Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-3 классов в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка (1 класс) по теме
Психодиагностические методики предназначены для изучения мыслительных операций и коммуникативных умений
обучающихся 1-х-3-х классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdm_dlya_1-3_kl._fgos.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-х-3-х классов
в соответствии с требованиями ФГОС.
Методика «Объедини в группы»
Цель: изучение мыслительной операции классификации.
Стимульный материал: 15 картинок на одном листе.
Процедура проведения методики: ребенку предлагается лист с 15-ью картинками, в сопровождении следующей инструкции: «Объедини картинки в группы, соединив их линиями. Например: воробей, ворона, ласточка – что это за группа? (птицы). На решение задания отводится 5 минут»
Примечание: могут быть группы – транспорт, цветы, фрукты, овощи, домашние животные, дикие животные, мебель и др.
Оценка результатов.
- За каждую группу начисляется 1 балл, всего можно разбить картинки на 7 групп.
7 баллов – ребенок нашёл все группы за время меньшее, чем 5 минут и правильно объяснил свой выбор.
4 - 6 баллов – ребенок нашёл 4, 5, 6 групп за 5 минут.
3 балла и ниже – ребенок нашёл 3 группы и менее (или не справился с заданием за отведённое время). - Выводы об уровне развития:
7 баллов – высокий.
4 - 6 баллов – норма.
3 балла и ниже – низкий.
Методика «Четвёртый лишний»
Цель: изучение мыслительной операции обобщения.
Стимульный материал: картинки с изображением 4-х предметов, один из которых не подходит к остальным по определённым признакам.
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия из 5 картинок, на которых представлены разные предметы в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из 4-х изображённых предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним, зачеркни эту картинку». На решение задания отводится 5 минут»
Оценка результатов.
5 баллов – ребенок решил все задачи за время, меньшее, чем 5 минут, назвав (зачеркнув) лишние предметы на всех картинках и правильно объяснил свой выбор.
3-4 балла – ребенок правильно решил 3- 4 задачи за 5 минут.
2 балла и ниже – ребенок нашёл 2 и менее задач (или не справился с заданием за отведённое время).
Выводы об уровне развития:
5 баллов – высокий.
3-4 балла – норма.
2 балла и ниже – низкий.
Методика «Бабочки»
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному шаблону крыльев бабочки и просят на общем листе составить и нарисовать бабочку раскрасить крылья одинаково.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат два шаблона крыльев бабочки, вам необходимо на общем листе составить и нарисовать бабочку, а потом раскрасить, чтобы получилось одинаково. Вы сами можете придумать узоры, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на крыльях бабочки;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – крылья бабочки украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа
раскрашивания бабочек; сравнивают способы действия и координируя их, строят совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика «Общий рисунок»
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному общему листу и просят на одном листе придумать и нарисовать общий рисунок.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит лист бумаги, вам необходимо на этом листе придумать и нарисовать общий рисунок. Главное условие: вам необходимо всё обсудить, договориться между собой, какой рисунок рисовать, как его располагать, кто и что будет рисовать, а потом приступать к совместному рисованию».
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по конечному результату;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – рисунок не получился, дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – рисунок частично не закончен, имеются отдельные недочёты, дети не во всём смогли договориться, прийти к общему мнению;
3) высокий уровень – рисунок полностью закончен, эстетичен, дети смогли договориться, прийти к общему мнению;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений»
Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений» Содержание:1. О критериях качества обучения2. Комплекс...
Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"
Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...
"Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в работе учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ"
Здоровьесберегающии и здоровьеформирующии технологии в работе учителя начальных классов...
Презетация "Оценка образовательных результатов обучающихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Презентация к выступлению на педагогическом совете в школе....
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
«Разработка системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Оценка достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе.Раздел по физической, теоретической и технической подготовке....