Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС
классный час по теме
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_innovacionnoy_ploshchadki_mbou_sosh_no_3_g.gukovo.docx | 476.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
Проект
областной инновационной площадки по проблеме «Формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Авторы проекта:
Матияш Н.Н.- директор МБОУ ООШ № 3
Хворост А.В. – заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
г.Гуково 2012 год
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………3
- Организационные основания программы реализуемой
в МБОУ ООШ № 3………………………………………………..5
- Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Целеполагание инновационного проекта
- Этапы инновационной деятельности…………………………….6
3.1.Аналитико-проектировочный (2012-2013 учебный год)
3.2.Организационно-практический (2013- 2014 учебный год)
3.3.Обобщающий (2015-2016 учебный год)
- Социально-педагогические механизмы развития школы и
основные направления деятельности по их реализации………..8
4.1.Мониторируемые показатели………………………………..8
4.2.Объекты программы………………………………………….9
4.3.Конечный продукт опытно-экспериментальной работы….9
4.4.Кадровый потенциал………………………………………...10
4.5.Информационные ресурсы………………………………….11
4.6.Материально-технический потенциал……………………...11
4.7.Финансовая обеспеченность инновационной деятельности МБОУ ООШ № 3………………………………………………………….11
5. Критерии и показатели эффективности областной инновационной
площадки…………………………………………………………...12
5.1. Количественные и качественные показатели по формированию
здорового образа жизни
- Основные принципы программы «Формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»……………………………………………………………..14
- Основные направления программы «Формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»……………………………………………………………..15
- Библиографический список………………....................................22
- Пояснительная записка
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?
Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья обучающихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.
В нашей школе учится 171 учеников. Работает 15 учителей. Это сплочённый и творческий коллектив, в котором 2 педагога - имеют высшую квалификационную категорию, 3 педагога — первую квалификационную категорию , 4 педагога — вторую квалификационную категорию, 4 педагога – молодые специалисты. В работе школы выделены следующие направления: нравственно-патриотическое, туристско-краеведческое, экологическое, художественно-эстетическое, культуро-логическое. Но одним из ведущих направлений является физкультурно-оздоровительное.
Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении здоровья детей, тем более, что именно в период нахождения ребенка в школе продолжает формироваться его образ жизни. Хотелось бы в этом вопросе видеть большее влияние семьи. Ведь все родители считают, что главное в жизни — это сохранение здоровья, но в немногих семьях реально обращается внимание на сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Социальный паспорт микрорайона даёт ясную картину большого процента детей из малообеспеченных и неполных семей, семей, входящих в группу риска, в основном родители имеют среднее образование.
Социальное окружение школы характеризуется небольшим набором культурных и культурно-образовательных объектов. И поэтому именно школе отводится главная роль в формировании здоровьесберегающей среды.
С 2010 года школа работает над проблемой «Профилактика правонарушений и преступлений среди детей и подростков через организацию здоровьесберегающего пространства». Основные задачи данной работы следующие:
1.Повышение уровня физической подготовленности, спортивного мастерства школьников.
2.Укрепление спортивной базы школы.
3.Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, формирование у них потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом.
4.Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности среди педагогов, обучающихся, их родителей, общественности.
5.Разработка и внедрение механизма сотрудничества всех звеньев физкультурно-оздоровительного пространства социума.
6.Разработка рекомендаций для ОУ по созданию здоровьесберегающей среды школы.
Для решения этих задач в школе проводилась и проводится большая организационная, методическая и педагогическая работа по оздоровлению учащихся и пропаганде ЗОЖ, которая разделена на три блока:
1.Организационно-управленческая работа:
2.Учебно-воспитательный процесс;
3.Внеклассная и внеурочная работа.
Организационно-управленческий блок - это совокупность различных по своей природе и свойствам компонентов (информация, ресурсы, программы, технологии, функции, модель системы физкультурно-оздоровительной работы), связанных между собой. Этот блок предполагает создание нормативно – правовой базы, информацию и анализ, анализ состояния здоровья школьников, качества образовательных услуг. Ресурсного обеспечения процесса образования, создание аналитического обоснования для формирования целевых программ по сохранению здоровья и мотивации ЗОЖ школьников. Для этого были изучены многие нормативные документы и на основе их изданы приказы, разработаны локальные акты, регламентирующие экспериментальную деятельность, создана служба мониторинга здоровья, которая разработала систему диагностики физического развития, физической подготовленности детей, индивидуальной культуры здоровья. На их основе создали банк данных о состоянии здоровья всех обучающихся школы, паспорта здоровья классных коллективов. На основе анализа информации о состоянии индивидуального здоровья и коллектива класса, в школе разработаны учебно-воспитательные программы по формированию индивидуального здоровья, сохранению и укреплению здоровья. Неотъемлемой частью организационно-управленческих технологий также является планирование и прогнозирование, контроль и диагностика. Планирование и прогнозирование предусматривает создание комплексно-целевых программ, разработку и внедрение программ повышения компетентности учителя в вопросах формирования индивидуальной культуры и ЗОЖ школьников, проектирование и контролирование здоровьесберегающего образовательного процесса на основе анализа уроков с позиции здоровьесбережения. Педагогическим коллективом школы созданы и используются различные рекомендации, анкеты, опросники по данной проблеме, сценарии спортивных праздников, мероприятий, классных часов. Имеется множество фотографий, рисунков, публикаций на школьном сайте о проведении спортивно-оздоровительной работы в школы. В ОУ разработана модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов. Данная модель состоит из следующих блоков:
- здоровьесберегающая инфраструктура ОУ,
-рациональная организация учебного процесса,
-организация физкультурно-оздоровительной работы,
-образование учащихся в области здоровья,
-образование и взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в области здоровья,
-психолого-педагогический и медицинский мониторинг состояния здоровья школьников и педагогов,
-профилактическая и восстановительная работа.
Это плод работы всего педагогического коллектива.
Исходя из вышесказанного, наша школа борется за статус областной инновационной площадки по проблеме «Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», развивающейся в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и с концепцией «Школа социального здоровья», направленные на формирование социально-адаптированной личности в условиях информационного пространства.
2. Организационные основания программы реализуемой в МБОУ ООШ № 3
2.1. Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Законы Ростовской области «Об образовании», «О здравоохранении».
- Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
- Программа стабилизации и развития образования в Ростовской области.
- Программа «Образование и здоровье» г.Гуково.
- Программа развития МБОУ ООШ № 3.
- Устав образовательного учреждения.
2.2. Цель инновационного проекта:
выявление, создание и апробация условий для формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса на разных ступенях обучения через развитие взаимодействия семьи и школы, создание и внедрение в систему сопровождения образовательного процесса начальной и основной ступеней школьного обучения особой здоровьесберегающей технологии: «Паспорт здоровья», позволяющей формировать культуру здоровья ребенка и являющейся инструментом в системе непрерывного психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса.
Задачи:
1. Исследовать потребности субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей) в формировании здорового образа жизни.
2. Создать модель формирования ЗОЖ участников образовательного процесса (педагоги, родители, дети).
- Разработать и апробировать различные компоненты «Паспорта здоровья» обучающегося школы: для специалистов службы сопровождения, педагогов, родителей и для самого школьника.
- Разработать образовательные программы и УМК по формированию ЗОЖ в ОУ.
- Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и разработать программы методического сопровождения педагогов, реализующих задачи формирования ЗОЖ, а также рекомендации и памятки для родителей.
- Этапы инновационной деятельности:
- Аналитико-проектировочный (2012-2013 учебный год).
Цель: осмысление идей по формированию инновационной деятельности по программе «Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Содержание деятельности:
- формирование нормативно-правовой базы (положение, должностные инструкции, локальные акты);
- анализ основных направлений деятельности (анкетирование учителей, обучающихся, администрации школы, родителей, изучение опыта работы);
- проведение диагностических педагогических исследований для выявления профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, определение их творческого потенциала;
- поиск, изучение, реализация содержания и эффективных форм работы по программе «Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»;
- определение целей, задач и основных направлений работы;
- разработка методов отслеживания результативности методической работы;
- приобретение МБОУ ООШ № 3 статуса областной инновационной площадки, организация и проведение городского семинара-практикума для образовательных учреждений города.
- Организационно-практический (2013 – 2014учебный год).
Цель: создание инновационной модели МБОУ ООШ № 3
Содержание деятельности:
- Разработка инновационной модели и структуры областной инновационной площадки, содержания и направлений её работы в связи с учетом выявленных особенностей образовательного пространства школы.
- Формирование банка данных по всем направлениям деятельности областной инновационной площадки.
- Отслеживание результативности опытно-экспериментальной работы:
- экспертиза деятельности областной инновационной площадки;
- на основании экспертной оценки осуществление корректировки механизмов, влияющих на достижение поставленных целей.
- Обобщающий (2015 – 2016 учебный год).
Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства города на основе консалтинга.
Содержание деятельности:
- Реализация модели площадки по формированию ЗОЖ :
- мониторинг основных направлений деятельности структуры областной инновационной площадки;
- диссеминация опыта работы педагогического коллектива по программе «Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»;
- координация деятельности основных структур опытно-экспериментальной работы.
- Проведение анализа результатов деятельности и корректировка промежуточных и конечных целей.
3.Определение перспектив дальнейшей работы.
- Социально-педагогические механизмы развития школы и основные направления деятельности по их реализации
4.1. Мониторируемые показатели:
- Уровень культуры здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
- Показатели комплексного медико-психолого-педагогического статуса ребенка.
- Показатели эффективности здоровьесберегающего компонента образовательной среды.
Создание и внедрение «Паспорта здоровья» в систему информационно-методического обеспечения формирования здоровьесберегающего образовательного пространства как особой здоровьесберегающей технологии позволяет создать информационную основу для непрерывного здоровьесберегающего сопровождения – за счет объединения в одном документе значимой для здоровья и развития ребенка информации. Кроме того, ведение индивидуального Дневника здоровья как элемента единого Паспорта здоровья поможет ребенку получить доступную и понятную информацию об особенностях своего здоровья и развития, а также – более ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Вовлечение всех участников образовательного процесса в заполнение соответствующих разделов Паспорта здоровья ребенка позволит формировать культуру здоровья и мотивацию здорового образа жизни у детей, их родителей и педагогов.
В ходе реализации экспериментальной работы по разработке «Портфолио здоровья» поэтапно проведены следующие действия:
- определены теоретико-методологические подходы к проблеме создания комплексного «Портфолио здоровья» обучающихся как здоровьесберегающей технологии формирования у них культуры здоровья;
- проведен мониторинг показателей здоровья обучающихся;
- разработана, экспериментально обоснована система параметров и показателей «Паспорта здоровья и развития» (первого раздела данной технологии) для школьников;
- апробированы варианты разделов «Паспорта здоровья и развития» ребенка в сфере деятельности различных субъектов воспитательно-образовательного процесса: педагогов, занимающихся внедрением здоровьесберегающих технологий, для родителей и самого школьника;
- выявлены критерии и показатели результативности «Паспорта здоровья и развития» и определены возможности использования «Портфолио здоровья» в системе здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Структура паспорта здоровья:
1 блок – социальный анамнез;
2 блок – образ жизни;
3 блок - физическое развитие и функциональное состояние;
4 блок - соматическое здоровье;
5 блок - физическая подготовленность;
6 блок - психофизиологический блок;
7 блок - психологический блок.
4.2. Объекты программы:
- Дети школьного возраста, обучающиеся в МБОУ ООШ № 3.
- Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
- Педагогический коллектив образовательного учреждения.
- Городской социум дополнительного образования.
4.3.Конечный продукт ОЭР.
Основные предполагаемые продукты реализации программы:
- разработка пакета диагностических методик по формированию ЗОЖ субъектов образовательного процесса на разных ступенях обучения в условиях реализации ФГОС;
- создание модели формирования здорового образа жизни в образовательном учреждении;
- внедрение УМК и образовательных программ формирования здорового образа жизни субъектов образовательного процесса;
- разработка электронных паспортов здоровья, программ методического сопровождения педагогов, памяток, рекомендаций для родителей и детей по теме эксперимента.
Проведение экспериментальной работы дает возможность:
- расширить содержание, формы и способы формирования ЗОЖ субъектов образовательного процесса на разных ступенях обучения в общеобразовательном учреждении;
- развивать творческое, созидательное и конструктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, детей);
- разработать образовательную программу и УМК для формирования ЗОЖ учащихся в совместной деятельности с родителями и педагогами;
- создать модель формирования ЗОЖ участников образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение.
Для успешной деятельности образовательного учреждения в режиме экспериментальной площадки имеются необходимые ресурсы.
4.4. Кадровый потенциал:
В МБОУ ООШ № 3 работают высококвалифицированные педагоги:
- директор школы Матияш Н.Н.– победитель Приоритетного национального проекта «Образование» «Здоровьесберегающее пространство как фактор успешности в учебно-воспитательном процессе» 2006 г., руководитель городской творческой группы «Школа Здоровья»;
- заместители директора по учебно-воспитательной работе Хворост А.В. и воспитательной работе Максименко Е.В.являются победителями городского этапа областного конкурса для педагогов и методистов учреждений основного и дополнительного образования на лучшую воспитательную программу для работы с детьми и подростками, испытывающими трудности социализации (2010 год);
- 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию;
- 2 педагога имеют первую квалификационную категорию;
- педагог–психолог;
- школьная медсестра;
- временные творческие коллективы и рабочие группы педагогов и родительского актива, готовые к ведению инновационной деятельности.
Курсовая переподготовка педагогических кадров:
- 1 чел.- «Физическая культура» и «ОБЖ» в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010 г.);
- 1 чел.-«Мероприятия гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении. Организация работы КЧС и ПБ по предупреждению и ликвидации ЧС» (2010 г.);
- 2 чел. - «Здоровьеохранное образовательное пространство современной школы. Проектирование и организация» (2011 г.);
- Семинар-тренинг «Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов» (2011 г.).
4.5. Информационные ресурсы:
- Интернет, постоянно обновляемый сайт школы (на сайте помещена информация о ходе ОЭР);
- опыт взаимодействия со СМИ ( радио, газеты г.Гуково);
- наличие современных медиа - средств в ОУ.
4.6. Материально-технический потенциал:
- компьютерный класс, локальная сеть, выход в интернет;
- оборудованная всем необходимым лекционная аудитория для проведения семинаров, круглых столов, актовый зал;
- технические средства обучения (многофункциональные устройства, ксероксы, 10 мультимедийных проекторов и др.);
- оборудованный стадион;
- необходимое снаряжение для занятий туризмом;
- медицинский кабинет, кабинет психолога;
- массажные коврики, медицинские резиновые подушки, бутылки воды с помпой и другие средства для укрепления здоровья обучающихся начальной школы.
4.7. Финансовая обеспеченность ОЭР.
Финансирование:
- бюджетное.
- Критерии и показатели эффективности ОЭР.
Показатели эффективности ОЭР по теме:
«Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»:
- на разных ступенях обучения;
- в разных видах деятельности ОУ (учебной, внеучебной, досуговой, взаимодействии с семьей и т.д.)
5.1. Количественные и качественные показатели по формированию здорового образа жизни.
Обучающиеся:
- динамика показателей здоровья обучающихся, соблюдающих режим дня, занимающихся оздоровительными методиками, спортом, туризмом, оформивших дневники здоровья и электронные паспорта здоровья, знакомых с основными принципами здорового образа жизни;
- снижение количества обучающихся, подверженных вредным привычкам;
- снижение количества обучающихся, подверженных компьютерной зависимости.
Педагогические и руководящие кадры:
- динамика показателей здоровья педагогов (в области психологической комфортности, изменения показателей «профессионального выгорания»), владеющих здоровьесберегающими образовательными технологиями, владеющих оздоровительными методиками;
- наличие банка данных методик по педагогическому сопровождению и формированию ЗОЖ.
Родители:
- динамика количества родителей, создающих условия для соблюдения режима дня ребенком, участвующих в совместной деятельности со школой по формированию ЗОЖ.
2. Показатели результативности взаимодействия педагогов, детей и родителей в формировании ЗОЖ.
Показатели | Черты проявления |
Педагогическая компетентность (родители, педагоги) | умение создать обстановку доверия и равноправного сотрудничества с ребенком |
умение учитывать потребности ребенка в здоровом образе жизни | |
устойчивое психоэмоциональное состояние | |
спокойствие и уверенность | |
применение разнообразных приемов в воспитании | |
Удовлетворенность взаимодействием | проявление внимания друг к другу, совместное обсуждение проблем ребенка, принятие решений и их выполнение |
1) характером взаимодействия | эмоциональная готовность к совместной деятельности |
уважение позиции друг друга | |
сопереживание, сочувствие | |
способность приходить к согласию по спорным вопросам | |
умение высказывать обоснованные и корректные по форме замечания | |
умение изменять способы поведения связи с особенностями воспитательной ситуации | |
2) процессом образования родителей и педагогов, его результатами | активность на занятиях; |
получили новую информацию, способствующую взаимодействию с ребенком, друг с другом | |
умеют применять свои знания на практике | |
хотят продолжить образование в активных формах, на индивидуальных консультациях |
Определение результативности эксперимента предполагается в соответствии с анализом количественных и качественных характеристик с использованием следующих методов:
- социологические анкеты;
- педагогические методики (наблюдение, беседы с детьми и родителями);
- психологические тесты, рисуночные тесты, диагностические карты, дневники здоровья;
- экспертные заключения;
- системный анализ методических материалов и программ образовательного учреждения.
- Основные принципы программы
«Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планированию оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей.
Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защищённости детей школьного возраста, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.
Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.
Принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является его освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.
Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной пратики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Основные направления программа «Формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»:
- систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;
- раннее выявление патологии, профилактика её у детей школьного возраста;
- реабилитация детей с хроническими заболеваниями;
- организация здорового образа жизни;
- профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- ориентация инновационной деятельности образовательного учреждения на важнейший критерий эффективности учебного процесса – улучшение физического и психологического здоровья детей;
- разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;
- формирование валеологического мышления у всех участников педагогического процесса;
- изучение передового педагогического медицинского, социального опыта по оздоровлению подрастающего поколения;
- повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
- Основные направления программы «Формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Работа эта многоплановая и осуществляется в нескольких направлениях:
- Обучение детей.
- через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
- профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и т.д.), самомассаж;
- простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- привитие детям санитарно-гигиенических навыков (например, в начальной школе: мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.).
- Через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития:
- Физкультминутки во время занятий;
- Поветривание и влажная уборка помещений;
- Функциональная музыка;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
- Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.
- Диагностические мероприятия - одно из ключевых направлений работы, направленное на диагностику физиологического и психологического здоровья детей на основе использования специальных валеологических методик, адаптированных для разных возрастных групп учащихся.
- Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей: фитотерапия, ингаляции, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.
- Работа с семьёй: пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории.
- Работа с педагогическим коллективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения. Это условие сегодня реализуется не только в поиске новых форм и структур, обеспечивающих более полное взаимодействие с детьми школьного возраста. Оно выражается, прежде всего, в осознании, что физический уровень здоровья ребёнка за время его обучения в школьном учреждении – основной показатель в их деятельности. От того, насколько готов учитель, специалист ОУ к работе в условиях опытно-экспериментальной работы, зависит качество работы ОУ в целом. Накопленный опыт показывает, что для продуктивной деятельности педагог должен обладать рядом профессиональных важных качеств, а именно:
- Высоким уровнем профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
- Способностью к формированию и развитию личностных креативных качеств, позволяющих генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты;
- Знаниями формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни;
- Знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
- Методической культурой, навыками прогнозирования результатов собственной деятельности;
- Способностью к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Таким образом, система повышения квалификации педагогов справедливо рассматривается как один из мощных факторов развития образования.
В результате подготовки к работе по данной проекту следует отметить следующее:
1. Динамика числа педагогов с высоким уровнем готовности к здоровому образу жизни
Анализ результатов анкетирования позволяет судить, что высокий уровень знаний педагогов о здоровьесберегающем сопровождении образовательного процесса (по когнитивному критерию) в нашем образовательном учреждении возрос на 38%, средний уровень изменился в положительную сторону на 16 процентов, а низкий уровень снизился на 46%.
- Результаты диагностики социально-психологического климата педагогов ОУ
Количество педагогов: 15
Выводы:
Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения:
Эмоциональный компонент – 0,6 – положительный (приятный – неприятный, нравится – не нравится);
Когнитивный компонент – 0,2 – неопределенные (знание – незнание особенностей членов коллектива);
Поведенческий компонент – 0,6 – положительный (желание – нежелание общаться в данном коллективе).
Психологический климат коллектива МБОУ ООШ №3 подтверждается данной методикой как положительный, т.е. в целом благоприятный.
4. Оценка деятельности директора и заместителей педагогическим коллективом.
Дана оценка деятельности директора и заместителей педагогическим коллективом. Участвовали 14 педагогов, что составляет 100% всего коллектива. Педагоги получили индивидуальные шкалы для оценивания деятельности администрации школы по приведенным ниже критериям. Оценивание было анонимным и по 5-бальной шкале. Статистическая обработка результатов позволяет сделать следующие выводы:
- Администрация получила достаточно высокие баллы от 4.1 до 5 баллов.
- Были получены: 4.2 балла – «Самокритичность и выдержка в конфликтных ситуациях»; 4.3 балла – «Способность объединять коллектив».
- По остальным критериям получены отличные оценки выше 4.5 баллов.
Средняя оценка деятельности администрации – 4.6 балла, т.е. отличная.
Оценка деятельности директора и заместителей МБОУ СОШ №3
педагогическим коллективом 12.12 2011г.
5. Уровень знаний педагогов о здоровьесберегающем сопровождении образовательного процесса
По показателям когнитивного критерия, который характеризует уровень сформированности представлений о физической культуре и спорте высокий уровень показали 48% обучающихся, имеющих чёткое представление о сфере применения навыков ЗОЖ. 42% имеют средний уровень, который характеризуется наличием элементарных сведений о ЗОЖ.
6. Устойчивость интереса к ЗОЖ
Устойчивый интерес, целеустремлённость и проявление волевых усилий в процессе реализации здорового образа жизни наблюдается у 56% обучающихся. По показателям инструментально - деятельностного критерия 41% обучающихся имеют высокий уровень, ярко проявляют умения и навыки в области здорового образа жизни, у них хорошо сформированы двигательные умения. Большая же часть обучающихся – 52% - имеют средний уровень умений и навыков в области физической культуры.
7. Проявление навыков ЗОЖ у обучающихся
На следующей диаграмме показана степень психологического благополучия, эмоционального комфорта. Высокий уровень удовлетворённости жизнью выявлен у 48% обучающихся, 50% имеют удовлетворительный уровень эмоционального комфорта, а у 2% наблюдается эмоциональный дискомфорт.
8. Уровень стрессоустойчивости
На следующей диаграмме видно, что по показателям адаптивно-ресурсного критерия у 28% обучающихся наблюдается высокий уровень стрессоустойчивости. Этому способствуют регулярные занятия с психологом по программам «Я принимаю мир», «Я - пятиклассник», тренинги «Готовности к экзаменам», «Я и закон», «Развивающие занятия для 1 класса», упражнения релаксации в сенсорной комнате.
Результаты работы в рамках инновационной деятельности определяются по следующим критериям:
-уровень здоровья и физического развития школьников; (динамика изменений)
- уровень физической подготовленности учащихся;
-количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках и участников школьных спортивно-массовых мероприятий;
-качество спортивной базы школы, её оснащённость;
-количественные и качественные показатели работы секций;
-количество и качество спортивно-массовых мероприятий, проводимых совместно с администрацией поселения, родителями;
-отношение обучающихся, их родителей, общественности к вопросам физического воспитания и спорта.
Библиографический список
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание , 1992.
- Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков. – Екатеринбург, 2001.
- Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф.дис. – М., 2000.
- Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения\\Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.
- Базарный Б.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школе. – Сергиев Посад, 1995.
- Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. – Ростов-н\Д., 1997. – 28 с.
- Моисеева Н.А. Разработка критериальных показателей мониторинга состояния среды и здоровья детей: Автореф.дис. – М., 2001.
- Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимоотношений на уроке. Вопросы психологии. – 1990.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надпредметный курс "Мир деятельности" как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС"(тема самообразования 2012-2016уч.год).
учителям начальных классов...
Активные методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
В статье раскрываются методы, обеспечивающие активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала...
Активные методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
В презентации дан обзор АМО, которые можно использовать на уроке и во внеклассном мероприятии.Перечисленные методы действительно обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащих...
Семинар для педагогов «Формирование УУД в условиях реализации ФГОС»
В данном материале для педагогов предсталена информаци о содержании универсальных учебных действий, предложены практические упражнения для педагогов, а также рекомандации по формированию УУД у детей....
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Мониторинг формирования УУД в условиях реализации ФГОС в Муниципальном общеобразовательном учреждении Иркутского районного муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Формирование УУД...
Приоритетность формирования УУД в условиях реализации ФГОС общего образования.
В статье рассматриваются изменения в организации учебной и внеурочной деятельности согласно ФГОС.Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных де...
Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество»....