ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА И ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по чтению по теме
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Значение книги в жизни человека огромно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yasaveeva_d.m.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Ясавеева Динара Масгутовна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №125» г. Казань, Республика Татарстан
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА И ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ, 2013 г
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Значение книги в жизни человека огромно. Какова же при этом роль учителя? Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал? Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение - это соучастие в творчестве.
Для меня уроки литературного чтения – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщение младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения и интерес к чтению не угасал? Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности. Цель моей работы: формирование читательского интереса и развитие полноценного восприятия художественного текста на основе проблемно – диалогического обучения. Путём чтения произведения и его анализа довести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной литературы и таким образом обогатить его читательский опыт. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Творческим чтением движет любознательность. Вся работа ведется системно, построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Одна из форм работы с произведением - это проводимые мною «Дни рождения книг!». Каждый ребенок любит дни рождения: возможность получить подарок, услышать пожелания, встретиться с друзьями, провести время в кругу семьи, все это бесценно! И день рождения книги имеет такую же высокую эмоциональную окраску. Это работа очень интересна и увлекательна. Приведу пример.
«День рождения книги» (по произведению Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»).
Цель: формировать интерес к чтению художественной литературы.
Задачи:
- Обучить ребят грамотной работе с книгой, научить быть внимательными читателями, формулировать и высказывать свои мысли о прочитанном.
- Развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к книге, прививать любовь к чтению; донести до каждого ученика ценности семейных традиций.
Оборудование:
- Книжная выставка произведений Астрид Линдгрен.
- Проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация.
- Оформление: торт, воздушные шары.
Методические рекомендации:
- Прочитать произведение А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
- Нарисовать иллюстрации к данной книге.
- Просмотреть мультипликационный фильм «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
1.Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжим традиции нашего класса – празднования юбилея книги. В 2010 году книге «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» автор Астрид Линдгрен исполняется 55 лет. У нас сегодня – День рождения книги!
2. Знакомство с биографией и творчеством шведской писательницы А. Линдгрен. Мультимедийная презентация. Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд. В 1914 году Астрид пошла в школу. Она хорошо училась, а особенно давалась девочке – выдумщице литература. Одно из её сочинений было даже опубликовано в газете её родного городка. Своё детство Астрид считала необыкновенно счастливым. В семье Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны было четверо детей: сорванец Гуннар и три неразлучных девочек – Астрид, Стина и Ингегерд. Однажды в марте 1944 года Линдгрен вывихнула ногу, и врачи велели ей три недели не вставать с постели. Согласитесь: лежать три недели очень скучно. Астрид придумала себе занятие. Она начала записывать сказку, которую рассказывала своей дочери. Это была сказка – «Пеппи Длинный чулок». Книжка молниеносно стала популярной. С тех пор сказки Астрид Линдгрен, одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир. Пожалуй, самые любимые детьми всего мира герои – это Карлсон и его верный друг Малыш. В Швеции в городе Стокгольм существует музей сказок Астрид Линдгрен, в котором есть домик Карлсона.
3.Беседа по произведению А. Линдгрен « Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Мы с вами на уроках литературного чтения познакомились с очень интересным произведением Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Эта книга так заинтересовала вас, что вы продолжили чтение дома - вместе с родителями. А что привлекло ваше внимание к этому произведению? Какое впечатление произвела на вас эта книга? Кто из вас захотел стать участником некоторых событий? Какое настроение дарит нам эта книга? (учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения, приводя примеры из литературного текста).
4. Литературная викторина. Сейчас нам нужно ответить на вопросы нашей литературной викторины. Будьте внимательны и тогда у вас всё получится. Желаю всем успехов!
- Угадай, кто это? (цитаты из произведения) «Маленький, толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать» (Карлсон) «Я вовсе не самый обыкновенный». Но это неправда. На свете столько мальчишек, у которых голубые глаза, немытые уши и разорванные на коленках штанишки, что сомневаться тут нечего: он - самый обыкновенный мальчик». (Малыш - Сванте Свантессон). «Она оказалась суровой пожилой дамой высокого роста… У неё было несколько подбородков и такие глаза, что Малыш поначалу даже испугался». (Фрекен Бок). «Это были самые отпетые хулиганы во всём Вазастане. Они тащили всё, что плохо лежало. Словно сороки» (Филе и Рулле). Назовите главных героев. Расскажите, в какой семье рос Малыш. Кто его мама и папа, чем занимались брат и сестра. ( ответы с примерами из текста)
-А кто такой Карлсон? Есть ли у него семья? Чем он занимается?
-А какая ваша семья? Сколько в ней человек? Какие семейные традиции существуют в вашем доме? Продолжение викторины.
-Как называется столица Швеции? Как называются деньги Швеции? (Стокгольм, кроны, эре).
- Сколько лет: Малышу, сестре Малыша Бетан, брату Боссе, Карлсону? ( 7 лет, 14 лет, 15 лет, мужчина в самом расцвете лет).
- Какая была температура у Карлсона, когда он сказал, что заболел?
( « 30 - 40 градусов, не меньше»).
- Сколько стоит Малыш? (больше 100 тысяч миллионов крон).
- Что нужно проверить у паровой машины, чтобы узнать, исправна ли она? ( по мнению Карлсона - предохранительный клапан).
- Какой породы была собака, которую подарили Малышу? (такса)
«Склад забытых вещей». Кому принадлежат эти предметы?
-пропеллер; паровая машина; строительный набор кубиков; деревянный диванчик; коллекция марок. (Карлсону, Малышу).
-Молодцы, ребята! Вы очень внимательные читатели! Читая произведение, вы обратили внимание на то, что Карлсон, по его же собственному мнению, самый лучший в мире: летун, нянька, проказник, пожарный, шутник, выдумщик, строитель, бегун; специалист: по паровым машинам, по храпу, по стихам; укротитель домоправительниц; самый тяжёлый в мире больной; лучшее привидение; истребитель пирогов; друг.
- Ребята, кто бы из вас хотел иметь такого друга? Что для вас значит слово «друг», « дружба» ( ребята обсуждают, рассуждают, высказывают своё мнение).
5.Защита проектов. Работа с иллюстрациями: объяснение выбора персонажа или сюжета произведения.
6.Итог (подведение итогов). Книга «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» прочитана. Но заглянув на полку с книгами, мы найдём там продолжение историй о Карлсоне и его друге Малыше. Надеюсь, что вам очень захочется прочитать об их удивительных историях. Эти истории будут жить ещё многие - многие годы, даря читателям радость, житейскую мудрость и оптимизм. С Днём рождения КНИГА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД при проблемно-диалогическом обучении
Основа ФГОС нового поколения - формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, учебно-познавательной. Именно проблемно-диалогическая технология отвечает эт...
Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...
ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена рассмотрению технологии проблемно-диалогического общения, которая получает все большее распространение в начальном обучении....
Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»
Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...
«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий ученика на уроках русского языка»
Технология проблемно-диалогического обучения....
Комментарии
Статья очень актуальная.
Статья очень актуальная. Раньше проще было увлечь ребенка чтением. В настоящее время с "умной техникой" книге конкурировать сложно. И у Вас получается заинтересовать учеников. Продолжайте в том же духе! Удачи!
Спасибо Вам за отзыв!!
Спасибо Вам за отзыв!!