Обобщение опыта "Использование первороботов Лего для формирования метапредметных и личностных результатов"
статья на тему
Уникальность ПервоРоботов LEGO состоит в том, что они возвращают детей к эмпирическому познанию мира, но в то же время приучают к систематической обработке и анализу полученных данных с помощью компьютера. Т.е. выводят работу детей на современный уровень проведения научных экспериментов. Это касается и программирования роботов и использования блока регистрации и анализа данных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование первороботов Лего для формирования метапредметных и личностных результатов
Прогресс не стоит на месте, он даже не идёт — он несётся вперёд. Каждый год появляются новые материалы, увеличивается экономичность, становятся реальностью опции, которые пять лет назад были лишь на элитной технике, а десять лет назад — только в фантастических фильмах.
А вы заметили, что сама школьная среда поменялась? И мы, учителя, с одной стороны сами принимаем активное участие в ее изменении: парковый урок, деятельностное обучение, 1+1... Мы активно осваиваем новые облачные технологии, работаем с документами в совместном доступе и несем все новое, чему научились, в школу. Детей все равно в Интернете интересует немножко другое... И мы по-прежнему ведем своих учеников вслед за собой, как и должен учитель.
А с другой стороны, технологическая, информационная среда всего общества, и школы, в том числе, меняется - сотовые телефоны с новыми, заоблачными функциями, компьютер и Интернет у каждого школьника дома. (Я вполне понимаю, что это не у всех так, но тенденция именно такая...). К чему это приводит? Какие последствия у такого изменения среды?
Мы стали ближе друг к другу:
- мы можем посмотреть фотографии ученика в социальной сети. Неожиданно узнать, что вот этот медлительный мальчик умеет отжиматься на одной руке. И другие личные подробности;
- в тех же социальных сетях можно напомнить о предстоящей контрольной работе. Своим ученикам я еще дописываю, что прогуливать не стоит - отрабатывать будет сложнее;
- электронное общение позволяет нашим ученикам обращаться к нам за консультацией в любое время;
- и мы тоже можем “держать на контроле” своих учеников. Например, когда мы делали и сдавали задания заочного тура “Мастер IT” я звонила капитанам команд несколько раз в течение выходных, проверяла степень их продвижения;
- электронный журнал учащегося позволяет родителям узнавать оценки онлайн;
- родители могут увидеть электронные работы учащихся, размещенные в сети и обсудить их дома;
- если у школы есть сайт, то родители всегда в курсе последних новостей и могут участвовать в жизни школы хотя бы на сайте;
- ученики и учителя могут работать одновременно с одним и тем же документом, находясь далеко друг от друга;
- мы можем связываться с друзьями на другом конце Земли, наши ученики могут выполнять задания совместно с ребятами в других странах;
- мы можем обратиться за консультацией к специалисту или организации через сайт и получить ответы на свои вопросы.
Мы стали более мобильными:
- если ученик болеет, то он может присутствовать на уроке виртуально: смотреть материалы, подготовленные учителем, выполнять задания. Или воспользоваться видеосвязью во время урока (уже в ближайшем будущем);
- мы можем выйти в парк с детьми и провести урок физики или биологии с использованием различных датчиков, потому что эти датчики - мобильны, они позволяют нам это сделать;
- нам не надо ждать следующего дня, чтобы задать вопрос коллеге или проверить работу ученика.
Учеба стала более интересной:
- задания более разнообразные: видео, блог, презентация.
- инструменты в классе совершенно отличаются от того, что было раньше: ноутбуки, научные лаборатории, LEGO-роботы.
Если раньше учитель был основным носителем знания, учащиеся могли использовать книги и очные консультации специалиста, то теперь ситуация в корне поменялась. Учитель учится наравне с учениками, учителя и ученики учатся у других людей в сети, каждый может найти в сети “наставника” и единомышленников по теме, которая интересует именно его. Ситуация, когда учитель не знает чего-либо и спрашивает об этом у ученика - стала нормальной! И это здорово! Мы стали сотворцами учебного процесса!
Более подробно я хотела бы остановиться на ПервоРоботах Lego Wedo. Это уникальные конструкторы, которые позволяют:
- Создавать трехмерные интерактивные модели по двухмерным чертежам;
- программировать и исследовать поведение модели;
- работать как с простыми механизмами: зубчатыми колесами, рычагами, шкивами, трансмиссией, так и со сложными механизмами, которые моделируют реальные технологические процессы;
- регистрировать показания датчиков и анализировать их;
- провести автоматизированный эксперимент в физике или химии;
- наглядно реализовать сложные алгоритмы в информатике;
- увидеть практическую реализацию математических законов;
- познакомиться с автоматизацией производственных процессов;
- разобраться в алгоритмах управления в робототехнике.
В ряду новых возможностей, которые предоставляет нам сеть, компьютеры и другие способы связи и технические новинки, Lego Education выделяется тем, что позволяет организовать не только интериоризацию знаний, а именно получение новой информации из поведения реальных объектов, при этом объекты можно изменять, конструировать по-новому и вновь экспериментировать.
Перед тем, как работать с конструкцией - ее надо собрать, увидеть и понять “изнутри” способы ее работы.
Уникальность ПервоРоботов LEGO состоит в том, что они возвращают детей к эмпирическому познанию мира, но в то же время приучают к систематической обработке и анализу полученных данных с помощью компьютера. Т.е. выводят работу детей на современный уровень проведения научных экспериментов. Это касается и программирования роботов и использования блока регистрации и анализа данных.
Методика с ПервоРоботами LEGO Wedo. ПервоРоботов LEGO можно использовать в привычном порядке, как мы это делаем с любой новой темой на уроке. Тогда последовательность работы будет такой:
- Объяснение новой темы;
- Сбор, программирование и исследование принципиальных моделей, выяснение принципов работы механизма;
- Постановка задачи для выполнения мини-проекта;
- Сбор более сложной конструктивно модели, программирование и выполнение исследования;
- Постановка творческой задачи: на основе изученной темы собрать новую конструкцию с заданными свойствами, запрограммировать ее;
- Решение задачи;
- Защита выполненной творческой работы.
Такая организация работы дает возможность работы с ПервоРоботами LEGO сразу со всем классом, причем даже в таком режиме работы мы получим великолепное разнообразие творческих воплощений одного и того же задания.
Пример задания для ПервоРобота LEGO WeDo
Голодный аллигатор
Цели:
- Изучить процесс передачи движения и преобразования энергии в механизме.
- Познакомиться со шкивами и ремнями, а также с механизмами замедления скорости, использующимися в модели.
- Рассмотреть потребности животных.
- Создать программируемую модель для демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.
- Выстроить и протестировать движения аллигатора.
- Усовершенствовать поведение аллигатора, добавив в его конструкцию датчик движения и запрограммировав звуки, которые должны быть согласованы с движениями.
- Понять, каким образом расстояние между объектом и датчиком движения отражается на работе датчика.
- Понять принцип использования чисел для представления воспроизводимых звуков и количества времени, в течение которого работает мотор.
- Подготовить и представить демонстрацию об аллигаторах, используя модель.
- Использовать технологии для формирования и обмена идеями.
- Общаться в устной или письменной форме с использованием специальных терминов.
Постановка задачи:
- Посмотрите вводный анимационный фильм и обсудите:
- Что делал аллигатор, когда Миа и Макс увидели его?
- Что произошло, когда они стояли рядом с аллигатором?
- На самом ли деле аллигаторы едят кепки?
- Почему у аллигатора большие челюсти?
- Какую пищу употребляют аллигаторы?
- Хотели бы вы, чтобы аллигатор стал вашим домашним животным? Почему?
- Соберите модель, следуя пошаговым инструкциям, или придумайте своего собственного аллигатора.
- Запрограммируйте аллигатора так, чтобы он реагировал на движение, когда в его пасть попадает еда или что-либо еще.
- Соберите информацию (в литературе или в Интернете) о том, чем питаются аллигаторы. Выберите один пример, нарисуйте на бумаге и вырежьте. Подготовьте для демонстрации модели плакаты или презентацию PowerPoint.
- Отрепетируйте доклад об аллигаторе, составьте его хронометраж.
Дополнительное задание:
Проведите совместное занятие всех команд учеников, чтобы они сообща построили макет заповедника. Из картона и других подручных материалов они должны создать ареал обитания для каждого животного, посеять там траву и расставить скалы. Организуйте сафари по заповеднику. Каждая группа должна представить своего животного. Пригласите на экскурсию по заповеднику других учащихся.
Особенность и уникальность LEGO состоит в том, что эти конструкторы дают широкое поле для реализации более сложных инженерных проектов в сотворчестве ученика и учителя. «Использование конструкторов ориентирует на моделирование "инженерной" проектной деятельности. В данном случае понятие "проект" используется в том же контексте, что и в технических вузах - задание открытого типа, требующее генерирования идей по способу достижения цели. Именно таким образом мы можем подготовить разработчиков новых технологий, а не только их потребителей (по крайней мере, именно так обстоит дело в нашей стране сейчас). И нам нужны способы выхода из этой ситуации...» (Брыксина О.Ф.)
Личностные и метапредметные результаты, формируемые при проведении занятий с использованием ПервоРоботов Lego Wedo и LEGO Mindstorms NXT 2.0.
Характеристика ПервоРоботов | Формируемые личностные и метапредметные результаты. | |
Постановка задачи для учащихся на простом уровне и доступном языке | М4 | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
Сбор моделей по технологическим картам: создание трехмерного объекта по двухмерным чертежам | М3 | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Проведение исследования собранной модели. В методических материалах для учителя предложены готовые шаблоны для проведения лабораторных работ. | Л2 | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде |
Возможность изменять, модифицировать модель и получать все новые решения и все новые направления исследования | М1 | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Наличие готовых творческих заданий для работы учащихся. Творческие задачи могут быть решены многими разными способами. Этому способствует разнообразие деталей конструкторов | М2 | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
Конструкции, которые предложены для изучения являются моделями реальных механических устройств и машин, с которыми дети встречаются каждый день. | Л3 | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Сбор, модификация, испытание, исследование модели - это работа, которую учащиеся делают своими руками. Они являются не созерцателями, а созидателями урока; работают в технологии деятельностного подхода | М5 | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Конструкторы допускают и индивидуальную работу, но оптимально собирать модели в команде по двое-трое человек. | Л5 | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
Командная работа предполагает совместное планирование и организацию деятельности, решение спорных ситуаций, контроль за правильностью сборки и проведения исследования | Л7 | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
При решении творческих заданий в команде надо не только придумать идею, но и донести ее до товарищей, пользуясь специальными техническими терминами. | Л4 | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Завершающий этап работы над проектом или моделью - его защита | М10 | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Возможен вариант "защиты проекта" в виде сказки или театрализованного представления, где исполнители и декорации - модели из конструктора | Л8 | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах |
Наличие официального сайта, где можно узнать последние новости и участвовать в конкурсах | М9 | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнени |
наличие объектно-ориентированной системы программирования, имеющей простой графический интерфейс. Легко осваивается! Является упрощенным аналогом языков, которые используются на реальном производстве | М7 | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Большое разнообразие датчиков в наборе NXT 2.0, что позволяет использовать робота при проведении физических экспериментов | М6 | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
Наличие ПО для регистрации данных и их анализа. | М11 | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции) |
SWOT-анализ ПервоРоботов Lego Wedo
| Возможности (Opportunities)
| Угрозы (Treats)
|
Сильные стороны (Strengths)
| Использовать Сильные стороны для реализации Возможностей:
| Использовать Сильные стороны, чтобы нейтрализовать Угрозы:
|
Слабые стороны (Weakness)
| Как Слабые стороны могут помешать использованию Возможностей и как можно исправить это положение:
| Как изменить Слабые стороны таким образом, чтобы избежать Угроз:
|
Лего не только инструмент для организации образовательного пространства, это инструмент воплощения ваших технических идей: Инструмент для совместного творчества учителя и ученика. Учитель ставит задачу перед всем классом, конструкторы позволяют каждой группе найти свои идеи, взаимообогатиться этими идеями, каждый может идти в своем направлении в развитии проекта.
Каждый волен придумать из одинаковых деталей сотни различных моделей и проектов - это уже реализовано во всем мире и масса доказательств в сети. [3]
А это значит, среда, созданная с помощью новых информационных технологий и, в том числе, с помощью Lego Education дает возможности для построения индивидуальной траектории развития. Это и есть одно из требований ФГОС ООО: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: …развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности». [4]
Приложения и литература:
- Сайт “Робототехника”. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russianrobotics.ru/
- Официальный сайт LEGO Education. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://education.lego.com/
- Примеры проектов LEGO Education. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://stefans-robots.net/en/wedo-cable-car.php/
http://stefans-robots.net/en/wedo-rocket.php/;
https://www.youtube.com/watch?v=3wvwO46qdsk/
https://www.youtube.com/watch?v=IOw2VW-xJFI/
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: тандарты http://standart.edu.ru/
- Лаборатория робототехники шк. 76 г.Екатеринбурга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school76.ru/?category=36&class=rubric_articles_groups&id=44/
- Презентации Лего в начальной, средней и старшей школе. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://docs.google.com/open?id=0B_yGw6paZrthMkxtaGpFal8xSGM/
https://docs.google.com/open?id=0B_yGw6paZrthYU5WanVyTnVQMVk/
https://docs.google.com/open?id=0B_yGw6paZrtheEJsQTczTzllV1U/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности в начальной и основной школе.
Доклад на краевой научно-практической конференции "Иноязычное воспитание: содержание и технологии реализации" 22.08.2018...
ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.
ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Разработала учебные задания, используя учебные пособия по математике 1 кл, УМК "Планета Знаний"...
"Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"
По данной теме разработан пакет заданий на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП. Разработаны отдельные учебные задания по математике по теме: "Спо...
Проект «Системно-деятельностный подход как способ формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках литературного чтения в начальных классах»
Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов. Материал представлен...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы...
Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме: «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся».
Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме: «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся»....