Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения
статья
Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения
Рассматривая критерии сравнения стандартов по содержанию образования, можно отметить, что в стандартах первого поколения - это ориентация на учебно-предметное содержание, в стандартах второго поколения - это включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач. Вот здесь-то и возникает для учителя исследовательский компонент: «Какие значимые жизненные задачи?».
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_i_razvitie_pedagoga.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья была впервые опубликована на сайте «Открытый урок. 1 сентября» 11.04.2022 г.
https://urok.1sept.ru/articles/692541
Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения
Рассматривая критерии сравнения стандартов по содержанию образования, можно отметить, что в стандартах первого поколения - это ориентация на учебно-предметное содержание, в стандартах второго поколения - это включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач. Вот здесь-то и возникает для учителя исследовательский компонент: «Какие значимые жизненные задачи?».
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
- развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- опору на базовые образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию продуктивного чтения;
- проблемно-диалогическую технологию;
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- ИКТ-технологии;
- технологию проектной и исследовательской деятельности.
Данной технологии сегодня отводится особое место. При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
Для детей начальной школы наиболее актуальной становится технология проектной задачи. Именно при данной технологии возможно обучение решению значимых жизненных задач. Выделяют три типа задач, используемых в практике обучения на уроке: конкретно-практическая, учебная и проектная задачи. Конкретно-практические задачи ориентированы на применение (отработку) освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета; итог решения - правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ). Учебные задачи побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач, это всегда новая поисковая задача; итог решения - нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках. Проектная задача - это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. То есть проектная задача - это перенос общих способов действия на реальную жизнь. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Требования к «проектной» задаче:
- имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
- состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
- двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);-задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
- заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Этапы работы над проектной задачей:
Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы. Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап - кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы. Вариантом организации этого этапа может быть анкета.
1) восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;
2) укажи свой личный вклад в работу группы;
3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?
4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать?
Приведу пример урока математики, взятый из опыта работы учителя в сети интернет. Тема «Обыкновенные дроби».
Цель работы: повысить интерес учащихся к теме «Обыкновенные дроби».
Задачи:
- Собрать дополнительный теоретический материал по теме «Обыкновенные дроби»
- Сделать подборку нестандартных задач с обыкновенными дробями
- Найти явно незримую связь окружающего нас мира с миром дробных чисел
- Продемонстрировать учащимся, что мир дробей может быть очень увлекательным
Тип урока: практико-ориентированный.
Каждая группа работает над творческими заданиями:
Группа №1. Творческое название работы - «Перепись школы».
Проблемный вопрос: какую долю по числу учащихся занимает наш класс по сравнению с общим количеством школьников?
Задание: узнать общее число учащихся в нашей школе, количество учеников по классам, составить таблицу, показывающую долю 4 класса, долю девочек и мальчиков от числа всех учащихся школы.
Группа №2.Творческое название работы - «Книжный двор».
Проблемный вопрос: какова доля книг разных жанров в нашей библиотеке?
Задание: провести подсчеты книг по разным жанрам; вычислить общее число книг, определить долю каждого жанра в сравнении с общим количеством книг, составить таблицу.
Группа №3. Творческое название работы - «Море цветов».
Проблемный вопрос: какова доля цветов (по кабинетам) в сравнении со всеми цветами в нашей школе:
Задание: произвести подсчеты количества цветов в кабинетах и по заданию школы в целом; определить, какую часть составляют цветы отдельно взятого кабинета; по собранным данным составить таблицу, демонстрирующую долю кабинетных цветов от всех по школе.
Группа №4. Творческое название работы - «Справочник размеров 4 класса».
Проблемный вопрос: каков был бы человек (существо), с размерами, равными сумме наших параметров? Какова доля размеров одного ученика в сравнении с общими данными класса?
Задание: измерить каждому ученику 4 класса рост, длину руки, длину ноги, обхват талии; попробовать представить себе и изобразить человека с суммированными нашими измерениями; определить долю размеров одного из учеников в сравнении с общими. Сделать рисунок, показывающий сравнение .Каждая команда защищает свой ответ, представляет продукт задачи в виде таблиц, справочников и рисунков. Так проектная задача позволила ученикам перенести теоретические знания о дробях в реальную жизнь и сделать тему урока «Обыкновенные дроби» наиболее значимой.
Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке - это формирование ключевых компетентностей учащихся. Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд менеджерских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы внеурочной деятельности. Опыт работы. Проблемы и пути их решения»
При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет место серьёзная путаниц...
Публикация на тему: "Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста и опыт их решения"
Из опыта работы...
«Создание условий для развития потенциальной одаренности учащихся как основы становления и развития конкурентоспособной личности»
Тезисы к выступлению на августовской конференции учителей с презентацией...
Обобщение опыта работы. Современные образовательные технологии: актуальность, опыт, проблемы, перспективы.
В российском обществе основополагающей идеей среднего образования является идея развития. Школа является одним из важных факторов формирования личности, поэтому она должна быть основой развития россий...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Теоретические подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...
Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"
Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"...
Тема: «Тенденция и специфика развития воспитательного процесса в современных условиях»
laquo;Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность...