Содержание социокультурной компетенции у младших школьников с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
статья

Тоярова Екатерина Васильевна

Изменение в социуме, культуре диктует необходимость изучения актуальных и потенциальных возможностей современной личности, нормально развивающейся и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в решении сложных вопросов бытия, умении взаимодействовать с разными людьми, определять свое место в нравственных отношениях, находить нужную информацию, пользоваться ей. Готовность к этим действиям складывается только в условиях активной социализации, возрастания значимости социокультурного развития и индивидуально личностного начала во всех проявлениях жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеоразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

«Содержание социокультурной компетенции у младших школьников с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовила: учитель начальных классов ТояроваЕ.В.

У себя в мыслях, где-то в себе

он открывает новый,

еще более удивительный мир.

А дальше надо отыскать себя в обществе,

себя в человечестве, себя во Вселенной.

                                                            Я. Корчак

В связи с введением ФГОС НОО в современном российском образовании возникают новые возможности для формирования личности обучающихся. На фоне приведения в единую систему содержания российского образования (Закон образования, введение ФГОС НОО, основных образовательных программ начального общего образования) каждая образовательная организация самостоятельно решает задачу создания своего образовательного пространства.

Социальная реальность современного российского общества, сконструированная под воздействием сложных трансформационных и модернизационных процессов, захвативших его экономическую, политическую, социокультурную, духовную сферы, ознаменована комплексом деструктивных проблем, обусловивших резкий рост числа граждан, нуждающихся в социальной помощи. Приоритетным направлением социальной политики государства становится решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, представляющих одну из наиболее социально-уязвимых групп, что в значительной степени определяет уровень и параметры социальной безопасности общества и его дальнейшего устойчивого развития.

Изменение в социуме, культуре диктует необходимость изучения актуальных и потенциальных возможностей современной личности, нормально развивающейся и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в решении сложных вопросов бытия, умении взаимодействовать с разными людьми, определять свое место в нравственных отношениях, находить нужную информацию, пользоваться ей. Готовность к этим действиям складывается только в условиях активной социализации, возрастания значимости социокультурного развития и индивидуально личностного начала во всех проявлениях жизни.

По этой причине одной из важнейших задач социальной политики государства и социальной работы в частности является разработка и практическое внедрение средств социально-культурной деятельности в систему социальной реабилитации детей с ОВЗ.

Использование средств социально-культурной деятельности в социальной реабилитации детей с ОВЗ подразумевает комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: находить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; заниматься творческой работой; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами, расширять свои возможности интеграции в социокультурную среду.

Важность социально-культурной деятельности в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями определяется тем, что ребенок становится из объекта воспитания субъектом деятельности, субъектом личностного взаимодействия. Разнообразны и социально-педагогические возможности социально-культурной деятельности: ориентированность на разностороннее развитие, саморазвитие, взаимообогащение, взаимопомощь, развитие интересов, самообразование.

В России огромное значение отводится материальным и психологическим проблемам семей с детьми, в том числе с детьми ОВЗ, социокультурные потребности уходят на второй план, что не совсем правильно. Ведь правильная организация социокультурной деятельности ребенка может изменить многое в его жизни.

Творческий процесс, в сфере культурной деятельности и, в частности, в разделе изобразительного искусства, тем более в духовной сфере, может изменить человека. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный обычного общения, который испытывает физические и моральные страдания, приобретает в культуре и через нее поддержку – опору в себе и своей семьи. Осваивая культурные ценности, добиваясь успехов, например, в отрасли изобразительного искусства, он по-другому воспринимает себя и перестает быть «социальным изгоем».

Культура, пожалуй, в большей степени, чем другие отрасли человеческой деятельности оказалась недоступной или мало доступной для детей ОВЗ. С одной стороны, в силу неадаптированности культурных учреждений, с другой, ввиду её дороговизны, в первую очередь, для семьи, воспитывающей ребенка ОВЗ. Социокультурная реабилитация составляет значимый элемент реабилитационной деятельности, поскольку удовлетворяет блокированную у лиц с ограниченными возможностями потребность в информации, в приобретении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.

Существенной составляющей социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями представляется социокультурная деятельность, помогающая им устанавливать социальные связи, развивать творческие способности, самоутвердиться и само реализоваться в непростой жизненной ситуации.

Социокультурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, распространению, постижению, и последующему развитию ценностей культуры.

Современное истолкование понятия социально-культурная деятельность является производной от термина «культурная деятельность» и терминов «социальная работа», «социальная педагогика», вместе с тем она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность представляет собой деятельность, которая направлена на создание, хранение, распространение культурных ценностей и приобщение к этим самым ценностям различные слои населения.

Социально-культурная деятельность соответствующе может быть обусловлена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждого отдельного человека, раскрытия его способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

В настоящее время социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социального воспитания, социализации и образования детей с ОВЗ.

Социально-культурная деятельность является одним из основных способов приумножения культурного и образовательного уровня детей с ограниченными возможностями, а также развития их творческих способностей. Многообразие средств, методов и форм социально-культурной деятельности содействует духовному возрождению общества. Содержание социально-культурной деятельности определено потребностями различных категорий населения в улучшении социальных отношений, вырабатывании способностей и навыков самостоятельного мышления, раскрытии талантов и дарований, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга.

Можно выделить следующие подсистемы  социально-культурной деятельности в социальной реабилитации детей с ОВЗ:

-культурно-просветительская работа. На современном этапе – идеологическое  воспитание;

-самодеятельное художественное творчество;

-народные промыслы и ремесла, народная культура (сохранение традиций, обычаев, обрядов);

-книгоиздание и библиотечное дело, а также культурное творчество, связанное с созданием и распространением печатной продукции;

-реабилитационная деятельность средствами искусства.

На самом деле, каждый человек на протяжении всей своей жизни соприкасается с множеством конкретных видов деятельности, различающихся своим предметным содержанием, которые обусловлены совокупностью задач, принципов, потребностей и мотивов.

Организацией и обустройством досуга детей с ограниченными возможностями занимаются следующие учреждения социально-культурной деятельности:

-научно-просветительские учреждения: музеи, библиотеки, выставки, историко-мемориальные комплексы и т. д.;

-культурно-досуговые учреждения: кинотеатры, парки культуры, клубы, дома и дворцы культуры, центры национальных культур, центры молодежного досуга, дома ремесел, дома и центры народного творчества, игротеки, дома торжеств, концертные учреждения;

-санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения: дома отдыха, санатории, профилактории, пансионаты, лагеря и базы отдыха.

Можно сделать вывод, что система социально-культурной реабилитации и поддержки, которая охватывает в настоящее время почти большую часть населения, является и результатом, и средством общественной практики социально-культурной деятельности. В этой сфере занят целый отряд специалистов – профессионалов различных отраслей и направлений. Они все прямо или косвенно участвуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осуществлении многочисленных реабилитационных технологий, культуротерапевтических.

«Развитие личности младшего школьника в условиях организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формирования новых типов общностей и деятельностей, их социального и культурного оформления и наложения друг на друга, а в итоге формирования принципиально нового многомерного социокультурного пространства школы. Необходимость жить в этом сложном и неоднозначном социальном пространстве ставить современного обучающегося перед проблемой нахождения себя одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей, т. е. перед задачей, не стоявшей перед ним столь явно на предыдущих этапах развития нашего общества.

Ведущей идеей, положенной в основу социокультурного пространства начальной школы, явилась выдвинутая К.Д.Ушинским концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.)».

Применительно к социокультурным условиям начальной школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума.

Формирования социокультурной среды в образовательном учреждении предполагает создание общего программно-методического пространства, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия основных и дополнительных общеобразовательных программ в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности должны быть ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования.

Основой для такой интеграции в школе определён национально-региональный компонент, который определяет региональные проявления тех сущностей, которые могут раскрываться как в инвариантном содержании, так и в вариативном. Оставаясь составной частью содержания школьного образования, он обладает самоценностью и самозначимостью. В нём закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом.

И хочется закончить словами А. Дистервега: «Воспитание есть деятельность культурная и возникло с первыми проблесками культуры; воспитание и культура действовали на человека постоянно совместно, и воспитательное влияние есть частичное культурное влияние»

 

Список использованных источников:

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие для вузов – М.: ВЛАДОС, 2004.
  2. Казакова, Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями: Методические рекомендации – Ульяновск, 2008. – 38с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...

Методический ринг "Организация работы младшего школьника на уроке в соответствии с требованиями ФГОС"

Материал поможет руководителю методического объединения организовать нестандартное заседание методического объединения....

Семинар учителей начальных классов: «Формирование метапредметных и предметных компетенций млад-ших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»

Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14...

Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

21 октября на базе МОУ  СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование  метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...

Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"

Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...