Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-3 классов в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка (1 класс) по теме

Пономарёва Анжелика Александровна

Психодиагностические методики предназначены для изучения мыслительных операций и коммуникативных умений 

обучающихся 1-х-3-х классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdm_dlya_1-3_kl._fgos.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-х-3-х классов

в соответствии с требованиями ФГОС.

Методика «Объедини в группы»

Цель: изучение мыслительной операции классификации.

Стимульный материал: 15 картинок на одном листе.
Процедура проведения методики: ребенку предлагается лист с 15-ью картинками, в сопровождении следующей инструкции: «Объедини  картинки в группы, соединив их линиями. Например: воробей, ворона, ласточка – что это за группа? (птицы). На решение задания отводится 5 минут»

Примечание: могут быть группы – транспорт, цветы, фрукты, овощи, домашние животные, дикие животные, мебель и др.

Оценка результатов.

  • За каждую группу начисляется 1 балл, всего можно разбить картинки на 7 групп.
    7 баллов
     – ребенок нашёл все группы за время меньшее, чем 5 минут и правильно объяснил свой выбор.
    4 - 6  баллов – ребенок нашёл 4, 5, 6 групп   за 5 минут.
    3 балла  и ниже – ребенок нашёл 3 группы и менее  (или не справился с заданием за отведённое время).
  • Выводы об уровне развития:
    7 баллов – высокий.
    4 - 6 баллов – норма.
    3 балла  и ниже – низкий.

Методика «Четвёртый лишний»

Цель: изучение мыслительной операции обобщения.

Стимульный материал:  картинки с изображением 4-х предметов, один из которых не подходит к остальным по определённым признакам.
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия из 5 картинок, на которых представлены разные предметы в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из 4-х изображённых предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним, зачеркни эту картинку». На решение задания отводится 5 минут»

Оценка результатов.

5 баллов – ребенок решил все задачи за время, меньшее, чем 5 минут, назвав (зачеркнув) лишние предметы на всех картинках и правильно объяснил свой выбор.
3-4  балла – ребенок правильно решил 3- 4 задачи  за 5 минут.
2 балла  и ниже – ребенок нашёл 2 и менее задач (или не справился с заданием за отведённое время).

Выводы об уровне развития:
5 баллов – высокий.
3-4 балла – норма.
2 балла  и ниже – низкий.

Методика  «Бабочки»

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному шаблону крыльев бабочки и просят на общем листе составить и нарисовать бабочку раскрасить крылья одинаково.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат два шаблона крыльев бабочки, вам необходимо на общем листе составить и нарисовать бабочку, а потом раскрасить, чтобы получилось одинаково. Вы сами можете придумать узоры, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на крыльях бабочки;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования,

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – крылья бабочки украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа

раскрашивания бабочек; сравнивают способы действия и координируя их, строят совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.  

Методика  «Общий рисунок»

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному общему листу и просят на одном листе придумать и нарисовать общий рисунок.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит лист бумаги, вам необходимо на этом листе придумать и нарисовать общий рисунок. Главное условие: вам необходимо всё обсудить, договориться между собой, какой рисунок рисовать, как его располагать, кто и что будет рисовать, а потом приступать к совместному рисованию».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по конечному результату;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования,

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – рисунок не получился, дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – рисунок частично не закончен, имеются отдельные недочёты, дети не во всём смогли договориться, прийти к общему мнению;

3) высокий уровень – рисунок полностью закончен, эстетичен, дети смогли договориться, прийти к общему мнению;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений»

Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений»  Содержание:1. О критериях качества обучения2. Комплекс...

Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"

Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

«Разработка системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Оценка достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе.Раздел по физической, теоретической и технической подготовке....