Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_proekt.docx | 71.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный проект:
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики
в соответствии с требованиями ФГОС
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и
упорство в достижении цели».
(А. Маркушевич)
Одно из основных современных назначений школы – помочь каждому ребенку найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной задачи обучающемуся необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения, обеспечивающие более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые заложены у учащихся самой природой. Реализуя природные задатки и способности, он может выбрать тот жизненный путь, который более всего соответствует его индивидуальным особенностям и поэтому принесет наибольший успех. Но немаловажную роль в жизни человека играет его общительность. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия. Современные дети все больше подвержены эгоцентризму, им трудно понимать друг друга, принимать другие точки зрения, принимать критику, это тоже мешает общению детей друг с другом и миром взрослых. Компетенция - это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Всегда ли дети и взрослые могут выразить свою мысль? Возможно ли на уроках формировать коммуникативную компетентность? Должна ли математика быть исключением?
Проблема: Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный ответ, успешно взаимодействовать при групповой работе. Развитие коммуникативных компетенций должно помочь решить эту проблему.
Совместная деятельность обучающихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Необходимо введение специально организованных заданий на уроках математики по формированию коммуникативных компетенций ,что способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники.
Планируемые результаты:
- повышение уровня учебной мотивации обучающихся;
- повышение уровня качественной успеваемости обучающихся;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для успешного решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
-повышение процента обучающихся с высоким и средним уровнем умения решать задачи;
-улучшения микроклимата класса, развитие социальных навыков детей
– получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Учитывая актуальность проблемы формирования коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС НОО , и возрастные особенности обучающихся, я определила цель своего профессионального проекта как : создать условия, необходимые для формирования коммуникативных компетенций на уроках математики младших школьников.
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать научно-методические публикации об исследованиях, связанных с коммуникативной компетентностью;
2.Раскрыть сущность понятия «коммуникативная компетентность»
3.Вычленить критерии оценки коммуникативной компетентности младших школьников с учетом требований ФГОС НОО.
4. Определить уровень коммуникативной компетентности обучающихся.
5.Продумать и спланировать работу с обучающимися при формировании коммуникативных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС НОО..
6.Провести диагностику результативности.
Качество образовательной программы «Перспектива»
Для достижения поставленной цели и решения задач в своей работе я использую программу «Перспектива», которая обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение учебного материала, всестороннее развитие личности младших школьников с учётом их возрастных особенностей, интересов и потребностей. Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
Приоритетной целью УМК «Перспектива» является-формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, в группу которых входят коммуникативные компетенции — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.
Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности.
Программа «Перспектива» обеспечена учебно-методическим комплексом (учебники, книги для чтения, рабочие и творческие тетради, DVD с развивающими играми и тренингами).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ресурсное обеспечение МБОУ «Экономический лицей» располагает хорошей учебно-методической и материально-технической базой. Школа предоставляет обучающимся возможность пользоваться услугами библиотеки и медиатеки. В рамках реализации проекта кабинет оборудован интерактивной доской, мультимедийным проектором, акустической системой, сканером, компьютером, телевизором, экраном настенным рулонным с антибликовым покрытием. Работа в таком кабинета сделала возможным вовлечение всех обучающихся активно и плодотворно работать на уроках и во внеурочное время.
МБОУ «Экономический лицей» имеет:
а) кадровые ресурсы:
-педагог - психолог;
- логопед;
- социальный педагог;
- заместитель директора по воспитательной работе;
б) информационные ресурсы:
- приобретение и изучение литературных источников по теме проекта;
- семинары, практикумы с коллегами по школе;
- поддержание информационно – компьютерной связи с инновационным сообществом;
в) методические ресурсы:
- общеобразовательная программа начальной школы;
- консультативная помощь психолога и других специалистов;
- наличие проекта деятельности;
г) материально – технические ресурсы:
- наличие необходимой литературы;
-наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;
-кабинет, отвечающий требованиям для занятий и овладения информационными и компьютерными технологиями.
Уровень квалификации аттестуемого: имею высшее профессиональное образование; в 2001г окончила. Новосибирский государственный педагогический университет. С 1997г и по настоящее время работаю учителем начальных классов, обладаю большим опытом педагогической деятельности.
Теоретическая основа проекта
Любое образовательное учреждение хотело бы иметь просвещенных родителей, разбирающихся в современной образовательной ситуации.
Ответственность за качество образования лежит не только на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом, государством. В каждой школе разработан и заключен общественный договор между родителями и школой, в котором определены права и обязанности двух сторон на весь период обучения ребенка в школе.
ФГОС заявляет о целях общего образования. Одна из основных целей - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. ФГОС начального общего образования. В ФГОС НОО во II-ом разделе «Требования к результатам ООП НОО» сказано: «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО….метапредметным, включающим освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями…..».
В п.12 « Предметные результаты освоения ООП НОО» с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя отдельные учебные предметы, должно отражать в п.12.2Математика» освоение основами логического, алгоритмического и пространственного воображения и математической речи…»
Современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают ему возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов
— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов
– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера
— контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.
Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия или процесса и т. д. Данная компетенция связана также со знанием способов адекватного использования обучающимися математических терминов, определений, математических методов, методов решения.
Одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ являются планируемые результаты начального общего образования. Они ориентируют меня как в объеме учебного материала и ожидаемых достижениях выпускников начальной школы, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.
Для развития у детей самостоятельности и умения сотрудничать применяют структуру уроков по технологии деятельностного метода, учат самостоятельности и собранности.
Такие уроки имеют следующую структуру:
– Самоопределение к деятельности (организационный момент).
– Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
– Постановка учебной задачи.
– Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
– Первичное закрепление во внешней речи.
– Самостоятельная работа по образцу.
– Включение в систему знаний и повторение.
– Итог урока (рефлексия деятельности).
Такое построение уроков позволяет формировать у детей способность к саморазвитию, а «открытия», которые происходят на уроке, укрепляют веру в свои силы и познавательный интерес.
Помимо этих типов уроков используют и другие:
– комбинированный урок;
– урок закреплений знаний;
– контрольный урок;
– тренировочный урок;
– урок с использованием технических средств обучения;
– урок-игра;
– урок-путешествие;
– интегрированный урок;
– урок – интеллектуальный марафон
-решение проектных задач.
Для развития коммуникативных компетенций важна хорошо развитая речь. Курсы, чтение методической литературы, наблюдения, участие в различных семинарах помогают понять, что необходимо соблюдать несколько условий (приложение 1).
– Создавать ситуации, вызывающие у обучающегося потребности высказываний (устно и письменно).
– Подбирать задания по интересам обучающихся.
– Учебная книга должна дать образцы языка, т.е. вооружить средствами математического языка.
– Совершенствовать теоретические знания о математическом языке, его закономерностях.
Для создания речевой ситуации используют:
– игры (ролевые и сюжетные);
– проблемные вопросы;
- задания для групповой работы;
– придумывание задачи по заданной схеме, выражению;
– загадки, ребусы, кроссворды.
Коммуникативные компетенции обучающихся зависят от развития диалогической и монологической речи. Развитие начинается в беседе, когда обучающиеся отвечают на вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы и находить на них ответы, запрашивать и искать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку (приложение 2).
Задача повышения результативности качества образования решается через применение продуктивных технологий, оптимальное сочетание форм и методов взаимодействия учителя и учащихся в урочной деятельности. В этом взаимодействии принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Основные принципы формирования коммуникативных компетенций: целенаправленность и систематичность работы.
Работа по развитию коммуникативных компетенций должна проходить постоянно в урочной и внеурочной деятельности. Необходимо использовать материал уроков и внеклассных мероприятий с целью формирования навыка общения и выражения мыслей. Применять на уроках разнообразные методы и приёмы формирования и развития потребности в общении и обмене информацией по заданной теме ( приложение 3).
Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках математики:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию, которые я часто использую в работе:
-все формы учебного диалога;
- выполнение порученной ролевой функции в дидактической игре на имитацию каких-либо действий;
ассистирование учителю в ходе организации учебной деятельности учащихся;
участие в обсуждении проблем учебной деятельности;
обсуждение с партнером по группе организации работы по выполнению задания;
объяснение партнеру по группе задания (теоретический материал, ход решения задачи и т. д.);
распределение в группе этапов выполнения задания;
ответ на вопросы партнера по группе, учителя;
работа со словарем терминов;
проверка у партнера по группе выполнение задания, предложение помощи в его выполнении.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию, применяемые в моей работе :
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
- проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
- подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;
- рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками.
На уроках математики уделяется большое внимание формированию коммуникативной компетенции. При исправлении недостатков речевого развития выделяют четыре направления:
- воспитание звуковой культуры речи;
- уточнение словарного запаса речи;
- выявление уровня сформированности фразовой речи;
- совершенствование речевого общения.
Учебное сотрудничество на уроках
Детская группа влияет на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками. В самом деле, независимо от предмета обучение в классе может быть построено таким образом, что ученики:
- Соревнуются друг с другом за право называться лучшими;
- Приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой свои цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;
- Работают, объединившись в небольшие группы.
Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
- единой цели, которую можно достичь только сообща;
- распределенных внутригрупповых ролей, функций;
- единого учебного материала;
- общих ресурсов;
- одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.
Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны - достижение познавательной, творческой цели, а с другой - социальная или, скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения определенной культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, собой оказания необходимой помощи друг другу.
Выделяют несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве (приложение 4).
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера.
Необходимо, чтобы у человека были также сформированы:
-умение вступить в контакт с другим человеком;
-умение реагировать на попытку окружающих вступить в контакт;
-умение оказывать и принимать знаки внимания;
-умение принимать и оказывать сочувствие и поддержку от окружающих;
-умение реагировать на справедливую и несправедливую критику;
-умение реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника;
-умение обратиться к окружающим с просьбой;
умение ответить отказом на чужую просьбу.
Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогов).
- Наиболее информативными методами диагностики являются:
- беседа;
- наблюдение;
тестирование;
- анкетирование;
- социометрия;
Реализация проекта
I этап – подготовительный (2012/2013гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
Изучение современного состояния проблемы;
анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
определение предмета и задач исследования.
II этап – практический (2013/2014 гг.)
Апробация и использование в учебном процессе, приемов, методов формирования коммуникативных компетенций на уроках математики у обучающихся, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Данный этап позволил спланировать работу: разработать направления и методики формирования коммуникативной компетенции у обучающихся, анализ полученных результатов.
III этап – обобщающий (2014/2015 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 3года. Диагностика эмоционального компонента обучающихся, нравственной самооценки, мотивации, внесение корректив в разработанную методику формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и разработка комплекса учебных заданий, направленных для дальнейшего формирования коммуникативных компетенций на уроках математики.
Передо мной встал вопрос - для чего я прихожу в школу? Только для того чтобы дать детям крепкие знания, умения и навыки, или ещё помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций? Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но так хочется вырастить и воспитать такого ученика, который сможет легко адаптироваться в современной социокультурной среде. А начало этому процессу следует положить именно в начальной школе. Тогда сразу встаёт следующий вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной перед собой цели. Ответом на этот вопрос стало применение инновационных преобразований.
Использование современных образовательных технологий в учебно-образовательном процессе.
Выходом из сложившейся ситуации может служить применение методик коллективных учебных занятий на уроках математики. Можно с уверенностью сказать, что использование данной технологии обеспечивает формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
Каждая методика технологии коллективных учебных занятий соответствует определенной учебной задаче.
Для освоения сложных текстов используются методики Ривина и взаимопередачи тем. На вводных уроках, где используются сведения из истории математики, материал можно разбить на 2-3 варианта и организовать изучение с помощью методики Ривина, по абзацам.
Для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает с учителем, решение второго примера поясняет учителю, а затем объясняет одноклассникам, выступая в роли учителя.
Учитель обязательно отслеживает уровень владения умениями коммуникации и навыками коллективного труда у школьников. Для этого целесообразно вести сводную таблицу, в которую заносятся те микро умения, из которых и складываются общие умения коммуникации и навыки коллективного труда. Отмечаются малейшие достижения ребенка и обозначаются те, над которыми необходимо работать. Учитель должен планировать, организовывать, отслеживать и контролировать процесс формирования общих умений коммуникации и навыков коллективного труда, точно так же, как и предметных знаний, умений и навыков. Поэтому при планировании работы ученика необходимо тщательно выбирать вид работы, способ, которым школьник будет осваивать учебный материал. Например, если ученик затрудняется излагать устно, учитель старается, как можно чаще ставить его в ситуации, когда ему приходится выступать перед группой, передавать какую-то тему товарищу.
Работая в парах сменного состава, обучающийся должен уметь найти себе напарника, научить другого и получить знания от него. Если при этом ученик занимает позицию учителя, то для этого ему необходимо не только качественно рассказать текст, но и уметь: отследить насколько партнер его понял, увидеть его трудности, закрепить знания и подготовить одноклассника к роли учителя.
Если обучающийся занимает позицию ученика, то он должен уметь: задавать вопросы разных типов: на понимание материала, на уточнение, на размышление; приводить примеры; восстанавливать текст. В парной работе ученик отрабатывает навыки понимания устного текста, учится высказывать свою точку зрения и обсуждать содержание.
При работе в групповой форме, ребенок учится рассуждать по данной задаче, отстаивать свою точку зрения, предлагать несколько вариантов решения той или иной задачи, задавать вопросы на понимание.
Индивидуальная работа от обучающегося требует сформированных умений понять любой текст. В первое время детям необходимы специальные алгоритмы по работе с текстом. Ребенок должен научиться выделять главные и второстепенные мысли, разбивать текст на части, связывать части между собой, выделять предмет речи, задавать вопросы к любому кусочку текста, найти ответы на поставленные вопросы, озаглавить абзац.
Ребята учатся оценивать себя и друг друга. Они знают нормы оценивания, учатся комментировать своё мнение, доказывать точку зрения.
В процессе своей работы я определила- какими должны быть действия учителя, чтобы позволить сформировать коммуникативные компетенции:
1.Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания.
2.Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего нужно то или другое знание ,для чего оно пригодится в жизни.
3.Учитель обучает детей приемам работы в группах дети вместе с учителем исследуют ,как можно прийти к единому решению в работе в группе ,анализируя учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
4.Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей обучая их ,как можно найти и исправить ошибку. На ошибках учатся.
5.Учитель ,создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6.Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7.Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.
8.Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9.Учитель учит оценивать работу по критериям и самостоятельно, аргументированно, выбирать критерии для оценки.
10.Учитель учит обучающегося ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий..
11.Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12.Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд
13.Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, поощряя учебное сотрудничество между обучающимися, обучающимися и учителем.
14.Обучающимся дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Проблема сочетания урочной и внеурочной деятельности беспокоила меня и раньше. ФГОС НОО, подтолкнул меня к детальному рассмотрению этого вопроса.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников являются проектные задачи. Основная ценность проектной задачи состоит в том, что она ориентирует обучающихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый «продукт», решить проблему. Роль учителя здесь резко меняется, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его организацией, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Обучающиеся работают с дополнительными источниками информации, обращаются к социальному опыту, как своему, так и своих товарищей, вступают в коммуникацию друг с другом, преодолевают конфликты, совместно решают задачи, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Осуществляют «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.
Такая форма работы позволяет добиваться высокой мотивации, прочности знаний; развивает творчество и фантазию, коммуникабельность; способствует активной жизненной позиции; развивает командный дух, свободу самовыражения; взаимоуважение; акцент на деятельность; демократичность.
Ознакомившись с идеей проектных задач, я решила провести её в рамках внеурочной деятельности на занятиях факультативного курса. (приложение 5).
В технологии проведения проектных задач для себя я выделяю следующие положительные моменты: обучающиеся приобретают для себя навыки самообразования; развивают творческое мышление; умение добывать и использовать информацию; возрастает интерес к познавательной деятельности; приобретаются навыки группового общения.
В результате проведенного урока, я обратила внимание на то, что обучающиеся, преодолев трудности самостоятельной работы, стали более терпимы друг к другу, стали больше прислушиваться к мнению своих товарищей, больше уважать себя и других. А значит, решение проектных задач не только работает на перспективу развития личности и коллектива, способствует более высокому уровню усвоения программного содержания, несет в себе большую воспитательную роль.
В ходе своей работы я часто применяю эвристический метод при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или самостоятельного поиска обучающимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. Эвристический метод применяю в форме эвристической беседы, дискуссий. Я сочетаю частичное объяснение нового с постановкой проблемных заданий. Обучающиеся выполняют самостоятельные работы поискового типа: в группах, парах анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий. Для реализации данного метода также удобно и эффективно использовать групповую форму работы.
Также в своей работе я применяю исследовательский метод(как более сложный) при решении проблемных заданий с целью усвоения обучающимися новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной сферы. Этот метод применяется мною при решении в течение нескольких уроков тематических межпредметных (интегрированных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами.
Данный метод обучения в полной мере был реализован мною в 2013 году в рамках подготовки к конкурсу «Мой лучший урок» при решении проектной задачи.
Исследовательскую работу выполняли все обучающиеся класса. Дети учились ставить перед собой проблему, искать пути её решения, представлять результаты своей работы (приложение 6).
Учебные игры, согласно Е.Н. Корнеевой, - «вид игрового взаимодействия, содержанием которого выступают теоретические положения и конструкты, заимствованные из материалов того или иного учебного курса». Игра способствует выполнению важных методических задач:
-Создание психологической готовности детей к речевому общению;
-Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;-
-Тренировка обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
-Индивидуализированная, глубоко личная деятельность;
-Учение с увлечением.
Я применяю учебные игры на различных уроках. Учебная игра может занимать весь урок, а может какую-то часть (приложение 7).
Кроме учебных игр, я активно участвую в подготовке обучающихся своего класса в различного рода и уровня интеллектуальных играх, что способствует сплочению коллектива и развитию коммуникативных учебных универсальных действий (приложение 8).
Согласно требованиям ФГОС НОО современное образование помимо всего прочего должно быть направлено на формирование личностных качеств обучающихся. Анализируя научно-педагогическую литературу, я пришла к выводу, чем выше коммуникативные навыки, тем более успешным и уверенным чувствует себя обучающийся. Он терпимее относится к своему оппоненту, ведет конструктивный диалог, спокойно отстаивает свою точку зрения и принимает чужую, речь его понятна, связна, лаконична. Это относится не только к предметной линии, но и жизненных ситуаций в-целом.
При этом я использую следующие личностно-развивающие ситуации:
-проблемная речь идет о поиске новых знаний для решения проблемы;
-аналитическая - используется для анализа верных и ошибочных действий обучающихся;
-конструктивная - предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
-репродуктивная - предполагает возможность словесно продемонстрировать опыт поведения.
Хорошим инструментом развития мотивации к учению является урочная и внеурочная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС определяется в моей работе следующими направлениями: классные часы, праздники посвященные Дню знаний, Дню Земли, Дню Матери, благотворительная акция «Помоги семье», дни здоровья, праздник «Посвящение в первоклассники», «Прощай, начальная школа», «Прощай, азбука», ко Дню Победы, Новый Год.
КТД: «Сбор корма для бездомных животных», День Добра», «Мастерская Деда Мороза».
Мероприятия по ПДД: оформление маршрута «Дом-школа-дом», «Азбука юного пешехода» (3класс), встречи с инспектором ГИБДД, викторины и познавательные игры «Знаешь ли ты ПДД» (2-3 класс).
Процесс обучения, воспитания и социализация обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей (формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей).
Хочется поделиться опытом внеурочной деятельности в 3 классе. Для моих учащихся оказались очень интересными поездки по храмам г. Новосибирска (встречи и беседы с настоятелями храмов).Мы посетили: собор А. Невского, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вознесенский кафедральный собор. Побывали в Колыванском монастыре. Встретились с прекрасным на экскурсиях: кинологическая служба, Ипподром., зоопарк Посетили Планетарий, музей Камня, керамическую фабрику, шоколадную фабрику. Встречи, общения со специалистами на экскурсиях способствуют формированию коммуникативных навыков у ребят).
Обучающиеся активно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, где показывают достаточно высокие результаты ( приложение 9).
Обучающиеся участвовали в Международном исследовании TIMSS-2011 и PIRLS-2011. По результатам тестирования по предмету «Математика» двое обучающихся набрали 100баллов (Юлия М., Влада Я.), а 39% класса от 80баллов и выше (приложение 10).
Развитие коммуникативных компетенций определяет и позитивную динамику сформированности социальных компетентностей обучающихся (приложение 11).
В ходе своей работы, чтобы лучше понять и представить ,что обучающимся хотелось бы узнать в математике(о математике), что хотелось бы узнать интересного в мире и чем хотели бы заниматься дети в свободное время, я провела анкетирование обучающихся 1-4 классов, в которое входили вопросы разные по смысловой и содержательной окраске: на опережение, практико-ориентированные, понимание (приложение 12).
В результате проведенной работы, я сделала вывод: при переходе с одной ступени образования на другую обучающийся приобретает новые знания, навыки общения, интеллектуальная сфера расширяется. Благодаря тому, что ребенок с возрастом читает уже с большим пониманием, он чувствует себя более успешным. В процессе игры у ребенка развиваются коммуникативные навыки, которые помогают в учебном процессе. Учитывая физиологию развития ребенка, определяется и уровень ответов на вопрос о математике. Более взрослые дети стремятся не только узнать больше, но и в конкретных темах разобраться детально.
Результаты развития мотивации к учению в рамках требований ФГОС.
Диагностика результатов работы проводится с помощью самостоятельных, текущих и итоговых контрольных работ, тестов, комплексных работ, диктантов, сочинений, изложений, исследовательских и творческих работ, анкетирования, бесед, наблюдения, а также в форме фронтального и индивидуального опроса.
По результатам диагностики были выявлены следующие результаты:
1. Повысился уровень качественной успеваемости по основным предметам (приложение13).
2. Увеличилось количество обучающихся с высоким и средним уровнем учебной мотивации (приложение 14).
3. Отмечается повышение уровня читательской компетенции (приложение 15).
4. Повысился процент обучающихся с высоким и средним уровнем умения решать задачи (приложение 16).
5. Наблюдается развитие орфографической грамотности у обучающихся (приложение17).
6. Наблюдается улучшение микроклимата класса, развитие социальных навыков детей (приложение 18).
Представленные результаты диагностики подтверждают, что развитие мотивации к учению является важным аспектом деятельности педагога Чтобы достичь качественных результатов в учебно-образовательном процессе необходимо создание определённых условий для обучающихся, планирование урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, активная работа с родителями учащихся. Опыт работы был обобщён и представлен на заседании кафедры начальной школы, в статье сборника материалов Всероссийской научно – практической конференции – том №1. Он может быть использован учителями начальных классов разных типов образовательных учреждений и педагогами среднего звена. Цель и задачи моего проекта достигнуты.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
1. Возможность дальнейшего развития проекта: обобщение опыта по формированию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках математики.
2.Написание статей для обобщения опыта по выбранной теме проекта в методических журналах, размещение статей в сети Интернет.
3.Создание методических разработок уроков.
Моё самообразование и повышение квалификации как педагога, обобщение и распространение опыта реализации моего профессионального проекта, а также мои благодарности и сертификаты участника, моё участие в профессиональных конкурсах приведены в приложении 19.
Гумирова А.В._________________
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.//Управление начальной школой. – 2009. – № 2. С.4-9
3. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 51с.
4. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников//Начальная школа. - 1999. - №10. - С.31-33
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - 324 с.
6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. – 2003. – № 10. С. 8-14.
7. Васильев И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.
8. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
9. Возрастная и педагогическая психологии. /Под ред. А.В.Петровского. - М.: 1979. - 421 с.
10. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. – 142 с.
8. Журнал «Начальная школа», №2, 4, 5, 8, 10, 12 2009г.; №4, 6, 10, 12 2010г.; №4, 6,7,8,10,122011г.;№4,8,9,12,2012г.;№4,7,8,11,,2013г.;№1,5,2014г.,-М.
9. Журнал «Начальное образование» №4, 6 2009г, №1, 2, 3, 4,5,6,2010г.,№2,2011г.;№4,5,2012г.; №1,3,5,6,2013г.;№1,2014г,М.
10. Журнал «Начальная школа плюс до и после»: №1, 2 2014г.; №1, 3, 6,8,9,10,2013г.;№2,3,7,9,10,11,2012г.;№2,5,6,7,10,12,2011г.;№3,4,6,11,12,2010г.;№1,4,7,8,,2009г.-М
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
12. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся: автореф. дис... канд. пед. Наук. – Рязань, 1997. – 20с.
13. Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М.: 1981. - 256 с.
14. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
15. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
16. Новикова Е.Ю. Психология мотивов и действий в обновляющемся мире. - М.: 1992.
17. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.
18. Селевко Г.В. Компетентности и их классификация.//Народное образование. – 2004. – № 4. С. 138-143.
19. Талызина Н.Ф. Пути формирования учебной мотивации//Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998. - 412 с.
20. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования.//Народное образование. – 2003. – №5. С. 94-103.
21. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
22. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование. – 2003. – №-5. С.55-61.
23. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. –23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
24. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 342 с.
25. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 86 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-3 классов в соответствии с требованиями ФГОС
Психодиагностические методики предназначены для изучения мыслительных операций и коммуникативных умений обучающихся 1-х-3-х классов в соответствии с требованиями ФГОС....
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...
Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС 1 класс Паршина Т. П.
Тип урока:изучение нового материала и первичного закрепления. Цель:создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 3. Задачи: воспитательные: формировани...
Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС
Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС...
Особенности реализации «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» уровня начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на областном семинаре классных руководителей....
Презетация "Оценка образовательных результатов обучающихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Презентация к выступлению на педагогическом совете в школе....
Содержание социокультурной компетенции у младших школьников с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
Изменение в социуме, культуре диктует необходимость изучения актуальных и потенциальных возможностей современной личности, нормально развивающейся и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в реш...