Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.В основе программы лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина: нравственной, правовой и политической. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Formirovanie_pravovyh_predstavleniy_mladshih_shkolnikov_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.rar | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор программы: Часовских Татьяна Петровна
Предмет преподавания: начальные классы
Должность: учитель, педагог-организатор по
воспитательной работе
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
В условиях построения Россией правового демократического государства, когда происходит обновление и совершенствование законодательства, права и свободы человека утверждаются в обществе как высшая ценность. Право становится механизмом бесконфликтной реализации интересов человека, приобретая практическое значение для каждого.
Задача формирования правовых представлений, являющихся неотъемлемым компонентом правовой культуры личности, возлагается на школу. Поскольку именно в ней создаются условия для знакомства каждого школьника с набором основных прав и обязанностей, необходимых для подготовки к самостоятельному решению жизненно важных правовых проблем, и их реализацией в рамках закона. Такой подход требует изменения содержания правового образования на основе повышения авторитета Всеобщей декларации прав человека и разработки его практической методики.
На мой взгляд, формирование правовых представлений как основы правовой культуры личности должно начинаться уже в начальной школе, когда ребенок встает на путь активного целенаправленного и специально организованного познания окружающего мира. Происходит процесс аккумулирования представлений об отрицательном и положительном, о сущности мира, о природе и характере отношений между людьми. Находясь в детском коллективе и выполняя различные социальные роли, младший школьник часто сталкивается с необходимостью соотносить уже известные ему правила и нормы с возникающими проблемными ситуациями. Для успешного анализа подобных ситуаций и их разрешения требуются элементарные правовые представления. По моему мнению, процесс формирования правовых представлений младших школьников будет эффективным, если разработана специальная модель формирования правовых представлений, это побудило меня создать программу «Я гражданин России» для учащихся начальной школы. Предлагаемая программа может успешно реализовываться в структуре внеклассной работы любого школьного коллектива, а так же во время проведения классных часов.
Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.
В основе программы лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина: нравственной, правовой и политической. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции РФ, о Конституции РТ, о Национальной доктрине, законе об Образовании, Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.
Программа “ Я – гражданин России ” тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Отличительной особенностью данной программы является продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо. К занятиям можно привлекать родителей, инспекторов по работе с подростками, историков – краеведов, учителей – предметников.
Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи программы:
- Знакомство учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме.
- Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
- Способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей.
- Формирование культуры речи, сознательной дисциплины, аккуратности и умения организовывать своё рабочее место.
- Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.
- Способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.
Курс программы рассчитан на четыре года обучения и воспитания (16 часов в год в каждом из классов), развитие школьников направлено на воспитание гражданина России, патриота малой Родины.
- Направление «Мой край родной» (1класс)
- Направление «Наши права и обязанности» (2класс)
- Направление « Растим патриота и гражданина России» (3класс)
- Направление «Я и семья» (4класс)
Первый год обучения знакомит учащихся с историей Алтайского края и Конституцией Республики Алтай. Учитывая возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по начальному воспитанию и образованию, ученики знакомятся с историческим наследием своего края. Перед учащимися ставятся следующие задачи:
- воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней;
- знакомство с интересными историческими событиями, культурой, бытом алтайского народа;
- знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего края;
- воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения за свой народ.
Предполагаемый результат деятельности: знание истории своего края, убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую Родину и гордится ею, изучает её историко – культурное, духовное наследие.
верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Примерное тематическое планирование
- класс четырехлетней начальной школы(16 часов)
«Мой край родной»
Занятие | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
1 | Путешествие в далёкое прошлое. “Первые Люди нашего края”. | Игра-путешествие. | 1 | сентябрь |
2 | Алтай – многонациональный край. Мое отношение к «Малой Родине» | Исследование Обсуждение Обмен мнениями | 1 | сентябрь |
3 | Древний Алтай | 1 | октябрь | |
4 | Современный Алтай | Заочная экскурсия | 1 | октябрь |
5 | Фольклор, народные обряды алтайцев. | Просмотр видеофильма Обсуждение | 1 | ноябрь |
6 | Великий праздник «Эл-Ойын» | Игра. | 1 | ноябрь |
7 | Знаменитые люди Алтая: Титов Г.С., Шукшин В.М. | Беседа | 1 | декабрь |
8 | Бийчане-герои ВОВ. | Урок мужества | 1 | декабрь |
9 | Экскурсия в краеведческий музей им. В.В. Бианки. Многообразие животных | Наблюдение Исследование | 1 | январь |
11 | Устав Алтайского края | Беседа | 1 | февраль |
12 | «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края | Беседа | 1 | март |
13 | Крупные реки и города Алтая. | Заочное путешествие | 1 | март |
14 | Органы власти Алтайского края. | Беседа | 1 | апрель |
15 | «Алтай-наш общий дом» | Поэтический урок | 1 | апрель |
16 | Итоговое занятие: “ Знай, люби и гордись cвоим краем.” | Урок-практикум. | 1 | май |
Второй год обучения решает следующие задачи:
- формирование гражданского отношения к школе;
- осознание принадлежности к школьному коллективу;
- стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой “Ваши права”. Здесь в игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни
- класс (16 часов)
«Наши права и обязанности»
Занятие | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
1 | Знакомство с Уставом школы. | Беседа | 1 | сентябрь |
2 | Права и обязанности школьника | Диспут. | 1 | сентябрь |
3 | Мой сосед по парте. | Беседа. | 1 | октябрь |
4 | Деревня (город), в которой ты живёшь. | Заочная экскурсия | 1 | октябрь |
5 | Знакомство с Всеобщей декларацией прав Человека. “Все люди – братья ” (статья 30, 1, 2). | Деловая игра. | 1 | ноябрь |
6 | “Человек – это звучит гордо” (статья 3, 4, 5.) | Круглый стол. | 1 | ноябрь |
7 | “Человек защищён законом” (статья 6, 7.) | Игра. | 1 | декабрь |
8 | “Защита своих прав и свобод” (статья 8, 9, 10.) | Игра. | 1 | декабрь |
9 | “Что такое преступление?” | Диспут. | 1 | январь |
11 | “ Свобода мысли, совести, религии и убеждения” (статья 18, 19.) | Беседа. | 1 | февраль |
12 | “Право на труд и право на отдых” (статья 23, 24.) | Круглый стол. | 1 | март |
13 | “ Право на образование ” (статья 26.) | Беседа. | 1 | март |
14 | “ Человек и искусство” (статья 27.) | Просмотр видеофильма | 1 | апрель |
15 | “ Наши обязанности” (статья 29.) | Деловая игра. | 1 | апрель |
16 | “ Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека?” | Урок-практикум. | 1 | май |
В третьем классе происходит знакомство учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции Российской Федерации. На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории.
Перед учащимися ставятся следующие задачи:
- формирование правосознания и гражданственной ответственности;
- раскрытие сущности основного закона государства;
- знакомство с символикой России.
Занятия проводятся в форме заочных путешествий, бесед, викторин, деловых игр и т. д.
Предполагаемый результат деятельности: сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
- класс(16 часов)
« Растим патриота и гражданина России»
Занятие | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
1 | Москва – столица великой страны. | Заочное путешествие. | 1 | сентябрь |
2 | Государственная символика Российской Федерации. | Беседа. | 1 | сентябрь |
3 | “ Символы России”. | Практическая работа. | 1 | октябрь |
4 | “ О Государственном флаге России”. | Беседа. | 1 | октябрь |
5 | “ Государственный Гимн России”. | Музыкальный урок. | 1 | ноябрь |
6 | “Знай и люби русский язык”. | Викторина. | 1 | ноябрь |
7 | “Символы президентской власти”. | Беседа. | 1 | декабрь |
8 | “Символы Российских городов”. | Просмотр видеофильма | 1 | декабрь |
9 | “Государственные награды Российской Федерации”. | Заочная экскурсия. | 1 | январь |
11 | Семейная символика. | Конкурс рисунков. | 1 | февраль |
12 | Российская Конституция – основной закон Твоей жизни. | Беседа. | 1 | март |
13 | Знакомство с основными статьями Конституции. | Деловая игра. | 1 | март |
14 | “Я – гражданин великой страны”. | Диспут | 1 | апрель |
15 | “Я – сын твой, Россия” . | Выступление. | 1 | апрель |
16 | “Я знаю Конституцию.” | Урок-практикум. | 1 | май |
В четвёртый год обучения происходит знакомство с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе решаются следующие задачи:
- формирование уважения к членам своей семьи;
- понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;
- воспитание семьянина, любящего своих родителей.
4 класс (16 часов)
«Я и семья»
Занятие | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
1 | “ Мы и общество”. | Беседа. | 1 | сентябрь |
2 | “ Права ребёнка” . | Эссе. | 1 | сентябрь |
3 | “Защита детей”. | Диспут. | 1 | октябрь |
4 | “Права и обязанности родителей”. | Круглый стол. | 1 | октябрь |
5 | “ Я – родитель”. | Деловая игра | 1 | ноябрь |
6 | “ Мама, папа, я – спортивная семья”. | Игра-соревнование. | 1 | ноябрь |
7 | “Кто в семье главный? “ | Диспут. | 1 | декабрь |
8 | Роль отца в воспитании детей. | Конференция. | 1 | декабрь |
9 | Роль матери в воспитании детей. | Конференция. | 1 | январь |
11 | “Счастливые дети – счастливые родители”. | Диспут Спор | 1 | февраль |
12 | “Моя семья”. | Фотогалерея | 1 | март |
13 | “ Мой мир”. | Проект | 1 | март |
14 | «Я люблю…» | 1 | апрель | |
15 | “ У семейного очага”. | Семейная игра. | 1 | апрель |
16 | “ Я знаю свои права”. | Урок-практикум | 1 | май |
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
- историко-культурное, духовное наследие своей страны,
- нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
- основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Нормативно – правовое обеспечение
- Конвенция о правах ребенка, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)";
· Национальный план действий в интересах детей, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 14.09.1995г. № 942;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1995г.;
- Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995г.;
- Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» от 26 мая 1995г.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 24-Ф3;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
- Краевая программа «Развитие воспитания в системе общего образования Алтайского края»;
- Городская программа «Развитие воспитания в системе общего образования г. Бийска на 2006-2010 годы». Утверждена Думой города;
- Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска.
- Программно – методическое и информационное обеспечение
- Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методический комплекс. Пермь, 2003.
- Права человека в свободной стране. СПб., 2001.
- Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Начальная школа / под общ. ред. Н.И. Элиасберг. СПб., 2001.
- Бочарова А., Бочаров И. Права человека для младших школьников. Березники, 2002.
- Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П.Поносова, П.В.Микова/. Пермь, 2004.
- Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Начальная школа / под общ. ред. Н.И. Элиасберг. СПб., 2001.
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов.-М.:Изд-во “Вита-Пресс”,1996.
- Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”: Гимн. Герб. Флаг.- М.: ВАКО, 2004.-192с.,
- Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. – Электронная версия на: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon1.11/sek2/2/
- Детское управление школой // Первое сентября – 1999г. - №9.
- Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ – М., 1910 г.
- Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс. : канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 1999 г.
В заключении хочется отметить, что система воспитательной работы по данному направлению в начальной школе является необходимой, так как учащиеся получают определённый объём знаний и умений по гражданско-правовому воспитанию:
1) знают свои права и обязанности; способы защиты своих прав, предусмотренных законом; государственные органы, призванные защищать права ребёнка; конкретные правила поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
2) выполняют эти правила поведения; выбирают способ поведения в соответствии с этими правилами.
3) Работая с категорией социально-запущенных детей, к положительной динамике мы можем отнести повышение у них уровня адаптации и социализации (отсутствует склонность к бродяжничеству, не совершают противоправных действий, не состоят на учёте в детской комнате милиции).
На итоговом совещании при проведении анализа воспитательной работы был сделан вывод о том, что реализация программы «Я-гражданин России», дала положительные результаты.
Литература
- Бочарова А., Бочаров И. Права человека для младших школьников. Березники, 2002.
- Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. - 2003. - № 8.
- Вяземский Е.Е. Гражданское образование в школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
- Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...
2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования...
Формирование ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности
Статья о реализации программы фрмирования ЗОЖ у младших школьников на внеурочных занятиях....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.
Создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы ли...
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....
Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Комментарии
Работа в группе продлённого
Работа в группе продлённого дня может эффективно продолжить правовое воспитание школьников. В своей работе в ГПД, я работаю воспитателем в ГПД, использую разработанную программу " Азбука права" , эта программа расчитана на детей младшего школьного возраста. Помимо информационного материала , она включает в себя примеры из сказок, рассказов, что помогает детям ярче представить материал и освоить его , оценить поступки героев и сделать правильные выводы.
Огромное спасибо за материал!
Огромное спасибо за материал!