Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Истомина Елена Васильевна

Все современные учебники для начальных классов содержат  специальные упражнения для развития  логических приемов  умственных действий: сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya_u_mladshih_shkolnikov.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

                   Развитие логического мышления  у детей младшего школьного возраста

     Сегодня при оценке достижений учащихся начальной школы  учитываются не только предметные,  но и общеучебные умения. Именно на это нас ориентируют  государственные образовательные стандарты. Почти все современные учебники для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель  - развитие логических приемов умственных действий ( сравнение,  обобщение, синтез, анализ, классификация).

 Система заданий включает в себя:

1)задания на выделение признаков одного или нескольких объектов (опознание признака, группировка объектов по выбранному признаку)

2)задания на прямое распределение признаков

3)задания на распределение с использованием отрицания одного из признаков

4)задания, связанные с изменением признака

5)те же виды заданий, но трансформированные в другую графическую форму  в прямоугольные таблицы

6)задания на поиск недостающей фигуры

7) те же виды заданий, но  трансформированные в новую графическую форму – алгоритмическую схему

   На  уроках в начальной школе на этапе актуализации знаний выступают устные упражнения, которые позволяют  тренировать  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). И на этапе открытия нового знания продолжается работа по формированию мыслительной культуры учащихся.

   Овладением анализом начинается с умения  ребенка выделять в предметах и явлениях  различные свойства и признаки. И, как правило, из бесконечного множества свойств какого- либо предмета первоклассник может выделить 2-3. Но по мере развития детей, расширения их кругозора, знакомства с различными аспектами действительности, такая способность совершенствуется. Необходимо учить младшего школьника видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств. Параллельно  с овладением приемом  выделения свойств путем сравнения различных предметов и явлений ведется работа по выведению понятий общих и отличительных, существенных и несущественных признаков, при этом используются  такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. В процессе обучения  задания приобретают более сложный характер – в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются  разбить их на группы. Здесь  используется такая  операция мышления, как классификация. В начальной школе  необходимость классифицировать используется, как при выведении нового понятия, так и на этапе закрепления. В процессе классификации  дети осуществляют  анализ предложенной  ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя  операции анализа и синтеза, и производят обобщение по каждой группе предметов, входящий в класс. В результате этого  происходит классификация предметов по существенному признаку.

   Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе.

Задания на развитие умения сравнивать

Сравнение – выделение общего и различного. В состав такого приема входят следующие основные операции:

1)Выделение признаков предмета

2)Расчленение  выделенных предметов на существенные и несущественные

3)Выделение признаков, являющихся основанием сравнения

4)Нахождение сходных и различных признаков объекта, то есть осуществление неполного сравнения.

5)Формулировка вывода из проведенного сравнения.

Упражнения

  1. Сравнить кубик с группой предметов (Яблоко, вата, стекло)
  2. Игра «Узнай предмет по описанию»
  3. Назвать время года  по заданным признакам.
  4. Выделить 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.  Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улица). Река ( берег, рыба, тина, вода, рыболов)
  5. Назвать общие признаки предметов: кошки – собаки, яблоко  - лимон, ель – сосна
  6. Назвать отличительные признаки: дерево – кустарник, осень – весна, сани – телега.
  7. Определить, правильно ли  проведено сравнение. У бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные. У клена  листья резные, а у березы – зеленые.
  8. Назвать предмет, который обладает следующими признаками: имеет 4 стороны и 4 угла.
  9. Чем похожи числа : 7 и 71, 31 и 38
  10. Чем похожи и чем отличаются задачи.( 1 задача. В книге было 25 страниц. После того, как Коля прочитал  несколько страниц, у него осталось 9 страниц. Сколько Коля прочитал страниц? 2 задача. Коля прочитал 16 страниц .  Ему осталось прочитать еще 9. Сколько  страниц  было в книге?)

Задания на развитие умение обобщать

1.Назвать общим словом: январь. Февраль, март, июнь.

2.Продолжить начатое перечисление: Волга, Кама, Лена,…

3.Назвать группу чисел общим словом: а)2,5, 7, 9; б) 12,31.57,72.

4.Найди среди следующих записей  уравнения: 45-5=40,80 – Х,30+Х=40,39-9

5.Каким общим словом можно назвать записи?  А) В,Д,Г,У,А Б)Вера, Надежда, Любовь

Задания на развитие умения  устанавливать закономерности

1.Отметь особенности составления ряда чисел и назови  следующее число. 16,14,12,10…; 132, 134. 136…;

2.Найди закономерность и вставь пропущенное число:

57,16,41;  36,21,15;  48,?,36

Задания  на развитие умения классифицировать

1.Разбить слова на 2 группы: стол, парта, коричневый, добрый, мальчик, смешной.

2.Даны слова: умница, вожак, прыгать, ловить, красивый, рисовать. Подчеркнуть имена существительные одной чертой, глаголы – двумя чертами.

3.Найди лишнее слово: ручка, мел, карандаш, рисовать

4.Распределить слова по количеству слогов: пенал, ваза, перо, мышь, пол, карандаш, банан, абажур.

5.Распределить числа на 2 группы: (четные, нечетные)11,12,35,24,66,87

Задания на развитие умения определять отношения между предметами типа род – вид

  1. Из перечня слов выбрать имена существительные  с  проверяемой безударной гласной в корне: весна, берег, река, поляна, товарищ, хорошо, солнце.
  2. Озаглавить каждый ряд слов: Капуста, огурец, чеснок -… Малина, смородина, земляника-… Яблоко, апельсин, банан,…
  3. Из данных примеров выписать только те , результатом которого является число 40: 5*8, 58-18,80:2,32+7,24+16,63-23

   Большая роль по развитию логического мышления принадлежит математике. В содержании обучения программы по математике прописаны логико – математические понятия: 1)Закономерности: последовательности математических объектов, составленных по определенным правилам ( в том числе  числовые цепочки), составление таких последовательностей. ( Например. Учебник математики 2 класса . Задание: Заполни пропуски и установи закономерность: 100, 90,80,70, ,50,40, ,20,…  Обвести  два числа меньше 70) (5+4+3+2+1=15 вариантов);

2)Доказательства: примеры верных и неверных утверждений, простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений, задачи логического характера ( в том числе комбинаторные), высказывание и его истинность, числовые равенства и неравенства как примеры верных и неверных высказываний. ( Например. Учебник математики 2 класса.  Задача: Петя нашел 40 грибов, в 5 раз больше, чем Юра. Сколько грибов нашел Юра?

Учебник математики 3 класса. Задание : « Определить, верное или неверное высказывание»

-Высказывание «Сосна – хвойное дерево»  ( Верное, т.к. действительно сосна является хвойным деревом)

- Высказывание «11  самое маленькое двузначное число» ( Неверное, т.к. число 10 тоже  двузначное число и оно меньше 11)

- Высказывание «Неверно, что 5*8 =40» ( Неверное, т.к. мы знаем , что произведение 5и 8 равно именно 40, а в данном высказывании утверждается , что это не так))

    Математические рассуждения с присущими им четкостью, последовательностью и лаконичностью являют собой яркий пример правильно организованного мышления. А владение математическим языком, понимание  точного смысла утверждений и связей между логическими конструкциями в тексте задания или доказательстве высказывания оказывает существенное влияние на языковое развитие личности и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"

Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...