Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто
статья
Текст выступления на областном круглом столе "Поэзия добра Агнии Барто"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Фадеева Ольга Алексеевна,
учитель начальных классов МБОУ
«СШ № 36 им. А.М. Городнянского»
г. Смоленска
Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто
Вводная часть
Сегодня, в ХХI веке, современный человек, должен уметь находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать, а для этого он должен быть сознательным читателем, т.к. чтение является универсальной техникой получения знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. впервые в истории нашего образования обозначил не содержание учебных предметов, а главные образовательные результаты, которых должен достичь ученик в процессе обучения на начальной ступени образования. И одним из них является смысловое чтение (понимание, интерпретация и оценка текста) как важнейшее метапредметное умение. Путь достижения данного результата в моей педагогической практике лежит практически в самом начале - в период обучения грамоте.
Основная часть
И наука о формировании читателя, и практика работы в начальной школе с детской книгой убедительно объясняют и доказывают, что любого ребёнка сначала нужно научить рассматривать детскую книгу, если учитель хочет прочитать её с детьми, обучая их при этом всем действиям и приёмам, необходимым для квалифицированного чтения. Ведь любая детская книга тем именно и замечательна, что она дает возможность начинающим читателям самостоятельно и серьезно настроиться на предстоящее им сложное занятие – восприятие того, о чём и как расскажет книга, и на обдумывание воспринятого после чтения – в расчете на себя.
Светловская Н.Н. предлагает в качестве ведущего при формировании читательской самостоятельности у обучающихся начальных классов использовать метод чтения-рассматривания книг, который представляет собой, такой способ взаимодействия учителя и обучающихся с детской книгой и миром доступных книг, который нацелен на отражение и осознание детьми диалектического единства формы и содержания (текстовой и внетекстовой информации), составляющего сущность книги, и на использование вытекающих из этого единства закономерностей для полноценного восприятия литературных произведений при самостоятельном выборе и чтении книг. [2, С. 99]. СЛАЙД 2
В данной статье я хочу предложить знакомство с одним из этапов урока (чтение-рассматривание книги), составляющим мою систему работы по формированию грамотного читателя, взятый из серии занятий, посвященных знакомству младших школьников с творчеством детской писательницы А.Л. Барто.
С творчеством любимой поэтессы дети начинают знакомство ещё в детском саду, или за семейным чтением. Я, пытаясь сохранить преемственность, продолжаю работу с ее стихами на своих занятиях во внеурочной деятельности. В 1 и 2 классах я веду кружок «В гостях у книги», где, планируя свою рабочую программу, я обязательно включаю стихи А.Л. Барто (список произведений см. в приложении), потому как они, прежде всего, интересны детям, отражают их возраст, занятия, характеры, а также имеют высокую воспитательную ценность.
Обучение начинается с внимательного общего знакомства с книгой. В первом классе чтение-рассматривание проходит под руководством учителя, во втором - можно отдать на самостоятельное изучение обложки книги. На этом этапе происходит выделение, осмысление и сопоставление всех знакомых детям к этому времени внешних примет содержания книги, по которым они могут предвосхитить со значительной долей достоверности не только сюжет (о чем расскажет книга), но и характер повествования (как она об этом расскажет: весело, печально, увлекательно, скучно, забавно, трагически и т.п.).
Представляю один из вариантов знакомства с циклом стихотворений А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».
I этап. Работа с книгой до чтения:
Цель: прогнозирование содержания книги.
Главная задача учителя на этом этапе – вызвать у детей желание прочитать книгу, создать мотивацию.
Представление книги как объекта:
а) инструмент для общения:
- Кто из вас рассмотрел выставленную у доски книгу? Как она называется? Покажите, где это написано. Кто обратил внимание, одно в этой книге произведение или несколько? Я прочитаю вам первое из них. Какое? Как это можно быстро установить? Куда надо посмотреть? Как вы думаете, о ком я буду вам читать? Почему вы так думаете? СЛАЙД 3
б) собеседника:
- Кто будет героем (героями) этой книги? Почему? Предположите, какие события могут происходить с этими героями? Чем они заняты? Какое настроение у них? СЛАЙД 4
Это самый эмоционально окрашенный этап занятия, который очень нравится детям, а значит, он мотивирует их на прочтение этой книги.
Если же этот этап – этап подготовки к чтению методом чтения-рассматривания – пропустить и использовать детскую книгу только как материал для отработки у младших школьников техники чтения, никому и никогда данного запланированного результата (формирование читательской компетенции) получить не удастся.
Заключительная часть
Сегодня я могу сделать вывод, что, применяя метод чтения-рассматривания при работе с книгой, позволяет заложить основы грамотного читателя в каждом ученике и способствует качественному формированию УУД.
Эффективность работы подтверждается:
- результатами проверки навыка чтения вслух у обучающихся начальной школы: здесь я отразила два критерия чтения – осознанность и выразительность, которые выделяют грамотного читателя. Видна положительная динамика. СЛАЙД 5
- результатами комплексных проверочных работ. На диаграмме я отразила результаты именно тех заданий, которые проверяли сформированность навыка работы с текстом. СЛАЙД 6
Считаю, данный метод универсальным, так как его можно использовать, обучая по любым образовательным программам, в классах с различным уровнем подготовки обучающихся, он применим при работе с любыми книгами и на различных дисциплинах.
Список литературы:
1. Пиче-оол Т.С. Как читать детские книги на уроках чтения/ Т.С. Пиче-оол //Начальная школа. – 2001. - № 4.- С. 31- 43.
2. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. – Москва: Педагогика, 1980. – 160 с.
Приложение
Список произведений А.Л. Барто,
изучаемых на занятиях кружка «В гостях у книги»:
1 класс
«В школу», «Шла вчера я по Садовой», «Как Вовка бабушек выручил», «Как Вовка стал старшим братом», «Про Вовку, черепаху и кошку», «Почему Вовка рассердился».
2 класс
«Мама или я?», «Думай, думай…», «Про Вовку и собаку Малютку», «Звонки», «Сильное кино», «Почему телефон занят?», «Друг напомнил мне вчера», «У папы экзамен», «Чудо на уроке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Повышение качества образования путём формирования УУД через использование системно - деятельностного подхода в процессе внеурочной деятельности.»
Трансляция опыта педагогической деятельности учителя начальных классов по развитию универсальных учебных действий посредством организации внеурочной и исследовательской деятельности....
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование результатов учащихся в условиях работы школы полного дня...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе внеурочной деятельности
Статья посвящена проблемам противодействия школы формированию вредных превычек у детей. Работа содержит конкретные рекомендации и педагогические приёмы....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных...
Статья "Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто"
Статья выступлания на областном круглом столе...
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...
«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»
laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...