Формирование УУД у младших школьников
статья на тему
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form._uud_u_ml._shkolnikov_.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:Формирование УУД у младших школьников. |
Тема: Формирование универсальных учебных действий в свете реализации новых стандартов второго поколения.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.
Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся при контроле и участии педагога. Мной представлены разные этапы урока и формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, математики и окружающего мира.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Изучение нового материала | - Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека. - А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь. Анализ ситуации 1 . Вспомните одного из любимых сказочных героев – Винни - Пуха, когда он был в гостях у Кролика. - Что с ним приключилось и почему? - Какой совет дадите Винни - Пуху? - Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? - Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании?
- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…» - Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? Как это всё назовём? - Какие овощи ещё вы знаете? - Как отличить овощи от фруктов? - Как назовём картинки, которые остались? - Как отличить фрукты от овощей? - Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте, если есть ошибки, исправьте. Меняемся тетрадями с соседом по парте - Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным. - Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? - Чем полезны? Если обучающиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. - Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся? | Работа с текстом (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)
Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу. Не переедать.
Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.
Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.
Картошку, капусту… Овощи. Лук, чеснок… Они растут на грядках. Фрукты. Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона. Фрукты содержат большое количество витаминов.
Витамины В и С. | П: анализ, классификация. Л: соотношение поступка и события с принятыми этическими принципами. Р: выбор способов решения проблемы, регулировать деятельность учащихся и соотносить текст иллюстрации к нему и соответствующие выводы. П: использование знаково-символических средств. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в действия обучающихся в случае расхождения ожидаемого результата с эталоном. П: логические действия обучающихся, решение проблемы.
П: классификация по признакам.
П: анализ, классификация. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в действия обучающихся в случае расхождения ожидаемого результата с эталоном. П: логические действия обучающихся, решение проблемы. К: взаимопроверка тетрадей, выявляются проблемы в усвоении текущих знаний,
П: анализ, классификация.
|
Р — регулятивные УУД; К — коммуникативные УУД; П — познавательные УУД; Л — личностные УУД
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что на занятиях курса окружающего мира в начальной школе необходимо вводить наблюдение, сопоставление фактов, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций, требующих от ученика начальной школы размышлений и доказательств, что будет способствовать решению актуальной задачи современного начального образования — формированию и развитию универсальных учебных действий.
Название проектной задачи | Периметр прямоугольника |
Предмет | Математика |
Класс | 2 |
Тип задачи | Предметная рефлексивная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Повторение основных операции при выполнении чертежа к геометрической задаче. 2. Получение дополнительных знаний по пройденной теме, отработка новых действий. 3. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения. 4. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах. |
Знание, умения и способы действий, на которые опирается задача | 1. Умение учащихся выполнять чертеж прямоугольника. 2. Умение анализировать и делать выводы. 3. Владение основными математическими действиями для решения задачи (сложение и умножение). 4. Умение выбирать оптимальный вариант решения. |
Общеучебные умения
| 1. Работа согласно алгоритму (умение действовать по плану, по образцу). 2. Работа с разными видами информации. 3. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): взаимодействие, взаимопомощь, взаимоконтроль |
Планируемый педагогический результат | 1. Произошло усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. 2. Сформированы знания и умения при работе с прямоугольником. 3. Сформировано умение, работая в малой группе, начертить прямоугольник и вычислить его периметр разными способами. |
Критерии оценки сформированности УУД | Оценивается: 1. владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий; 2. умение применять их для решения практической задачи; 3. умение действовать согласно инструкции; 4. умение обосновывать решения; 5. публичная презентация результатов (выступление — демонстрация своего прямоугольника). Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе и делается общий вывод об уровне работы (при взаимопроверки результатов совместной деятельности). |
Формы и методы по реализации проектной задачи | Творческие задания, работа в микро группах (4 чел.), игровые технологии, ИКТ. |
Материалы | Презентация, демонстрирующая варианты вычисления периметра, задания для учащихся каждой группы, карточки с заданиями, проектор, интерактивная доска |
Формируемые и оцениваемые УУД | 1. личностные УУД — произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом, формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; 2. коммуникативные УУД — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 3. познавательные УУД — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ или других источников информации; 4. регулятивные УУД — составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. |
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение и выработка положительной мотивации к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности
Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...