Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Все современные учебники для начальных классов содержат специальные упражнения для развития логических приемов умственных действий: сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Сегодня при оценке достижений учащихся начальной школы учитываются не только предметные, но и общеучебные умения. Именно на это нас ориентируют государственные образовательные стандарты. Почти все современные учебники для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель - развитие логических приемов умственных действий ( сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация).
Система заданий включает в себя:
1)задания на выделение признаков одного или нескольких объектов (опознание признака, группировка объектов по выбранному признаку)
2)задания на прямое распределение признаков
3)задания на распределение с использованием отрицания одного из признаков
4)задания, связанные с изменением признака
5)те же виды заданий, но трансформированные в другую графическую форму в прямоугольные таблицы
6)задания на поиск недостающей фигуры
7) те же виды заданий, но трансформированные в новую графическую форму – алгоритмическую схему
На уроках в начальной школе на этапе актуализации знаний выступают устные упражнения, которые позволяют тренировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). И на этапе открытия нового знания продолжается работа по формированию мыслительной культуры учащихся.
Овладением анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. И, как правило, из бесконечного множества свойств какого- либо предмета первоклассник может выделить 2-3. Но по мере развития детей, расширения их кругозора, знакомства с различными аспектами действительности, такая способность совершенствуется. Необходимо учить младшего школьника видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств. Параллельно с овладением приемом выделения свойств путем сравнения различных предметов и явлений ведется работа по выведению понятий общих и отличительных, существенных и несущественных признаков, при этом используются такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. В процессе обучения задания приобретают более сложный характер – в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь используется такая операция мышления, как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется, как при выведении нового понятия, так и на этапе закрепления. В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производят обобщение по каждой группе предметов, входящий в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.
Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе.
Задания на развитие умения сравнивать
Сравнение – выделение общего и различного. В состав такого приема входят следующие основные операции:
1)Выделение признаков предмета
2)Расчленение выделенных предметов на существенные и несущественные
3)Выделение признаков, являющихся основанием сравнения
4)Нахождение сходных и различных признаков объекта, то есть осуществление неполного сравнения.
5)Формулировка вывода из проведенного сравнения.
Упражнения
- Сравнить кубик с группой предметов (Яблоко, вата, стекло)
- Игра «Узнай предмет по описанию»
- Назвать время года по заданным признакам.
- Выделить 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улица). Река ( берег, рыба, тина, вода, рыболов)
- Назвать общие признаки предметов: кошки – собаки, яблоко - лимон, ель – сосна
- Назвать отличительные признаки: дерево – кустарник, осень – весна, сани – телега.
- Определить, правильно ли проведено сравнение. У бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные. У клена листья резные, а у березы – зеленые.
- Назвать предмет, который обладает следующими признаками: имеет 4 стороны и 4 угла.
- Чем похожи числа : 7 и 71, 31 и 38
- Чем похожи и чем отличаются задачи.( 1 задача. В книге было 25 страниц. После того, как Коля прочитал несколько страниц, у него осталось 9 страниц. Сколько Коля прочитал страниц? 2 задача. Коля прочитал 16 страниц . Ему осталось прочитать еще 9. Сколько страниц было в книге?)
Задания на развитие умение обобщать
1.Назвать общим словом: январь. Февраль, март, июнь.
2.Продолжить начатое перечисление: Волга, Кама, Лена,…
3.Назвать группу чисел общим словом: а)2,5, 7, 9; б) 12,31.57,72.
4.Найди среди следующих записей уравнения: 45-5=40,80 – Х,30+Х=40,39-9
5.Каким общим словом можно назвать записи? А) В,Д,Г,У,А Б)Вера, Надежда, Любовь
Задания на развитие умения устанавливать закономерности
1.Отметь особенности составления ряда чисел и назови следующее число. 16,14,12,10…; 132, 134. 136…;
2.Найди закономерность и вставь пропущенное число:
57,16,41; 36,21,15; 48,?,36
Задания на развитие умения классифицировать
1.Разбить слова на 2 группы: стол, парта, коричневый, добрый, мальчик, смешной.
2.Даны слова: умница, вожак, прыгать, ловить, красивый, рисовать. Подчеркнуть имена существительные одной чертой, глаголы – двумя чертами.
3.Найди лишнее слово: ручка, мел, карандаш, рисовать
4.Распределить слова по количеству слогов: пенал, ваза, перо, мышь, пол, карандаш, банан, абажур.
5.Распределить числа на 2 группы: (четные, нечетные)11,12,35,24,66,87
Задания на развитие умения определять отношения между предметами типа род – вид
- Из перечня слов выбрать имена существительные с проверяемой безударной гласной в корне: весна, берег, река, поляна, товарищ, хорошо, солнце.
- Озаглавить каждый ряд слов: Капуста, огурец, чеснок -… Малина, смородина, земляника-… Яблоко, апельсин, банан,…
- Из данных примеров выписать только те , результатом которого является число 40: 5*8, 58-18,80:2,32+7,24+16,63-23
Большая роль по развитию логического мышления принадлежит математике. В содержании обучения программы по математике прописаны логико – математические понятия: 1)Закономерности: последовательности математических объектов, составленных по определенным правилам ( в том числе числовые цепочки), составление таких последовательностей. ( Например. Учебник математики 2 класса . Задание: Заполни пропуски и установи закономерность: 100, 90,80,70, ,50,40, ,20,… Обвести два числа меньше 70) (5+4+3+2+1=15 вариантов);
2)Доказательства: примеры верных и неверных утверждений, простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений, задачи логического характера ( в том числе комбинаторные), высказывание и его истинность, числовые равенства и неравенства как примеры верных и неверных высказываний. ( Например. Учебник математики 2 класса. Задача: Петя нашел 40 грибов, в 5 раз больше, чем Юра. Сколько грибов нашел Юра?
Учебник математики 3 класса. Задание : « Определить, верное или неверное высказывание»
-Высказывание «Сосна – хвойное дерево» ( Верное, т.к. действительно сосна является хвойным деревом)
- Высказывание «11 самое маленькое двузначное число» ( Неверное, т.к. число 10 тоже двузначное число и оно меньше 11)
- Высказывание «Неверно, что 5*8 =40» ( Неверное, т.к. мы знаем , что произведение 5и 8 равно именно 40, а в данном высказывании утверждается , что это не так))
Математические рассуждения с присущими им четкостью, последовательностью и лаконичностью являют собой яркий пример правильно организованного мышления. А владение математическим языком, понимание точного смысла утверждений и связей между логическими конструкциями в тексте задания или доказательстве высказывания оказывает существенное влияние на языковое развитие личности и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"
Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...