Формирование УУД у младших школьников
статья на тему

Наталья Петровна Горяева

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form._uud_u_ml._shkolnikov_.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Формирование УУД у младших школьников.


Тема: 
Формирование универсальных учебных действий в свете реализации новых стандартов второго поколения.


Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 
В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.
Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся при контроле и участии педагога. Мной представлены разные этапы урока и формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, математики и окружающего мира.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Изучение нового материала

- Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.

- А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек?

 

 

 

- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.

Анализ ситуации 1 . Вспомните одного из любимых сказочных героев – Винни - Пуха, когда он был в гостях у Кролика.

- Что с ним приключилось и почему?

- Какой совет дадите Винни - Пуху?

- Анализ ситуации 2.  А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась?

- Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании?

 

 

- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка?

Как это всё назовём?

- Какие овощи ещё вы знаете?

- Как отличить овощи от фруктов?

- Как назовём картинки, которые остались?

- Как отличить фрукты от овощей?

- Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте, если есть ошибки, исправьте. Меняемся тетрадями с соседом по парте

- Названия овощей подчеркните зелёным

карандашом, а названия фруктов – красным.

- Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день?

- Чем полезны?

Если обучающиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение.

- Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

Работа с текстом

(Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)

 

 

 

 

 

 

Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.

Не переедать.

 

 

 

 

 

 

Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть

 разнообразной.

 

 

Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.

 

Картошку, капусту…

Овощи.

Лук, чеснок…

Они растут на грядках.

Фрукты.

Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.

Фрукты содержат большое количество витаминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витамины В и С.

П:  анализ, классификация.

Л:  соотношение поступка и события с принятыми этическими принципами.

Р:  выбор способов решения проблемы, регулировать деятельность учащихся и соотносить текст иллюстрации к нему и соответствующие выводы.

П: использование знаково-символических средств.

Р:  внесение необходимых дополнений и корректив в действия обучающихся в случае расхождения ожидаемого результата с эталоном.

П:  логические действия обучающихся, решение проблемы.

 

 

П: классификация по признакам.

 

П:  анализ, классификация.

Р:  внесение необходимых дополнений и корректив в действия обучающихся в случае расхождения ожидаемого результата с эталоном.

П:  логические действия обучающихся, решение проблемы.

К: взаимопроверка тетрадей, выявляются проблемы в усвоении текущих знаний,

 

 

 

П:  анализ, классификация.

 

Р — регулятивные УУД; К — коммуникативные УУД; П — познавательные УУД; Л — личностные УУД

       Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что на занятиях курса окружающего мира в начальной школе необходимо вводить наблюдение, сопоставление фактов, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций, требующих от ученика начальной школы размышлений и доказательств, что будет способствовать решению актуальной задачи современного начального образования — формированию и развитию универсальных учебных действий.  

Название  проектной  задачи

Периметр прямоугольника

Предмет 

Математика

Класс 

2

Тип  задачи

Предметная  рефлексивная 

Цели  и  педагогические  задачи  (педагогический  замысел)

1.  Повторение  основных  операции  при  выполнении чертежа к геометрической задаче.

2.  Получение  дополнительных  знаний  по  пройденной  теме,  отработка  новых  действий.

3.  Проверка  умений  учащихся  пользоваться  предложенной  информацией,  представленной  в  различных  видах,  и  на  ее  основе  осуществлять  выбор  оптимального  решения.

4.  Развитие  навыков  сотрудничества  в  малых  одновозрастных  группах.

Знание,  умения  и  способы    действий,  на  которые  опирается  задача

1.   Умение  учащихся  выполнять чертеж прямоугольника.

2.   Умение  анализировать и делать выводы.

3.   Владение  основными математическими действиями для решения задачи (сложение и умножение).

4.   Умение  выбирать  оптимальный  вариант  решения.

Общеучебные  умения

 

1.   Работа  согласно  алгоритму  (умение  действовать  по  плану,  по  образцу).

2.   Работа  с  разными  видами  информации.

3.   Работа  в  малой  группе  (коммуникативная  компетентность):  взаимодействие,  взаимопомощь,  взаимоконтроль

Планируемый  педагогический  результат

1.  Произошло  усвоение  предметного  материала  и  возможностей  применять  его  в  нестандартных  условиях.

2.  Сформированы  знания  и  умения  при работе с прямоугольником.

3.  Сформировано  умение,  работая  в  малой  группе,  начертить прямоугольник и вычислить его периметр разными способами.

Критерии  оценки 

сформированности  УУД

Оценивается: 

1.  владение  необходимым  предметным  материалом,  правильность  выполнения  отдельных  заданий;

2.  умение  применять  их  для  решения  практической  задачи;

3.  умение  действовать  согласно  инструкции;

4.  умение  обосновывать  решения;

5.  публичная  презентация  результатов  (выступление  —  демонстрация  своего  прямоугольника).

Оценивание  взаимодействия  учащихся  при  работе  в  малой  группе  и  делается  общий  вывод  об 

уровне  работы (при взаимопроверки результатов совместной деятельности).

Формы  и  методы 

по  реализации  проектной 

задачи

Творческие  задания,  работа  в  микро группах  (4  чел.), игровые  технологии,  ИКТ.

Материалы

Презентация,  демонстрирующая варианты вычисления периметра, задания  для  учащихся  каждой  группы,  карточки  с  заданиями,  проектор,  интерактивная  доска

Формируемые  и 

оцениваемые  УУД 

1.     личностные  УУД  —  произвольность  регуляции  поведения  и  деятельности:  в  форме  построения  предметного  действия  в  соответствии  с  заданным  образцом  и  правилом,  формирование  адекватной  позитивной  осознанной  самооценки;

2.     коммуникативные  УУД  —  умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в    соответствии  с  задачами  и  условиями  коммуникации;  планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками;  инициативное  сотрудничество  в  поиске  и  сборе  информации; 

3.     познавательные УУД  —  постановка  и  формулирование  проблемы,  самостоятельное  создание  алгоритмов  деятельности при  решении  проблем  творческого  и  поискового  характера;  поиск  и  выделение  необходимой  информации,  в  том  числе  решение  рабочих  задач  с  использованием ИКТ  или  других  источников  информации;

4.     регулятивные   УУД —  составление  плана  и  последовательности  действий;  оценка  результатов  работы. 

Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение  и выработка положительной мотивации к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; 
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; 
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. 
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности

Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин  России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...