Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня
статья
Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именно развитие логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса.
Каждому учителю, для успешного развития логического мышления у младших школьников, необходимо знание особенностей становления мышления ребенка и психологическую природу этих процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitiya_logicheskogo_myshleniya_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_v_gpd.docx | 499.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
в группе продленного дня
Воспитатель группы продленного дня
ГБОУ школы №100
Булыгина Е.М.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.
У ребенка 6- 10 лет интенсивно идет психологическое созревание основных
мозговых структур. Это дает возможность эффективно воздействовать на его
познавательную и личностную сферу. Исследования ряда психологов,
доказали важность повышенной сензитивности этого возраста для развития
внимания, памяти, пространственного воображения и мышления. По мнению А.В. Петровского и других психологов, мышление младших школьников является преимущественно наглядно-образным, конкретным. Учащиеся первых и вторых классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Обобщения выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным давлением броских признаков предметов ( к таким признакам относятся утилитарные и функциональные ). Поэтому, в данном возрасте, необходимо формировать у детей логическое мышление.
Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именно развитие логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса.
Каждому учителю, для успешного развития логического мышления у младших школьников, необходимо знание особенностей становления мышления ребенка и психологическую природу этих процессов.
По мнению А.З. Зака , одним из видов мышления, формирующегося в начальной школе, является словесно-логическое мышление, т.к. к концу обучения ребенка в младших классах идет развитие отвлеченного логического мышления. При этом, для выяснения отношений между предметами и явлениями окружающего мира, используются не сами конкретные предметы или их образы, а слова, которые лишь обозначают предметы. Из слов по правилам логики строятся суждения. Словесно- логическое мышление- это мышление отвлеченное, с помощью которого устанавливаются отношения не просто любых отдельных предметов, а некоторого определенного вида предметов к другому конкретному виду предметов.
Особое место в исследованиях, посвященных развитию логического мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. А.С. Выготский и Л.С. Сахаров установили, что формирование понятий у детей проходит через три основные степени:
1.Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом. Эта
ступень распадается на три этапа:
-выбор и объединение предметов наугад;
-выбор на основе пространственного расположения предметов;
-приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.
2.0бразование понятий-комплексов на основе некоторых объективных
признаков.
Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный, коллекционный,
цепной, псевдо-понятие.
3. Образование настоящих понятий.
Здесь предполагаются умения ребенка выделить главные элементы, абстрагировать и интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от
предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие
стадии:
-стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу
предметов по одному общему (главному) признаку;
-стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения, а затем они синтезируются и
включаются в соответствующее определение.
Существует мнение, что логическое мышление учащихся развивается только на уроках математики.
Однако не следует забывать, что искусство рассуждений одинаково необходимо во всех науках и сферах мыслительной деятельности человека, а следовательно, умение рассуждать, доказывать и опровергать сказанное должно формироваться не только на уроках математики, но и во внеурочной деятельности, на более богатом и разнообразном материале. Поэтому целесообразно проводить занятия, на которых учащиеся получали бы элементарные знания законов логики и учились их использовать.
Цели и задачи занятий в ГПД: развивать познавательные процессы, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, творческие способности.
Обучение в группе продленного дня должно быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями детей. В занятия включаются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты и даже подвижные игры, которые тоже учат думать.
В современных условиях необходимо воспитывать личность, способную самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании познавательных процессов как средства достижения необходимого уровня развития логического мышления, поскольку способствует:
✔ формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к обучению в начальном звене;
✔ повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
✔ развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию знаний;
✔ воспитанию личности, способной самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Как показывают исследования ряда психологов (А.А. Немова, А.В.
Петровского, Н.Н. Верзилина), мыслительный анализ младших школьников проходит два уровня. На первом уровне происходит выделение явных, наглядных, внешних признаков объекта. Более высокий уровень мыслительного анализа (анализ на основе понятий) связан с выделением внутренних, существенных признаков и свойств предмета или явления. Заметное развитие он приобретает к концу младшего школьного возраста.
Но основы умения анализировать и выделять основные (главные) признаки и свойства закладываются уже на первых этапах обучения в школе. Синтез и анализ протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план. Преобладание анализа или синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач в начальной школе является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
И одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
В группе продлённого дня, имеются все возможности для решения этой важнейшей задачи.Ребёнок в группе продлённого дня чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром. Он познаёт мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, то есть учиться мыслить.
Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Детям должно быть интересно и занимательно.
Поэтому обучение и развитие ребёнка в ГПД должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для младших школьников выступает игра. И такую возможность для этого даёт нам внеурочная деятельность. Ведь игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. С помощью дидактической игры детей возможно приучить самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Игры в группе продлённого дня способствуют плавному переходу мышления учащихся от конкретно - действенного к абстрактному, что позволяет развивать у детей умение видеть закономерности.
В группе продлённого дня возможно использование компьютерных технологий, например, компьютерная презентация. Включение презентации делает процесс познания более наглядным и доступным для учащихся, создаёт ситуацию эмоционального подъёма, способствует формированию положительного отношения к предмету.
Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов и анимации.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества во внеурочной деятельности являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах, группах;
- проблемное обучение.
Выводы
Систематическое использование на внеурочных занятиях разнообразных заданий развивает логическое мышление, внимание, память, расширяет кругозор учащихся, позволяет им уверенно ориентироваться в окружающей действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развитие логического мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки школьников, тем богаче их фантазия, реальнее их замысел, тем более сложные математические задачи они решают.
Чтобы у младшего школьника развивалось логическое мышление, необходимо, чтобы он испытал удивление и любопытство, в миниатюре повторил путь человечества в познании, удовлетворил возникающие потребности в преодолении трудностей, решении проблем.
Обучение нужно строить с учетом интересов школьников, связанное с их жизненным опытом, это даст гораздо лучшие результаты, чем обучение, основанное на запоминании и накоплении простой суммы знаний. Логически мыслить и рассуждать ученик начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него значение.
Примеры заданий для развития логического мышления
1. Лабиринты
Цель: задания на прохождение лабиринтов помогало развивать у детей, наглядно-образное мышление и способность к самоконтролю.
2. Тест «Логическое мышление»
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: В ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым тесным образом связаны со словами за скобками.
Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, птица, солнце).
Школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)
3. «Ну-ка, отгадай!»
Цель: развитие логического мышления и речи.
Инструкция: Дети делятся на две группы. Первая группа тайно от второй задумывает какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами
4. Предложения
Инструкция. Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.
1) Пойдем, в, мы, воскресенье, поход.
2) Играют, кидая, дети , мяч, в, другу, его, друг.
3) Максим, утром, дома, из, рано, вышел.
4) Библиотеке, интересных, в, взять, книг, можно, много.
5) Клоуны, и , завтра, в, обезьяны, приезжают, цирк.
5. «Найли лишний предмет»
Цель: развитие операций мышления (выявление сходства и различий в объектах, определение понятий).
Инструкция: можно дать как, четыре слова, можно картинки. Лишнее слово надо исключить.
6. Какой рисунок был сначала?
7.«Буратино перепутал все буквы»
Прочитай слова правильно.
Фашк - ШКАФ
Лутс - СТУЛ
Калош - ШКОЛА
Апатр - ПАРТА
Тьяп - ПЯТЬ
8. Придумай слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего.
Например: Арбуз- зонтик-кошка – и т.д.
9. Составление связного рассказа из слов, начинающихся на одну букву.
Например:Академик астрономии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус ароматных апельсинов..
10. «Найди в сетке кроссворда»
11. «Расшифровка»
Представьте, что простые слова- это аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки.
Например:
ГАЗ, ОБЖ, АОА, НЕТ, ДА, УРА, МЧС, НДФЛ, ОМОН и т.д.
12.Арифметические ребусы
+ += 45 15+15+15= 45
+ + = 21 15+3+3=21
+ = 7 3+4 = 7
13. « Из одного имени составь несколько»
Например:
Анна(Алиса, Нина, Надя, Алла).
Антон(Арсений, Николай, Тимофей, Олег, Никита).
Люба(Лена, Юля, Белла, Анна).
Коля(Кирилл, Олег, Лев, Ярослав).
Катя(Карина, Алла, Тамара, Яна).
14. «Собери из букв слова»
15. Прочитай слова
16. Тематические кроссворды
17. Филворды
18. Занимательная математика
19. Буквы по порядку
20.Зашифрованные слова
28.Прочитай пословицу
Список используемой литературы :
- Богословский В.В. Общая психология - М., 1981
- Верзилин Н.Н. Общая методика преподавания биологии - М., 1983
- Выготский Л.С. Педагогическая психология - М., 1981
- Выготский Л.С. Психология мышления - М., 1981
- Дубовик О.С. Определение уровня сформированности умений у учащихся: диссертация-Ленинград,1989
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младшнго школьника- М., 1965
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии-М.,1976
- Немов А.И. Общая психология-М.,1990
- Петровский А.В. Введение в психологию-М.,1998
".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».
Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»
Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...
Развитие логического мышления у учащихся младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления....
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Описание опыта работы в информационно-педагогических модулях...
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры ...
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Все современные учебники для начальных классов содержат специальные упражнения для развития логических приемов умственных действий: сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификаци...
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...