В России 2015 год объявлен годом литературы. «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», — отметил президент. В связи с эти литературное чтение было и остаётся одним из важнейших учебных предметов в школе.В данной разработке описана система работы с книгой учебной и художественной на разных возрастных этапах ребёнка: с рождения до окончания начальной школы. Во втором классе ведущим становится просмотровое чтение и в данной статье описаны конкретные приёмы и методы как можно его организовать на разных уроках.
Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технология чтения-рассматривания
на уроках во 2 классе.
Григоровских Е.С
МБОУ СОШ №6 им.М.В.Ломоносова г.Самара
elenagrigorovskikh@yandex.ru
2015 год в России объявлен годом русской литературы с целью сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны, при этом сохраняя свою самобытность, национальные ценности и духовные традиции. Умение работать с книгой – одно из универсальных учебных действий. Это умение формируется на основе книговедческих и литературоведческих представлений и понятий. Освоение этих умений можно представить в виде совместной деятельности читателя и книги. В дошкольном детстве ребёнок знакомится с произведениями художественной литературы, осваивает нравственные ценности, заключённые в этих произведениях путём чтения – слушания и игры. Младший школьник в основном имеет дело с учебной литературой, используя также художественные книги и дополнительную литературу. В таблице представлены объекты читательской деятельности и способы чтения в разном возрасте, на разных этапах обучения:
Возраст | Объекты читательской деятельности | Способы чтения |
Дошкольники | Художественная литература | чтение – слушание чтение – игра |
1 класс | Букварь + азбуки | чтение - рассматривание |
2 класс | Учебники «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» + справочная литература | чтение – рассматривание + просмотровое чтение |
3 класс | Учебники «Окружающий мир», «Технология» + справочная, познавательная литература | выборочное чтение |
4 класс | Учебники «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» + справочная, познавательная литература | поисковое чтение |
В 1 классе первой и главной задачей является вызвать у первоклассника интерес к детской книге, сформировать умение работать с ней. Добиться этого можно используя на уроках следующие приёмы работы с книгой:
- Работать с выставкой книг на всех без исключения уроках.
- В период обучения грамоте широко использовать книги-азбуки, созданные детскими поэтами: «Мохнатую азбуку» Б.Заходера, «Цирковую азбуку» В.Берестова, «Научусь-ка я читать» Е. Благининой;
«Азбуки в стихах и картинках» С.Я.Маршака и другие.
Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором произведения. Эта встреча должна быть интересной, неожиданной, полезной. Поэтому нужно её организовать так, чтобы дети стали собеседниками, открывателями. Для этого нужно начать разговор с автором книги.
Во 2 классе используем технологию просмотрового и изучающего чтения учебных книг по алгоритму:
1) Назначение – книга, которая учит.
2) Авторы: обложка, титульный лист, выходные данные.
3) Форзацы.
4) Аннотация
5) Условные обозначения
Предлагаю фрагмент урока по русскому языку во 2 классе по теме «Основа слова» (С.В.Иванов Русский язык: 2 класс, урок 72)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Чтение- рассматривание материалов урока | - Покажите, где начинается и заканчивается урок 72. - Каковы задачи этого блока? Где это можно посмотреть? - Прочитайте тему урока. - Что интересного заметили? Каким цветом выделена тема? Что это значит, где посмотреть? - Просмотрите урок от начала до конца. Сколько разных видов работ нам предстоит? Как это узнать? - Что обозначает каждый значок? Где это узнать? - Сколько упражнений в этом уроке? | Рассматривают, находят и показывают в учебнике начало и конец урока. - Начинается урок с названия блока «Как устроен наш язык». - Отыскивают страницу 3 в учебнике, просматривают и находят описание содержания этого блока (Открывать законы, по которым живёт язык) Читают название темы «Основа слова» Находят на стр.3 нужный значок и читают текст справа от него. Просматривают урок, находят условные обозначения – названия рубрик. На стр.3 находят каждый значок и читают текст справа от него. Просматривают урок, показывают - 5 упражнений. |
Работа с материалами урока | Как называется наша страна? А как сказать по-другому? -Что значит отечество? От какого слова происходит? - Что можете сказать про эти слова? - Корень «отец-отеч» помогает понять значение слова. Предлагается слайд. Родина – это место, где человек родился и рос. Это его город, дом, двор, улица или переулок… - Есть ли здесь родственные слова? - Помогает этот корень понять значение слов? - Рассмотрите схемы (даны на слайде схемы к этим словам) - Что надо дабавить к корню, чтобы значения слов стали понятны? Вывод: не всегда значение слова можно объяснить с помощью корня. Для этого существует основа слова. Прочитайте определение в учебнике. | Россия. Родина, отечество. Отечество – отец Они родственные, имеют общий корень, и схожи по значению. Значение – отец. Чтение со слайда. Улица, переулок общий корень –ул- Нет В слове «улица» добавить – суффикс и окончание, в слове «переулок» - приставку и суффикс. Просматривают страницу, находят читают определение понятия «основа слова» |
Литературные произведение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка. Рассматривание книг и их чтение, чтение-рассматривание – это тут путь, которым через изучение книг-объектов во всём их многообразии учитель ведёт учеников от незнания к знанию, к самостоятельности.
Опорой в моих рассуждениях были следующие источники:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начально общего образования, 2009.
2) С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. - 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3) Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
4) Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя.- 2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Урок технологии.Технологическая карта к уроку по теме: " Работа с различными материалами. Изготовление сувенира "Пасхальное яйцо". 2 класс
Технологическая карта к уроку технологии по теме: " Работа с различными материалами. Изготовление сувенира "Пасхальное яйцо". 2 класс....
УМК «Школа России» 3 класс Математика и художественный труд Урок с использованием ИКТ и технологией интегрированного обучения. Тема урока "И вот мы готовы к полёту сейчас!"
Конспект интегрированного урока по математике и технологии для 3 класса...
Применение педагогических технологий при построении современного урока ( мастер-класс)
Использование пед.технологий на современном уроке...
Конспект урока по технологии «Зоопарк. Работа с бумагой. Изделие: «Птицы» в технологии оригами» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: закрепление знаний и умений в технике оригами, научить технологии изготовления птицы из бумаги.Планируемые результатыПредметные: - знать условные обозначения техники оригами...
Статья "Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто"
Статья выступлания на областном круглом столе...
Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто
Текст выступления на областном круглом столе "Поэзия добра Агнии Барто"...