Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результаты их деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elem._treninga_po_forirov._uud.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга по формированию УУД младших школьников с ОВЗ.
Цель: формирование УУД
младших школьников с ОНР.
Задачи:
Развитие личностных умений и навыков.
-Формировать предпосылки к проявлению эмпатии;
-Способствовать ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Развитие коммуникативных умений и навыков.
-Способствовать формированию позитивных отношений между детьми;
-Отрабатывать умение присоединяться к группе;
-Учить сотрудничать в совместной деятельности.
Развитие познавательных универсальных действий
-Формировать выполнение логических операций:
- анализа,
- обобщения,
- классификации,
-Сформировать навыки деления слов на слоги.
-Закрепить навыки слогового анализа и синтеза
Развитие регулятивных умений и навыков
-Учить управлять своей деятельностью;
-Развивать инициативность и самостоятельность
Ход занятия
Упражнение-активатор
Цель: установка эмоционального контакта.
Раз, два, три, слушай и смотри.
Три, два, раз, мы начнем сейчас.
Упражнение «Назови соседа ласково»
Цель: создание доброжелательной атмосферы на занятии
Упражнение «Узнай по голосу»
Цель: игра на внимание, на сплочение.
Инструкция: давайте посмотрим, как вы запомнили голоса друг друга. Сейчас один из вас выйдет в центр и встанет к нам спиной. Остальные ребята по очереди будут говорить фразу: «За твоей спиной стою я, Угадай скорей меня».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.
Повторение изученного материала.
- Напомните мне, ребята, чему мы научились с вами на прошлом занятии.
(Мы научились считать слоги в словах)
- Как же глядя на слово, определить, сколько в нем слогов.
- Нужно посчитать гласные.
- Верно, давайте хором повторим правило:
Сколько в слове гласных
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
- А сколько всего гласных букв в нашем языке? (10)
Давайте их вспомним.
А О У Э Ы И Е Ё Ю Я
-Молодцы, ребята!
- А теперь посмотрите, какое слово у нас сегодня в гостях:
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
- Что же обозначает это слово?
Ответы детей (это качество человека доброго, отзывчивого, внимательного к людям, вежливого, готового прийти на помощь в трудную минуту)
- Задание для вашей дружной группы такое: нужно посчитать, сколько в слове слогов. Справитесь?
Дети работают в группе. Первый ребёнок берёт слово, называет гласную, обводит её красным карандашом. Затем карточку передаём следующему.
- Кто будет отвечать?
Дети: Мы решили, что в этом слове 6 слогов.
2. Новая тема.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Если слово написано и вы видите его глазками, то легко можно посчитать, сколько в нем слогов.
А если бы мы слово глазками не видели, а только ушками слышали, мы бы смогли так легко справиться с заданием? (нет, мы пока этого не умеем)
- Хотите научиться? (да)
- Значит, сегодня мы должны научиться делить слово на слоги, не глядя на него, а на слух. Для этого мы все дружно отправимся на прогулку в лес.
( Пальчиковая гимнастика)
Разбрелись ребята по лесу. И вдруг мы заметили, что Ромы с нами нет.
Наверно заблудился. Мы дружные ребята и не оставим товарища в беде. Давайте его позовем.
- Как мы должны его позвать, чтобы он нас услышал?
Громко, протяжно: РО-МА!
- Теперь он нас услышал, ведь мы слово разбили на части: сначала прокричали слог РО, затем МА.
- Сколько же частей - слогов в слове РОМА?
- Два слога.
- Попробуем разделить на слоги другое слово. Представим, что мы потеряли Марину. Зовем ее: МА-РИ-НА!
- Сколько слогов в этом слове? (три)
- Кого еще позовем?
СА-ША! ДА-ША! ЗА-ХАР! ВА-НЯ!
Вот мы с вами и научились делить слова на слоги.
Теперь все ребята на месте. Можно отправляться в обратную дорогу.
3. Закрепление материала.
- Итак, как же определить, сколько слогов в слове? Нужно слово прокричать протяжно, нараспев, будто мы в лесу.
- Давайте проверим, все ли научились делить слова на слоги?
Каждый ребенок получает карточку с изображением различных предметов.
- Найдите на карточке такое слово, в котором только один слог. Для этого все слова нужно проговорить вслух. Запишите это слово в тетрадь.
(все слова дети проговаривают вслух)
- А теперь переверните карточку и прочитайте правильный ответ.
- Кто выполнил задание правильно, поднимите руку. Молодцы! Погладьте себя по голове и скажите: «Я сегодня молодец!»
Упражнение на обобщение
Упражнение на внимание
Упражнение «Не дай упасть»
Друзья мои, с этим испытанием вы справитесь, если дружба ваша настоящая, крепкая. Давайте построимся в линиюи возьмем своих соседей за руки. У нас получилась цепочка.
Испытание будет ткаое: нужно довести шарик от начала до конца нашей цепочки, чтобы он ниразу не упал на пол. Сложность в том, что нельзя «разрывать цепочку, то есть опускать руки соседа. Руками держать шарик могут только крайние участники.
Обсуждение:
-Удалось ли нам справиться с заданием. Почему нам это удалось (Потому что мы дружно, сплоченно справились с заданием)
Упражнение «Чемодан в дорогу». Руководитель говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить). Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан».
Характеристика группы
ОНР это недостаточное развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
У данной группы детей нарушения в произношении звуков сочетаются с недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка.
Наблюдается снижение вербальной памяти при относительно сохранной смысловой, зрительной памяти. Для них характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики, страдает пространственная и зрительная ориентация, особо затрудняются при словесной инструкции. У таких детей плохо развиты мыслительные операции связанные с речью (обобщение, анализ, синтез, сравнение.), что приводит к снижению познавательной активности.
Для детей характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов. Мало слов характеризующих качество, признаки, состояние предметов действий и способов действий. В речи используются простые предложения. Допускаются ошибки в согласовании и управлении, затрудняются в использовании сложных предлогов. У них наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
У этих детей наблюдаются отдельные недочеты в произношении звуков, недоговаривание окончаний, не четкое произношение некоторых согласных, трудности в различении акустически и арткуляторно близких звуков отсюда сформированность фонематического восприятия недостаточная. Некоторые дети испытывают затруднения в воспроизведении слов сложного звукового состава. В словаре преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов и слов обозначающих абстрактные понятия. В речи преобладают простые предложения. Допускаются ошибки в согласовании, в падежном и предложном управлении.
В целом речь нарушена негрубо, но создает препятствия к овладению грамотой и усвоению знаний.
Коррекционные занятия с детьми, имеющими ОНР проводятся 3 раза в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"
Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...
Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...
"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год
Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования....
Формирование опосредованной памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических компьютерных игр
Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогощение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий....
Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи
Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи...