Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
опыты и эксперименты по теме

Суббота Раиса Егоровна

Описание опыта работы в информационно-педагогических модулях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы221 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района

Описание опыта работы в информационно-педагогических модулях

воспитателя Суббота Раисы Егоровны

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

ИПМ-1

Актуальность темы

Главная задача в развитии ребёнка младшего школьного возраста заключается не только в развитии его мышления, а, что гораздо важнее, посредством данного процесса в целостном развитии личности и готовности её к дальнейшему развитию – за стенами школы, воспитательного учреждения.

Генри М. Левин и Рассел У. Рамбергер [3] отмечают, что для того, чтобы стать конкурентоспособной на современном этапе личность должна обладать следующими качествами: инициативность, коммуникативность, умение сотрудничать, работать в коллективе, взаимное обучение, владение оценочными действиями, умение логически мыслить, умение решать проблемы, умение планировать, умение учиться, умение саморазвиваться. Современная наука так же отводит должное место вопросу развития мышления, и именно логическому, которое входит в понятие «интеллект». А значит, хорошее логическое мышление необходимо каждому человеку и развивать его нужно с раннего возраста.

В новых Федеральных образовательных стандартах образования второго поколения сказано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. На важность развитие логического мышления детей младшего школьного возраста как одного из важнейших направлений обучения учащихся указывают так же учебные программы и методическая литература.

Умение логически мыслить позволяет быстрее принимать решения, выстраивать логические цепочки, находить взаимосвязь между различными предметами и предопределять результат в наиболее короткое время. К тому же, именно благодаря развитому логическому мышлению каждый человек способен анализировать поведение окружающих и определять мотивы их поступков. И это не врождённый дар, а способность, которая достигается с помощью специальных занятий, игр и упражнений.

Цель данной работы – теоретически обосновать необходимость развития у детей младшего школьного возраста логического мышления и применение на практике приёмов и методов по формированию логического мышления.

Объект – процесс развития у детей младшего школьного возраста логического мышления

Предмет – возможности и особенности воспитательной работы по развитию у детей младшего школьного возраста логического мышления.

При работе над темой была выдвинута гипотеза: мы предположили, что наиболее успешно развитие у воспитанников логического мышления будет происходить в следующих условиях:

– в содержание работы педагога будут включены компоненты, способствующие формированию компонентов логического мышления;

– будут использоваться различные формы, методы и приемы развития логического мышления;

– будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

Для достижения цели и проверки выдвинутой мною гипотезы было проведено эмпирическое исследование, которое проходило в несколько этапов:

1-ый этап - 2010-2011 учебный год. На подготовительном этапе изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая и методическая литература по теме самообразования, осуществлялся сбор и систематизация теоретической информации, формулировка методического аппарата. Формулировался комплекс рекомендаций по развитию у воспитанников школы-интерната младшего школьного возраста логического мышления. Были определены критерии анализа.

2-ой этап - 2011-2012 учебный год, 2012 - 2013 учебный год. Констатирующее исследование. Формирующий этап, включающий проведение игр, занятий в рамках воспитательных часов, общеинтернатных мероприятий. Организация и наблюдение за решением поставленных задач, их анализ.

3-ий этап - 2013-2014 учебный год. Завершающий этап, включающий анализ, интерпретацию и оформление результатов исследования.

Теоретико – методологическую основу моей работы по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста составили работы П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Белошистой, Р.Н. Непомнящей и других авторов.

Исследование проводилось на базе Самбургской школы-интерната, во 2ой семейной группе; в исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 6 до 10 лет.

ИПМ – 2

Теоретическая интерпретация опыта

Логическое мышление — способность рассуждать и делать выводы. Логическое мышление – это мышление, соответствующее определённым принципам [4, c.33].

Это такой вид мыслительной деятельности, при котором используются простые и сложные логические конструкции, а также готовые и общие понятия. Логическое мышление важно, когда нужно найти причинно-следственную связь, сделать выводы, при решении различных задач. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания. Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы. Логика помогает нам находить обоснование многим ситуациям и явлениям, осмысленно оценивать факты, грамотно выстраивать свои суждения.

 В процессе практической деятельности у каждого человека формируется свой логический опыт. В силу объективного неравенства логические навыки у одних людей более развиты и эффективны, а у других — проявляются слабо. Для построения правильной работы по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, необходимо знать особенности их мышления.

К тому времени, когда ребёнок начинает ходить в школу, его психическое развитие характеризуется весьма высоким уровнем. «Каждый возрастной период ребёнка характеризуется ведущим значением какого-либо психического процесса. В раннем детстве ведущую роль играет формирование восприятия, в дошкольном периоде — памяти, а у младших школьников основным становится развитие мышления» [7, c.54].  

Мышление детей младшего школьного возраста имеет особенности. Рассмотрим их.

Исследования детского мышления и его развития были начаты Л.С. Выготским. Им был исследован процесс перехода от практического мышления к логическому, а также были намечены основные пути и условия этого перехода. Далее исследование особенностей мышления детей младшего школьного возраста были продолжены А.А. Люблинской, Г.И. Минской, Х.А. Ганьковой. Их исследования показали, что практическое действие, даже на высшем уровне развития логического мышления остаётся как бы «в резерве». «Мышление руками» остаётся «в резерве» даже у подростков и взрослых, когда новую задачу они не могут решить сразу словесным путём – в уме [5, с.182-203].

На понимании роли практического действия как начальной ступени процесса развития всех высших форм мышления человека построена концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная П.Я. Гальпериным. На первом этапе ребёнок использует для решения задачи внешние материальные действия. На втором этапе эти действия только представляются и проговариваются ребёнком (сначала громко, затем про себя). Лишь на последнем, третьем этапе внешнее предметное действие «сворачивается» и уходит во внутренний план [2, c.72].

С переходом мышления ребёнка на следующую, более высокую ступень развития начальных форм его, в частности практическое мышление, не исчезают, не «отменяются», но их функции в мыслительном процессе перестраиваются, изменяются.  

Логическое мышление, по мнению А.А. Люблинской, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путём. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий [5, c.192].

О.К. Тихомиров определяет логическое мышление как «рассуждающее, теоретическое мышление», «характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, существующих функционирующих на базе языка, языковых средств». Его же он называет аналитическим мышлением, которое развёрнуто во времени, имеет чётко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека [6, с.89].

Определив понятие, логическое мышление, и, опираясь на все сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

1. Логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребёнка, проходит длительный путь развития.

2. На ранних ступенях развития ребёнок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путём ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребёнок овладевает понятиями и рядом умственных действий.

Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Вот потому чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления в этом возрасте. Дети младшего школьного возраста развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.

При воспитательном взаимодействии с детьми младшего школьного возраста их необходимо обучать:

- находить взаимосвязи в окружающей жизни;

- вырабатывать правильные понятия;

- применять на практике изучаемые теоретические положения;

- анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).

Всё это позитивно влияет на развитие их логического мышления.

Для успешного развития у детей младшего школьного возраста логического мышления необходимо создать определённые педагогически условия. Воспитание и обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребёнка умение думать, не учит тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.п.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Но в настоящее время в воспитательном и учебном процессах основным предметом умственной деятельности остаётся подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведётся работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, так как отсутствует конкретная программа развития приёмов умственной деятельности. Слияние в единый органический процесс усвоение знаний и формирования приёмов умственной деятельности – одна из насущных проблем, которая разрабатывалась педагогами и психологами Ю.К. Бабанским, Д.Б. Богоявленским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, И.Я. Лернером, Н.А. Менчинской, А.А. Столяром, Н.Ф. Талызиной и др.

В процессе воспитания и обучения гораздо важнее научит ребёнка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания. Наглядность, создавая более лёгкий и удобный путь для усвоения знаний, вместе с тем в корне парализует привычку к самостоятельному мышлению, снимает с ребёнка эту заботу и сознательно устраняет из воспитания все моменты сложной переработки опыта, требуя, чтобы все нужное преподносилось ученику в расчленённом, разжёванном и переваренном виде. Между тем необходимо позаботиться именно о создании наибольшего числа затруднений в воспитании ребёнка как отправных точек для его мыслей.

Социальная среда и все поведение ребёнка должны быть организованы таким образом, чтобы каждый день приносил с собой новые и новые комбинации, непредвиденные случаи поведения, на которые у ребёнка не находилось в запасе его опыта готовых навыков и ответов, чтобы они требовали от него всякий раз новых комбинаций мыслей. Мышление ведь и означает не что другое, как участие всего нашего прежнего опыта в разрешении текущей задачи, и особенность этой формы поведения всецело сводится к тому, что она вносит творческий элемент в поведение, создавая всевозможные комбинации элементов в предварительном опыте, каким по существу является мышление.

Таким образом, педагогически правильным делается стремление не к наглядности, а к представлению ребёнку самому разбираться в сложных и запутанных обстоятельствах. Если вы хотите что-либо прочно воспитать в ребёнке – позаботьтесь о препятствиях [1, с.405-408].

При этом само собой разумеется, что речь не может идти о создании заведомо безвыходных положений, которые вызывали бы бесплодную и непланомерную трату сил ребёнка. Речь может идти только о такой организации жизни и обучения, когда воспитанник находил бы перед собой два необходимых элемента для развития мышления как высшей формы поведения. Эти элементы заключаются, во-первых, в затруднении или, иначе говоря, в задаче, которую надо разрешить, и, во-вторых, в тех способах и средствах, которыми данная задача может быть разрешена.

Чрезвычайно важно установить в сознании воспитанника ту общую связь, ту конечную цель, которые детерминируют весь процесс мышления. На этот вопрос с самого начала должен быть дан точный и удовлетворительный ответ [1, с.227].

ИПМ – 3

Система работы воспитателя

При построении воспитательной работы по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и руководствоваться передовыми идеями развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, т.к. эти системы как раз направлены на развитие мышления детей в особой мере.

В системе Л.В. Занкова на первое место выдвигается задача общего психологического развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надёжная основа усвоения знаний, умений, навыков. В ходе экспериментально-педагогического исследования проблемы обучения и развития Л.В. Занков сформулировал дидактические принципы своей системы:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущая роль теоретических знаний;

- изучение программного материала быстрым темпом;

- осознание школьниками процесса учения;

- общее развитие всех учащихся, как сильных, так и слабых.

В методике Л.В. Занкова особенно хочется отметить свойство вариативности. Оно предполагает возможность изменения стиля работы воспитателя, учителя в зависимости от конкретных условий (возможностей) группы детей: это может касаться логики изложения материала (развёртывание материала и от общего к частному и от частного к общему), темпа продвижения в освоении программы. Свойство вариативности проявляются и в отношении к воспитанникам. Задания и вопросы учителя, как на уроке, так и во внешкольном задании формируются так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а наоборот, способствуют формулированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изученному материалу.

По мнению Л.В. Занкова от воспитателя требуется большое искусство: сохранив свою ведущую роль, надо обеспечить свободу самореализации ребёнка, создать такие условия, чтобы с первых шагов пребывания в педагогической среде ребёнок не боялся высказывать свои, пусть ещё незрелые мысли, свои наблюдения. Для этого очень важно научиться задавать детям свои вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов.

Таким образом, говоря о педагогических условиях развития мышления детей по Л.В. Занкову, я для своей воспитательной работы по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста выделяю следующие моменты:

- в воспитательном процессе должно быть столкновение знаний с противоречивостью, причём детям должна быть предоставлена возможность разрешить их самим;

- применение вариативности в подаче знаний, где ребёнок не боится сказать неправильный ответ, т.к. имеется два или более правильных ответа.

Воспитательный процесс, основанный на развивающем обучении, не обедняя ребёнка знаниями, а, наоборот, базируясь на знаниях более высокого уровня, нацелено на умственное развитие ребёнка и тем самым создаёт условия как для личностного развития в целом, так и для развития логического мышления.

Ещё одна педагогическая система, которую можно успешно применять при развитии логического мышления у детей – система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Изучая систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, был сделан следующий вывод: в процессе воспитания для развития логического мышления детей младшего школьного возраста, необходимо давать такие задания, где дети самостоятельно делают выводы, формулируют правила (в меру своих возможностей), а самое важное в этой системе нет «уравниловки», т.е. развитие – процесс сугубо индивидуальный, поэтому результаты не могут и не должны быть одинаковы у разных воспитанников [8, с.107].

Итак, анализ психолого-педагогических исследований даёт основание выделить следующие педагогические условия, которые, по нашему мнению, могут способствовать развитию логического мышления детей младшего школьного возраста:

- использование развивающих моментов в воспитании и обучении;

- использование в воспитательном процессе методов проблемного обучения;

- развитие познавательного интереса к знаниям вообще и к конкретному предмету;

- индивидуализация воспитания.

Воспитание детей младшего школьного возраста должно быть направлено на то, чтобы помочь каждому ребёнку раскрыть свои способности. Это реально в том случае, когда учитываются индивидуальность каждого. Кроме этого, раскрытию потенциала детей младшего школьного возраста способствует разнообразная воспитательная среда.

Внешкольные задания и занятия должны побуждать детей размышлять. Общение с воспитателем и сверстниками — в урочное и неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, дети предлагают разные варианты решения, а воспитатель просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, дети младшего школьного возраста учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.

Хорошо, когда воспитательный процесс наполнен элементами, где ребёнок: может сравнивать понятия (предметы, явления), понимать различия между общими признаками и отличительными (частными) выделять существенные и несущественные признаки не брать во внимание несущественные детали анализировать, сравнивать и обобщать. Успех полноценного формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста зависит от того, насколько комплексно и системно происходит обучение этому.

Младший школьный возраст — наилучший период для целенаправленной работы по активному развитию логического мышления. Помочь сделать этот период продуктивным и результативным могут всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:

- формирование умения самостоятельно мыслить;

- обучение умению делать выводы;

- эффективному использованию полученных знаний в мыслительных операциях;

- поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнение, группирование, классификацию по определённым признакам, обобщение использование имеющихся знаний в различных ситуациях.

Средства развития логического мышления ребёнка младшего школьного возраста нужно подбирать с учётом целей, а также ориентируясь на его индивидуальные особенности и предпочтения. Нестандартные задания, упражнения, игры для развития мыслительных операций полезно применять как на уроках, так и во время внешкольных занятиях с детьми. Сегодня они не являются дефицитом, так как разработано большое количество полиграфической, видео- и мультимедийной продукции, разнообразных игр.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием играют во многие взрослые игры – домино, лото, шашки, шахматы. Сугубо детскими считаются морской бой и реверси. Пазлы, состоящие из большого числа картинок, важны не менее логически выверенных шахмат, так как они активизируют ассоциативные возможности детского разума.

Развивать логическое мышление у ребёнка можно как с помощью словесных задачек, так и математических головоломок. К числу «филологических» заданий относятся поиски синонимов и антонимов, составление предложений по заданным словам, игры, типа «скрэббл» (на составление слов). Математические головоломки представляют собой как решения классических уравнений, так и поиски правильных цифр (например, в кроссвордах «судоку»).

Ещё одним типом заданий, направленных на развитие логического мышления у воспитанников младшего школьного возраста, являются аналитические задачи, ориентированные на формирование выводов на основе нескольких суждений. Например: «Винни-Пуху, Пятачку и Иа-Иа подарили три воздушных шарика – большой красный, большой жёлтый и маленький красный. Раздели шарики между сказочными персонажами, учитывая, что Винни-Пуху и Пятачку нравятся большие шарики, а Иа-Иа - красные».

ИПМ – 4

Мониторинг деятельности

На данный момент не существует единой программы по осуществлению логической подготовки детей младшего школьного возраста.

По моему мнению, для наибольшей эффективности организация логической подготовки воспитанников младшего школьного возраста должна строиться на следующих принципах:

1) органическая связь со специфическим (математическим) содержанием курса обучения детей младшего школьного возраста;

2) постепенность, систематичность и формирования каждого умения;  

3) постепенное повышение уровня абстрактности предлагаемого материала и способов оперирования им (от действий с реальными предметами к оперированию их моделями и словесными описаниями логических отношений);

4) раскрытие общей значимости логических умений и действий, их независимости от конкретного содержания материала, умение осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другие;

5) практическое овладение логическими умениями без использования специальной терминологии, без заучивания правил;

6) доступность.

Содержание логической подготовки детей младшего школьного возраста включает основные логические умения и соответствующие им мыслительные операции. Воспитанникам младшего школьного возраста необходимо овладеть следующими логическими знаниями и умениями:

I. Выделение признаков предметов и оперирование ими:

- выделение признаков предметов (конкретных и абстрактных);

- сравнение двух и более предметов (выявление общих признаков (свойств) двух, трёх и более предметов; выявление отличительных признаков двух, трёх и более предметов);

- выявление общего свойства группы предметов (подбор общего названия (собирательного имени) для группы предметов; выявление лишнего предмета в данной группе; нахождение недостающего предмета в данной группе; сравнение групп предметов);

- выявление закономерностей расположения предметов в ряду;  

- узнавание предметов по их признакам;

- описание предметов по его признакам.

II. Классификация:

- словесная характеристика классов в готовой классификации;

- деление на классы по заданному основанию, отнесение объектов к классу;

- введение основания для самостоятельно проводимой классификации;

- проверка результатов проведённой классификации.

III. Понимание и правильное употребление логических слов (и, или, все, некоторые и другие).

IV. Определения:

- выделение признаков объекта;

- выделение характеристических совокупностей признаков объекта;

- описание объектов по их признакам;

- выделение родо-видовых отношений;

- построение определений через род и видовое отличие (по готовым наборам слов).

V. Простейшие умозаключения и доказательства:

- умозаключения по аналогии.

- доказательство или опровержение утверждений с помощью примера или контрпримера.

В работе по развитию логического мышления у воспитанников младшего школьного возраста мною были использованы следующие упражнения.

Лабиринты

Цель: задания на прохождение лабиринтов помогало развивать у детей, наглядно-образное мышление и способность к самоконтролю.

Инструкция. Детям предлагаются лабиринты разной степени сложности.

Инструкция помогите зверюшкам найти выход из лабиринта.

Загадки

Цель: Развитие образного и логического мышления.

1) Гуляю по свету,

Жду ответа,

Найдешь ответ

- Меня и нет. (Загадка)

2) Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака)

3) На ночь два оконца,

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

4) Не море, не земля,

Корабли не плавают

А ходить нельзя. (болото)

5) Сидит на окошке кошка

Хвост как у кошки,

Лапы как у кошки,

Усы как у кошки

А не кошка. (Кот)

6) Два гуся - впереди одного гуся.

Два гуся - позади одного гуся

и один гусь посередине

Сколько всего гусей? (Три)

7) У семерых братьев по одной сестрице много ли всех. (восемь)

8) Два отца и два сына

нашли три апельсина

каждому досталось по

Целому. Как? (Дед, отец, сын)

9) Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

Игры «Логическое мышление»

1. Цель: развитие логического мышления.

Инструкция:

В ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребёнок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым тесным образом связаны со словами за скобками.

1) Деревня (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака).

2) Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).

3) школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)

4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).

5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).

6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).

7) Учёба (глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица, школа, золото, телега).

После выполнения задания подсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот и победил. Максимальное количество правильных ответов 14.

2. Цель: развитие логического мышления.

Инструкция.

Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.

1) Пойдём в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдём в поход).

2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).

4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).

Игра «Пословицы»

Цель игры: развитие образного и логического мышления.

Инструкция: Воспитатель предлагает простые пословицы. Дети должны определить своё объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди.

1) Дело мастера боится.

2) Всякий мастер на свой лад.

3) На все руки мастер.

4) Без труда и в саду нет плода.

5) Картошка поспела - берись

6) Без труда и в саду нет плода.

7) Картошка поспела - берись за дело.

8) Каков уход таков и плод.

9) Больше дела меньше слов.

10)Всякий человек у дела познаётся.

11) Глаза боятся руки делают.

12) Без труда нет добра.

13) Терпение и труд все перетрут.

14) Дом без крыши, что без окон.

15) Хлеб питает тело, а книга питает разум.

16) Где ученье - там уменье.

17) Ученье - свет, а неученье - тьма.

18) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

19) Сделал дело, гуляй смело.

20) Хороша ложка к обеду.

Игра «Ну-ка, отгадай!»

Цель: развитие логического мышления и речи.

Инструкция: Дети делятся на две группы. Первая группа тайно от второй задумывает какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами

Игра «Лишняя игрушка»

1. Цель: Развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.

Инструкция: Дети и экспериментатор приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делятся на две подгруппы. 1-ая подгруппа на 2-3 мин. Выходит из комнаты. 2-ая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесли. При этом 2 игрушки должны быть «из одного класса», а третья из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и посоветовавшись, берет «Лишнюю игрушку» - ту, которая по их мнению, не подходит. Если ребята легко справляются с 3 игрушками их число можно увеличить до 4-5, но не более семи. Игрушки можно заменить картинками.

2. Цель: развитие логического мышления и речи.

Инструкция: Из группы детей выбирается один ведущий, остальные садятся на стулья.

Ведущий имеет большую коробку, в которой лежат картинки с изображениями различных предметов. Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии, следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Игра «Исключение лишнего слова»

Цель: развитие операций мышления (выявление сходства и различий в объектах, определение понятий).

Инструкция: Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее слово» надо исключить. Нужно как можно больше найти вариантов исключающие «лишнего слова». Возможны варианты комбинаций слов.

1) «собака», «помидор», «солнце»

2) «вода», «вечер», «стекло»

3) «машина», «лошадь», «заяц»

4) «корова», «тигр», «коза»

5) «стул», «печь», «квартира»

6) «дуб», «ясень», «сирень»

7) «чемодан», «кошелёк», «тележка»

Относительно каждого варианта необходима получить 4-5 и более ответов.

Игра «Определи игрушки»

Цель: развитие логического мышления и восприятия.

Инструкция: Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 мин. из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку. Этот ребёнок должен жестами и мимикой показать какую игрушку, картинку он задумал. Водящий должен отгадать игрушку (картинку), выбрать её, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят «Правильно» или «Неправильно».

Если ответ правильный, выбирается другой и водящий и другой ребёнок, который будет загадывать загадку. Если ответ неправильный, показать загадку предлагается другому ребёнку.

Игра «Поиск предмета по заданным признакам»

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Задаётся определённый признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение.

Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жёсткий, горячий и т.д.

Самый активный ребёнок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем.

Игра «Дорисуй фигуры»

Цель: развитие мышления.

Инструкция: дорисуй недостающие фигуры и закрась их. Помни, что один цвет и форма в каждом ряду повторяется только один раз. Закрась жёлтым карандашом все треугольники. Закрась красным карандашом все квадраты. Закрась оставшиеся фигуры синим карандашом.

Игра «Определения»

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Инструкция: Ребятам предлагается два слова. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между 2 задуманных предметов и служит как бы переходным мостиком «между ними». Каждый ребёнок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например: «гусь и дерево». Переходные «мостики»: лететь, (гусь взлетел на дерево), спрятаться (гусь спрятался за дерево) и т.п.

Игра «Заглавие»

Цель: развитие мыслительного анализа, логического мышления, и обобщения.

Инструкция: Приготовьте небольшой рассказ объёмом в 12-15 предложений. Прочитайте рассказ в группе и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий.

Игра «Поиск аналогов»

Цель: развитие умение выделить существенные признаки, обобщения, сравнения.

Инструкция: называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам (внешние и существенные).

1) Вертолёт.

2) Кукла.

3) земля.

4) арбуз.

5) Цветок.

6) машина.

7) газета.

Игра «Сокращение»

Цель: развитие умения выделять существенные и не существенные признаки, мыслительного анализа.

Инструкция: зачитывается короткий рассказ объёмом 12-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание «своими словами» используя 2-3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. Не разрешается допускать искажение смысла рассказа.

Игра «Способы применения предмета»

Задаётся какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, жёлудь, ягода. Кто из ребят наиболее активно участвовал и дал наибольшее кол-во верных ответов, становится победителем.

Игра «Задача Ломанная кривая»

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Попробуйте не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды одну и ту же линию, нарисовать конверт.

Проводимые занятия способствуют повышению уровня логического мышления у детей младшего школьного возраста.

ИПМ – 5

Результативность

Результативность проделанной работы по повышению уровня логического мышления у детей младшего школьного возраста определялась путём диагностики. Для этого использовали ряд взаимодополняющих методик:

Название методики

Цель методики

Методика «Исключение понятий»

Исследование способности к классификации и анализу.

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Определить степень развитости у ребёнка интеллектуальных процессов.

«Последовательность событий»

Определить способность к логическому мышлению, обобщению.

«Сравнение понятий»

Определить уровень сформированность операции сравнения у младших школьников

Описание диагностического материала

1. Методика «Исключения понятий»

Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.

Инструкция: Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка результатов:

16-17 - высокий, 15-12 - средний уровень, 11-8 - низкий, меньше 8 - очень низкий.

2. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребёнка интеллектуальных процессов.

Ребёнку задаются вопросы и по правильности ответов ребёнка устанавливаются данные особенности мышления.

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают принимая пищу днём и вечером?

3. Днём на улице светало, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и яблоко - это…?

6. Почему когда идёт поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час (Ребёнку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?

10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).

14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп - нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.

16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов: За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребёнок получает по 0,5 балла так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10.

Замечание! Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведённым примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребёнком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребёнка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определённо сказать, что он не верный, то допускается ставить ребёнку промежуточную оценку - 0,25 б.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

3. Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Материал и оборудование: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Ребёнку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию.

«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено: если ребёнок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребёнок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

Обработка результатов.

1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ - высокий уровень.

2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов - средний уровень.

3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.

4. Методика «Сравнение понятий»

Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего кол-ва черт сходства и различия между парными словами: «Чем ещё они похожи?», «Ещё чем», «Чем ещё они отличаются друг от друга?»

Список слов сравнения.

Утро - вечер

Корова - лошадь

лётчик - тракторист

лыжи - кошки

собака - кошка

трамвай - автобус

река - озеро

велосипед - мотоцикл

ворона - рыба

лев - тигр

поезд - самолёт

обман - ошибка

ботинок - карандаш

яблоко - вишня

лев - собака

ворона - воробей

молоко - вода

золото - серебро

сани - телега

воробей - курица

дуб - берёза

сказка - песня

картина - портрет

лошадь - всадник

кошка - яблоко

голод - жажда.

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия поколений.

1) Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например «корова - лошадь»).

2) Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которых гораздо больше отличаются друг от друга (ворона - рыба).

3) Третья группа задач ещё сложнее - это задачи на сравнение и различия объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше чем сходство (всадник - лошадь).

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков ими наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определённую категорию.

Обработка результатов.

1) Количественная обработка заключается в подсчёте числа черт сходства и различия.

а) Высокий уровень - школьник назвал более 12 черт.

б) Средний уровень - от 8 до 12 черт.

в) Низкий уровень - менее 8 черт.

2) Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве - сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Сравнение полученных с помощью диагностики результатов в начале опытной работы и по окончании её позволили сделать следующие выводы.

В начале опытно-экспериментальной работы по методике №1 «Исключение понятий» выполнили задание правильно 3 из 10 человек (высокий -1 человек, средний - 2 человека), 7 человек показали низкий уровень. Вывод: результаты исследования показали уровень развития способностей у учащихся в начале опытно-экспериментальной работы: 10% - высокий уровень, 20% - средний, 70% - низкий уровень. По окончанию опытно-экспериментальной работы: 8 из 10 человек выполнили задание правильно (высокий уровень – 5 человек, средний – 3 человека), у 2 детей определён низкий уровень развития способностей. Как можно видеть, в группе увеличилось количество детей, обладающих надлежащим уровнем классификации и анализа (рис. 1).

Рис. 1. Результаты диагностической методики №1

Проведение диагностики с помощью методики №2 в начале опытно-экспериментальной работы позволило сделать вывод, что из 10 детей - 5 выполнили задание правильно (высокий – 2 человека и средний уровень – 3 человека), 5 человек показали низкий уровень развития данных операций мышления: 20% - высокий уровень, 30% - средний, 50% - низкий уровень. По окончанию опытно-экспериментальной работы: из 10 детей - 8 выполнили задание правильно (высокий – 5 человека и средний уровень – 3 человека), 2 человек показали низкий уровень развития данных операций мышления: 50% - высокий уровень, 30% - средний, 20% - низкий уровень. Из результатов данной методики мы можем говорить о повышении степени развитости интеллектуальных процессов у детей, т.е. по окончанию опытно-экспериментальной работы большее число воспитанников обладают такими операциями мышления, как определения понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах (рис. 2).

Рис. 2. Результаты диагностической методики №2

Проведённая в начале опытно-экспериментальной работы методика №3 показала, что из 10 человек - 8 справились с заданием (высокий уровень – 5 детей и средний – 3 ребёнка), 2 воспитанника показали низкий уровень: 50% - высокий уровень, средний - 30%, низкий - 20%. По окончанию опытно-экспериментальной работы: из 10 человек - 10 справились с заданием (высокий уровень – 8 детей и средний – 2 ребёнка): 80% - высокий уровень, средний - 20%. Повысилось количество воспитанников, показавших высокий и средний уровень - они способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения (рис. 3).

Рис. 3. Результаты диагностической методики №3

В ходе проведения методики №4 в начале опытно-экспериментальной работы выяснилось, что из 10 человек - 7 выполнили задание, показав средний и высокий уровень, 3 человека не справились с заданием, показав низкий уровень: 50% - высокий уровень, средний - 20%, низкий - 30%. По окончанию опытно-экспериментальной работы все воспитанники справились с предложенными заданиями. Воспитанники, которые выполнили задание, обладают сформированностью операции сравнения (рис. 4).

Рис. 4. Результаты диагностической методики №4

Итак, как можно видеть из сравнения результатов, полученных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, проводимые занятия способствуют повышению уровня логического мышления у детей младшего школьного возраста.

ИПМ – 6

Заключение

Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые задачи. Осваивая логические детские игры, ребёнок делает большой шаг к пониманию основ математики, физики и других важных наук.

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание учёных и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Исследования учёных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчёркивают важность младшего школьного возраста, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

В разработанные и проведённые в ходе опытно-экспериментальной работы досуговые мероприятия включены компоненты, развивающие логическое мышление. При этом использовались различные приёмы, методы совершенствования логического мышления.

Созданная воспитательная среда способствовала применению детьми полученных знаний и умений, а задания и упражнения, включённые в досуговые мероприятия, дали динамику развития логического мышления воспитанников в сторону увеличения.

 

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В.Давыдова.- Москва, 1996. С.405 – 408.
  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию./ П.Я.Гальперин. - Москва: 1976. – 120с.
  3. Генри М. Левин, Рассел У. Рамбергер. Образование, труд и занятость в развитых странах// Перспективы. Вопросы образования. -1990. № 2. - С. 67-90.
  4. Гуляихин В.Н., Васильев О.Н. Учебно-методический комплекс «Логика»: Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных факультетов/ Науч. ред. А.А. Хачатрян. — Волгоград: Изд-во ВолГУ,2003. — 124 с.
  5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника./ А.А.Люблинская. - Москва: 1993. С.182 – 203.
  6. Тихомиров О.К. Психология мышления./ О.К.Тихомирова. - Москва: 1984. – 89с.
  7. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 145 с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- Москва: 1974. – 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Развитие логического мышления у учащихся младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.

Все современные учебники для начальных классов содержат  специальные упражнения для развития  логических приемов  умственных действий: сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификаци...

Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именн...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...