Мастер класс по проектной деятельности
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»
Мастер - класс на семинаре - практикуме
Тема: «Формирование УУД у младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность».
Выполнила: Стрежнева Марина Викторовна, учитель начальных классов
Саранск, 2015 год
Слайд 1.
Согласно новому профстандарту педагога в сфере общего образования, мы осуществляем трудовые функции, которые, в свою очередь, предполагают наличие определённых компетенций.
Моя задача сегодня заключается в демонстрации компетенции, связанной с формированием универсальных учебных действий посредством использования в своей практической деятельности технологий проектной и учебно - исследовательской деятельности.
К ним я отношу все виды компетенций, в зависимости от темы проекта или исследования, его масштаба, целей, количества учеников: это и предметно-методологическая, и психолого-педагогическая, и коммуникативная, и валеологическая и управленческая компетенции.
Слайд 2.
В современной школе развитие проектной и исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Проект и исследование как метод обучения могут быть использованы практически на каждом уроке во всех УМК.
Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК “Планета знаний” (под общей редакцией И.А. Петровой).
Слайд 3.
Проекты по данной программе начинаются с 1 класса и представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1 - го по 4 - й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и подсказки, облегчающие подготовку проекта. Со 2 класса добавляется письменная работа в рабочих тетрадях по каждому из проектов, в которых учащиеся записывают ход своих действий по выполнению проектов.
Все результаты за 4 года собраны в папках, которые можно посмотреть.
Слайд 4.
Передо мной как перед учителем была задача: научить ученика задавать себе вопросы, удивляться, развивая тем самым познавательную активность. Это становится возможным, если ученики оказываются в проблемной ситуации, личностно значимой для них и вызывающей потребность в освоении того или иного понятия и ответа на вопросы: «Почему? Что происходит? Как это случилось? А что если?». Ребенок учится смотреть на изучаемый объект с разных сторон. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.
Слайд 5.
Всем известно, что проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Слайд 6.
Этапы работы над проектом:
- Проблематизация (выявление проблемы, постановка вопроса: Как? Каким образом?).
- Целеполагание (цель – проектный продукт).
- Планирование (формулирование задач – шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта).
- Реализация проекта.
- Самооценка и рефлексия.
- Презентация работы.
Слайд 7.
Я предлагаю сейчас попробовать разобрать несколько этапов работы над проектом. Например, в 4 классе дети выполняли проект на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». Данная тема была выбрана не просто так. По литературному чтению в 3 классе ребята изучали раздел «Устное народное творчество». Прочитали много народных и авторских сказок. При разборе их содержания мы с ребятами рассматривали различные ситуации из жизни героев, которые помогают нам в жизни. И в сказках, и в реальной жизни люди стоят перед проблемой выбора, которую надо решить. И я предложила ребятам выполнить проект по созданию своей сказки. Вот такая проблемная ситуация перед нами возникла. Определили тему: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
Слайд 8.
Итак, какую проблему можно поставить к данной теме проекта? Проблема - как создать сказку?
Какова будет цель? Цель - создать свою сказку.
Слайд 9.
Какие перед нами стоят задачи? Задачи:
- провести анкету по теме «Сказка» в 4 классе;
- дать определение жанра «сказка»;
- изучить виды сказок и выявить характерные черты;
- придумать сюжет и составить план сказки;
- написать и оформить сказку.
И должен получиться продукт - сказка, художественно оформленная обучающимся.
Слайд 10.
Далее мы с ребятами составляем график выполнения проекта.
Этап планирования (график выполнения проекта)
Дата, время работы | Вид деятельности |
октябрь | -обсуждение и формулирование темы; - определение цели и задач; - проведение анкетирования и подсчёт результатов; |
ноябрь | - изучение видов сказок и выявление характерных черт; - составление плана сказки, обдумывание сюжета, определение героев; |
декабрь | - написание сказки и редактирование; |
январь | - написание отчёта о проделанной работе; - подготовка к защите проекта (составление презентации); |
февраль | - защита проекта. |
Слайд 11.
В работе по проектам проводила индивидуальную, групповую работу с учащимися, а также привлекала родителей. И в результате пришло время реализации проекта. Мы не просто заслушивали сказки, но и отвечали на вопросы:
Какой урок они вынесли из своей сказки?
Какие умения им помогли, при выполнении проекта?
Чему научились?
Оформление сказок было различным: презентации, инсценировки, книжки – малышки.
Слайд 12.
Я зачитаю сказки, которые получились у ребят.
Слайд 13.
Но самыми интересными этапами работы над проектом оказались самооценка и рефлексия. Они предполагают письменный отчёт. Чтобы научить детей уже в 4 - м классе писать отчет о работе, можно предложить им воспользоваться шаблоном.
Примеры шаблонов представлены у вас на листочках. Давайте попробуем воспользоваться ими и поработать.
Слайд 14.
Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что …………………………………........
Цель моей работы ……………………………………….....…………
Проектным продуктом будет.…………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как …………………
………………………………………………………………………………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все
промежуточные этапы): …………………………………………………
……………………………………………………………………………..
Выбор темы и уточнение названия……………………………………..
Сбор информации (где и как искал информацию)…………………….
Изготовление продукта (что и как делал)………………………………
Написание письменной части проекта (как это делал) ………..………
Слайд 15.
Основная часть
Я начал свою работу с того, что …………………………………………
Потом я приступил к ………………………………………….………….
Я завершил работу тем, что ………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами ………………….…
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ………….……………
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
……………………………………………………………………………..
План моей работы был нарушен, потому что ………..…………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ………………………..…………………………………………………….
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что ……………
………………………………………………………………………………
Слайд 16.
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например ……………………………………………..
Это произошло, потому что ……………….……………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ……………….……………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ………………………………………..………………………………….
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …………………………………………………..……………………………….
Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………………………………………..
Что же у вас получилось? Зачитаем свои отчеты. Спасибо за работу.
Слайд 17.
Я хочу представить вашему вниманию алгоритм разработки проектного урока.
Алгоритм разработки проектных уроков.
1. Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).
2. Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…?
3. Из проблемы формируется цель (планируемый результат).
4. Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).
5. Организовать работу в группах. Определить регламент работы.
6. Презентация.
7. Рефлексия учащихся.
Как организовали работу в группе?
Что из запланированного получилось хорошо?
Какие возникли проблемы? Как были решены?
Самооценка.
8. Оценка учителя.
Слайд 18.
Я считаю, что у проектных уроков есть преимущества:
- они позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся;
- на основе УУД формируются проектные умения и проектная деятельность в целом. Пока она не будет сформирована, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании;
- значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;
- создаются необходимые условия для применения знаний на практике;
- формируются навыки самостоятельной работы.
Слайд 19.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Организация проектной деятельности с младшими школьниками"
Мастер-класс "Организация проектной деятельности с младшими школьниками". Цель: совершенствование научно-методических знаний в области проектной деятельности младших школьников....
Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...
Мастер-класс по проектной деятельности
В материале представлен практический материал для организации практической деятельности учителей на мастер-классе в 3 группах: фантастический проект, информационный проект, эмперический проект. Для ка...
мастер-класс по проектной деятельности
Данный мастер-класс можно использовать для работы МО...
Мастер-класс «Организация проектной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС»
Мастер-класс «Организация проектной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС».На сайте данная презентация представлена в формате .pdf , в оригинале презентация доступна по ссылк...
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой работы над проектами в ...
Мастер – класс «Основы проектной деятельности для родителей учащихся начальных классов»
Данный материал педназначен для учителей начальных классов. В нем описывается опыт работы с родителями по основам проектной деятельности....