Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"
статья
Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей части негативного свойства. Состояние сельской школы сегодня – болевая точка российского образования. Здесь труднее реализовать конституционное право на получение полноценного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы в сельской малокомплектной школе.
Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей части негативного свойства. Состояние сельской школы сегодня – болевая точка российского образования. Здесь труднее реализовать конституционное право на получение полноценного образования, выявить и развить интересы обучающихся.
Причин, которые усложнили положение сельских школ, поставив многие из них на грань выживания, немало. Это и сложные социально-экономические условия, в которых функционирует сельская школа, и изменившаяся система финансирования, и резкое падение численности школьного населения, и утрата школой основного партнера (сельхозпредприятия).
В современных условиях малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами. Требуются новые подходы к сохранению, развитию, эффективному использованию материальной базы сельских школ – центров интеллектуальной и культурной жизни села.
Малокомплектная сельская школа – уникальный социально-педагогический феномен. В ней учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребѐнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы.
Особенности организации учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе
Обучение в школе – это значительная часть жизни ребѐнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые в дальнейшем обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе.
Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для осуществления личностного и индивидуально ориентированного подхода к организации воспитательного процесса. В то же время эти возможности ограничены рядом факторов, учитывать которые сегодня вынуждена как сама школа, так и ее окружение, органы образования, чтобы обеспечить социальное становление ребенка, обучающегося в сельской малочисленной школе.
Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ), а разновозрастное обучение (РВО) –ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе. На разновозрастных занятиях, как показывает практический опыт, можно использовать широкий спектр различных форм и методов для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации.
Одним из способов решения проблем в условиях малочисленности сельской школы является организация занятий с несколькими классами. Это достаточно распространено в начальной школе, а также по некоторым предметам в основной и средней школе. Однако на таких занятиях, как показывает педагогическая практика, чаще всего дети из разных классов работают независимо друг от друга и фактически отсутствует совместная деятельность детей разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Таким образом, необходимо формирование принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.
Разновозрастное занятие предполагает объединение учащихся двух или более классов и возникновение группы, где дети отличаются паспортным возрастом и должны обучаться по разным образовательным программам. При этом важно обеспечить взаимодействие учащихся объединяемых классов.
Воспитательный потенциал разновозрастного занятия реализуется тогда, когда осуществляется совместная учебная деятельность детей. Только в этом случае можно говорить о разновозрастном обучении.
Под разновозрастным обучением понимается совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. (Л. В. Байбородова)
При организации урока в малокомплектной школе необходимо учитывать следующие факторы:
- недопущение перегрузок (за счет сокращения времени на обязательный учебный труд, прежде всего из-за строгого отбора содержания и объема. учебного материала);
- проведение на уроках в начальной школе не менее 2-х физкультминуток;
-обязательное проведение самостоятельной работы учащихся;
- зависимость объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом;
- урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко
выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и
самостоятельной деятельности школьников: РУ – СД – РУ – СД – РУ;
- необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и
без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени;
- широкое использование всех видов раздаточного материала, которое
вызвано самостоятельной работой учащихся.
Источник: Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе : методические рекомендации / Под ред. Н. В. Федосеенкова. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КИПКПК, 2009. – 163 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы в начальных классах сельской малокомплектной школы
Особенности работы в начальных классах сельской малокомплектной школы...
Статья " Социальное воспитание в условиях сельской малокомплектной школы."
В статье поднимается проблема реализации сельской школой задач социального воспитания. Рассматриваются особенности социального воспитания в малокомплектной сельской школе. Авторами определяются воспит...
Статья "О перспективах дистанционного образования в сельской малокомплектной школе"
Дистанционное образование является интенсивно развивающейся сферой применения информационных и коммуникационных технологий. Особенно актуален вопрос дистанционного обучения в сельских малокомплек...
Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы
Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей...
Программа работы с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы "Семицветик"
Работа с одаренными детьми...
Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"
Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"...
«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»
Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения...