Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
методическая разработка (3 класс)
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
Программа тренинга.
Теория
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.
Ведущий: Давайте сделает разминку и попробуем с вами поиграть
Упражнение "Чем мы похожи"
Процедура проведения. Школьник встаёт с места и обращается к своему ровеснику, например: "Света, мы с тобой похожи, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света встает и обращается к кому-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие выступят.
Ведущий: А теперь поговорим о противоположном качестве личности - интолерантности
Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. Можно выделить следующие уровни существования толерантности: цивилизационный, международный, этнический, социальный, индивидуальный. Толерантность цивилизационная подразумевает ненасилие в контактах различных культурных цивилизаций. Толерантность в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения. Этническая толерантность выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям, проявляется в разных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда выработанные в ином социально – культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в стадии формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в проблемно – конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Социальная толерантность – это форма партнерского взаимодействия между разными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие и гармонизацию отношений в обществе, признает право на объединение людей для защиты своих прав и интересов. На индивидуальном уровне толерантность является уважением к другой личности, пониманием того, что существуют взгляды, отличные от собственных; каждый человек оценивается по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками.
Ведущий: Так давайте попробуем дать характеристику толерантной личности (просим детей поднимать руки и называть качества толерантной личности)
Характеристика толерантной личности:
- терпение
- доверие
- умение владеть собой
- снисходительность
-- доброжелательность
- умение не осуждать других
- терпимость к различиям
- способность к сопереживанию
-умение слушать
Упражнение "Комплименты"
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Ведущий: А сейчас проверим как вы усвоили материал
Задания:
1. Какой ты дома?
1. Младший братишка сломал твою игрушку…
Ты его прощаешь, он сделал это не нарочно…
Ты ударишь его…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Ты поссорился со своей сестрой…
Ты пытаешься объясниться с ней…
Ты обижаешься и мстишь ей за это…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
3. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…
Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…
Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Какой ты в школе?
1.В классе учитель уже спросил тебя…
Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
Ты предоставишь другим возможность ответить….
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…
Для меня это не важно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...
Ты пытаешься разнять и примирить их.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Ваш вариант ответа
Как вы поступите?
Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь..
Ты все-таки слушаешь его…
Ты не даешь ему говорить…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Пожилая женщина медленно идет.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Выполнение и объяснение заданий
Завершение
-Вы поняли, что такое толерантность?
Командам даётся по три минуты, чтобы вспомнить слова, а наши помощники вам помогут записать слова.
Уважение Доброта Сопереживание Дружба
Понимание Поддержка Терпимость
Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/23/picture-101875.jpg)
Формирование толерантности у младших школьников через олимпиады по истории и культуре Санкт- Петербурга
Основные цели Способствовать тому, чтобы ребенок смог воспринимать: * городские объекты, семейные реликвии, городские семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам ( в том числе и ли...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281816-1376825188.jpg)
Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-598660-1424695276.jpg)
Концепция формирования толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС
Концепция формирования толерантного поведения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-653078-1574519544.jpg)
Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".
В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281816-1376825188.jpg)
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование толерантности у младших школьников на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»
1.Введение. Актуальность темы.2.Цели и задачи3.Гипотеза 4.Ожидаемые результаты5. Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников в условиях поликультурного образован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-888926-1486915834.jpg)
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников
Духовно-нравственное воспитание-непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/24/picture-1033745-1524581164.jpg)
Статья "Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
В статье "Формирование толерантности у младших школьников в учебно - воспитательном процессе" отражены основные задачи.принципы, условия формирования толерантности у детей....