Формы сотрудничества школы, родителей и ДОУ для формирования устойчивого читательского интереса у дошкольников и младших школьников
статья (1 класс)

Кузнецова Ирина Анатольевна
Обобщение опыта работы с родителями, опыта сотрудничества с ДОУ по формированию интереса к чтению. Интересна она будет как учителям начальных классов ( особенно 1 класса), так и родителям дошкольников и школьников, методистам, библиотекарям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

В.Берестов

А можно посмотреть ТВ или поиграть в компьютерную игру, реже погонять мяч с друзьями. А «почитать» подождет. И теперь уже бабушка уговаривает внука:  «Прочти, пожалуйста, прочти!» и старшая сестра умоляет: «Ну, прочитай еще страницу».

«Как хорошо уметь читать» - твердим ребенку мы, взрослые.

« Не хочу!»- все чаще слышим в ответ.

Мало научить ребенка складывать буквы в слоги, а слоги в слова, полученное умение необходимо развивать.

Все чаще сегодня можно видеть  первоклассников, которых научили складывать слоги в слова,  еще до школы, но не разбудили в нем потребность в чтении, дети не мотивированны на чтение. Все чаще вижу родителей, которые перестают читать ребенку, как только он начал читать сам.

А ведь навык чтения совсем еще слаб, поэтому  осилить объемное произведение, понять смысл ребенок пока не в силах. Очень многие произведения, сюжет которые будет интересен ребенку 7-8 лет ребенок не в силах прочесть и понять самостоятельно. Слишком много сил и энергии тратит он на то чтобы ПРОЧЕСТЬ, сложить слоги в слова. Тут уж не до понимания сути и юмора рассказов или повестей ( это и рассказы Драгунского, Носова повести Милна, Линдгрен и др) в то время как навык чтения созреет и сформируется достаточно прочно, читать эти произведения ребенку будет не интересно. И вот выпадает из круга детского чтения огромный пласт замечательной классической русской и зарубежной литературы.

Одной из важнейших задач учителя в начальной школе я вижу  не просто научить ребенка читать, а раскрыть  в нем Читателя. Именно так, Читателя с большой буквы, любящего книгу, понимающего суть прочитанного, имеющего свое мнение о героях произведения, их поступках и характерах.

Поэтому работу по формированию у детей навыков работы с книгой я начинаю с работы с родителями. Сначала я начала работать с родителями первоклассников. Опыт показал, что работу надо начинать еще до того, как дети пойдут в школу.  Тогда  я организовала работу с родителями ребят, пришедших в гимназию на подготовку к школе и с родителями дошкольников, в районе нашей гимназии. Руководители ДОУ поддержали этот проект.

Только в совместном сотрудничестве школы и семьи и ДОУ возможно формирование читателя в ребенке.

Я организовала эту работу так.

Деятельность  родителей

Собрать дома детскую библиотеку.

Посещение совместно с ребенком книжных магазинов. Совместный просмотр , выбор и приобретение книг.

Записать ребенка в детскую библиотеку по месту жительства.

Дать ребенку право не дочитывать «закрыть»книгу, которая ему совсем не интересна. Объяснить , что у каждой книги есть свой круг читателей.

Обратить внимание на детские периодические издания ( журналы)

Деятельность школы

Помочь родителям сориентироваться в мире детской литературы (составление списка книг рекомендованных по возрасту, обмен впечатлениями о прочитанном).

Организация «Уголка чтения»  в кабинетах и в коридоре (книги разных жанров размещаются на полочках в свободном доступе)

Фотовыставка «Читающая семья» ( многие семьи подошли к выставке креативно.  Выставка пользовалась большим успехом и среди учащихся ,  и среди родителей и педагогов)

Проведение викторин по прочитанным произведениям.( задания составляли и дети, и учитель и родители)

Акция «Читаем малышам» в рамках сотрудничества с ДОУ. (очень нравилось ученикам 2-3 классов читать дошколятам. Сначала они подбирали произведения,  готовили выразительное чтение и загадки, задания к ним. Очень подстегивала эта работа читать как можно лучше.)

Проведение конкурсов чтецов «Живые странички». (дети рассказывали отрывки из прозаичных произведений, инсценировали рассказы, сказки. В этом мероприятии так же принимали воспитанники ДОУ нашего района).

Надеюсь мой опыт работы по формированию навыков вдумчивого чтения, любви к книге будет полезен и в вашей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

Материал выступления на августовской конференции, секции начальных классов....

ИД как одна из форм формирования устойчивых познавательных интересов у школьников.

Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли пригодиться в жизни тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет....

Формирование и развитие интереса к чтению у младших школьников

Компьютер, телефон и телевизор отняли у детей время и желание читать.   Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка ...

Статья "Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников. Временные понятия"

Статья содержит в себе информацию о методике формирования  временных понятий у старших дошкольников и младших школьников....

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ»

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма.       ...