Мастер-класс по проектной деятельности
методическая разработка по теме
В материале представлен практический материал для организации практической деятельности учителей на мастер-классе в 3 группах: фантастический проект, информационный проект, эмперический проект. Для каждой группы представлены проблемные ситуации для повышения мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МКОУ «Малоимышская СОШ»- Винтер Н.А.
Мастер-класс по проектированию
Проектная деятельность в моей работе (теоретический аспект)
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. От успеха каждого ученика зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Результаты выполненных проектов обобщаются на научно-практической конференции, используются на элективных курсах, на уроках. Проекты могут быть долгосрочные и краткосрочные (мини проекты).
Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными ИКТ, умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования, в школе в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.
Работу над формированием проектной компетентности начинаю уже с первого класса: как правило, с творческого или ролевого проекта. Например: «Сердце для мамы»- технологический проект предполагающий работу по готовому плану (памятке), но без образца. Учащиеся сами индивидуально планируют работу и презентуют и оценивают готовый продукт деятельности по совместно разработанным критериям. Продуктивно формируются исследовательские умения при организации экскурсий (эмпирический проект) с предварительной постановкой учебных проблем и распределением учащихся по группам для выполнения группового задания. Для задания предполагается карточка-помощница. Например: «Растения нашего двора» 1 группа изучает травянистые растения, их особенности, собирает гербарий, вторая группа - кустарники – делает рисунки, третья группа – деревья фотографируют для фотоальбома. Презентация результатов организуется через урок, после оформления собранных материалов. С большим удовольствием дети реализуют фантастические проекты, где нужно пофантазировать и получить результат. Например: «Люди будущего», «Какие машины изобретут». В первом классе идет только подготовка к исследовательской деятельности, так как дети учатся работать с текстами и информацией. Введение понятий: проблема, гипотеза, метод исследования, доклад, защита, презентация начинаю на первых занятиях исследовательского курса: «Я – исследователь» во втором классе. На первом этапе это тренировочные занятия: тренинги выбор темы, составление плана, выбор метода исследования, сбор материала, обобщение данных, представление результатов, оценивание. На втором этапе начинается самостоятельная исследовательская деятельность, лучше начинать ее с индивидуальных проектов. Так как во 2 классе дети только приучаются к работе в группе, результат работы будет разный. Первым исследовательским проектом в нынешнем году был проект «Моя родословная», в котором мы не только исследовали свои корни (происхождение), но и нашли происхождение и значение фамилии, имени, создали свой родовой герб и флаг, нарисовали портрет семьи и любимые занятия. Для создания каждой странички использовали разные источники информации: помощь родителей, Интернет-ресурсы, наблюдение, творчество. Результаты работы презентовали на конференции, где присутствовала администрация школы и родители. Каждый учащийся получил сертификат. Это явление было одной из форм предъявления метапредметных результатов. Проект актуален и имеет продолжение: нужно оформить страничку «География расселения моих родственников» после того как изучим Российскую Федерацию. Для реализации проекта я предварительно составляла план педагогической и учебной деятельности. Главное, знать к какому результату нужно прийти. Успешно реализован групповой краткосрочный учебный проект: «Вода -источники, свойства». Представлял собой эмпирическое исследование по группам: «Знатоки» - находили в литературе виды водоемов, их устройство – сделали рисунки виды водоемов. Лаборанты – провели ряд опытов для заполнения таблицы: свойства воды и провели интерактивное наблюдение круговорот воды в природе, заполнили схему. Экологи – провели эксперименты по очистке воды, сделали рисунки «Как сохранить воду». Затем каждая группа презентовали свою работу, а другие две были экспертами и оценивали. Сейчас идет работа над созданием проекта «Животные Красной книги с. М-Имыш» учащиеся работают с информацией из красной книги Красноярского края. Сначала нашли, какие животные могут встретиться у нас, сейчас создают странички о них. Учащиеся структурируют информацию по плану: признаки, среда обитания, питание, размножение. Планируется продукт: странички Красной книги. Использовать можно учащимся других классов как дидактический материал. Очень продуктивно проходят исследовательские проекты по группам на разные темы. Например «Профессии нашего класса», «Как сохранить здоровье», «Устное народное творчество». Результатами являются журналы.
- Представление системы занятий
Сфера применения метода проектов велика. Проектная деятельность осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время. Наша школа работает в режиме полного дня, что позволяет наиболее эффективно сопровождать проектную деятельность младших школьников. У учителя появляется возможность консультирования детей после уроков, когда они находятся в группе продлённого дня.
Часть проектов планируется учителем при составлении плана воспитательной работы класса на год. Проекты, тема которых касается учебной деятельности школьников, предлагаются детям в соответствии с учебным планом. После выполнения проекта ребёнок отвечает на вопрос: «Какие ещё проекты ты хотел бы выполнить?»
В проектной деятельности выделим три этапа.
Подготовительный, на котором, определяется тема, происходит выбор рабочих групп и распределение ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки. В ходе работы дети уясняют, что даже слабое решение существенно лучше отсутствия решения. Именно в творческой деятельности ребёнок учится чаще использовать высказывания “Я так считаю”, “Я предлагаю”, “потому что”, и так далее.
Практический, когда выдвинутые идеи проверяются практическим путём. На этом этапе у учащихся может возникнуть потребность в уточнении или дополнении проектной идеи. Активная умственная деятельность предполагает целенаправленную работу с источниками. Учащиеся самостоятельно работают с информацией, анализируют и синтезируют идеи, оценивают результат работы, а учитель наблюдает и консультирует.
Итоговый, когда происходит защита проекта, ученики выступают перед одноклассниками и жюри, предлагаются оценочные листы, с помощью которых можно оценить работы одноклассников, свою работу, составить рейтинговый список. Ценность защиты (презентации) в том, что дети учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, идеи, быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Таким образом, защита проекта составляет важную часть целостной проектной деятельности.
На второй ступени обучения ребёнку будет предлагаться реализация проектов для решения какой-либо проблемы. Наша задача – обучать его азам проектной деятельности.
Разделитесь на группы по интересам. Вспомните правила работы в группе, распределите обязанности: организатор, писарь, оратор, чтец. Перед вами карточка-помощник, давайте, следуя подсказкам, спланируем свою деятельность. 1- тема и цели, 2- выработать план, способ сбора информации, каким будет результат (презентация, альбома, схема, памятка, рисунок, статья, тезисы) Посмотрите на доску и определите источники информации для решения проблемы. 3-проведите исследование и запишите результаты. 4 – сделайте выводы. Защити проект.
- Имитационная игра
Мы сегодня одновременно попробуем реализовать 3 проекта разные по видам деятельности: творческий, эмпирический, информационный. Все они имеют одни и те же этапы работы.
1 Мотивационный: мотивация 1 группы
Определение темы
Посмотрите, что у меня в руках? На что это похоже?
А если добавить ещё какие-либо части или дорисовать?
(На демонстрационной модели учитель показывает варианты доработки детали до некоторых животных)
Определите тему проекта
Предварительная работа
На столе есть похожая фигурка. Я хочу предложить вам придумать фантастическое животное. Подумайте, что вы хотите дорисовать и приклейте её на цветную карточку. Дорисуйте своё животное.
Возьмите карточку-путеводитель. Приклейте цветную карточку на первую страницу.
Чтобы определиться с проектным замыслом, попробуйте ответить на вопросы на второй странице и записать рабочее название проекта. А в ходе работы у вас появится окончательное название, которое вы запишете на обложке.
МОТИВАЦИЯ 2 группы
Бывают у детей ситуации, вызывающие затруднения, когда они не могут определиться с темой, можно взять прием: Банк идей (выберите себе тему для изучения)
например: вселенная, чудеса света, рекорды животных.
Тогда по каждой теме у меня должна быть подборка информации из разных источников: интернет, книги.
Определились с темой, вспоминаем ваша задача найти информацию о …
МОТИВАЦИЯ 2 группы
Перед вами 3 цвета красок: желтый, синий и красный, их называют основными, но вот незадача, вам нужно раскрасить огурец, баклажан и апельсин, а для них красок нет, что делать? как их получить?
Постановка цели и задач
Давайте подумаем, что вы сможете узнать, изучая информацию, проводя опыт? Высказывания фиксируйте на бумажных кружочках, по одной записи на каждом.
Попробуйте высказаться, что мы можем получить в итоге, то есть, определим цель нашего проекта.
Практическая работа
Группа выполняет проекты с использованием карточек-путеводителей. Распределите роли: художник, организатор и хранитель времени, писарь, оратор.
Презентация полученного результата
Прослушаем выступления групп. Не забывайте в оценочном листе отмечать качество выполнения проекта.
Проанализируем работу в ходе проекта.
Кто был активен во время групповой работы?
Чьё устное выступление прозвучало эмоциональнее всего?
Выскажите своё мнение с учётом выставленных оценок, и пожелания, сделайте замечания.
Для чего можно использовать результаты проекта?
Моделирование
А теперь возьмите предложенный материал и, в роли учителя, смоделируйте проектную деятельность.
Где можно использовать результаты проекта?
Рефлексия
Какая, по-вашему мнению, главная задача начальной школы?
Какие из этих задач поможет решать использование на первой ступени обучения проектной технологии?
Что, как вы считаете, что из предложенного осуществить трудно?
Какие из предложенных вашему вниманию форм и приёмов работы понравились и почему?
В заключение хочется отметить, что проектный метод имеет огромный развивающий потенциал. Самым главным результатом проектной деятельности является: формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Дети с осознанно анализируют работу друг друга – им помогают оценочные листы:
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ | Баллы |
Постановка цели | |
Цель не сформулирована | |
Цель определена, но план её достижения отсутствует | |
Цель определена, дан краткий план её достижения | |
Цель определена, дан подробный план её достижения | |
Разнообразие источников информации | |
Использована неподходящая информация | |
Большая часть предложенной информации не относится к теме работы | |
Работа содержит незначительный объём информации | |
Работа содержит достаточно полную информацию из разных источников | |
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, | |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, проявились элементы творчества | |
Работа отличается творческим подходом, оригинальным отношением автора к проблеме. | |
Письменная часть | |
Письменная часть проекта отсутствует | |
В письменной части отсутствуют установленный порядок и структура | |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с правилами. | |
Работа отличается чётким, грамотным оформлением в соответствии с правилами | |
Качество презентации | |
Презентация не проведена | |
Материал изложен, однако автору не удалось заинтересовать зрителей. | |
Автору удалось вызвать интерес слушателей, но он вышел за рамки регламента. | |
Автору удалось вызвать интерес слушателей и уложиться в регламент | |
Итого: |
ИТОГИ
Какой ещё проект ты хочешь реализовать? | Карточка-путеводитель
Информационный ПРОЕКТ « » |
Карточка-путеводитель Название проекта ______________________ Что я смогу узнать _____________________ ____________________________________ К кому я могу обратиться за помощью ___________________________________ Какие методы мне помогут____________________________ ___________________________________ | Название объекта _____________ Его характеристика ________________ Отличительные черты_______________________ ______________________________ Значение _______________________________ Каким может быть продукт труда? Я могу нарисовать объект и:
|
Приложение
По доминирующей деятельности учащихся
1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, села, города, государства и т.д.
2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в СМИ или выложены в Интернете.
4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик,
проблема
планирование
практическая деятельность
продукт
презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Конструирование сюжета проектной задачи"
Данная разработка познакомит с методикой конструирования элементарного сюжета проектной задачи в начальной школе....
Мастер класс по использованию проектной деятельности (из опыта работы)
Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Основной зада...
Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"
Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...
Мастер – класс по теме: «Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»
Мастер – класс по теме:«Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»...
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...
«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!» (мастер класс по организации проектной деятельности)
Мастер класс по организации проектной деятельности в начальной школе....
Комментарии
Материал для учителей
Материал для учителей начальной школы.
Хороший материал,требует
Хороший материал,требует огромной подготовки