Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"
статья на тему
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…
Китайская пословица.
План:
1. Организационный момент.
2. Презентация педагогического опыта.
3. Практическая работа
4. Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по организации проектной деятельности в начальной школе.
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.
При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебные умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную исследовательскую деятельность школьников. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Несмотря на очевидную необходимость использования проектной исследовательской деятельности в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:
“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и поддержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!”
Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформированы. А начальная школа осталась все-таки немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений, навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа синтеза и оценки результатов своей деятельности.
Это явилось основанием для выбора нашей темы.
Тема исследования: Проектная технология как средство развития познавательных интересов младших школьников.
Цель исследования: обосновать и апробировать метод проектов как средство развития познавательных интересов младших школьников, умений работать в коллективе, группе; исследовать результативность применения метода.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Новизна исследования состоит в установлении особенностей применения метода проектов в начальной школе и как следствие повышение познавательного интереса к обучению.
Предмет исследования: использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе как средство развития познавательных интересов учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «проектная деятельность».
2. Рассмотреть особенности организации метода проектов в начальной школе.
3. Разработать и организовать проведение различных типов проектов с целью развития познавательных интересов младших школьников.
4. Показать результативность использования метода проектов.
Гипотеза исследования.
Если формы и методы учебных занятий учащихся направить на планирование проектной деятельности, развитие у них познавательной активности, то это поможет приобретать знания в процессе планирования, поможет сформировать способ поисковой деятельности, расширить поле коллективной творческой деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдения; тестирование; анализ результатов проведенных проектов; рефлексия.
База исследования: учащиеся 1 класса (2007-2008 учебный год), 2 класса (2008-2009 учебный год), учащиеся 3 класса (2009-2010 учебный год), учащиеся 4 класса (2010-2011 учебный год) «МБОУ СОШ № 3 г. Михайловки».
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня, учащимися школы начального и среднего звена; учителями основной школы.
Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую, мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о зайце. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
С второклассниками и третьеклассниками чаще использую групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Особое место во внеурочной деятельности школьников я отвожу краеведению.
Любовь и преданность к Родине начинается с семьи, с признательности к матери, отцу, бабушке, дедушке, близким людям. Во втором классе, когда мы изучали родословную своей семьи, работали над проектом «Семья как много в этом слове» (приложение 3). Что такое семья? Вроде бы понятно всем, но все-таки. Что же такое семья? Какую роль она играет в жизни человека? Этот вопрос интересует людей с давних времен. Работая над данным проектом, мы задумались о ценностях семьи, больше узнали об истории своих семей, научились рассуждать, искать необходимую информацию в различных источниках, собирать пословицы и поговорки о семье, писали сочинения, стихи о близких людях. Благодаря совместной работе с родителями, удалось составить генеалогическое древо семьи.
Проект «Моя малая Родина – Михайловка» является вторым этапом в изучении родного края. Участвуя в этом проекте, участники узнают историю возникновения своего города, его символики. Знакомятся с историей своей улицы, историческими местами, памятниками. Проект способствует воспитанию гражданина, любящего свою малую Родину, сохраняющего наследие своих предков, чувство уважения к историческому прошлому города (приложение 4).
Обучающиеся 4 класса совместно работали над проектом «Мы юные переписчики». Авторы проекта ставили перед собой цель выявить возрастной, половой состав учащихся школы, а так же их интересы, склонности, предпочтения. Продукт проекта – статистический сборник. При разработке плана воспитательной работы школы были учтены результаты данного проекта. План строился согласно интересам и предпочтениям обучающихся (приложение 5).
Широкими возможностями для организации исследовательской деятельности обладает курс «окружающий мир». Он включает: проведение опытов, наблюдений, экскурсий, организация самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своего региона, определение конкретных связей истории и культуры своего края с общероссийской историей и культурой (приложение 6, 10).
Например, в проекте «Птицам нужна помощь» был поставлен вопрос-проблема: «Как помочь зимующим птицам?» (приложение 7).
Совместно с детьми составляем «звёздочку обдумывания», то есть графическое изображение проекта, в центре которого - название проекта, а вокруг ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего? Таким образом, в «звёздочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределяется работа. Цель этих вопросов одна: направить работу детей так, чтобы они, собрав воедино все сведения, ответили на вопрос-проблему.
После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь важно учителю не потеряться, не быть простым наблюдателем. Учитель должен помочь детям организовать самостоятельную работу, подсказать несколько вариантов решения проблемы – пусть выбирают свой. Учитель постоянно контролирует работу детей: нормально ли идёт ход деятельности, каков уровень самостоятельности, а когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учу детей не только созерцать мир, но и анализировать его, пытаясь найти выход из создавшегося положения. В ходе работы над проектом активным средством обучения является дискуссия. На данном проекте дискуссия проходила у детей после экскурсии на станцию юных натуралистов. Дети решали вопросы: Нужна ли птицам помощь? Как помочь зимующим птицам? Может мы еще маленькие? Дети высказывались, некоторые слишком эмоционально. Решение приняли единогласно: Мы можем помочь зимующим птицам! Было решено изготовить кормушки для птиц, организовать сбор корма, выпустить бюллетень «Покормите птиц зимой!» и вывесить его в школьном коридоре.
Проектная деятельность в образовательной области «технология» рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у обучающихся способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Проект на уроках технологии – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненное под руководством учителя (приложение 8).
Что касается обучения математике в школе, есть и такое понимание проблемы, что метод проектов несовместим с ней. «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным» - это слова великого математика Паскаля должны стать девизом для педагогов, использующих в своей работе метод проектов. Я считаю, что использование метода проектов в курсе «математики» позволяют сделать ее изучение проще и более интересным. В любом математическом проекте должна присутствовать специально организованная деятельность по исследованию предмета математики. Такое исследование предполагает решение задач. Иначе проект будет лишь косвенно связан с математикой. В математических проектах, в отличие от классических проектов, часто отсутствуют социально значимые цели. Математические проекты способствуют развитию творчества, логического мышления учащихся. Мною были организованы проекты: «Дважды два четыре», «Как люди научились считать», «Веселые цифры», «Ноль без палочки», «В мире чисел».
Развитие речи учащихся является важной проблемой современного лингвистического образования. В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий. На уроках русского языка и литературы ученики выполняют часто проекты творческого характера. Результат проектной деятельности в виде презентации может быть представлен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета. Учащиеся моего класса работали над проектами: «Поиграем в слова», «Почему мы так говорим», «Незаменимый помощник и друг – словарик», «Муха-Цокотуха» (приложение 9).
В ходе исследования доказано, что проектное обучение способствует:
- развитию у школьников абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления;
- формированию интеллектуальных умений: аналитических, критических, коммуникативных;
- приобретению практических навыков работы и общения в группе: брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
- применению различных технологий, самообразования и самоорганизации.
Метод проектов необходимо использовать вместе с другими методиками, так как учебный процесс невозможно построить только на проектировании, потому что создание проекта – протяжённая во времени деятельность, не укладывающаяся в урочную систему и предполагающая большую дополнительную работу учащихся. Важно помнить, что только умелое сочетание различных технологий даёт наибольший эффект.
Обучающиеся моего класса стали лауреатами конкурса «Учебный проект», который проводится в формате фестиваля «Портфолио». Их работы были опубликованы в сборнике тезисов «Портфолио», их исследовательские работы опубликованы на сайте издательского дома «Первое сентября» http://portfolio.1september.ru/ Принимали участие в городском конкурсе учебных проектов. У каждого из них есть свое портфолио, где и накапливаются их исследовательские работы, дипломы, заслуги. Выпущены диски CD-R\RW с записью их исследовательских работ. Ребята были награждены дипломами и памятными подарками.
Занятие в кружке «Проектная деятельность» позволила обучающимся класса занять все призовые места в школьной олимпиаде, в конкурсе «Русский медвежонок», « Кенгуру», «Зимние интеллектуальные игры».
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Практическая работа.
Уважаемые коллеги, разрешите перейти к практической части, которая будет состоять из имитационной игры, в ходе которой мы рассмотрим алгоритм создания учебного исследования, и самостоятельно созданного вами проекта исследовательского занятия.
Задание: создайте основу учебного проекта, который бы содержал следующие моменты:
1. Подготовка к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).
2. Выбор проблемы.
3. Сбор и анализ информации
4. Планирование действий команды (куда, кому, зачем, что делать).
5. Реализация проекта.
6. Подготовка к защите проекта.
7. Презентация проекта.
8. Рефлексия
Идёт работа по группам. Группы ищут согласованное решение а, затем ведут диалог, обсуждая результаты своей работы.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Как вы считаете, насколько эффективны могут быть предложенные приемы на ваших уроках? Для оценки результативности ответьте на вопросы:
Занятие прошло результативно, т.к.
а) теперь могу применить предложенные приемы в преподавании своего предмета,
б) могу сообщить о данном опыте своим коллегам,
в) свой вариант ответа.
Ваши замечания и пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»
От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...
Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника
Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Моя работа посвящена проблеме использования проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Моя работа посвящена проблеме использования проектной деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе...
Статья "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Что значит интерактивное обучение? Это форма организации деятельности. Она имеет в виду конкретные и цели. Одна из целей состоит в комфортных условиях таких, при которых ученик чувствует успешность, с...
Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника
Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...