Применение педагогических технологий при построении современного урока ( мастер-класс)
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Применение педагогических технологий при построении современного урока ( мастер-класс)
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий
Слайд 1-5
Предлагаю вашему вниманию сочетание элементов образовательных технологий в структуре урока.
Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе». Пока у большинства наших учащихся слабо развиты ключевые компетентности. Они показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выходы из нестандартной ситуации. На сегодняшний день задача педагогов заключается в том, чтобы учить этому наших детей. В большей степени помогает решать эту проблему технология сотрудничества.
Главной идеей обучения в сотрудничестве является - учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Слайд 6
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Педагогика сотрудничества – технология, объединяющая разные подходы к обучению и воспитанию; развивающая коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка.
Слайд 7
Целевыми ориентирами данной технологии являются:
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
- Гуманно – личностный подход к ребёнку.
- Единство обучения и воспитания.
Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.
В педагогике мира обучение в сотрудничестве названо наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.
Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.
Как же на уроке создать условия для естественного общения?
Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника.
Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.
Слайд 8
Работать в паре я начинаю обучать с первого класса. Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником
Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи. Обязателен разбор ошибок совместной работы.
В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку д/з., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.
Слайд 9-11
Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила.
Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничеству учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.
Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.
Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.
Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:
-с разными учебными возможностями;
-мальчики и девочки.
Учитель здесь руководствуется своими правилами
Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».
К нам приходят разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.
Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.
После выполнения задания группа даёт оценку своей работы:
- необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
- важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
- Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по абзацам, решить задачи и т.д.;
- Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;
- Изготовить опорные схемы для решения задач определенного типа;
- Изготовить бумажные слайды по небольшому произведению
- Инсценировать произведение;
- Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
- Подготовить доклад по теме;
- сочинить стихи, синквейн, вывести правило,
- Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";
- Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
- Составить загадки по какой-либо теме;
- Составить кроссворды по темам.
- Составить журнал, мини-книжку.
- Написание сочинения и изложения, мини - диктанты и многие другие.
Слайд 12 ( выдаю задания) 5-7 минут работают группы
Мастер- класс «Использование приёмов технологии сотрудничества»
Работа групп
Чтобы работа в группе была плодотворной, предлагаю провести упражнение –энергизатор «Скажи комплимент» (участники группы по очереди говорят комплимент соседу, тот в свою очередь благодарит за это и передаёт комплимент следующему участнику группы)
1гр. Работа с понятием
Группа получает деформированный текст (понятие «Технология сотрудничества»), пользуясь ножницами, клеем «собрать» текст. Сверить свою работу с правильным вариантом (слайдом), оценить работу группы.
Пример текста:
Технология сотрудничества –
за результативность, обучения в парах или группах, навыки мыслительной деятельности, включает, который развивает, повышает ответственность, коллективной работы, позволяет актуализировать, коллективный способ, полученный опыт и знания, работу памяти, в индивидуальном темпе повышает, работая.
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка группы |
-Удалось ли группе выполнить задание?
- Легко ли работать в группе?
2 группа. Инсценировка
Притча «Лист бумаги и черная точка».
Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги— Что вы здесь видите? – спросил Учитель.
— Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.
— Приглядитесь внимательнее — сказал Учитель.
— Здесь чёрная точка, – сказал другой ученик.
— Нет! – возразил третий ученик,
— Здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия. После долгой паузы все ученики ожидающе посмотрели на Учителя.
— Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…И добавил, после долгой паузы:
— Значит, мне есть еще чему вас учить.
Инструкция по организации работы:
1.Прочитайте притчу
2.Распределите роли
3.Используйте реквизиты
4.Потренируйтесь в группе.
5.Выступите перед классом
6.Оцените работу в группе
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка группы |
- К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
3 группа. Составление памятки «Правила для учителя при организации сотрудничества детей.
Оцените работу в группе
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка группы |
- Что помогает и что мешает общей работе?
- Пусть эти правила останутся с вами в виде памяток. (Приложение 3)
4 группа. Написание синквейна (или эссе- по выбору) «Технология сотрудничества»
Смысл этого приема «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации (не более 5 минут).
Оцените работу в группе
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка |
- Что ты приобретаешь в совместной работе?
5 группа.«Дерево предсказаний» (по обсуждаемой теме)
Этот приём развивает умение аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “веточки” –аргументы (доказательства необходимости), “листочки” –прогнозы.
Оцените работу в группе
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка |
Проверка работы групп:
слайд 13 - 1группа
слайд 14- 3 группа
слайд 15- 4группа
Рефлексия:
- Легко ли работать в группе?
- Кто ощущал себя некомфортно? Почему?
- Что помогает и что мешает общей работе?
- Что ты приобретаешь в совместной работе?
Заключение
Учёными доказано, что при работе в команде внимание уделяется успеху всей группы. Целью здесь является развитие способности что-либо вместе познавать, когда каждый получает необходимые знания, вырабатывает новые навыки и вся группа при этом знает достижения каждого ее члена. При этом успех всей команды зависит от достижений отдельных участников, таким образом, формируется заинтересованность каждого в знании остальных. В учебной работе возникает ответственность каждого за успех или неуспех всей группы.
Наша работа в группах показала, что вы умеете сотрудничать, выслушивать мнение других, терпимо относиться друг к другу.
Надеюсь, что вы почувствовали разницу в использовании предложенной технологии по сравнению с традиционными. Надо помнить, что каждый ребёнок способен созидать и творить. В этом ему помогает технология сотрудничества.
Я желаю вам плодотворного сотрудничества со своими учениками, творческих успехов, новых идей.
Правила работы в паре.
- При разговоре смотри на собеседника.
- Называй товарища по имени.
- Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
- Работать должны оба.
- Один говорит, другой слушает.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
- Отмечай прежде всего положительное.
- В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…
- Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
- Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
- Результатом работы является ваше общее мнение.
- Покажите готовность вашей пары.
- Оцениваем работу. Благодарим друг друга.
Правила работы в паре.
- При разговоре смотри на собеседника.
- Называй товарища по имени.
- Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
- Работать должны оба.
- Один говорит, другой слушает.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
- Отмечай прежде всего положительное.
- В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…
- Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
- Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
- Результатом работы является ваше общее мнение.
- Покажите готовность вашей пары.
- Оцениваем работу. Благодарим друг друга.
Правила работы в группе
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Работай по алгоритму, плану.
- Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
- Если не понял, переспроси.
- Доказывай свои версии.
- В группе ответы даёт каждый.
- При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
- Умеешь сам – научи другого.
- Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.
Правила работы в группе
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Работай по алгоритму, плану.
- Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
- Если не понял, переспроси.
- Доказывай свои версии.
- В группе ответы даёт каждый.
- При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
- Умеешь сам – научи другого.
- Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.
Правила для учителя при организации сотрудничества детей.
- Правильно объединить детей в группы.
- Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
- Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
- Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
- Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
- Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
- Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
- Оценивать общую работу всей группы.
- Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Правила для учителя при организации сотрудничества детей.
- Правильно объединить детей в группы.
- Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
- Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
- Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
- Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
- Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
- Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
- Оценивать общую работу всей группы.
- Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
2 группа
Притча «Лист бумаги и черная точка».
Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги— Что вы здесь видите? – спросил Учитель.
— Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.
— Приглядитесь внимательнее — сказал Учитель.
— Здесь чёрная точка, – сказал другой ученик.
— Нет! – возразил третий ученик,
— Здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия. После долгой паузы все ученики ожидающе посмотрели на Учителя.
— Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…И добавил, после долгой паузы:
— Значит, мне есть еще чему вас учить.
Инструкция по организации работы:
1.Прочитайте притчу
2.Распределите роли
3.Используйте реквизиты
4.Потренируйтесь в группе.
5.Выступите перед классом
6.Оцените работу в группе
1 группа
Технология сотрудничества –
за результативность, обучения в парах или группах, навыки мыслительной деятельности, включает, который развивает, повышает ответственность, коллективной работы, позволяет актуализировать, коллективный способ, полученный опыт и знания, работу памяти, в индивидуальном темпе повышает, работая.
5 группа
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка группы |
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка группы |
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка группы |
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка группы |
Список уч-ся | Взаимооценка | Самооценка | Общая оценка группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.
Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения, .информационные образ...
Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...
Современные педагогические технологии. Принцип построения работы в парах.
Методическая разработка содержит описание принципа построения работы в парах. В ней гооврится о тгом, что работа в парах начинает вводиться с первого класса. В качестве подготовительной работы на урок...
Применение здоровьесберегающих технологий в условиях современного урока иностранного языка в начальной школе
Применение здоровьесберегающих технологий в условиях современного урока иностранного языка в начальной школе...
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....
«Педагогические технологии – как ресурс современного урока»
В работе раскрыты педогогические приемы, а также приемы, которые помогают в работе на определенном этапе урока....