Памятка "Как оформить паспорт проектной работы"
учебно-методический материал на тему
Памятка по созданию и оформлению проектной работы в начальной школе + презентация для начальной школы по проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sostavit_pasport_proektnoy_raboty.docx | 22.63 КБ |
prezentatsiya_dlya_nach.shkoly_po_proektam.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
КАК СОСТАВИТЬ ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.
Предоставляется в бумажном варианте.
- Название проекта.
- Авторы проекта.
- Научный руководитель проекта.
- Аннотация к проекту (пояснительная записка).
ФОРМА И ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА.
Проектная работа должна быть выполнена в форме презентации, выбор которой определяется её темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной тематике и форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.
Проект должен соответствовать примерной структуре:
- Титульный лист (название ОУ, класс, автор (авторы), название проекта, руководитель проекта, год);
- Оглавление (перечень частей проекта);
- Эпиграф;
- Введение (актуальность, цель, задача, гипотеза для работы);
- Основная часть (ход работы для достижения поставленных целей);
- Заключение (какие выводы получены, что удалось, что не получилось, почему, задачи на будущее по претворению результатов проекта);
- Источники и литература (на которую опирались при разработке проекта);
- Приложение или сопровождение визуального ряда или видеоряда материалов.
- Форма завершения проекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, Мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Цели проектной деятельности. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проект есть слияние теории и практики , он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. « projectus », буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод - (от греч. « мethodos » – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления . Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Требования к учебному проекту – совершенно особые: 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации , которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт . 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
То есть проект – это “пять П ”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация . Шестое “П” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
Принципы организации проектной деятельности 1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов. 2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых. 3. Работа по проекту является исследовательской. 4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий. 5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения. 6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи. 7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы. Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.
Роль учителя -помогает ученикам в поиске нужных источников; -сам является источником информации; -координирует весь процесс; -поощряет учеников; -поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, т. к. она : -личностно-ориентирована ; -использует множество дидактических подходов; -мотивируема , что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; -поддерживает педагогические цели на всех уровнях; -позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле; -приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда ;
В ходе проектирования (по И.Д. Чечель ) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а ) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора; д ) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
Правила успешности проектной деятельности: В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
Использование исследовательских методов, что предполагает: - определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; - выдвижение гипотезы их решения; - обсуждение методов исследования; - оформление конечных результатов; - анализ полученных данных; - подведение итогов; - корректировка; - получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.
Структурные элементы проектной технологии: Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих. Выдвижение новых проблем.
Проекты охватывают огромное количество задач. Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы: Индивидуальные навыки: - Определять задачи, которыми стоит заниматься. Формировать независимые суждения . - Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области. Приобретать навыки самоорганизации . - Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё. -Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное. - Развивать способность справляться с новыми проблемами. Собирать и анализировать новую информацию . - Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач). Учиться анализировать и оценивать чужую работу . - Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
Междисциплинарные навыки : - «Выходить» за пределы одного предмета. - Интегрировать знания, получаемые из различных источников. - Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах. - Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям. Навыки работы в группах: - Учиться работать в группах. - Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч. -Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества. - Развивать чувство такта и дипломатичность. - Руководить и направлять деятельность в процессе проекта. Работа с самосознанием: - Изучать свои сильные и слабые стороны. Получать чувство удовлетворения от проделанной работы. - Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.
Навыки общения: - Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно). - Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации. - Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации. - Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.
Во-первых , это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Во-вторых , вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным , от личных проектов к групповым и общеклассным .
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
1-й этап УЧИТЕЛЬ ученик 2-й и 3-й этапы учитель УЧЕНИК Последний этап УЧИТЕЛЬ ученик
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта . Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации , вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей . Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта . Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать . И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6.Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проблемы , затрудняющие переход детей на более высокую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля обучающихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Структура подготовки и проведения проектных дней представлена в таблице. Название этапа Содержание работ Время исполнения Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом - определение темы исследования; - выделение предполагаемых направлений работ; - составление плана; - определение консультаций с учителем; - начало выполнения проекта. За неделю до проектного дня Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом - определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”); - выдвижение гипотез и способов решения; - обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.); - распределение работы между участниками группового проекта; - начало работы по сбору информации. За два - три дня до начала проекта (в зависимости от темы)
Основной этап - продолжение работы по сбору информации; - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; - систематизация и анализ полученных данных; - обсуждение способов оформления конечных результатов; - подведение итогов, оформление результатов. В день выполнения проекта. Заключительный этап - презентация проекта; - представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.); - рефлексия. В день проекта или на следующий день (в зависимости от темы).
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир. (А.Азимов) Проповедь самых высоких идеалов не служит ничему, если не видит положительного пути к их достижению. (А.Барбюс) Воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Белинский) Самая большая трагедия для мыслящего человека – остывание страсти к познанию. (Е.Богат) Ты слеп, а я глух и нем, так давай же возьмёмся за руки и постараемся понять друг друга. ( Д.Джебран ) Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. ( Р.Эмерсон ) Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.Даль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проектной работы « ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ…»
Проект предполагает для учащихся и их родителей социально – педагогический праздник «ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ…». В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебн...
Паспорт проектной работы "Уж небо осенью дышало…"
Проект предполагает создание рукописной книги «Уж небо осенью дышало…». В ходе реализации проекта учащиеся через объектив фотоаппарата, рисунки, аппликацию, сочинения наблюдают за природой род...
Паспорт проектной работы "Наш дружный класс"
Проект расчитан на четыре года. Орисываются в полном объеме этапы проекта, его значение в жизни учащихся....
Паспорт проектной работы "Зимушка-зима"
Проект предполагает создание рукописной книги «Зимушка-зима…». В ходе реализации проекта учащиеся через сочинения, рисунки, фотоработы, аппликацию, наблюдают за миром природы род...
Паспорт проектной работы «Тайна твоего имени»
Изучение значения имени в Древней Руси, значение и происхождение имён собственных....
Паспорт проектной работы «Традиционная народная игрушка»
· Народная культура и декоративно- прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой ...
Паспорт проектной работы
Мой любимый Нижнекамск!...