«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
статья на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требований является конструирование и решение проектных задач в начальной школе, являющимся стартом для проектной деятельности в дальнейшеммладшего школьника. Внеурочная деятельность как обязательный компонент образовательной среды в начальной школе даёт учителю широкое поле деятельности для реализации творческих замыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_tvorchestvo._khomyak_n.a.dokument_microsoft_word.rar | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Игровое творчество как условие формирования ИКТ-компетентности и навыков проектирования младшего школьника.
учитель начальных классов:
Хомяк Н.А.
Игровое творчество как условие формирования ИКТ-компетентности и навыков проектирования младшего школьника.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требований является конструирование и решение проектных задач в начальной школе, являющимся стартом для проектной деятельности в дальнейшем младшего школьника.
Следующее важное требование – это формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы, и у учителя нет иного выбора, как адаптироваться к современному миру. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» буквально пронизана мыслью о том, что выпускники начальной школы должны иметь высокий уровень ИКТ-компетентности.
На учителя начальной школы ложится высокая степень ответственности и важности своей работы для решения новых образовательных целей и задач, и стимулирует адаптировать накопленный опыт работы к современным требованиям. Учителю необходимо решить две проблемы: для ребёнка интересен компьютер тем, что можно поиграть в новые для него игры, посмотреть мультфильм, а вот мотивации, что компьютер можно использовать как инструмент для получения знаний, у него нет; «реализация идей проектной технологии возможна лишь в том случае, если учащиеся подготовлены к такого рода деятельности»[1], но и такого опыта у младшего школьника тоже нет. Решить эти две задачи только в рамках урока недостаточно. Поможет организовать работу по достижению новых поставленных образовательных целей поможет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность как обязательный компонент образовательной среды в начальной школе даёт учителю широкое поле деятельности для реализации творческих замыслов.
Известно, что в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную деятельность. Дети любят играть. Природа игры такова, что она даёт право на свободу поведения и создаёт атмосферу общей увлечённости. Игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам человека. В игре ребёнок имеет возможность с интересом выполнять то, что ему нередко кажется трудным, неинтересным. Игра, уча, дарит радость. Так появилась идея объединить детей вокруг игры. К третьему классу у ребят уже есть опыт командных интеллектуальных игр таких, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес» и др. Но организованы игры и проведены для них учителем, педагогом-организатором. А вот что, если всё сделать самим: придумать, создать, организовать и провести такую игру? А если серию игр? Где всё от начала и до конца придумываем сами! Нет опыта? Помогут старшие товарищи – тьюторы. Практика взаимодействия моих ребят-выпускников присутствует давно. Это ученики 5-7 классов. Таким образом, формируется разновозрастная команда единомышленников от 9 до 12 лет. Наполняемость клуба от 15 до 18 человек. Идея понравилась ребятам. Так создан клуб «Подсолнух». Его придумали вместе с ребятами. А как же иначе? Почему «Подсолнух»? Как подсолнух тянется к солнцу, так и мы стремимся к знаниям, как семечко к семечку плотными рядами стоят зёрнышки подсолнуха, так и мы плечо к плечу, помогая друг другу, познаём законы дружбы. У клуба есть свои атрибуты: эмблема, отличительный значок члена клуба, членский билет. Клуб живёт по своим правилам.
Содержание работы клуба строится на следующем: разрабатываются интеллектуальные игры на разных учебных дисциплинах: литературное чтение, история, русский язык, краеведение, окружающий мир (выбор может быть любым, остановились на близких и понятных нам дисциплинах). На выходе получаем совместный медиа продукт – серию игр, и сами поиграем, и с другими поделимся. Разновозрастной состав клуба поможет младшим школьникам приобрести учебный проектный опыт, старшим почувствовать уверенность, значимость своего вклада в интересное дело. В процессе совместной деятельности младший школьник приобщиться к работе с компьютером: научится самостоятельно выбирать, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать информацию. Компьютер для него выступает в новом качестве: компьютер – это замечательный рабочий инструмент, а библиотеки интернета - кладезь знаний. Старшие товарищи получают бесценный опыт организаторской работы. А все вместе приобретут опыт общения.
На основе идеи работы клуба мною разработана одноимённая программа «Подсолнух». Работа по программе строится на следующих принципах:
- приоритет интересов детей и подростков;
- открытость для школьников;
- доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических и игровых форм деятельности;
- психологическая комфортность.
Моя роль как руководителя клуба - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, мотивировать на занятия в клубе.
В программе стоят конкретные задачи:
- углубить и расширить кругозор членов клуба;
- развить в ребятах высокую активность, желание к творчеству, выдумке, фантазии, поиску новых знаний;
- создавать собственный интеллектуальный продукт – игру;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
- формировать навыки выполнения презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение составлять отчёт о работе над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Режим работы клуба: продолжительность занятия от 60 до 80 мин, один раз в неделю.
Вот так, например, выглядит планирование работы по выбранной дисциплине «Волшебница – наука Краеведение»
Изучаемый материал: символы округа, обиход народов ханты, животный и растительный мир края, экология края.
Организационный вопрос: деление на команды по 4-5 человек
Практика: разработка проекта игры, определение блоков игры («Символика» - от тьюторов, «Культура Югры», «Животный мир», «Растительный мир», «Экология»); распределительная работа по сбору языкового и иллюстративных материалов (источник – интернет, книги, альбомы, отбор материалов для игры, составление правил игры; составление презентации Microsoft Office PowerPoint.pptx к игре; изготовление пригласительных билетов для родителей и одноклассников для игры.
Заключительный этап: игра «Эрудиты. Краеведение».
Таким образом, ученики младших школьником дополнительно приобретают опыт работы с компьютером, приобретают опыт проектирования и умения презентовать свою работу. Наши игры популярны среди ребячьей среды.
учитель начальных классов : Хомяк Надежда Атласовна МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1» ХМАО-Югра |
[1] М.Ю.Шаталина, Н.И. Селезнёва… «Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации». Издательство «Учитель». Волгоград.2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности
Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....
Педагогические условия формирования правильного поведения на улицах и дорогах города младших школьников в процессе изучения Правил дорожного движения
в данном материале представлен опыт внеклассной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения....
Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...
Обобщение опыта по теме: "Реализация спортивно-игровых проектов как условие формирования компетентностей на уроках физической культуры в начальной и основной школе"
Использование на уроках физической культуры спортивно-игровых проектов, учебный материал в которых организован в целостную систему и ориентированных на реализацию системно-деятельностного подхода, явл...
Игры народов России и СНГ как одно из условий формирования социальной компетентности школьников
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.По мнению А. С. Макаренко, игры – средство подготовки ребенка к жизни, пер...
Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников
Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читатель...