Мастер- класс Журавлёвой Ж.М. «Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе и безопасный интернет»
методическая разработка по информатике (3 класс)
Одна из важнейших задач современного учителя в век глобальной информатизации всего общества – это умение организовать свою профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС и результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы умения по использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач. Наши дети должны овладеть различными способами поиска информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravleva_zh.m._master-klass.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большетроицкая средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Мастер- класс
«Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе
и безопасный интернет»
Подготовила
учитель начальных классов
Журавлева Ж.М.
2021 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я представляю вашему вниманию
мастер-класс «Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе и безопасный интернет». (Из опыта работы).
Цель: знакомство с технологией использования ЭОР при проектировании современного урока.
Задачи:
1. Познакомить с видами и особенностями, назначением ЭОР, а также возможными вариантами применения на уроке.
2. Показать практическую значимость ЭОР для организации педагогической работы.
3. Познакомить с правилами ТБ при работе с ТСО.
Ход мастер-класса:
Я работаю учителем 30 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поэтому я всегда ставлю перед собой цель - сделать учебный процесс максимально эффективным через систему применения различных инноваций.
Одна из важнейших задач современного учителя в век глобальной информатизации всего общества – это умение организовать свою профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС и результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы умения по использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач. Наши дети должны овладеть различными способами поиска информации. В настоящее время в образовательном процессе повсеместно внедряются новые формы обучения, которые так или иначе связаны с информационными технологиями. Поэтому, я считаю, очень актуально использование новых эффективных педагогических средств обучения, одним из которых является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Компьютерные обучающие системы, образовательные платформы, электронные учебники и словари, учебные видеофильмы, аудиозаписи – все это ЭОР, то есть такие образовательные ресурсы, для воспроизведения которых нужен компьютер. ЭОР расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления обучающихся. А так же позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Для проектирования учебного занятия, будь то урок или внеурочная деятельность с применением ЭОР, важно научиться осуществлять поиск и отбор ЭОР в соответствии с имеющимися условиями, а также учитывать целесообразность их использования на различных этапах урока.
Как я в практике своей работы применяю ЭОР?
Чтобы урок сделать более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д.
К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: интерактивные тесты с проверкой; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации, обучающие видеоролики, фильмы и проекты. Нельзя ограничиваться одной только демонстрацией презентации.
Я постоянно знакомлюсь с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое. Сегодня существует достаточно большой выбор ЭОР, доступных школьному учителю.
ЭОР можно классифицировать на:
- мультимедийные продукты
- программные продукты
- изобразительные продукты
- аудио, видео продукты
- текстовые продукты
- электронные аналоги печатных изданий.
Моя методическая копилка ЭОР включает в себя:
- приобретенные ЭОР (на электронных носителях, обучающие фильмы, компьютерные обучающие программы);
- собственные разработки (презентации, видеоролики, интерактивные тренажеры, тесты с самопроверкой и др.);
- электронные аналоги печатных изданий.
При работе над проектами очень помогают виртуальные музеи и библиотеки; энциклопедии и справочники.
Для подготовки к урокам и внеурочным занятиям я пользуюсь материалами сайтов: «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Открытый урок» – сетевое образовательное сообщество, «Началка инфо», «Методсовет», «Педсовет», «Инфоурок», фестиваль педагогических идей «Я иду на урок» и это не полный список, он намного шире.
Я приведу пример, как использую на своих уроках ЭОР.
Сразу хочется отметить, что в нашем классе есть современная мультимедийная доска с интерактивной панелью. Панель очень удобна в использовании. На ней можно просматривать презентацию и видео, писать, как на обычной доске, можно править материал на электронном учебном пособии (что-то дописать или выделить цветом) и это не полный перечень всех возможностей.
Использование такой панели помогает мне увеличить объем информации, осуществлять межпредметные связи, а сами уроки становятся более интересными и динамичными. Сами дети с огромным удовольствием выполняют интерактивные задания у доски.
Уже пятый учебный год широко в своей работе использую образовательную платформу «Учи.ру»
Сама структура интерактивных заданий на этой платформе позволяет проложить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. Такое обучение в игровой форме, порождает неподдельный интерес к учебным предметам.
Все задания строятся в виде диалога с учеником. Система реагирует на действия ученика: в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ученику прийти к верному решению.
Платформа устроена таким образом, что ученик изучает материал, переходя от темы к теме до полного усвоения курса. После прохождения всех уроков и заданий ученик легко справляется с заданиями любого типа из школьных учебников.
Для меня, как учителя, важно, что отслеживаются успехи каждого ученика и всего класса. Глядя на статистики, видно, с кем необходимо доработать темы в индивидуальном порядке. Нравится, что можно формировать домашние задания для всего класса или индивидуально для каждого ученика.
Участие в различных дистанционных олимпиадах, проводимых на платформе Учи.ру позволяет выявить одаренных учащихся.
По результатам прошлого 2020-2021 учебного учебного года за участие в программе «Активный учитель» заняли 1 место в своем образовательном учреждении за использование современных технологий обучения.
Не первый год использую в своей работе образовательную платформу Яндекс.Учебник. В чем плюсы этой образовательной платформы?
Яндекс.Учебник упрощает учителю подготовку к уроку. В библиотеке платформы можно выдать как готовое занятие, так и разработать собственное, которое будет полезным именно для своих учеников и подходящее вашему УМК.
Занятия состоят из карточек с заданиями. На решение каждой карточки у учеников три попытки.
Можно выбрать карточки любого уровня по темам образовательных программ. Это и олимпиадные, метапредметные и нестандартные задачи. А автоматическая проверка решения экономит наше с вами время.
Работа на данном сервисе строится в соответствии с требованиями ФГОС, согласно которым в учебные планы должны входить интерактивные занятия.
Знания учеников можно оценивать с помощью проверочных работ. Для этого достаточно выдать любое занятие и ограничить время его выполнения. В течение этого времени ученики могут корректировать решение. Результаты появятся, когда время закончится.
В Яндекс.Учебнике можно следить за успеваемостью как отдельного ученика, так и всего класса. Все это можно узнать в разделе «Статистика» Кто решил все с первой попытки, а с кем нужно еще доработать тему.
В свете последних событий в связи с напряженной эпидемиологической обстановки данные интерактивные образовательные платформы помогают учителю и обучающимся осваивать технологии дистанционного обучения.
Приведу несколько примеров использования ЭОР на своих уроках.
1.Компьютерные тренажёры. В практике я использую как готовые тренажёры, заимствованные у коллег, так и собственной разработки.
Данный ЭОР используется при фронтальной работе на уроках русского языка (орфографические минутки) и при проведении устного счёта на уроках математики. Часто использую данный вид ЭОР для индивидуальной работы как на уроке, так и дома. Цель их использования – отработка навыков по пройденной теме.
Для проверки и закрепления знаний использую интерактивные тесты, онлайн тесты.
Очень нравиться сайт Online Test Pad https://onlinetestpad.com/ru/tests/surrounding-world, где подобраны онлайн тесты по всем предметам, включая начальную школу.
Мои достижения: региональный этап Всероссийского конкурса «Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе», интерактивная игра- тренажер по математике «Покорители космоса», 2021год, призер.
2 Интерактивные игры, кроссворды, видеоролики.
Использую на уроках, на занятиях внеурочной деятельности, коррекционных занятиях, при проведении воспитательных мероприятий.
Обучающиеся активно участвуют в творческих конкурсах по созданию ЭОР.
Наши достижения:
- Серенко Н. Региональный этап творческого конкурса «Мой отчий край, номинация «Видеоролик» 2017, победитель.
- Безуглов Д., 1 место Муниципальная природоохранная акция «Земля – наш дом» номинация «Лучший эколого-просветительный видеоролик»2018 год.
- Гайдуков С. Муниципальный этап конкурса «Мой безопасный интернет», номинация «Презентация», 2017 г, победитель.
- Гайдуков С. Региональный этап конкурса «Мой безопасный интернет», номинация «Презентация» 2018, призер.
- Безуглов К. Муниципальный этап конкурса социальной рекламы «Здоровое поколение- здоровое будущее», номинация «Видеоролик», 2019 г.
- Старцева В. Муниципальный этап «Мой безопасный интернет», номинация «Видеоролик», призер.2020 г.
- Журавлева Ж.М. Муниципальный этап конкурса «Зимняя фантазия», номинация «Видеоролик, мастер- класс», призер. 2020 г.
- Бараненкова А. Муниципальный конкурс «Мой отчий край», номинация «Презентация», призер, 2021 г.
С целью создания условий для отработки и совершенствования навыка беглого и осознанного чтения использую в своей работе ЭОР «Диафильмы»
Учащиеся знакомятся с произведениями, у них развивается устойчивость внимания, зрительное восприятие. Данный вид ЭОР развивает интерес к чтению.
Очень нравится использование в своей работе видеоуроков. Они являются идеальными помощниками при изучении новых тем, обобщении и закреплении материала. Учащиеся имеют возможность воспринимать на слух и смотреть видео, одновременно прочитать надписи, просматривать изображения и графики. Очень большая подборка готовых видеоуроков ко всем предметам на сайте «Инфоурок».
Обучающиеся начального звена имеют наглядно - образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, который вовлекает в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
В завершении своего выступления хочется вспомнить слова Сократа: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». С расширением доступности ресурсов Интернета существует важная проблема- информационно- психологическая безопасность. В связи с расширением дидактических возможностей преподавания, каждому учителю необходимо усилить контроль за увеличением нервной и зрительной нагрузки, малоподвижности.
При использовании ИКТ технологий необходимо соблюдать следующие требования к мультимедийным презентациям:
- Шрифт надписей использовать без насечек, без наклона, размер от 20 пт;
- использовать не более трёх цветов на слайде;
- цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался;
- текст должен быть кратким, лаконичным, чтобы не вызывать быстрого утомления обучающихся.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить упражнения для профилактики утомления глаз.
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут. при оптимальной смене видов деятельности.
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Библиографический список:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
- Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.
- https://uchi.ru/teachers/lk/main- образовательный портал Учи.ру.
- https://education.yandex.ru/lab/classes/3667/library/mathematics/- образовательный портал Яндекс.Учебник.
- https://sudact.ru/law/postanovlenie-glavnogo-gosudarstvennogo-sanitarnogo-vracha-rf-ot_593/prilozhenie/x/tablitsa-5/ - продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.
- https://onlinetestpad.com/ru/tests/surrounding-world- сайт Online Test Pad
- https://infourok.ru/metodicheskaya-papka-sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-4268907.html современные образовательные технологии.
- https://infourok.ru/masterklass_elektronnye_obrazovatelnye_resursy_na-ЭОР на уроках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...
Электронные образовательные ресурсы в учебной деятельности
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности....
Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе
Использование ЭОР в начальной школе...
Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе...
Использование электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности образовательного учреждения
Содержание: Электронные образовательные ресурсы в современной школе. Современные информационные инструменты. Сетевые социально-педагогические сообщества. Основные требования к созданию электронно-об...