Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
учебно-методический материал (2 класс)
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balashova_e.v._prakticheskaya_rabota.docx | 34.47 КБ |
balashova_e.v._analiz.docx | 28.97 КБ |
balashova_e.v._keysy.docx | 33.59 КБ |
balashova_e.v._chek-list.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5 «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы».
Разработать пакет заданий (не менее 10) на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП.
«Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы».
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 3
УМК: «Перспектива», Учебник « Окружающий мир» 3 класс 2 ч. А. Плешаков.- Просвещение, 2021
Результаты освоения образовательной программы согласно ПРП | Задание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Задание 1. | |||
Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, ведут диалог Личностные: ответственное отношение к процессу обучения, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Предметные: Формирование знаний об органах чувств, их особенностях, формирование умения дать определение органам чувств. Познавательные: Развитие умения читать и слушать, отбирая нужные сведения | Прослушать стихотворение, ответить на вопросы О чём говорится в этом стихотворении? Есть пять помощников на службе у тебя, И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. Назовите одним словосочетанием. | Учитель дает вопросы для обсуждения детьми необходимости и значимости органов чувств Подумайте и скажите, кто такие исследователи? Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Как вы думаете, что сегодня мы будем исследовать? Давайте выберем, с помощью чего мы будем проводить наше исследование? (слайд ) (изучать справочную литературу, читать учебник, проводить эксперименты, читать доклад) | Дети отвечают на вопросы, доказывая значимость органов чувств (Органы чувств). (Это люди, которые что-то изучают, исследуют.) |
Задание 2. | |||
Личностные результаты имеют навыки сотрудничества в различных ситуациях | Сформулировать цель и задачи урока Назвать органы чувств. Привести примеры работы органов чувств Выявить способ решения задач | Учитель одобряет выбор учеников: «Итак, мы выбрали для нашего исследования - эксперимент! С его помощью мы сможем ответить на многие вопросы и достигнем нашей цели» Учитель «А теперь давайте поставим перед собой задачи, которые нам нужно будет решить» | Ученики формулируют цель и задачи урока Цель: исследование органов чувств. Задачи: 1.Исследовать с помощью эксперимента орган обоняния 2.Исследовать с помощью эксперимента орган вкуса 3.Исследовать с помощью эксперимента орган осязания 4.Исследовать с помощью эксперимента орган зрения 5.Исследовать с помощью эксперимента орган слуха |
Задание 3 | |||
Предметные: расширение представления о способностях органов чувств человека; изучение органа обоняния Познавательные Наблюдение за способностями органов чувств Коммуникативные Делают самостоятельные суждения и выводы Познавательные: выполнение аналитических, синтезирующих, сравнительных, классификационных операции, умение делать выводы | Проведение первого эксперимента, связанного с органом обоняния Учитель проносит по классу духи, ароматические масла, разносится благоприятный запах. Разделить все запахи на группы, аргументировать свой выбор: приятные, неприятные, опасные Сделать вывод
| Учитель задает вопросы: «Ребята, что относится к органам обоняния?» Учитель проводит эксперимент: «Ребята, закройте глаза, и попробуйте почувствовать запахи» Учитель задает вопросы: «Ребята, что вы чувствуете?» «А какая способность организма позволяет воспринимать и различать запахи?» «Какой орган относится к органам обоняния?» «Правильно, ребята! Оказывается запахи можно разделить на группы, давайте попробуем это сделать.» Учитель демонстрирует слайд Учитель подводит детей к формулированию вывода | Дети перечисляют названия органов чувств Ученики закрывают глаза и улавливают запахи Дети отвечают на вопросы: (запах, аромат) (обоняние) (нос) Ученики делят на группы запахи: Приятные: запах леса, запах моря, запах новой книги Неприятные: запах рыбы, запах чеснока, запах лука Опасные: выхлопные газы, утечка газа, запах дыма Благодаря органу обоняния мы чувствуем запахи цветов и вкусной пищи. Запах гари или дыма может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. |
Задание 4 | |||
Предметные: расширение представления о способностях органов чувств человека; изучение органа вкуса Познавательные: Наблюдение за способностями органов чувств, развитие речи учащихся, развитие логического мышления учащихся.
Коммуникативные: Делают самостоятельные суждения и выводы | Проведение второго эксперимента, связанного с органом вкуса Необходимо с закрытыми глазами отгадать продукты питания с помощью вкусовых ощущений. Охарактеризовать существенные признаки.
Сделать вывод | Учитель произносит слова для образования вкусовых ощущений «Ребята, а что вы чувствуете при слове «соль», «лимон»? А что помогает нам это почувствовать?» Учитель поочередно дает детям попробовать продукты с закрытыми глазами (соленые, кислые, сладкие), дети должны отгадать продукт, затем учитель задает вопрос: «Ребята, мы все знаем, что это продукты – одни соленые, другие кислые или сладкие. То есть каждый продукт имеет свой …? Что же такое вкус?» Учитель подводит детей к формулированию вывода | Ученики отвечают на заданные вопросы (язык) Дети отвечают на вопросы: (вкус) (Это способность организма определять различные вкусы). Ученики делают вывод: Язык – орган вкуса. Он позволяет человеку определять сладкий, кислый, горький, соленый вкусы. |
Задание 5 | |||
Предметные: расширение представления о способностях органов чувств человека; изучение органа осязания Познавательные: Наблюдение за способностями органов чувств Коммуникативные: Делают самостоятельные суждения и выводы | Необходимо отгадать загадку: Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… Оцените достоверность информации, полученной в ходе эксперимента Провести третий эксперимент: ученики с закрытыми глазами надевают рукавицы и через них пытаются ощупать предмет и угадать его качества. Не угадывают, снимают рукавицы и уже тактильно ощупывают и говорят, какой это предмет (гладкий, шершавый, мягкий, холодный) Сделать вывод | Учитель загадывает загадку, в последующем знакомит детей с понятием органа чувств – осязание. «Следующий орган осязания – это кожа. Кожа, оказывается, может «рассказать человеку» о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием» После проведения эксперимента, учитель задает вопросы: «Ребята, что помогло нам провести данный эксперимент?» Учитель подводит детей к формулированию вывода | Дети отгадывают загадку (кожа) Ученики участвуют в эксперименте, высказывают свои предположения о предмете, который чувствуют, отвечают на вопросы Ученики делают вывод: Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. |
Задание 6 | |||
Предметные: расширение представления о способностях органов чувств человека; изучение органа чувств – кожи Познавательные: Наблюдение за способностями органов чувств Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями. | Работа с учебником. Необходимо заполнить карточки по уходу за кожей. Учащиеся делятся на три группы и выписывают по три правила в карточку. Выберите верное высказывание, соответствующее органу чувств. Публично представьте результаты выполненной работы. | Учитель озвучивает задание: «Ребята, а теперь с помощью учебника, давайте заполним наши правила ухода за кожей. Каждая команда должна выписать по три правила на карточку» | Дети делятся на группы, заполняют карточки, озвучивают свои ответы: 1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. 2. Мыть руки каждый день после загрязнения. 3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. 4. Носить удобную одежду и обувь. 5. Закаляться |
Задание 7 | |||
Предметные: расширение представления о способностях органов чувств человека; изучение органа чувств - глаза Познавательные: Наблюдение за способностями органов чувств Коммуникативные: Делают самостоятельные суждения и выводы Личностные: имеют навыки сотрудничества в различных ситуациях, отзывчивы к бережному отношению к органам чувств Регулятивные: корректируют деятельность вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. | Провести четвертый эксперимент. Необходимо с закрытыми глазами попробовать прочитать текст учебника, ответить на вопросы. Назвать основные правила обращения с органами зрения - глазами Сделать вывод | Учитель озвучивает следующий эксперимент: «Ребята, давайте закроем глаза и попробуем прочитать текст в учебнике. Не получается? Почему? Может, вам удастся разглядеть какого цвета фигуры на моем столе? Не получается? Чем же это можно объяснить?» Учитель знакомит детей с органом чувств – зрением: «Глаза – это орган зрения. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» «Ребята, назовите основные правила обращения с органами зрения – глазами» Учитель подводит детей к формулированию вывода | Дети отвечают на вопросы и называют основные правила ухода за глазами: 1. Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту. Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров). 2. Освещение должно быть достаточно ярким без попадания прямого света в глаза. 3. Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста. 4. Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см. 5. Телевизор следует смотреть не ближе чем с расстояния, равного шестикратному размеру экрана по диагонали. То есть, если диагональ твоего телевизора 50 см, в идеале ты должна расположить диван или любимое кресло в трех метрах от него. При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза. 6. При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще - каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз. Учащиеся делают вывод: Зрение – это способность видеть, определять цвет, размер, форму предметов. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. |
Задание 8 | |||
Предметные: расширение представления о способностях органов чувств человека; изучение органа слуха Познавательные: Наблюдение за способностями органов чувств Коммуникативные: Делают самостоятельные суждения и выводы | Провести пятый эксперимент: с помощью использования записи звуков природы и шепота исследуется орган слуха Сделать вывод | Учитель просит детей принять участие в эксперименте: «Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 65. В нашем классе тишина. Что вы слышите? А теперь откройте уши и послушайте еще раз» (запись звуков природы). Учитель подводит детей к формулированию вывода | Дети принимают участие в эксперименте, отвечают на вопросы Дети делают вывод: Ухо – орган слуха. Слух - способность слышать звуки и воспринимать звуковые колебания. Мы способны не только слышать, но и различать звуки. |
Задание 9 | |||
Предметные: расширение представления о способностях органов чувств человека Работа с информацией: Понимание того, что органы чувств можно изучать с помощью разных средств: текст, таблица, рисунок, схема Познавательные: Наблюдение за способностями органов чувств Коммуникативные: Делают самостоятельные суждения и выводы Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности | Работа в группах. Разделиться на команды. Каждая команда должна выбрать себе цвет карточки «Правила ухода за органами чувств». Каждый цвет означает уровень сложности: «зеленый» - простой уровень сложности, «желтый» - средний уровень, «красный» - сложный уровень. Необходимо выбрать правильные ответы, соответствующие определенному органу чувств. | Учитель озвучивает условия работы в группах, предоставляет право выбора цветовой карточки: «Итак, выбираем карточки и галочками отмечаем правильные ответы» | Дети заполняют карточки согласно выбранному уровню сложности |
Задание 10 | |||
Работа с информацией: Понимание того, что органы чувств можно изучать с помощью разных средств: текст, таблица, рисунок, схема Личностные результаты: Личностные: имеют навыки сотрудничества в различных ситуациях, отзывчивы к бережному отношению к органам чувств | Разгадать кроссворд 1.Какой орган чувств нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, сосны? 2.С помощью какого органа чувств мы видим, что написано в книге? 3.С помощью какого органа чувств мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? 4.С помощью какого органа чувств мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? 5.Какой орган чувств помогает уловить запах хлеба, цветка, духов? 6.Какое слово зашифровано, догадайтесь? | Учитель озвучивает вопросы кроссворда | Дети отвечают на вопросы кроссворда |
Задание 11 | |||
Метапредметные: оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: Делают самостоятельные суждения и выводы, проводят рефлексию усвоенных знаний, оценивают свою работу Личностные: отзывчивы к бережному отношению к органам чувств, понимают значение знаний для человека. | Рефлексия В небольшом сундучке располагаются карточки с вопросами для каждого ученика. Необходимо выбрать карточку и ответить на вопрос. Вопросы: Больше всего мне запомнилось…. Сегодня я узнал…. Сегодня я научился… Мне очень понравилось… | Учитель предлагает ответить на предложенные вопросы: «Давайте заглянем в волшебный сундучок. В сундучке вопросы. Вам необходимо выбрать одну карточку, прочитать вопрос и ответить на него» | Дети озвучивают вопрос и проводят рефлексию |
Предварительный просмотр:
Анализ содержания и методического аппарата УМК
с точки зрения требований примерных рабочих программ»
Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала | |
Наличие элементов содержания согласно ПРП
| Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП | |
УМК «Школа России» Русский язык 1 класс | Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения Фонетика Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). Графика Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Лексика Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Синтаксис Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Орфография и пунктуация Правила правописания и их применение: • раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; •перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн; слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста. Развитие речи Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). | Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков на письме. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме мягкого (ь) знака. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Лексика (изучается во всех разделах) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). |
Вывод:
В учебнике «Русский язык» 1 класс Канакиной В.П. развитие речи изучается во всех разделах курса. Полностью соответствует тематическое планирование и требования к результатам освоения программы. Содержание учебника Русский язык 1 класс Канакина В. П. полностью соответствует элементам содержания примерной рабочей програмы НОО русский язык систематический курс.
Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Критерии оценивания: обоснованность / необоснованность заключений о соответствии / несоответствии содержании учебного материала и методического аппарата УМК требованиям ПРП.
Анализ учебных заданий
УМК «Школа России», «Русский язык» 1 класс Канакина В.П.
Учебное задание | Анализ учебного задания Развитие метапредметных результатов |
Упражнение 2 страница 6 Дарья Егоровна Белова Иван Ильич Белов Оля Ольга Ивановна Белова Коля Николай Иванович Белов Прочитай имена, отчества и фамилии близких по родству людей, членов одной семьи. Заметь, что имена у всех людей разные. Прочитай фамилию каждого члена семьи. Обрати внимание, что фамилия у всех одинаковая. Прочитай отчества детей - Оли и Коли. Запомни, что отчество даётся по отцу! А почему у папы и мамы отчества разные? Догадайся, как звали папу мамы и папу папы, то есть дедушек Оли и Коли. Напишите своё имя и отчество Упражнение 5 страница 12 Чем похожи и чем различаются предложения и схемы предложений? Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания? Прочитай каждое предложение с правильной интонацией. Объясни, какая схема соответствует каждому предложению. Весна! Весна? Весна. Скоро наступит весна? Скоро наступит весна. Скоро наступит весна! Упражнение 9 страница 67 Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы. Плиты – плита, … – п..сьмо, ….- ш..ры, …- р..ка, …- ..гра, …- п..тно, …- р..са, …- м..ря. Упражнение 18 страница 102 Прочитай выразительно: - Морж спросил у кенгуру: - Как выносишь ты жару? - Я от холода дрожу! – Кенгуру сказал моржу.
(Б. Заходер) Вспомни, почему перед предложением поставлен знак «тире»? Разыграй по ролям диалог. Один читает слова моржа, а другой – слова кенгуру. Придумай свой диалог, разыграй с соседом по парте. Упражнение 1 страница 113. Рассмотри рисунок. Прочитай. Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи. (Л. Успенский) Какую мысль сообщил автор этих слов? Скажи, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных? Упражнение 1-2 страница 129 Прочитай названия русских народных сказок. К каким из них даны рисунки? Курочка Ряба Лисичка – сестричка и серый волк Рукавичка Мужик и медведь Лиса и журавль Лиса и заяц По щучьему велению 1.Объясни правописание слов с выделенными буквами. Какие правила тебе пришлось вспомнить? 2.Какие из этих сказок ты знаешь? Напиши название своей любимой сказки. Сделай к ней иллюстрацию. Подготовься рассказать о том, что изображено на твоем рисунке. Представь свой рисунок в классе. Оцени результат своей работы. Упражнение 4 страница 62 Познакомься с памяткой 2 на стр.120 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки?» Пользуясь памяткой, объясни, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой - безударный. Соловьи, краски, смородина Упражнение 10 страница 114 Проверь себя: 1.Где тебе пригодятся знания о написании буквосочетаний чк,чн,чт? Приведи примеры слов на это правило. 2.Какой звук надо произносить при чтении выделенных букв в данных словах? Скучно, конечно, что 3. Какое слово в данном ряду слов лишнее? Свечка, точка, банка, гречка | 1.Познавательные УУД 1. Базовые логические: Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 2.Базовые исследовательские: Выполнение проекта и оценка результата своей работы 3.Работа с информацией Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других. 1.Общение. «Выскажи мнение: для чего нам нужна речь?» 2.Совместная деятельность. Работа в парах. Регулятивные УУД. 1.Самоорганизация. Планированию учебных действий с языковым материалом способствуют задания к упражнениям учебника, указывающие порядок выполнения действий, памятки, алгоритмы, справочные материалы учебника. 2.Самоконтроль. Развитие умения самоконтроля и рефлексии заложено в таких заданиях упражнений учебника, как «Проверь себя» |
Предварительный просмотр:
Кейсы:
В каждом кейсе выберите несколько вариантов ответа и обоснуйте свой выбор.
1. В учительской одной из школы шла оживленная дискуссия о том, как должен вести урок учитель-профессионал. Учителя не сходились во мнениях, каждый отстаивал свою точку зрения, опираясь на собственный опыт. Среди перечисленных подходов, которые учителя выписали на доске, выделите те, с которыми Вы согласны и систематически применяете на своих уроках.
- Учитель соблюдает следующую этапность урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление нового материала.
- Учитель требует неукоснительного соблюдения дисциплины.
- Учитель организует изучение нового материла через постановку проблемы.
- Учитель не позволяет школьникам эмоциональных проявлений, таких как удивление, недовольство, оживление, боязнь и др.
- Учитель поощряет минимальные успехи слабых учащихся.
- На уроке преобладают фронтальные методы обучения, когда одно и то же задание все ученики выполняют одновременно.
- Учитель применяет на уроке мультимедийные средства обучения.
- В конце урока учитель делает заключение о том, что узнали и чему новому научились, оценивает качество учащихся работы на уроке.
Ответ: Учитель организует изучение нового материла через постановку проблемы.
Обоснование: Ученики не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений.
Ответ: Учитель не позволяет школьникам эмоциональных проявлений, таких как удивление, недовольство, оживление, боязнь и др.
Обоснование: Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении. Важным профилактическим средством является так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т.д. в общении со школьниками.
Ответ: Учитель поощряет минимальные успехи слабых учащихся.
Обоснование: Необходимо соотносить успех ребенка с его личными усилиями и возможностями, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе. Во всем нужна мера и поощрение не должно быть для детей единственной целью. Мотив приобретения должен идти рядом с мотивом познания на первых этапах развития познавательной активности, и являться приятным дополнением жажды знаний на последних этапах.
Ответ: Учитель применяет на уроке мультимедийные средства обучения.
Обоснование: Мультимедийные средства содействуют развитию познавательных процессов, которые обеспечивают получение, накопление, хранение и воспроизведение знаний, а также способствует ознакомлению с основами медиаграмотности.
Ответ: В конце урока учитель делает заключение о том, что узнали и чему новому научились, оценивает качество учащихся работы на уроке.
Обоснование: Завершая работу, учителю необходимо спросить у учащихся о том, чему они научились на уроке, что узнали нового по сравнению с тем, что им было известно ранее, какие трудности в усвоении материала встретили, а также педагог обращает внимание класса на особенности работы над учебным материалом в домашних условиях, называет фамилии учеников, которые стали успешнее работать на уроках, дает в тактичной форме советы тем, кому необходимо изменить свое отношение к учебе в лучшую сторону, и т. п.
2. Учитель А. планирует проведение урока по теме «Три состояния вещества», окружающий мир, 3 класс. Из предложенного ниже списка выберите и расставьте в определенной последовательности только те действия учителя, которые Вы бы спланировали при проведения такого урока.
- Учитель показывает демонстрационный эксперимент по превращению воды
- Учитель показывает презентацию по теме урока, объясняет учебный материал
- Учитель объявляет цели и задачи урока
- Учитель читает загадки о разных состояниях воды для мотивации школьников
- Учитель предлагает сформулировать тему урока
- Учитель предлагает сделать выводы по результатам наблюдений
- Учитель организует работу в парах для иллюстрации превращения воды по сказке «Снегурочка»
- Учитель выставляет отметки за усвоение нового материала
- Учитель просит школьников назвать, что они узнали на уроке, что было трудно, что интересно
- Учитель подводит итоги урока
Ответ: Учитель показывает демонстрационный эксперимент по превращению воды
Обоснование: Доступный и наглядный эксперимент, а также опорные схемы способствуют более прочному усвоению материала, несмотря на то, что на уроках вводятся новые химические понятия, неизвестные ранее учащимся.
Ответ: Учитель показывает презентацию по теме урока, объясняет учебный материал
Обоснование: Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Проведение урока с использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения.
Ответ: Учитель объявляет цели и задачи урока
Обоснование: Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Цель современного урока: создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения). Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, "присвоена" им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача. Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
Ответ: Учитель читает загадки о разных состояниях воды для мотивации школьников
Обоснование: Необходимо способствовать становлению осмысленного отношения к учению: поддерживать у учеников интерес к природе, развивать любознательность, наблюдательность, умение применять межпредметные знания (понятия «признак» из курса русского языка, «свойство»).
Ответ: Учитель предлагает сформулировать тему урока
Обоснование: Необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Самостоятельная формулировка темы урока создает условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию обучающихся
Ответ: Учитель предлагает сделать выводы по результатам наблюдений
Обоснование: Исследовательские умения включают в себя способность: ставить и выявлять проблемы, уточнять не ясные вопросы, формулировать и проверять гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтезировать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать обобщения и выводы и др. Умение наблюдать входит в состав исследовательских умений.
Ответ: Учитель организует работу в парах для иллюстрации превращения воды по сказке «Снегурочка»
Обоснование: Основными и необходимыми условиями для формирования исследовательских умений учеников являются целенаправленность и систематичность, мотивированность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, учет возрастных особенностей.
Ответ: Учитель выставляет отметки за усвоение нового материала
Обоснование: Одна из целей контроля – определить уровень усвоения материала. Точность оценивания учащихся зависит от правильности формулирования вопроса.
Ответ: Учитель просит школьников назвать, что они узнали на уроке, что было трудно, что интересно
Обоснование: Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: кто? Что? Кого? Чего? Кому? Где? Зачем? Вопрос должен содержать одну мысль, Четко соотнесен с понятием или проблемой. Он должен быть однозначен, ясен и конкретен. Отсюда следует, что ответ должен быть один, а не несколько
Ответ: Учитель подводит итоги урока
Обоснование: Важно, чтобы учащиеся уяснили, чему они научились на уроке, чем обогатились, какие знания, умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своем развитии.
3. Учителя, работающие в одной параллели, представили на методическом объединении описание подходов к проведению урока обобщения и систематизации знаний по теме "Лексика. Фразеология" 6 кл. С какими позициями, из представленных ниже, Вы скорее согласны?
- Я организую введение в урок: сообщаю школьникам его цели и задачи
- На слайдах презентации я показываю основные понятия темы, привожу примеры для их иллюстрации
- Я подбираю интересную лингвистическую задачу, чтобы мотивировать школьников на учебную деятельность
- Я провожу игру «Фразеологический бой»
- Я организую работу в группах по решению лексических заданий
- Я излагаю, а учащиеся записывают в тетради основные выводы по теме
- Я организацию самостоятельную работу с учебником для учащихся с недостаточным уровнем подготовки
- Я подвожу итоги урока и для диагностики знаний провожу контрольную работу
- Я провожу оценивание школьников с выставлением отметок в журнал.
Ответ: Я подбираю интересную лингвистическую задачу, чтобы мотивировать школьников на учебную деятельность
Обоснование: Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Привить интерес к изучаемому предмету, повысить учебную мотивацию – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.
Ответ: Я провожу игру «Фразеологический бой»
Обоснование: В результате проведения данного мероприятия у школьников должен повыситься интерес к фразеологии, фразеологизмам и, конечно же, русскому языку. Ребята поймут образность и красоту фразеологизмов и будут их употреблять в своей речи соответственно ситуации, так как фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка, они отражают глубоко народный, самобытный характер русского языка. Необходимо расширять знания школьников о разделе русского языка – фразеологии; развивать коллективное творчество, интерес к исследовательской работе; используя игровую форму, пробуждать любовь к русскому языку; воспитывать любознательность, доброжелательность во взаимоотношениях в процессе лингвистического соревнования.
Ответ: Я организую работу в группах по решению лексических заданий
Обоснование: Групповая работа - это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Ответ: Я провожу оценивание школьников с выставлением отметок в журнал.
Обоснование: Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Единая система оценивания позволит определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык, отследить динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания заложен механизм поощряющий, способствующий формированию самооценки учащихся.
4. При подготовке к обобщающему уроку по курсу «География материков и океанов», 7 кл., молодой учитель запланировал определенные цели. Какие из перечисленных целей урока Вы бы не стали планировать?
- сформировать систему новых понятий
- развить умение классифицировать знания о географии материков и океанов
- развить умение связывать полученные знания по курсу с практическим опытом
- сформировать умение самоконтроля
- развить умение связывать основные понятия по данного курсу
- сформировать умение поиска и выделения информации о географии материков и океанов
Ответ: развить умение классифицировать знания о географии материков и океанов
Обоснование: Повторение знаний географической номенклатуры, географических понятий, особенностей природы разных материков. Научить детей образно мыслить, эмоционально излагать свои мысли.
Ответ: развить умение связывать полученные знания по курсу с практическим опытом
развить умение связывать основные понятия по данного курсу
Обоснование: Практика является критерием истинности знаний, осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания учебного материала. Применение знаний в том или ином виде происходит в каждом звене учебного процесса и определяется непосредственной логикой усвоения знаний.
5. В школе планируется проведение недели открытых уроков для педагогов соседней школы. Свой профессионализм учителя хотят продемонстрировать на примере организации комбинированных уроков. А какие из подходов, представленных ниже, смогли бы убедить Вас в высоком профессионализме учителей?
- Сообщение содержания нового материала с применением презентации
- Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности
- Выполнение практических учебных заданий под руководством учителя
- Организация взаимодействия учеников при решении учебной задачи
- Фронтальная проверка знаний с выставлением поурочных отметок
- Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с электронными ресурсами
- Выступление учащихся с сообщениями по новой теме
- Использование интерактивной доски для формирования метапредметных результатов обучения
- Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью
Ответ: Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности
Обоснование: Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Ответ: Организация взаимодействия учеников при решении учебной задачи
Обоснование: Сотрудничество– это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Ответ: Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с электронными ресурсами
Обоснование: Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Ответ: Использование интерактивной доски для формирования метапредметных результатов обучения
Обоснование: Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, и очень эффективное средство, способствующее активному вовлечению обучающихся в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет существенно разнообразить урок, сделать его информативно насыщенным. Интерактивная доска вызывает большой интерес у детей. Какой бы сложной и скучной ни была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если урок сделан в красках, со звуком и многими другими эффектами. Это позволяет добиться повышения мотивации к процессу обучения.
Ответ: Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью
Обоснование: Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности для достижения целей организации. Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Предварительный просмотр:
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод об учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | ||||
Изобразительное искусство, 2 класс | «Аппликация человечка» | 1.Мотивационно – целевой этап. Установление атмосферы дружелюбности, проведение упражнений, снимающих психологическое напряжение Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока 2. Этап актуализации знаний (орфограммы, повторение названий геометрических фигур, размер, форма). 3. Этап изучения нового. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Учитель, используя демонстрационный материал, привлекает внимание учеников, побуждает детей к действию. Деление на группы, определение социальных ролей. 4. Этап самоконтроля Учитель организует самостоятельную работу учеников, выдает раздаточный материал(трафареты). Учитель осуществляет помощь, консультирует, направляет 5. Презентация Учитель дает возможность высказаться каждому участнику группы, дать оценку собственным результатам деятельности, правильности и точности выполнения задания | Поисково-исследовательские. Умение слушать, сотрудничать, видеть и формировать проблему, | Активизация познавательной деятельности происходит за счёт использования следующих форм и методов обучения: Извлечение информации из схем и рисунка. Представление информации в виде таблицы. | Установление атмосферы дружелюбности, сотрудничество между учеником и учителем. Взаимопомощь и взаимовыручка среди детей. | Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная Взаимодействие в процессе групповой работы. Распределение роли в работе. Обобщают и делают выводы. Поиск решения проблемы. Высказывание собственной точки зрения, проведение самоанализа работы | Коллективное обсуждение работы, распределение ролей, совместное обсуждение и заполнение таблицы, составление плана работы, плана изготовления фигур. Оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить) Планирование и самоконтроль. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно), контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном) | Организуют собственную деятельность, контролируют, ищут ошибки с помощью учителя и корректируют их, оценивают, адекватно реагируют на замечания учителя Использование ассоциативного ряда как наглядного примера Составление плана, с помощью ассоциативного ряда Сравнение с вариантом на демонстрационном материале. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию | Основная задача педагога: организация учебной деятельности, позволяющей формировать у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска Реализуется системно-деятельностный подход, задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи. Групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах. Знания не даются в готовом виде, обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио как средство оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП младшими школьниками.
Материал из опыта работы по созданию и критериям оценки портфолио обучающихся начальных классов с соотвествии с ФГОС....
Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности в начальной и основной школе.
Доклад на краевой научно-практической конференции "Иноязычное воспитание: содержание и технологии реализации" 22.08.2018...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, матапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы. Практическая работа №5.
laquo;Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Разработала учебные задания, используя учебные пособия по математике 1 кл, УМК "Планета Знаний"...
"Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"
По данной теме разработан пакет заданий на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП. Разработаны отдельные учебные задания по математике по теме: "Спо...
Система мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов усвоения образовательных программ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательн...