Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа 21века» в свете идей ФГОС
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Карташова Нина Фёдоровна

Статья по теме: "Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа 21века»  в свете идей ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа 21    века»  в свете идей ФГОС

        За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь учителя сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. Ответственность начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и  строителем»образовательного процесса. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они  создают условия развития личности и ее самореализации.

         В ФГОС начального общего образования  содержится  характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

     Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

  Курс «Окружающий мир раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.УМК «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована системно, так что любой урок обеспечивает достижение этих результатов.

       Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования. УМК «Начальная школа 21 века» 1класс

№ п/п

Раздел программы

Кол-во час

Программное содержание

 Универсальные учебные действия

  1.  

Введение.

Что  такое окружающий

мир

1

Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир природы, вещей, людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить разные предметы
и объекты окружающего мира?

1.Регулятивные:  

1.1выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

1.2 ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

2.Познавательные: 

2.1понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; 2.2уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»;

2.3нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров

3.Коммуникативные:

3.1 рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

4.Личностные:

4.1принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

 4.2 осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Родная  природа

14

Наблюдения за изменениями в природе, определение причины и следствия отдельного явления, ответы на вопросы по теме наблюдения.

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Составление описательного рассказа. Работа с таблицей

«Календарь сбора ягод».

Чтение дополнительных текстов о диких животных

Различение животных  по внешним характеристикам.  Названия животных и их детенышей.

Сезонные  изменения.

Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность.

различные состояния воды (пар, град, туман, иней, роса,
лед, снег).

Хвойные  деревья: особенности,

отличия от лиственных.

Названия, особенности внешнего вида, голосов птиц. Зависимость питания птицы от строения клюва.

Рассказывание о внешнем виде птиц, повадках,
образе жизни.

Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие.

Сезонная  жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

1.Регулятивные:  

 1.1.  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

1.2готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

2.Познавательные: 

2.1 формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы;

2.2отвечать на вопросы по теме наблюдения;

2.3 определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень»;

2.4  выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты кладовая витаминов;

2.5определять последовательность времен года;

2.6 установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе;

2.7.уточнять и расширять представления о диких животных;

2.8  объяснять понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы»;

2.9знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем;

2.10выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; объяснять понятие «вечнозеленые деревья»;

2.11знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса;

2.12знакомиться с народными приметами , с изменениями, которые происходят в разные времена года;

2.13., объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель»;

2.14 распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные,

растительноядные, хищные, всеядные);

2.15.знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания  диких животных;

2.16составлять описательный рассказ;

2.17.работать с таблицей.

3.Коммуникативные: 3.1строить понятные для партнера высказывания;

3.2оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

3.3допускать существование различных точек зрения;

3.4 вступать в диалог с учителем, одноклассниками;

3.5ставить вопросы;

3.6 обращаться за помощью к одноклассникам.  

4.Личностные:

4.1проявляют ценностное отношение к природному миру;

 4.2осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

4.3выражают позитивное  отношение к живой природе;

4.4проявляют заботливое отношение к птицам;

4.5проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Мы - школьники

7

Ты – первоклассник. Кого называют друзьями.

Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника
и свою, радоваться успехам друзей. Правила поведения на уроке: подготовка
рабочего места, правильная осанка, гигиена письма,
внимательность, сдержанность,  аккуратность. Оказание  посильной  помощи взрослым:
подготовка к уроку, уборка класса, дежурство.

Что такое режим дня и зачем он нужен? Определение времени по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия - антонимы: «организованный – неорганизованный». Режим дня первоклассника.

ОБЖ: безопасная дорога  от дома до школы. Улица  (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть. Дорожные знаки. Светофор. Дорожные знаки. Домашний адрес.

1.Регулятивные:  

 1.1.  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

1.2готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

2.Познавательные: 

2.1выделять и формулировать познавательную цель;

2.2 знакомиться  с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется);

2.3составлять описательный рассказ по картинкам;

2.4использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.

2.5 использовать общие приемы решения задач;

 2.6определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха;

2.7осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

2.8знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей.

3.Коммуникативные: 3.1строить понятные для партнера  высказывания;

3.2оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

3.3 выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях  с одноклассниками, друзьями, взрослыми; 3.4 строить монологическое высказывание; 3.5 договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить монологическое
высказывание;

3.6 вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.Личностные:  

4.1проявляют ценностное отношение;

4.2осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

4.3 оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира;

4.4принимают образ «хорошего ученика»; осознают значение учебной деятельности;

4.5 проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Ты и  здоровье

2

Забота о своем здоровье
и хорошем настроении. Что такое здоровье.  Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья.

Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса.

Будем развивать силу, ловкость
и быстроту. Физическая культура. Правила закаливания. Проветривание  помещения. Утренняя  гимнастика. Прогулки, игры на воздухе.

Какая пища полезна. Как правильно питаться. Полезный завтрак. Витамины для нашего

организма. Продукты  на ужин. Культура поведения за столом.

От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение  было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать  хочется  и др.

1.Регулятивные:  

 1.1. планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

2.Познавательные: 

2.1  иметь  представление  об органах чувств, их роли в жизни человека;

2.2 обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека;

2.3 уточнять, от чего зависит настроение человека, рассматривать, каким бывает настроение, характеризовать виды настроения (радостное, веселое, грустное, печальное и т. д.).

3.Коммуникативные:

 3.1договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3.2 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

3.3 предлагать помощь в сотрудничестве.

4.Личностные:

4.1 осознают ответственность человека  за общее благополучие;

4.2 понимают чувства других

людей и сопереживают им;

4.3 следуют нормам здоровьесберегающего поведения;

4.4 проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций;

4.5 принимают установку на здоровый
образ жизни;

4.6  проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость.

5.

Мы и вещи

2

Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий

Домашние  и  дикие животные: различия. Профессии людей,

ухаживающих за животными (пастух, доярка, конюх, птичница). Как заботиться о домашних  животных

(уход, кормление, прогулка).

Труд людей, которые  делают для нас разные вещи:

одежду, обувь , книги и другие вещи. Профессии людей (слесарь, портниха, столяр, гончар).

Бережное отношение к вещам, уход  за ними.

Понятия-антонимы:  «аккуратный – неаккуратный», «бережливый – расточитель-

ный (небережливый)».

Сходство  и  различие разных видов транспорта: воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и ра-

ботающий  на бензине (керосине); грузовой, легковой.

Профессии: машинист, водитель, летчик, капитан, бортпроводник, кондуктор.

ОБЖ: правила  пожарной  безопасности. Правила обращения с бытовыми  и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

1.Регулятивные:  

 1.1.  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

  1.2оценивать результаты труда.

2.Познавательные: 

2.1  знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека;

2.2называть хлебобулочные изделия, из чего их делают;

 2.3знать о пользе  хлеба, его ценности;

2.4  строить рассуждения;

2.5 приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питании

2.6 классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее».

2.7уточнять и обогащать представления  о различных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека

2.8 выделять сходства и различия разных видов транспорта

(воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.

3.Коммуникативные:

3.1 ориентироваться на  позицию партнера в общении и взаимодействии;

3.2 сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку

4.Личностные:

4.1  уважают труд хлебороба и людей, связанных  с производством хлеба и других продуктов,

4.2 бережно относятся к хлебу;

4.3понимают чувства одноклассников, учителя

4.4выражают эмоционально-положительное отношение к животным;

4.5 соблюдают правила бережного отношения к вещам и предметам, проявляют уважение к труду взрослых

4.5проявляют уважительное отношение к истории родного народа

6.

Родная страна

7

Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Чем  любят
заниматься  члены  семьи
в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки –  любимый  досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание  любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье.

Домашние  дела.

Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России.

Наша страна – Россия, Российская  Федерация. Москва –  столица РФ. Символика  России: гимн, флаг, герб.

Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка

по  карте: значение цвета, определение по символам
(знакам) представителей
животного мира и места их обитания на территории нашей страны.

Россия – страна многона-
циональная.

Особенности народа: язык, искусство,  обычаи.

Как можно встретить праздник «День защитника  Отечества»,  праздник «8 Марта»  в семье, как проявить внимание
к родным  и близким.

1.Регулятивные:  

 1.1. использовать речь для регуляции своего действия;

1.2 контролировать свою речь, ее четкость и правильность;

1.3 принимать и сохранять учебную задачу.

2.Познавательные: 

2.1  объяснять понятия, связанные с темой

«Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.;

2.2 иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира;

2.3осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; помогать по дому старшим;

2.4знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы;

2.5уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории  нашей страны.

2.6 уточнять названия нашей страны (Россия,  Российская Федерация); 2.7рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ;

2.8 знакомиться с символами России
(флаг, гимн, герб).

3.Коммуникативные:

3.1 взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению;

3.2 использовать в общении правила вежливости;

3.3 принимать участие в работе
парами (группами).

4.Личностные:

4.1 проявляют позитивное  отношение к семье и семейным ценностям;

4.2 осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира(лада) в семейной жизни;

4.3 проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представления о причинах успеха в учебе

4.4осознают свою этническую принадлежность



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Разработка урока окружающего мира.Тема: Древнерусская культура....

Нестандартный урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.Учебник:  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».Класс: Первый.Тема: Как из зерна получилась булка.Цель: Сформировать представления о процессе выращив...