Мастер-класс «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»
учебно-методическое пособие
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование ресурсов интерактивной доски в образовательном процессе». Целью нашей совместной работы является знакомство с ресурсами интерактивной доски, примерами её использования при обучении младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ispolzovanie_interaktivnoy_doski_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Давляшева Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МОУ ИТЛ №24 г. Нерюнгри
Мастер-класс
«Использование интерактивной доски в образовательном процессе»
Цель: презентация опыта работы по использованию ресурсов
интерактивной доски на уроках в начальных классах.
Задачи:
-ознакомить слушателей с научно-методическим обоснованием опыта;
-показать новизну, практическую значимость опыта;
-определить перспективы развития опыта.
Планируемый результат:
-слушатели актуализировали свои знания об интерактивной доске;
-слушатели готовы к практическому применению опыта.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование ресурсов интерактивной доски в образовательном процессе». Целью нашей совместной работы является знакомство с ресурсами интерактивной доски, примерами её использования при обучении младших школьников.
Презентация педагогического опыта
В образовательном процессе на уроках я использую возможности современного инструмента - интерактивной доски IQ Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.
Возникло, конечно, первоначально много вопросов: Как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов?
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски - это полезный инструмент в руках учителя. И, прежде всего, должен сработать подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 100% учащихся класса есть персональные компьютеры, планшеты или читалки, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и налядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на
- смену наглядных материалов (демонстрация),
- разлиновку доски, для показа написания букв или цифр (демонстрация), записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше (демонстрация). В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока. Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу (демонстрация), а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) (демонстрация) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.
Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски IQ Board явилось действительно уникальным техническим средством. В процессе обучения использую ИД:
• как обычную доску для работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде (диски, электронное приложение к учебникам).
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр (демонстрация).
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит: совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. (Демонстрация) видео (работа с картой, шторка). Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра (демонстрация).
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) (демонстрация), можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.
Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученики класса лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».
Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах.
При проведении математических диктантов «Проверь себя» использую таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания(демонстрация), так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику (демонстрация).
Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка беру на сайте http://school-collection.edu.ru/, а так же готовые авторские программы для начальной школы. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята становятся собранными, внимательными. Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Рефлексия.
Мой опыт работы по данной теме позволяет сделать некоторые выводы о достоинствах и недостатках использования интерактивной доски. Конечно, этот инструмент имеет много достоинств: значительно возрастает активность учащихся, лучше концентрируется внимание и, следовательно, лучше запоминается учебный материал. Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь и многое другое. Использование интерактивной доски на уроках позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
Но к сожалению присутствуют и отрицательные аргументы:
- Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока.
- Здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем.
Познакомлю Вас с ещё одним инструментом, который я использую на уроках. Cистема QOMO – это инфракрасная система опроса и голосования, позволяющая быстро и просто наладить обратную связь с аудиторией. Неважно, кого вы опрашиваете – учеников в классе или коллег – система опроса поможет узнать мнение каждого за считанные минуты. Вам нужно лишь подготовить презентацию с вопросами, используя Microsoft Power Point, открыть её с помощью программного обеспечения опросной системы QClick, выбрать из списка режим опроса и начать тестирование. Каждый респондент вводит на своём пульте вариант ответа, а софт автоматически анализирует статистику и демонстрирует её в виде таблицы или диаграммы.
Всё просто, а главное, быстро: забудьте о трудоёмкой проверки тестов, теперь результат опроса виден сразу, нужно лишь нажать несколько кнопок на пульте преподавателя. Система опроса помогает обогатить учебный процесс, побуждая к активности каждого державшего в руках пульт.
Система голосования и тестирования позволяет решить целый комплекс проблем, возникающих в процессе преподавания:
1. Необходимость за короткое время проверить выполнение домашнего задания или готовность к изучению новой темы как класса в целом, так и отдельного ученика.
2. Необходимость за короткое время получить информацию об усвоении нового материала класса в целом, так и отдельного ученика.
3. Необходимость проведения голосования, опроса, психологического тестирования во внеурочной деятельности с получением моментального результата.
Современные младшие школьники - это дети, которые не представляют себе современный мир без информационных технологий. Яркие и привлекательные визуальные материалы, интерактивные игры для них привычны, поэтому использование подобных материалов на уроке в школе - логично и эффективно.
Естественно, нельзя категорически заявить, что интерактивная доска улучшает результаты всех учеников, но, по мнению педагогов, дети становятся более заинтересованными, более мотивированными к учебе, быстрее усваивают новый материал. Интерактивные доски перестают восприниматься как нечто необычное. Эти устройства прочно вошли в педагогическую практику и стали незаменимым рабочим инструментом для творческих преподавателей.
Уважаемые коллеги! Хотелось бы узнать ваше мнение по проведённой нами работе по использованию ИД в процессе обучения младших школьников. Вам помогут предлагаемые утверждения, используя систему QOMO. Ответьте, согласны ли вы с утверждением:
Сегодня на «Мастер-классе» я узнала:
- Новое…
- Полезное…
- Интересное…
Список используемой литературы и интернет-ресурсы:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
2.http://school-collection.edu.ru/
3. http://www.iqboard.su/products/10481/176775.html
4. http://www.uchportal.ru/load/211
5. http://interaktiveboard.ru/load/5-1-0-160
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"
16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...
Буклет "Использование интерактивной доски в образовательном процессе"
Интерактивная доска – это всего лишь современный инструмент в «умелых руках» учителя....
Обзор возможностей. Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.
Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русско...
Обзор возможностей. Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.
Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использу...
Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе
об использовании интерактивной доски в образовательном процессе...
Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе
Использование интерактивной доски в образовательном процессе...
Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе
Примеры использования интерактивной доски...