Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Григоровских Елена Сергеевна

В России 2015 год объявлен годом литературы. «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», — отметил президент. В связи с эти литературное чтение было и остаётся одним из важнейших учебных предметов в школе.В данной разработке описана система работы с книгой учебной и художественной на разных возрастных этапах ребёнка: с рождения до окончания начальной школы. Во втором классе ведущим становится просмотровое чтение и в данной статье описаны конкретные приёмы и методы как можно его организовать на  разных уроках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология чтения-рассматривания

 на уроках во 2 классе.

Григоровских Е.С

МБОУ СОШ №6 им.М.В.Ломоносова г.Самара

elenagrigorovskikh@yandex.ru

2015 год в России объявлен годом русской литературы с целью сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны, при этом сохраняя свою самобытность, национальные ценности и духовные традиции. Умение работать с книгой – одно из универсальных учебных действий. Это умение формируется на основе книговедческих и литературоведческих представлений и понятий.                                                                Освоение этих умений можно представить в виде совместной деятельности читателя и книги. В дошкольном детстве ребёнок знакомится с произведениями художественной литературы, осваивает нравственные ценности, заключённые в этих произведениях путём чтения – слушания и игры. Младший школьник в основном имеет дело с учебной литературой,  используя также художественные книги и дополнительную литературу.         В таблице представлены объекты читательской деятельности и способы чтения в разном возрасте, на разных этапах обучения:

Возраст

Объекты читательской деятельности

Способы чтения

Дошкольники

Художественная литература

чтение – слушание

чтение – игра

1 класс

Букварь  + азбуки

чтение - рассматривание

2 класс

Учебники «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» + справочная литература

чтение – рассматривание  + просмотровое чтение

3 класс

Учебники «Окружающий мир», «Технология» + справочная, познавательная литература

выборочное чтение

4 класс

Учебники «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» + справочная, познавательная литература

поисковое  чтение

В 1 классе первой и главной задачей является вызвать у первоклассника интерес к детской книге, сформировать  умение работать с ней.   Добиться этого можно используя на уроках следующие приёмы работы с книгой:

  1. Работать с выставкой книг на всех без исключения уроках.
  2. В период обучения грамоте широко использовать книги-азбуки, созданные детскими поэтами: «Мохнатую азбуку» Б.Заходера,  «Цирковую азбуку» В.Берестова, «Научусь-ка я читать» Е. Благининой;

     «Азбуки в стихах и картинках» С.Я.Маршака и другие.

                Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором произведения. Эта встреча должна быть интересной, неожиданной, полезной. Поэтому нужно её организовать так, чтобы дети стали собеседниками, открывателями.  Для этого нужно начать разговор с автором книги.

Во 2 классе используем технологию просмотрового и изучающего чтения учебных книг по алгоритму:

        1) Назначение – книга, которая учит.

        2) Авторы: обложка, титульный лист, выходные данные.

        3) Форзацы.

        4) Аннотация

        5) Условные обозначения

Предлагаю фрагмент урока по русскому языку во 2 классе по теме «Основа слова» (С.В.Иванов Русский язык: 2 класс, урок 72)

        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Чтение- рассматривание материалов урока

- Покажите, где начинается и заканчивается урок 72.

- Каковы задачи этого блока?

 Где это можно посмотреть?

-  Прочитайте тему урока.

- Что интересного заметили? Каким цветом выделена тема?

Что это значит, где посмотреть?

- Просмотрите урок от начала до конца.

Сколько разных видов работ нам предстоит? Как это узнать?

- Что обозначает каждый значок? Где это узнать?

- Сколько упражнений в этом уроке?

Рассматривают, находят и показывают в учебнике начало и конец урока.

- Начинается урок  с названия блока «Как устроен наш язык».

- Отыскивают страницу 3 в учебнике, просматривают и находят описание содержания этого блока  (Открывать законы, по которым живёт язык)

Читают название темы «Основа слова»

Находят на стр.3 нужный значок и читают текст справа от него.

Просматривают урок, находят условные обозначения – названия рубрик.

На стр.3 находят каждый значок и читают текст справа от него.

Просматривают урок, показывают  - 5 упражнений.

Работа с материалами урока

Как называется наша страна?

А как сказать по-другому?

-Что значит отечество? От какого слова происходит?

- Что можете сказать про эти слова?

- Корень «отец-отеч» помогает понять значение слова.

Предлагается слайд.

Родина – это место, где человек родился и рос. Это его город, дом, двор, улица или переулок…

- Есть ли здесь родственные слова?

- Помогает этот корень понять значение слов?

- Рассмотрите схемы (даны на слайде схемы к этим словам)

- Что надо дабавить к корню, чтобы значения слов стали понятны?

Вывод: не всегда значение слова можно объяснить с помощью корня. Для этого существует основа слова.

Прочитайте определение в учебнике.

Россия.

Родина, отечество.

Отечество – отец

Они родственные, имеют общий корень, и схожи по значению. Значение – отец.

Чтение со слайда.

Улица, переулок

общий корень –ул-

Нет

В слове «улица»  добавить – суффикс и окончание, в слове «переулок» - приставку и суффикс.

Просматривают страницу, находят читают определение понятия «основа слова»

        Литературные произведение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка. Рассматривание книг и их чтение, чтение-рассматривание – это тут путь, которым через изучение книг-объектов во всём их многообразии учитель ведёт учеников от незнания к знанию, к самостоятельности.    

Опорой в моих рассуждениях были следующие источники:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начально общего образования, 2009.

2) С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. -  4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3) Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.

4) Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя.- 2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Урок технологии.Технологическая карта к уроку по теме: " Работа с различными материалами. Изготовление сувенира "Пасхальное яйцо". 2 класс

Технологическая карта к уроку технологии  по теме: " Работа с различными материалами. Изготовление сувенира "Пасхальное яйцо".    2 класс....

Конспект урока по технологии «Зоопарк. Работа с бумагой. Изделие: «Птицы» в технологии оригами» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: закрепление знаний и умений в технике оригами, научить технологии изготовления птицы из бумаги.Планируемые результатыПредметные: - знать условные обозначения техники оригами...