Мастер-класс «Формирование УУД в образовательном процессе в контексте усвоения разных учебных предметов»
учебно-методический материал по теме

Данный материал на тему «Формирование УУД в образовательном процессе в контексте усвоения разных учебных предметов» будет полезен педагогам, работающим в начальном звене. Материал отражает фрагменты уроков по формированию УУД, а также их отработку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сокский                                                            муниципального района Исаклинский Самарской области

                           

                             

                             Подготовила

                                                     учитель начальных классов

                                                              Ларионова Наталья Геннадьевна

2013 г.

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Продолжительность проведения: 30-40 минут

   

    Целевая аудитория: учителя, работающие в начальном звене.

План проведения мастер- класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом - мастером;
  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение, целесообразность  применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

  1. Оргмомент.

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.

2 . Постановка проблемы.

      Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.

Нам много говорили о ФГОСах.
Но что такое? С чем его едят?
Не знал никто.
Известно было только, что ФГОСы
Нужны для наших маленьких ребят.
Пришел сентябрь, программы нам спустили
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
ФГОСы есть, программы утвердили
Но как преподавать, не говорят.
Помучившись, немного поразмыслив
Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.
Но что такое значит современным?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик 
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему:
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь ни к кому.

Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).

2.Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на эти буквы (УУД)    ( Слайд)

- Покажите с помощью сигналов, что вы знаете о них ? (красный- много знаю, жёлтый- мало знаю, синий- ничего не знаю).

Выясним, что же означают эти буквы?   (Ответы ,…..    )    

- Да. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели. искать и использовать необходимые средства и способы их достижения. уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

-А что же лежит в основе формирования  универсальных учебных действий?

 - Верно! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

- Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока. Какие? (Слайд)

   - познавательные , коммуникативные, регулятивные и личностные .

 -  Итак, что же представляют личностные универсальные действия? (Ответы)

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

- Что представляют регулятивные универсальные действия? (Ответы)

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

- Что представляют познавательные универсальные действия? (Ответы)

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

- Что представляют коммуникативные универсальные действия? (Ответы)

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3. Презентация педагогического опыта

-  Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

        В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

        Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.  Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

        Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

        Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных   и личностный учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

        Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.

Но как?

Вот уже второй год я работаю по новым ФГОС.

В самом начале работы по новым стандартам я задумалась, а как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, подводить итоги своей деятельности на уроке и как связать это с универсальными учебными действиями. Для решения этих задач, я создала учебное пособие – таблицу «Универсальные учебные действия для обучающихся» (См. Приложение).

Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный. У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте. Из  Программы формирования УУД я выписала все УУД для первого класса и переформулировала на детский язык все учебные действия. И на каждом этапе уроке, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета. Это вошло в систему и дети без труда могут сказать, что будет формироваться на данном этапе урока.

  1. Представление системы уроков, имитационная игра

Фрагмент урока с применением созданного пособия. В роли учеников выступают присутствующие коллеги.

Фрагмент 1

1. Постановка учебной задачи.

– Давайте предположим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Откройте «Азбуку» на с. 188-190,

–Мы будем открывать новые знания или повторять изученное?  

Поставим перед собой цель на урок:

Закрепить свои знания о мягком, глухом, согласном звуке [щ’].

2. Определение вида формируемого УУД

- Ребята, что мы сейчас учились делать? (планировать свою деятельность).

 Обозначьте  эти действия кружком.  (жёлтый)

Фрагмент 2

1. Составление слов с изученной буквой

- Я придумала слова со звуком [щ’]. Отгадайте их (Щука, роща, щавель, щенок, щурить )

(Когда встретится слово с сочетанием ЩА или ЩУ, гласные пропустить).

2. Создание и решение проблемной ситуации

Ребята, а какие же буквы мне написать в сочетаниях ЩА, ЩУ?

Давайте посмотрим  презентацию. (Слайд № ___)

- Сделайте вывод. (Запомни! ЩА, ЩУ)

3. Определение вида формируемого УУД

- Ребята, что мы сейчас учились делать?

(учились строить речевое высказывание)  

Каким кружком мы обозначим эти действия (зелёным кружком).

4. Закрепление изученного правила

Послушайте сказку (инсценировка): 

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат  - нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали, икали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

- Хорошо ли поступили гласные Я и Ю?

6. Определение вида формируемого УУД

- Ребята, что мы сейчас учились делать?

1.  (Добывали информацию из текста).

Каким кружком мы обозначим эти действия? (синим кружком).

2)(Учились оценивать поступки героев). Каким кружком мы обозначим эти действия? (красным кружком).

Фрагмент 3 урока по окружающему миру. Тема: «Что такое зоопарк».

(Первичное закрепление)

Учитель: Рассмотрите животных на с.29.  Закрасьте кружочки возле  фотографий тех животных, которых вы видели. Посмотрите на слайдах их и дайте небольшую характеристику.

Давайте попробуем расселить животных в зоопарке.

«Игра»: Учитель называет животных. Если это дикое животное, дети подпрыгивают, если домашнее – поворачиваются вокруг себя. (Лиса, кошка, медведь, заяц, собака, белка, лев, тигр, лошадь, обезьяна, свинья, слон).

Учащиеся  учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (познавательные, регулятивные УУД)

                                                     Учитель:

Окружающий мир. Тема: «Что такое зоопарк?»

Работа по рабочей тетради. (с.13 №2)

Учитель: Будем соединять карандашом изображения животных и места, где они обитают. Где живет обезьяна? и т.д.

А теперь выполним на той же странице №1. Нужно докрасить животных и назвать их.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия -  действия контроля, также проводятся самопроверки и взаимопроверки текста.

*** Сейчас поупражняемся в определении    функций УУД. Переверните объёмную  карточку, лежащую у вас на столах  и прочитайте название вашей команды?

(личн., комм.,регу.,позн).

  • Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.
  • Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность.
  • Познавательные связаны с решением проблемы
  • Регулятивные обеспечивают организацию собственной деятельности.
  • Если вы считаете, что я называю функцию вашей команды,   обсуждаете, приходите к единому мнению и показываете карточку с вашим   порядковым номером.  -  У нас осталась 1 команда, функцию которой я не озвучила (коммуникативные ). Попытайтесь самостоятельно её сформулировать?
  • У кого возникли трудности?

Предлагаю командам выполнить следующее задание.

  • Прочитайте слова,  записанные на доске.  Назовите их одним словом? (УУД)

-Распределите их на группы.  

  • Что является основанием для классификации? (по видам, вытаскиваю на доске виды). Каждая команда должна найти свои УУД. (выходят к доске и перетаскивают)

Самоопределение,         общеучебные,         целеполагание,         планирование,         логические, постановка         вопроса,         контроль,         логические,         волевая         саморегуляция, смыслообразование, прогнозирование коррекция, оценка.

  • Проверим  правильность выполненного задания по таблице-эталону.
  • Назовите  УУД, которые отсутствуют   на доске?                                  
  • Оцените вашу деятельность.

 − Я буду называть высказывание, если вы согласны с первым, то поднимаете зеленую карточку, если согласны со вторым утверждением – желтую, а если с третьим – красную.

  • Мы всё сделали правильно.
  • Мы  допустили ошибку.
  • Мы не справились с заданием.
  • Пользуясь эталоном и таблицей помощником назовите УУД, на формирование которых было направлено это  задание?  

(Поз. - логические: выбор оснований для классификации, умение преобразовывать информацию, перерабатывать информацию, синтез как составление целого из частей. 

(Регул. – контроль сличения способа действия и его результата с эталоном, 

-оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.(что уже освоено, а что нужно освоить)) 

  • умение корректировать в случае расхождения с эталоном.(если неправильно). 
  • волевая саморегуляция к преодолению препятствий.) 

(Коммуник. – умение полно и точно выражать свои мысли, 

Закрепление 

Предлагаю командам поработать самостоятельно.

_ Работать будем с розовыми карточками. Вам предложен ряд УУД. Ваша задача определить  вид каждого действия  и в таблицу записать соответствующий порядковый номер.

Проверка самостоятельной работы с доски. Сверьте  с образцом на доске. Оцените правильность выполнения этого задания.

- Формирование любого умения осуществляется  в процессе деятельности. - Предлагаю поработать в паре или тройками.  Вам нужно,  опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на   карточке,  по порядку.  

  1. сформировать первичный опыт выполнения  действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
  2. основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
  3. сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию; 4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

 -Проверка самостоятельной работы. Соотнесите свою работу с образцом на доске.  Оцените  правильность выполнения этого задания.  

  • Мы всё сделали правильно. (зелёный)
  • Мы  допустили ошибку. (жёлтый)
  • Мы не справились с заданием.(красный)

-Что мы составили  в результате совместной работы?

 (алгоритм формирования любого УУД). Этот алгоритм поможет вам формировать УУД  на любом уроке.  

  • Итак,  мы поупражнялась определять УУД, вывели алгоритм их формирования.  
  • Сейчас я предлагаю вам посмотреть  небольшой фрагмент   урока  открытия нового знания по теме «Предложения по цели высказывания»,  который я проводила в 3 классе.  
  • Каждой команде нужно будет  назвать свои УУД, которые  формировались  на данном этапе урока.

На этапе  актуализация опорных знаний, постановки учебной проблемы  детям предлагаю следующее задание:

-Расставьте знаки препинания в конце предложений в том порядке, в каком они записаны на доске. Дети работают самостоятельно с карточками, на которых изображены знаки.  Затем идёт проверка самостоятельной работы на интерактивной доске.  

-Какой знак  вы поставили в конце 1го предложения и т.д.

  • Кто поставил знаки по -  другому?
  • Задание было одно, а результаты разные. Почему? А хотите узнать?
  • Что нужно сделать,  чтобы  правильно поставить знаки? Ваши предположения. - Расставить предложения по – порядку. (выходят к доске и расставляют предложения по –порядку).
  • Прочитайте текст, который у нас получился.  
  • Какой знак поставим в конце 1го предложения? (! )
  • Почему?и т.д. Какую цель высказывания придерживался каждый из героев этого диалога?
  • От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения? От цели  высказывания. Что мы хотим: спросить, ответить или  побудить к действию.) Сформулируйте  тему  нашего урока. Предложения по цели высказывания. А зачем нужно уметь определять  цель высказывания? Где это умение нам пригодится? Давайте попробуем выполнить ещё одно задание.
  • Запишите глаголы в три столбика в соответствии с задачами общения.
  • Какая задача глаголов 1го столбика, 2го столбика, 3 го столбика?

Подвожу         детей         к         выводу.         От         чего         зависит         задача         общения?(от         цели высказывания). Какие бывают  предложения по цели высказывания? Сравниваем наш  вывод с эталоном в учебнике.

-Назовите УУД, которые я формировала у учащихся?

 Л- положительную мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности,  чтобы ученик понял,  что он знает  и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Р.-самостоятельно формулировать цель урока,

 -учиться обнаруживать учебную проблему.

 –составлять план решения проблемы совместно с учителем, определять степень успешности своей деятельности.

К –оформлять мысли в устной форме, высказывать точку зрения и пытаться её обосновать, слушать других

П-преобразовывать информацию из одной формы в другую, перерабатывать информацию(группировать, на основе анализа  делать выводы).

  • Какие технологии я использовала для формирования УУД?  
  • В результате нашей совместной деятельности  вы побывали в мире УУД, попробовали практически  анализировать ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД, учились мыслить по - новому. 

Итог: Все команды хорошо знают свои функции. Эти знания вам необходимы для того, чтобы научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной ситуации.

Рефлексия

Итак, наша работа завершилась и я предлагаю каждой команде свой способ рефлексии относительно вашей деятельности в ходе мастер-класса.  У каждой команды есть карточка  – помощник, воспользуйтесь ей.  

 

1гр.  Назовите соответствующую фразу:

1.Мастер-класс полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

 

  1. Незаконченное предложение:

Самым интересным для меня было …, потому что …

Самым скучным для меня было …, потому что …

Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …

Я был бы рад …, потому что …

Мне понравилось …, потому что …  

Мне не понравилось …, потому что …

 

  1. Позициональная дискуссия:

 

Работа  была плодотворной, потому что …

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

Однако мы не узнали о …

Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о  …

Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…

 

  1. Точка зрения

-Выскажите свою точку зрения относительного мастер-класса и  своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.

 

                                                                Очень хорошо

 

 

Ничему не научился

 

                                                                 многому научился                              Очень плохо

 

 

  • В какой части плоскости вы поставили точку?

-Большое  спасибо за работу! Мне было приятно с вами  профессионально общаться. Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Мастер-класс «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование ресурсов интерактивной доски  в образовательном процессе». Целью нашей совместной работы явл...

Мастер- класс Журавлёвой Ж.М. «Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе и безопасный интернет»

Одна из важнейших задач современного учителя   в век глобальной информатизации всего общества – это умение организовать свою профессиональную деятельность в условиях электронной образо...

Мастер-класс "Использование сингапурской технологии в образовательном процессе"

Рассказать обо всех структурах данной технологии, за 20 минут невозможно. Поэтому я сейчас постараюсь, чтобы вы сумели пожить в такой обстановке, построенной по сингапурской технологии. Я хочу, чтобы ...