«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
статья на тему

Хомяк Надежда Атласовна

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требований является конструирование  и решение проектных задач в начальной школе, являющимся стартом для проектной деятельности в дальнейшеммладшего школьника. Внеурочная деятельность как обязательный компонент образовательной среды  в начальной школе даёт  учителю широкое поле деятельности для реализации творческих замыслов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_tvorchestvo._khomyak_n.a.dokument_microsoft_word.rar24.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»

Игровое творчество как условие формирования ИКТ-компетентности и навыков проектирования  младшего школьника.

учитель начальных классов:

Хомяк Н.А.


Игровое творчество как условие формирования ИКТ-компетентности и навыков проектирования  младшего школьника.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требований является конструирование  и решение проектных задач в начальной школе, являющимся стартом для проектной деятельности в дальнейшем младшего школьника.

         Следующее важное требование – это формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и  у школы, и у учителя нет иного выбора, как адаптироваться к современному миру. «Примерная основная  образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» буквально пронизана мыслью о том, что выпускники начальной школы должны иметь высокий уровень ИКТ-компетентности.

   На учителя начальной школы ложится высокая степень ответственности  и важности своей работы для решения новых образовательных целей и задач, и стимулирует адаптировать накопленный опыт работы к современным требованиям. Учителю необходимо решить две проблемы: для  ребёнка интересен компьютер тем, что можно поиграть в новые для него игры, посмотреть мультфильм, а вот мотивации, что компьютер можно использовать как инструмент для получения знаний, у него нет;    «реализация идей проектной технологии возможна лишь в том случае, если учащиеся подготовлены к такого рода деятельности»[1], но и такого опыта у младшего школьника тоже нет.  Решить эти две задачи только в рамках урока недостаточно. Поможет организовать работу по достижению новых поставленных образовательных целей поможет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность как обязательный компонент образовательной среды  в начальной школе даёт  учителю широкое поле деятельности для реализации творческих замыслов.

        Известно,  что в начальной  школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную деятельность.    Дети любят играть. Природа  игры  такова,  что  она  даёт  право  на  свободу  поведения  и  создаёт  атмосферу  общей  увлечённости.  Игровая  ситуация  позволяет  раскрыться  самым  неожиданным  качествам  человека.  В  игре  ребёнок  имеет возможность с интересом выполнять то, что ему нередко кажется трудным, неинтересным. Игра, уча, дарит радость. Так появилась идея объединить детей вокруг игры. К  третьему классу у ребят уже есть опыт командных интеллектуальных игр таких, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай»,  «Поле чудес» и др. Но организованы игры и проведены для них учителем, педагогом-организатором.  А вот что, если всё сделать самим: придумать, создать, организовать и провести такую игру? А если серию игр? Где  всё от начала и до конца придумываем сами! Нет опыта? Помогут старшие товарищи – тьюторы. Практика взаимодействия моих ребят-выпускников присутствует давно. Это ученики 5-7 классов. Таким образом, формируется разновозрастная команда единомышленников от 9 до 12 лет. Наполняемость клуба от 15 до 18 человек. Идея понравилась ребятам. Так создан  клуб «Подсолнух». Его придумали вместе с ребятами. А как же иначе? Почему «Подсолнух»? Как  подсолнух  тянется  к  солнцу, так и мы стремимся к знаниям, как  семечко  к  семечку плотными рядами стоят зёрнышки подсолнуха, так и мы плечо к плечу, помогая  друг другу, познаём законы дружбы. У клуба есть свои атрибуты: эмблема, отличительный значок члена клуба, членский билет. Клуб живёт по своим  правилам.

      Содержание работы клуба строится на следующем: разрабатываются интеллектуальные игры на разных учебных дисциплинах: литературное чтение, история, русский язык, краеведение, окружающий мир (выбор может быть любым, остановились на близких и понятных нам дисциплинах). На выходе получаем совместный  медиа продукт – серию игр, и сами поиграем, и  с другими поделимся.        Разновозрастной состав клуба поможет младшим школьникам  приобрести учебный проектный опыт, старшим  почувствовать уверенность, значимость своего вклада в интересное дело. В процессе совместной деятельности младший школьник приобщиться к работе с компьютером: научится самостоятельно выбирать, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать информацию. Компьютер для него выступает в новом качестве: компьютер – это замечательный рабочий инструмент, а библиотеки интернета - кладезь знаний. Старшие товарищи получают бесценный опыт организаторской работы. А все вместе приобретут опыт общения.

 На  основе идеи работы клуба мною разработана одноимённая программа «Подсолнух».   Работа по программе строится на следующих принципах:

  • приоритет интересов детей и подростков;
  • открытость для школьников;
  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание теоретических и практических и игровых форм деятельности;
  • психологическая комфортность.

Моя роль как руководителя клуба - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, мотивировать на занятия в клубе.

  В программе стоят конкретные задачи:

  • углубить и расширить кругозор членов клуба;
  • развить в ребятах высокую активность, желание к творчеству, выдумке, фантазии, поиску новых знаний;
  • создавать собственный интеллектуальный продукт – игру;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
  • формировать навыки выполнения  презентации;
  • обучить способам сбора и первичной обработки информации;
  • формировать умение планировать свою работу над проектом;
  • формировать умение составлять отчёт о работе над проектом;
  • формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

     Режим работы клуба: продолжительность  занятия от 60 до 80  мин,  один  раз в  неделю.  

          Вот так, например, выглядит планирование работы по выбранной дисциплине  «Волшебница – наука Краеведение»

Изучаемый материал: символы округа, обиход народов ханты, животный и растительный мир края, экология края.

Организационный вопрос: деление на команды по 4-5 человек  

Практика: разработка проекта игры, определение блоков игры («Символика» - от тьюторов,    «Культура  Югры», «Животный мир», «Растительный мир», «Экология»); распределительная работа по сбору языкового   и иллюстративных материалов (источник – интернет,  книги, альбомы, отбор материалов для игры, составление правил игры;   составление презентации Microsoft Office  PowerPoint.pptx к игре; изготовление пригласительных билетов для родителей и одноклассников для игры.

Заключительный этап:  игра  «Эрудиты. Краеведение».

     Таким образом, ученики младших школьником дополнительно приобретают опыт работы с компьютером, приобретают опыт проектирования и умения презентовать свою работу. Наши игры популярны среди ребячьей среды.

учитель начальных классов :

Хомяк Надежда Атласовна

МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»

ХМАО-Югра

 

   


[1] М.Ю.Шаталина, Н.И. Селезнёва… «Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации». Издательство «Учитель». Волгоград.2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Педагогические условия формирования правильного поведения на улицах и дорогах города младших школьников в процессе изучения Правил дорожного движения

в данном материале представлен опыт внеклассной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения....

Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...

Обобщение опыта по теме: "Реализация спортивно-игровых проектов как условие формирования компетентностей на уроках физической культуры в начальной и основной школе"

Использование на уроках физической культуры спортивно-игровых проектов, учебный материал в которых организован в целостную систему и ориентированных на реализацию системно-деятельностного подхода, явл...

Игры народов России и СНГ как одно из условий формирования социальной компетентности школьников

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.По мнению А. С. Макаренко, игры – средство подготовки ребенка  к жизни, пер...

Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...