Методическое объединение начальной школы. План работы на 2013- 2014 год
учебно-методический материал на тему
ШМО включает в себя : план работы МО, протоколы и анализ работы МО за год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_2013-2014_analiz_raboty.doc | 50 КБ |
plan_raboty.docx | 33.32 КБ |
protokol_no1.docx | 19.77 КБ |
protokol_no2.docx | 20.08 КБ |
protokol_no3.docx | 17.96 КБ |
protokol_no4.docx | 17.69 КБ |
protokol_no5.docx | 13.75 КБ |
samoobrazovanie_uchiteley_nachalnoy_shkoly.doc | 34 КБ |
formirovanie_uud_k_protokolu_no2.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Катуаровская средняя общеобразовательная школа
АНАЛИЗ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЗА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
В 2013-2014 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало над темой «Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации российского образования».
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: создать педагогические условия, обеспечивающие достижение нового качества образования, способствующие формированию у школьников ключевых компетенций.
Задачи работы методического объединения:
1. Создание условий для становления готовности учителей начальных классов к реализации компетентностного подхода в обучении школьников.
2. Продолжение внедрения ФГОС НОО в 2013 – 2014 учебном году в первых, вторых и третьих классах
3. Изучение и внедрение современных педагогических технологий, методик и приемов, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
4. Организация системы методической работы с педагогами с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров;
5. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта обучения и воспитания;
6. Организация работы по обеспечению преемственности между младшей и старшей школой;
7. Продолжение работы по совершенствованию мониторинговой системы;
8. Продолжение работы по совершенствованию системы воспитательной работы с целью формирования ученического коллектива и творческой самореализации детей;
9. Усилить работу с одаренными детьми и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе: организовать целенаправленную работу учителей с обучающимися, через индивидуальный подход на уроках, консультации.
10. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей.
В школе разработан план работы начальной школы на учебный год, план внутришкольного контроля, план работы МО начальных классов.
Учителями своевременно сдается отчетная документация: отчет учителя-предметника, планы и анализ воспитательной работы класса и группы продленного дня, рабочие программы, планы и анализ методической работы, анализы текущих контрольных работ по математике, русскому языку.
На заседании методического объединения № 1 были утверждены разработанные рабочей группой программы внеурочной деятельности по направлениям: спортивно-оздоровительное (секции «ОФП» и «Здоровая спина»), общекультурное (кружок «Веселые нотки», студия «Я – художник»), общеинтеллектуальное (кружок «Юный математик», кружок «Вместе играем, учимся, переживаем»), духовно-нравственное (кружок «Основы православной культуры», клуб «Орленок»), социальное (клуб «Росточек», мастерская «Золотые ручки»).
В течение учебного года учителями начальных классов были даны открытые уроки с целью показать использование различных технологий. На уроках были использованы: игровые, личностно-ориенторованные, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, проектная технология и многие другие.
Учащиеся начальной школы принимали активное участие в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», "ЧИП"
Учителя начальных классов работали над темами самообразования.
Истарова Т.В. «Использование активных форм и методов обучения как средство формирования сознательного отношения учащихся к процессу обучения на уроках математики».
Румянцева Е.В. «Использование эффективных технологий на уроке русского языка».
Туз Н.Н. «Индивидуализация подхода в обучении как средство для реализации творческого потенциала учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе».
Волнейкина Т.А. «Приемы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка».
Новоселова О.А. «Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе».
Круглова А.Г. «Совместная работа семьи и школы по привитию любви к литературному чтению».
Николаева Л.А. «ИКТ, как средство активизации учебно- воспитательного процесса».
Голобоких Т.В. " Формирование у обучающихся двигательных способностей и умений осуществлять физкультурно -оздоровительную деятельность"
Гусева Е. В. " Пути преодоления тревожности у младших школьников в период адаптации к школе".
Наседкина Е. Г. "Формирование коллектива, развитие самостоятельности на уроках"
В течение года проводилось взаимопосещение уроков педагогами с целью обмена опыта, повышения качества преподавания. Взаимопосещение уроков было организовано по следующим проблемам: обмен опытом по проектной деятельности, групповые формы работы на уроках, мотивация обучения, организация повторения на уроках.
В 2013 -2014 учебном году успешно аттестовались: на первую квалификационную категорию - Николаева Л. А.,Новосёлова О.А., Наседкина Е. Г; на высшую квалификационную категорию - Волнейкина Т. А.
В течение года учителями были организованы и проведены праздники и поездки детей. Учителя 1-х классов Гусева Е.В., Голобоких Т.В. и Наседкина Е. Г., Румянцева Е. В. и Истарова Т. В. провели утренники к Новому году, праздники «Прощание с азбукой». Туз Н.Н. – внеклассное мероприятие ко Дню защитника Отечества. Волнейкина Т.А. – отчетное мероприятие кружка «Основы православной культуры». Наседкина Е.Г. – открытый урок по английскому языку. Новоселова О.А. – открытый урок по окружающему миру. Николаева Л.А. – открытый урок по математике.
В текущем учебном году была продолжена работа по совершенствованию системы контроля уровня достижений учащихся, качества обучения. На заседаниях МО анализировались причины неуспеваемости учащихся, намечались пути помощи детям по усвоению программных требований.
Анализ ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, показал, что наиболее типичными ошибками являются: пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов; написание безударной гласной, проверяемой ударением; падежные окончания существительных (4 классы).
Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в комплексной срезовой итоговой работе (2 - 3 классы), можно выделить наиболее важные из них.
По русскому языку - отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля; ярко выраженная логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных учащихся во 2-3 классах.
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности.
Рекомендации. В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо:
- повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
- всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.
По математике - недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения); слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля; отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания).
Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.
Рекомендации. В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- совершенствовать навыки решения всех типов задач.
Результаты обучения во всех классах признаны удовлетворительными.
В целом уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в 2013/2014 учебном году, можно оценить удовлетворительно.
По итогам 2013/2014 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью.
В течение учебного года проводится большая работа по решению проблемы преемственности между детским садом и школой. С февраля 2014 года организована «школа будущего первоклассника», ее работа была направлена на подготовку дошкольников к школе и успешную адаптацию детей. С каждым годом количество детей, посещающих занятия. В школе будущего первоклассника работала учитель начальных классов Волнейкина Т. А. и психолог Козлова С.А. Для детей проводились занятия по направлениям «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», «Математика».
Учителям начальных классов необходимо тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
Несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы: научность, аргументированность, логичность речи учителя при защите урока; необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, отслеживания роста ученика при помощи мониторинга; проведение конкурсов среди учащихся параллели или внеклассной работы по предметам. В текущем году учителя начальных классов не участвовали в конкурсном движении.
Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов, педагогического коллектива школы.
Работу методического объединения в 2013-2013 учебном году считаю удовлетворительной.
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № ____ «___»____________ 2013 г. Руководитель МО _______________/Николаева Л. А./ | Согласовано Зам. директора по УВР ____________/Баласанян И.А./ «___»____________2013 г. | Утверждаю Директор МОУ Катуаровской СОШ ____________/Чуркина Н.В./ «___»____________2013 г. |
ПЛАН РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: «Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации российского образования»
Цель: Создание педагогических условий, обеспечивающих достижение нового качества образования, способствующие формированию у школьников ключевых компетенций.
Задачи:
1. Создать условия для становления готовности учителей начальных классов к реализации компетентностного подхода в обучении школьников.
2. Продолжить внедрение ФГОС НОО в 2013 – 2014 учебном году в первых, вторых и третьих классах
3. Изучать и внедрять современные педагогические технологии, методики и приемы, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
4. Организовать систему методической работы с педагогами с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров;
5. Выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт обучения и воспитания;
6. Организовать работу по обеспечению преемственности между младшей и старшей школой;
7. Продолжить работу по совершенствованию мониторинговой системы;
8. Продолжить работу по совершенствованию системы воспитательной работы с целью формирования ученического коллектива и творческой самореализации детей;
9. Усилить работу с одаренными детьми и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе: организовать целенаправленную работу учителей с обучающимися, через индивидуальный подход на уроках, консультации.
10. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:
- Выступление на педагогических советах;
- Выступление на методических советах;
- Работа по теме самообразования;
- Творческие отчеты;
- Открытые уроки на ШМО;
- Открытые уроки для учителей-предметников и коллег;
- Проведение декады начальных классов;
- Обучение на курсах повышения квалификации;
- Аттестация.
Основные формы методической работы:
• педагогические советы
• заседания методического объединения
• открытые уроки с целью повышения квалификации и развития профессиональных навыков
• работа учителей над темами самообразования
• взаимопосещение и анализ уроков
• индивидуальные беседы по проведению урока
• предметные недели
• аттестация учителей
• работа с молодыми специалистами
Основные направления:
1. Аналитическая деятельность;
2. Информационная деятельность;
3. Организационно-методическая деятельность;
4. Воспитательная работа в образовательном процессе с учащимися
5. Консультационная деятельность.
I | Аналитическая деятельность | |||
1 | Мониторинг профессиональных затруднений учителей нач. классов. | Сентябрь | Руководитель МО Николаева Л. А. | |
2 | Мониторинг обеспечения учебниками и учебно-методической литературой. | Сентябрь | Николаева Л. А. | |
3 | Мониторинг «Психологическая готовность первоклассников к школьному обучению». | Сентябрь | ||
4 | Мониторинг входных контрольных работ по русскому языку, математике 2-4классах (анализ комплексных контрольных работ) | Сентябрь | Шушпанова Е. В. Николаева Л. А. | |
5 | Мониторинг обученности учащихся 2-4 классов по математике, русскому языку. | Конец I четверти | Шушпанова Е. В. Николаева Л.А. | |
6 | Мониторинг уровня техники чтения во 2-4 классах. | Конец I полугодия | Шушпанова Е. В. Николаева Л. А. | |
7 | Обновление базы данных о педагогах начальных классов. | Сентябрь | Шушпанова Е. В. | |
8 | Мониторинг курсовой подготовки. | В течение года | Николаева Л. А. | |
9 | Диагностика профессиональных потребностей педагогов в методической помощи. | В течение года | Николаева Л.А. | |
II | Информационная деятельность | |||
1 | Пополнение тематических папок: 1.«Нормативно-правовая документация» 2.«Методическое объединение учителей начальных классов». Отчет по темам самообразования. | В течение года | ||
2 | Создание банка данных успешности педагогической деятельности. | В течение года | Николаева Л. А. | |
3 | Создание банка данных о новинках учебно-методической литературы | В течение года | Николаева Л. А. | |
4 | Творческий отчёт учителей начальных классов по своей методической теме. | В течение года | Николаева Л. А. | |
5 | Работа по обмену опытом «Тетрадь взаимопосещений». | В течение года | Николаева Л. А. | |
III | Организационно-методическая деятельность | |||
1. | Организовать деятельность учителей по проблеме: " Создание педагогических условий, обеспечивающих достижение нового качества образования, способствующие формированию у школьников ключевых компетенций". | В течение года | Николаева Л. А. | |
2. | Провести заседания МО учителей начальных классов: 1-е заседание. 1) Анализ работы МО за прошлый учебный год. Перспективное развитие. Задачи педагогического коллектива начальной школы и изучение нормативных документов на новый учебный год. 2)Составление графика: - аттестации и курсовой подготовки учителей начальных классов; - проведения открытых уроков и внеклассных занятий; предметных недель; - промежуточной аттестации. 3) Рабочие программы на 2013-2014 год по предметам. Вопросы. Утверждение. 4) Утверждение тем и планов самообразования. 5) Работаем по ФГОС НОО. 6) Утверждение плана работы педагогической мастерской «Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации российского образования» 7) Здоровьесберегающие условия обучения детей в начальных классах. Изучение нового документа СанПиНа «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» 8) Планирование декады начальных классов. Внутришкольные вопросы. 1. О едином орфографическом режиме (заполнение журналов, дневников, личных дел). 2. Составление контрольных работ по предметам за I четверть. | Август | ||
3.Принять участие в работе педсоветов школы, совещаниях при директоре. | В течение года | Учителя начальных классов | ||
4. Принять участие в муниципальных конкурсах, олимпиадах. | В течение года | Учителя начальных классов | ||
2-е заседание 1. «Психологические аспекты дифференцированного и вариативного обучения в условиях реализации ФГОС» 1) Кризис школьного возраста и его последствия; 2) Личностные особенности младших школьников; 2. Внутришкольные вопросы. 1)Анализ входных контрольных работ по предметам. 2)Анализ контрольных работ по предметам за 1 четверть. 3)Выставка-обзор «Новинки педагогической прессы»; 4)Организация курсовой переподготовки. 5)Организация конкурсов для детей начальной школы. 6)Организация школьных олимпиад для одаренных детей; 7) Организация работы со слабоуспевающими детьми. 8) Составление контрольных работ по предметам за I полугодие. 9) Работа педагогической мастерской «Игровая деятельность на уроках и во внеурочное время как залог сохранения и укрепления здоровья младших школьников» 10) Работаем по ФГОС НОО. 11) Планирование декады начальных классов. | октябрь | Николаева Л. А. Учителя начальных классов | ||
Принять участие в работе семинаров РМО по плану УИМЦ. | В течение года | Николаева Л. А. | ||
3-е заседание 1. «Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно- коммуникационных технологий». 1)Проектная и исследовательская деятельность. 2) Внеклассная познавательная работа с учащимися. 3) Использование современных образовательных технологий как условие формирования познавательной самостоятельности и самоорганизации учащихся. 4) Работа педагогической мастерской «Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования» 5) Работаем по ФГОС НОО. 2. Внутришкольные вопросы. 1) Анализ итоговых контрольных работ по предметам за I полугодие. 2) Анализ техники чтения в 2 – 4 классах за I полугодие. 3) Отчёт по самообразованию учителей 3 – 4 классов. 4) Анализ результатов проверки тетрадей и дневников. | Январь | Николаева Л. А. Учителя начальных классов | ||
4-заседание 1. "Урок-презентация как эффективное средство использования в учебном процессе и во внеурочной деятельности" 1)Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников. Внутришкольные вопросы. 1) Адаптация учащихся 1 – х, 5 – х классов. 2) Разнообразие видов деятельности с использованием ИКТ. 3) ИКТ в развитии творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. 4) Отчёт о работе группы продлённого дня. 5) Отчёт по самообразованию учителей начальных классов.. 6) Составление контрольных работ по итогам года для 2 – 4 классов. 7) Работаем по ФГОС НОО. | Март | Николаева Л.А. Учителя начальных классов | ||
5-е заседание 1. «Итоги работы методического объединения учителей начальных классов» 1)Результаты работы по новым технологиям, применяемым учителями в своей работе. 2) Анализ работы МО за прошедший год. Задачи на новый учебный год. Рекомендации. Утверждение методического обеспечения учебного процесса на новый учебный год. 3) Работа педагогической мастерской. «Современный урок- урок развития личности. Развитие познавательной и творческой деятельности в рамках современного урока» 4) Работаем по ФГОС НОО. Результаты первого, второго и третьего года работы по стандартам второго поколения.
1)Анализ качества инновационной деятельности учителей. 2) Анализ итоговых контрольных работ, мониторинговых работ. 3) Выявление качества знаний учащихся начальной школы. 4) Отчёт по самообразованию учителей начальных классов. | Июнь | Николаева Л. А. Учителя начальных классов | ||
IV | Воспитательная работа в образовательном процессе с учащимися | |||
1 | Организация олимпиад. 1) Организовать олимпиады по предметам (математика, русский, окружающий мир). 2) Принять участие во всероссийской олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок-2013». 3) Принять участие во всероссийской олимпиаде по математике «Кенгуру-2014». 4) Принять участие во всероссийской олимпиаде по окружающему миру «ЧиП». | Ноябрь Ноябрь Март Апрель | Николаева Л. А. | |
2 | Организация декады начальных классов. | Февраль-март |
ПЛАН
ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЙ УРОКОВ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ п/п | Месяц | Цель посещения | Классы |
1. | Октябрь | Воспитательные возможности урока. | 2 – 4 кл. |
2. | Ноябрь | Формирование компетентностей учащихся. Дифференцированное и вариативное обучение. | 2 кл. |
3. | Декабрь | Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. | 1 кл. |
4. | Январь | Литературное чтение. Урок взаимного творчества учащихся и учителя. | 1 – 4 кл. |
5. | Февраль | Развивающая деятельность учащихся на уроках. | 3 – 4 кл. |
6. | Март | Развитие познавательной активности учащихся, привитие интереса к предмету через использование урока-презентации | 1 – 2 кл. |
7. | Апрель | Проведение уроков развития речи. | 1 – 2 кл. |
Предварительный просмотр:
Протокол № 1 от ______ августа 2013 года
Присутствовали:
- Шушпанова Е.В.
- Николаева Л. А.
- Истарова Т.В.
- Румянцева Е.В.
- Волнейкина Т.А.
- Круглова А.Г.
- Новоселова О.А.
- Туз Н. Н.
- Гусева Е. В.
- Голобоких Т. В.
- Наседкина Е.Г.
Тема заседания: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2013 – 2014 учебный год».
Вопросы для обсуждения:
1 Анализ работы МО за 2012-2013 учебный год.
2.Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2013-2014 учебный год.
3. Рассмотрение и утверждение рабочих программ, программы внеурочной деятельности, календарно-тематических планов факультатива «Основы православной культуры».
4. Рассмотрение учебной нагрузки и УМК.
5. Контроль и учет знаний по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир (составление графика контрольных работ) на 2013-2014 учебный год.
Слушали по первому вопросу Туз Н. Н. с анализом работы МО за 2012-2013 уч. год.
Решение: работу МО признать удовлетворительной.
Итоги голосования: единогласно.
Слушали по второму вопросу руководителя МО Николаеву Л. А. с планом работы методического объединения на текущий учебный год.
Решение: утвердить план работы МО на 2013-2014 учебный год.
Итоги голосования: единогласно.
Слушали по третьему вопросу учителей 1-4-х классов с представлением рабочих программ по учебным дисциплинам. Рабочая группа представила программы внеурочной деятельности по направлениям: спортивно-оздоровительное (секции «ОФП» и «Здоровая спина»), общекультурное (кружок «Веселые нотки», студия «Я – художник»), общеинтеллектуальное (кружок «Юный математик», кружок «Вместе играем, учимся, переживаем»), духовно-нравственное (кружок «Основы православной культуры», клуб «Орленок»), социальное (клуб «Росточек», мастерская «Золотые ручки»). Волнейкина Т.А. представила календарно-тематический план факультатива «Основы православной культуры».
Решение: сдать рабочие программы по предметам и программы внеурочной деятельности на утверждение директору школы; корректировать тематические планы в случае необходимости в течение учебного года.
Итоги голосования: единогласно.
Слушали по четвертому вопросу зам. директора по УВР Шушпанову Е.В.. Она рассказала об учебной нагрузке. 1-е - 3-е классы – 20 часов + 10 часов внеурочной деятельности; начальная школа работает с учебно-методическими комплектами " Школа России" и " Перспективная начальная школа"
Слушали по пятому вопросу учителей 1 – 4-х классов, которые представили графики проведения контрольных работ.
Решение: руководителю Николаевой Л. А. составить график контрольных работ в начальной школе на 2013-2014 учебный год и сдать на утверждение директору школы.
Председатель: ___________ /Николаева Л. А./
Секретарь: ______________/Истарова Т.В./
Предварительный просмотр:
Протокол № 2 от _______ октября 2013 года
Присутствовали:
1.Николаева Л. А.
2.Голобоких Т. В.
3. Истарова Т.В.
4. Румянцева Е.В.
5. Волнейкина Т.А.
6. Круглова А.Г.
7. Новоселова О.А.
8. Туз Н. Н.
9. Гусева Е. В.
10. Наседкина Е. Г.
Тема заседания: «Обеспечение психологического здоровья учащихся в ходе учебно- воспитательного процесса».
Вопросы для обсуждения:
1. Личностные особенности младших школьников.
2. Кризис школьного возраста и его последствия
3.Пути преодоления тревожности у младших школьников в период адаптации к школе.
По первому и второму вопросу слушали Николаеву Л. А. с докладом о личностных особенностях детей младшего школьного возраста, о том, как и отчего возникает кризис у детей, идущих в первый класс, и какие последствия этого кризиса могут быть.
По третьему вопросу заслушали Гусеву Е. В.. Она поделилась своими наблюдениями за детьми в период их адаптации к школе. Какие трудности встречаются у детей в этот период и как эти трудности можно преодолеть.
Решение: учителям (особенно первых классов) уделить пристальное внимание детям, которые испытывают трудности и дискомфорт при адаптации к школе.
По четвертому вопросу слушали Шушпанову Е.В.. Она посетила уроки в 1-х классах и сделала выводы: учителя планируют свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулируют тему, цель и задачи урока; уроки проблемные и развивающие; дети учатся самостоятельно делать выводы; учителя учитывают уровень и возможности учащихся; учителя планируют обратную связь. Учителя 1-х классов используют такие формы работы как экскурсии, уроки-соревнования, урок-дидактическая игра, поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выступление перед аудиторией, работа в группах. На уроках учителя создают учебные ситуации с помощью различных приемов.
Учителям обратить внимание на осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Необходимо работать над оптимизацией учебно-воспитательного процесса: выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов и средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока; над интенсификацией учебно-воспитательного процесса: как можно больше учебно-познавательных действий и операций должно быть выполнено учащимися за урок для повышения интенсивности учебного труда (использования каждой минуты урока, мастерство учителя, подготовка учащихся, организованность классного коллектива, наличия правильное чередование труда и отдыха).
Решение: учителям использовать различные формы проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Председатель: ____________ /Николаева Л.А./
Секретарь: _______________ /Истарова Т.В./
Предварительный просмотр:
Протокол № 3 от _______ декабря 2013 года(30.12.)
Присутствовали:
1.Николаева Л. А.
2.Голобоких Т. В.
3. Истарова Т.В.
4. Румянцева Е.В.
5. Волнейкина Т.А.
6. Круглова А.Г.
7. Новоселова О.А.
8. Туз Н. Н.
9. Гусева Е. В.
10. Наседкина Е. Г.
Тема заседания: «Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно- коммуникационных технологий».
Вопросы для осуждения:
1. Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе.
2. Внеклассная познавательная работа с учащимися.
3. ИКТ - как средство активизации учебно- воспитательного процесса.
4. Работа педагогической мастерской «Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования»
5. Внутришкольные вопросы.
1) Анализ итоговых контрольных работ по предметам за I полугодие; анализ заочной олимпиады по окружающему миру;
2) Анализ техники чтения в 2 – 4 классах за I полугодие.
3) Отчёт по самообразованию учителей 3 – 4 классов.
4) Анализ результатов проверки тетрадей и дневников, журналов.
По первому вопросу слушали Новоселову О. А с докладом о проектно – исследовательской деятельности и ее применением в своей практике. Используя в своей практике проектно- исследовательскую деятельность можно научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, умению размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Проектно- исследовательская деятельность способствует сплочению не только учащихся в классе, но и привлекает к работе родителей.
По второму вопросу учителя начальной школы обсудили, как внеклассная работа с детьми способствует развитию их личности, как влияет на творческие способности, выявляет те качества ребенка, которые в учебном процессе бывают скрыты, как способствует здоровьесбережению детей, а также сплачивает коллектив и детей и родителей.
По третьему вопросу заслушали Николаеву Л. А. с докладом «ИКТ, как средство активизации учебно- воспитательного процесса». Николаева Л. А рассказала, что с появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Происходит повышение эффективности процесса обучения. Эта технология позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
При использовании компьютерных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, улучшается усвоение нового материала, есть возможность повторить пройденное, беспристрастная оценка знаний ученика (компьютерное тестирование), естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников; при этом повышается статус учителя, который идёт не только в ногу со временем, но и со своими учениками.
Решение: продолжить работать над привлечением учащихся и родителей в проектной деятельности, использовать в своей работе все возможности компьютерных технологий, разнообразить виды внеурочной деятельности.
По четвертому вопросу выступила Шушпанова Е. В. с анализом работы начальной школы за первое полугодие и с анализом открытого урока во втором классе Николаевой Л.А. по русскому языку по теме « Лексическое значение слова». Тип урока: урок изучения нового материала (постановка учебной задачи). Форма урока: урок-дискуссия. На уроке проведена гимнастика для глаз, 2 физминутки. На уроке происходила смена видов деятельности: минутка чистописания, словарная работа, фронтальная работа (решение проблемной ситуации), применялась разноуровневая дифференциация, работа с компьютером и проектором( была показана презентация по теме), рефлексия урока.
Решение: учителям совершенствовать учебно-воспитательный процесс в рамках внеурочной деятельности учащихся.
Председатель: ____________ /Николаева Л.А./
Секретарь: _______________ /Истарова Т.В./
Предварительный просмотр:
Протокол № 4 от _______ март 2014 года (19.03.)
Присутствовали:
1.Николаева Л. А.
2.Голобоких Т. В.
3. Истарова Т.В.
4. Румянцева Е.В.
5. Волнейкина Т.А.
6. Круглова А.Г.
7. Новоселова О.А.
8. Туз Н. Н.
9. Гусева Е. В.
10. Наседкина Е. Г.
Тема заседания: «Ознакомление с интерактивной доской»;
«Урок-презентация как эффективное средство использования в учебном процессе и во внеурочной деятельности»,
Вопросы для осуждения:
1. Знакомство с интерактивной доской, применение ее возможностей на практике( Туз Н.Н.);
2. Формирование у обучающихся двигательных способностей и умений осуществлять физкультурно -оздоровительную деятельность (Голобоких Т. В.).
3. Использование эффективных технологий на уроке русского языка (презентация) (Румянцева Е. В.)
4. Приемы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка (Волнейкина Т. А.).
5. Индивидуализация подхода в обучении как средство для реализации творческого потенциала учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе (Туз Н.Н.)
6. Совместная работа семьи и школы по привитию любви к литературному чтению (Круглова А. Г.).
7. Использование активных форм и методов обучения как средство формирования сознательного отношения учащихся к процессу обучения на уроках математики ( Истарова Т. В.)
8. Разное (Шушпанова Е. В., Николаева Л. А.)
По первому вопросу выступила Туз Н.Н. Она рассказала и показала на практике, как пользоваться интерактивной доской, какие возможности открываются перед преподавателем и детьми при ее использовании, как можно разнообразить учебный процесс и внеурочную деятельность детей; какими программами следует при этом пользоваться.
По следующим вопросам выступили учителя начальной школы. Они поделились своим опытом работы: какие методы, приемы, формы, виды деятельности применяются ими на уроках для достижения максимально - эффективного усвоения материала. Были показаны презентации к урокам русского языка, литературного чтения, математики, физической культуры.
По последнему вопросу выступила Шушпанова Е. В.. Она подвела итоги III четверти, проанализировала работу по самообразованию учителей начальной школы, была проведена проверка журналов - цель: правильность заполнения; а так же проверка тетрадей- цель : соблюдение единого орфографического режима.
Решение:
1. Использовать на уроках интерактивную доску.
2. Перенять опыт коллег для использования его на своих уроках.
3. Обратить внимание на соблюдение единого орфографического режима.
Председатель: ____________ /Николаева Л.А./
Секретарь: _______________ /Истарова Т.В./
Предварительный просмотр:
Протокол № 5 от _______ июнь 2014 года (2.06)
Присутствовали:
1.Николаева Л. А.
2.Голобоких Т. В.
3. Истарова Т.В.
4. Румянцева Е.В.
5. Волнейкина Т.А.
6. Круглова А.Г.
7. Новоселова О.А.
8. Туз Н. Н.
9. Гусева Е. В.
10. Наседкина Е. Г.
Тема заседания: «Итоги работы методического объединения учителей начальных классов».
Вопросы для обсуждения:
1. Результаты работы по новым технологиям, применяемым учителями в своей работе.
2. Анализ работы МО за прошедший год. Задачи на новый учебный год. Рекомендации. Утверждение методического обеспечения учебного процесса на новый учебный год.
3. Работа педагогической мастерской. «Современный урок- урок развития личности. Развитие познавательной и творческой деятельности в рамках современного урока»
4. Работаем по ФГОС НОО. Результаты первого, второго и третьего года работы по стандартам второго поколения.
- Внутришкольные вопросы.
1) Анализ качества инновационной деятельности учителей.
2) Анализ итоговых срезовых районных контрольных работ 2 - 4 классов, мониторинговых работ.
3) Выявление качества знаний учащихся начальной школы.
4) Отчёт по самообразованию учителей начальных классов (Наседкина Е. Г.)
Решение: работу ШМО признать удовлетворительной.
Председатель: ____________ /Николаева Л.А./
Секретарь: _______________ /Истарова Т.В./
Предварительный просмотр:
Самообразование учителей начальной школы
Фамилия, имя, отчество учителя | Тема по самообразованию |
Николаева Любовь Анатольевна | ИКТ, как средство активизации учебно- воспитательного процесса |
Голобоких Татьяна Валерьевна | Формирование у обучающихся двигательных способностей и умений осуществлять физкультурно -оздоровительную деятельность |
Румянцева Екатерина Викторовна | Использование эффективных технологий на уроке русского языка |
Гусева Елена Васильевна | Пути преодоления тревожности у младших школьников в период адаптации к школе. |
Новосёлова Ольга Алексеевна | Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе |
Волнейкина Татьяна Александровна | Приемы формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка |
Наседкина Елена Геннадьевна | Формирование коллектива, развитие самостоятельности на уроках |
Туз Наталья Николаевна | Индивидуализация подхода в обучении как средство для реализации творческого потенциала учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе |
Истарова Татьяна Витальевна | Использование активных форм и методов обучения как средство формирования сознательного отношения учащихся к процессу обучения на уроках математики |
Круглова Анна Григорьевна | Совместная работа семьи и школы по привитию любви к литературному чтению. |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий
учащихся начальных классов – требование времени
В 2011-2012 учебном году введены ФГОС первых классов образовательных учреждений страны. Переосмыслены цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования.
В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
- Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
- Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
- Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
- Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Требования стандартов касаются не только учащихся и педагогов первых классов. УУД необходимо формировать и у детей, которые сейчас учатся в 3, 4 классах. Они тоже должны соответствовать требованиям времени. В начале нового учебного года входные контрольные работы по материалам повторения я давала в новой форме – в виде комплексной проверочной работы. Контрольно-измерительные материалы отличались от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий.
При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Анализ результатов выполнения заданий учащихся показал, что наибольшие затруднения учащиеся испытывали при выполнении заданий, где нужно было оценивать поступки детей в приведенных ситуациях, выявлять элементарные коммуникативные умения при установлении контактов в работе в парах, в группах, при выполнении заданий на составление моделей и т.д.
Мой опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. В этом большую помощь оказывает УМК «Планета знаний». На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других.
Часто предлагаю ученикам парные и групповые задания, где универсальным учебным действием служит коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. У педагогов недостаточно теоретического и практического опыта работы в этом направлении.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения.
Я считаю, что для обеспечения условий успешного внедрения Программы развития УУД в практику каждому учителю начальной школы необходимо: повышать свою педагогическую квалификацию; вносить соответствующие коррективы в систему собственной работы; разрабатывать учебно-методическое обеспечение по каждому предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план методического объединения начальной школы ГОУ СОШ № 290
План работы методического объединения начальной школы....
План работы методического объединения начальной школы 2012-2013 учебный год
Этот планпоможет коллегам составить свой план работы МО...
План работы методического объединения воспитателей и классных руководителей на 2013-2014 уч. год
План работы методического объединения воспитателей и классных руководителей специальной(коррекционной) общеобразовательной школы - интерната на 2013 -2014 учебный год....
План работы на 2013-2014 учебный год. Учитель-логопед Коробкина М.П.
Приоритетные направления деятельности:• совершенствование коррекционно-развивающей работы по наиболее важным направлениям;• структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью д...
Методическое объединение начальной школы. План работы на 2013- 2014 год
ШМО включает в себя : план работы МО, протоколы и анализ работы МО за год...
Школьное методическое объединение начальных классов. План работы.
План работы школьного методического объединения начальных классов на 2018-2019 учебный год + протоколы заседаний....
План методического объединения начальной школы МБОУ "Дырестуйская СОШ"
План методического объединения начальной школы МБОУ "Дырестуйская СОШ"...