приложение Титульный лист...
Положение о рабочей программе 2012 год.
Положение о рабочей программе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.
Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного...
Положение о рабочей программе по предмету
Проект положения о рабочей программе в соответствии с нормативными документами....
Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС НОО
Данное положение о Рабой программе является нормативным документом, составленным на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1643 "О внесении изменений в приказ Минис...
Положение о рабочей программе.
Общие положения рабочей программы. Разработка рабочей программы.Оформление и структура рабочей программы....