ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ в малокомплектной школе
учебно-методический материал на тему
Доклад по теме:"Воспитание как процесс организации жизни детей в малокомплетной школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_zadachi_vospitatelnoy_raboty.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ в малокомплектной школе |
Подготовила Яшина Любовь Алексеевна |
28.08.2014 |
Одна из актуальных проблем современной школы – воспитание подрастающего поколения.
Основные задачи воспитательной работы:
создавать максимум условий для формирования нравственного и духовного развития детей;
воспитывать доброе отношение к жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
помогать учащимся и их родителям находить путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей;
стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
Главное – это личность, права человека, его самоуважение. В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности, становится наиболее важным пробудить в детях "доброе сердце", научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм.
Организация учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе требует особого внимания. В проведении воспитательной работы в малокомплектной школе возникают определённые трудности, главные из которых: узость круга общения, развитие речи, эмоциональной сферы, высокой утомляемости, Особое внимание решила уделить организации межвозрастного общения.
Новая непростая ситуация воспитания детей разного возраста складывается в связи с необходимостью классного руководства в объединенных классах, что влечет за собой перестройку всей системы работы классного руководителя в совмещённых классах малокомплектной школы.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива.
Новая непростая ситуация воспитания детей разного возраста складывается в связи с необходимостью классного руководства в объединенных классах, что влечет за собой перестройку всей системы работы классного руководителя в совмещённых классах малокомплектной школы.
В связи с этим в практику начальных классов я включила такие формы работы, как творческое сотрудничество четвертого и первого класса (второго и третьего). Весь воспитательный процесс построен на основе деятельности разновозрастного объединения – «содружества».
В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Мой стаж работы в должности классного руководителя - 25 лет, за это время я сделала 8 выпусков. В настоящее время являюсь классным руководителем 1 и 4 классов.
Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.
Основными задачами этого направления является содействие:
∙ культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи,
∙ духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;
∙ возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
∙ Не запрещать, а направлять;
∙ Не управлять, а соуправлять;
∙ Не принуждать, а убеждать;
∙ Не командовать, а организовывать;
∙ Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Проводимые мной классные часы способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания»), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки.
Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.
Осознавая, что здоровье школьников это главная задача современной школы, уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Это и физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке, и предметные праздники, посвященные охране здоровья. И главное, конечно, это большое количество спортивных эстафет, соревнований, турниров, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.
В настоящем учебном году все дети класса охвачены кружковой деятельностью. С целью изучения взаимоотношений «учитель-ученик-родитель» посещаю семьи учащихся на дому, провожу индивидуальные беседы с родителями.
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы являются: интересные общешкольные мероприятия («День Учителя», «Новый год», «А ну-ка девочки» и др.); тематические классные часы и родительские собрания ; увеличение количества призовых мест, полученных коллективом учащихся: в 2013- 2014 учебный год - 7 призовых мест на школьном уровне и 13 мест на районном уровне.
Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями города Хвалынска, посещаем музеи, выставки.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответствен “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-сайтами с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю участие в методическом объединении классных руководителей школы.
Работа с родителями учащихся Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.
Прежде всего – это родительские собрания. Чтобы добиться стопроцентной явки на собрания, стараюсь применять различные формы их проведения: это и родительские лектории, и тематические консультации, и анкетирование. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не бояться, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций. Связующим звеном между школой и всеми родителями класса является родительский актив, который активно помогает мне в организации досуга детей, в ремонте, участвуют во всех организационных вопросах.
Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие и гармоническое развитие последнего.
Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:
∙ Изучение мнений, интересов, возможностей детей и родителей.
∙ Изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива.
∙ Овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьников.
∙ Тесная связь семьи и школы.
∙ Четкое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью.
∙ Развитие внеурочной кружковой работы – внеурочное творческое мероприятие, участие в районных мероприятиях.
∙ Творчество, инициатива детей, родителей, педагогов.
∙ Создание материально-технической базы.
∙ Доброжелательный микроклимат в педагогических и ученических количествах.
Для оценки результативности воспитательной программы определены следующие критерии и показатели её эффективности:
∙ Уровень воспитанности учащегося – продвижения личности в своем развитии.
∙ Уровень развития коллектива.
∙ Удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью классного коллектива.
Оценивая эффективность воспитательной программы по данным критериям, можно констатировать следующее:
∙ у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно
∙ более заметными стали успехи учащихся в олимпиадах, смотрах, конкурсах
∙ большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классе и школьном коллективе.
Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения. Много интересного в течение учебного года проводится в классе и в школе. Дети участвуют в играх, конкурсах, викторинах, концертах, выставках. В моем классе сложились традиции, которые, как я убедилась на практике, позволяют создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения.
Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.
Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель.
И моя цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого. Для этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.
«Если человек каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»
Думается мне, что нам, учителям, надо чаще вспоминать эту заповедь, чтобы не устать раньше срока от нашего нелегкого труда, чтобы не изнемогла душа в ежедневной нелегкой работе. Уверена, любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема организации современного урока в малокомплектной школе. (из опыта работы)
Приемы и методы организации современного урока в сельской малокомплектной школе. (из опыта работы учителя начальных классов)...
Доклад на тему "Организация внеурочной деятельности в малокомплектной школе"
В данном докладе представлен опыт работы малокомплектной школы по программе внеурочной деятельности "Дорога открытий"...
Организация учебного процесса в малокомплектной школе в свете ФГОС
Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей...
Организация жизни детей в ГПД в соответствии с ФГОС
Жизнь детей в ГПД....
ПРОЕКТ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого воспитанника, способного к постоянному самосовершенствованию; обеспечение личностного роста ребенка путем ...
Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"
Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей части негативного свойства. Состояние сельской школы сегодня – болевая точка российского образования. Здесь...
Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"
Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"...