ПРОЕКТ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
проект
Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого воспитанника, способного к постоянному самосовершенствованию; обеспечение личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности; организация полноценного досуга воспитанников школы-интерната
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
Авторы:
Коллектив 1 класса
Бевская Яна Дмитриевна
Гарифуллина Малика Маратовна
Избасаров Станислав Александрович
Руководитель:
Бухалова Гильсиря Минтаировна
учитель
ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»
Спасского муниципального района РТ
Содержание
- Введение…………………………………………………………………….. 3-5
- Нормативно-правовая база………………………………………………….. 5
- Специфика организации досуговой деятельности подростков
в условиях школы-интерната…………........................................................ 3-8
- Механизм реализации проекта……………………………………………… 8-12
- Методические рекомендации педагогам в деле организации
досуговой деятельности……………………………………………………… 12-14
- Заключение……………………………………………………………………. 15-16
- Литература…………………………………………………………………… 17
- Приложения
- Введение
Главное предназначение санаторной школы-интерната – укрепление здоровья детей. ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат» Спасского района РТ создана в соответствии с постановлением Совета Министров ТАССР №183 от 14 мая 1971 года на основании приказа Министерства Просвещения ТАССР №51 от 19 мая 1971 года в целях оздоровления детей и подростков с малыми и затухающими формами туберкулёза. Ежегодно в школу поступают порядка 120 обучающихся из районов Республики Татарстан. Отборы детей ведутся противотуберкулёзными диспансерами под непосредственным руководством республиканского противотуберкулёзного диспансера. В связи с наметившейся в последние годы тенденцией к ухудшению показателей здоровья школьников, увеличением распространения заболеваемости туберкулёзом лечение в школе проходит по полугодовому циклу, чтобы охватить большое количество детей, нуждающихся в санаторном лечении.
Полученные в ходе медицинского осмотра данные, наглядно демонстрируют, что у школьников слабо формируется осознанное отношение к своему здоровью. Что в свою очередь служит тревожным сигналом и побуждает педагогический коллектив школы усилить работу в данном направлении. В то же время наблюдается большое желание обучающихся, их родителей изучать и заниматься различными видами спорта, активно проводить свой досуг, вести здоровый образ жизни.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что учебную-воспитательную деятельность разумно сочетать с исследовательской проектной деятельностью, познавательным интересом детей, их стремлением к самостоятельным наблюдениям и опытам.
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Санаторная школа-интернат – место, где дети находятся полный день, и, поэтому, необходимо организовать досуг детей. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.
Данный проект позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей и их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также проект помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного «Я».
Цель проекта: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого воспитанника, способного к постоянному самосовершенствованию; обеспечение личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности; организация полноценного досуга воспитанников школы-интерната
Задачи:
- Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
- Развитие физических, и умственных способностей воспитанников;
- Сплочение воспитанников через совместную досуговую деятельность;
- Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
- Популяризация семейного досуга;
- Сохранение духовно-нравственного здоровья воспитанников, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
- Осуществление работы по профилактике правонарушений
Объект исследования - организация досуга детей
Предмет исследования - организация досуга детей в условиях школы-интерната
Целевой адресат проекта: воспитанники 1-9 классов
Сроки реализации проекта:
2019-2020 уч. год
II. Нормативно-правовая база.
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ».
- Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
- Устав ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»
- Программа «Школа-территория здоровья»
- Положение «Об организации досуга воспитанников санаторной школы-интерната» (Приложение 1)
- Должностная инструкция воспитателя санаторной школы-интернат (Приложение 2)
III. Специфика организации досуговой деятельности подростков в условиях школы-интерната
Наше общеобразовательное учреждение является школой-интернатом, поэтому вопросам воспитания всегда уделялось особое внимание, постоянно велась и ведется работа по совершенствованию и обновлению внеклассной деятельности с детьми.
Педагоги отчетливо понимают, насколько велика их воспитательная роль в условиях школы-интерната, где ребенок пребывает круглосуточно.
Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма -это сочетание способа и средств организации процесса досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.
Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная.
Цель воспитательной деятельности - в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.
Важными задачами воспитательной деятельности являются:
−воспитание патриотов, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;
−развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования.
Эти цели и задачи достигаются как в учебной, так и внеклассной деятельности воспитанников.
Под внеклассной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.
В процессе организации досуговой деятельности создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания.
Это способствует развитию нравственной личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.
Внеклассное мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. Все они организуют различные виды деятельности, как отдельных воспитанников, так и жизнедеятельность детского коллектива.
Формы внеклассной работы, условно можно подразделить на такие группы:
словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.):
практические формы (экскурсии, спортивные эстафеты, конкурсы, КТД, трудовые дела и т.п.);
наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.)
Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса.
Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуют на личность воспитанника и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль воспитателя - правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные досуговой деятельности.
В настоящее время велико значение учреждений интернатного типа в деле дальнейшего расширения общественного воспитания детей и подростков. Школа-интернат –это такое воспитательное учреждение, где воспитателям предоставляется широкое поле деятельности для всестороннего развития воспитанников с учѐтом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Обязательные правила, регулирующие всесторонний уклад жизни учреждений интернатного типа, фиксируются в режиме дня. Хорошо продуманный и строго соблюдаемый распорядок дня способствует привитию воспитанникам необходимых навыков умственного и физического труда, формированию полезных привычек в учебе, труде и поведении, даѐт верный дисциплинированный тон. Воспитатели интерната несут особую ответственность за формирование и закрепление у своих воспитанников жизненно необходимых знаний и умений. Внеурочное время в условиях интерната расходуется на подготовку к урокам (самоподготовка к урокам), самообслуживающий и общественно полезный труд, занятия физкультурой и спортом, занятия в кружках, чтение художественной литературы, участие в мероприятиях, различных играх, экскурсиях и т.п. В воспитании важное значение имеет чередование различных видов деятельности и отдыха. В жизни воспитанников школы-интерната большое значение имеет внешкольная работа: спортивные секции; различные студии; общественно полезный труд; просмотр и обсуждение кинокартин, посещение музеев, театров, выставок, производственных предприятий и т.д. Эта работа и мероприятия повышают культурное и нравственное развитие воспитанников, расширяют кругозор, удовлетворяют любознательность, способствуют профессиональной ориентации. В организации досуговой деятельности воспитанников активно используется материально-техническая база школы-интерната: спортивный зал; спортивные площадки, футбольное поле; пришкольный участок; игровые комнаты; швейная мастерские; учебные кабинеты; библиотека с фондом художественной, учебной и методической литературы; актовый зал.
В школе-интернате досуг является важнейшим звеном воспитательной работы. Воспитательная работа школы – интерната носит системный плановый характер. Занимается ею весь педагогический коллектив: администрация, педагоги, воспитатели, библиотекарь, руководители секций, ответственный за психологическую поддержку, т.е. создаются оптимальные условия для формирования у воспитанников нравственности и трудолюбия, развития общей культуры и творческой одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала.
Ежегодно планируется, обновляется комплекс общешкольных мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического. Среди массовых форм КДД наиболее распространенными являются: концерты, викторины, развлекательно-игровые программы, спортивные мероприятия, профориентационные мероприятия, экскурсии, посещение музеев и т.д.
IV. Механизм реализации проекта.
Для реализации проекта необходимы определенные условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведении мероприятий увлеченных творческих личностей
4. Самореализация творческого и индивидуального потенциала воспитанников
Данный проект включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
- досуговые мероприятия внутри групп (дни рождения, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);
- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для воспитанников и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
- конкурсы районного, республиканского, российского уровня
В реализации проекта принимают непосредственное участие педагоги и воспитанники школы.
Одной из форм организации досуга являются школьные объединения по интересам, которые формируются с учетом интересов и способностейвоспитанников
По результатам анкет (Приложение 3), воспитанники предпочитают спортивные игры, состязания.
Анкетирование показало, что очень мало детей читают книги. Они, в основном интересуются приключенческой литературой и фантастикой.
Анкетирование показало об отсутствии какой - либо четкой организации и проведения свободного времени.
Дети на вопрос «Чем бы ты хотел заняться в школе?» отвечали: «играть в баскетбол, больше играть в спортзале» и т.п., «научиться хорошо готовить, шить, мастерить» и т.д, «узнать о мире растений, животных ».
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство ребят испытывает потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации своего досуга, проявляет желание изменить сложившееся положение совместно со всеми заинтересованными в этом взрослыми. Они считают необходимым пополнить свой теоретический и практический арсенал под руководством компетентных взрослых.
На основании интересов детей, была сформулирована идея, которая объединила весь коллектив и легла в основу концепции воспитательной системы школы:
«Хочешь быть успешным? Умей учиться, общаться и быть здоровым! Совершай добрые дела!».
Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях
Для решения цели, педагогическим коллективом реализуются целевые проекты, которые являются составляющей комплексной воспитательной программы и основаны на авторских программах воспитателей.
Воспитателями разработаны программы, по которым осуществляется внеклассная работа. Все воспитатели имеют авторские программы, 11 из которых получили рецензию ИРО РТ.
- «В здоровом теле – здоровый дух» - направлен на охрану жизни и здоровья, физическое развитие. С детьми систематически проводятся мероприятия, которые способствуют формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности: классные часы, защита стенгазент, конкурс чтецов, тренинги, медицинские лектории и т.д.
Главное предназначение школы-интерната – укрепление здоровья детей. И, проблема нашей школы заключается в улучшении здоровья и лечении детей, предрасположенных к туберкулезным заболеваниям. В школе преобладающим является воспитание здорового человека. Данная работа проводится согласно программе «Школа-территория здоровья», цель которой формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, овладение комплексом знаний о культуре здоровья. В ее состав входит программа "Школа здорового питания", а также авторские программы педагогов: «Баскетбол», «Здоровье», «Советы доктора Пилюлькина», «Я тебе помогу», «Дорожная азбука», «Радуга», «В здоровом теле – здоровый дух»
Все в комплексе дает положительные результаты, заболеваемость детей снижается, количество обращений по поводу заболеваний и количеству пропуска дней по болезни сокращается.
- «Я – гражданин России» - направлен на гражданско-патриотическое воспитание. Школа уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства гордости за свою страну. Проводятся различные мероприятия по этому направлению: праздник, проект, выпуск боевых листков, уроки мужества и т.д.
Разработана и реализуется программа «Патриот» и «Обычаи русского народа».
- «Свой мир строим сами» - направлен на формирование основ социализации и общения, развитие лидерских качеств.
Воспитатели создают условия для формирования успешной, творческой, интеллигентной, духовной, гуманной, готовой к жизненному самоопределению и саморазвитию.
Разработаны и реализуются программы «Путь к успеху», «Лидер»
- Уроки нравственности - направлен на духовно-нравственное воспитание.
Проводятся мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности воспитанников: праздники, утренние приветствия, концерт в ДИПИ и т.д.
Разработаны и реализуются программы «Моя семья», «Сеспель», «Я – Сам Артист»
- «Мой мир знаний» - направлен на информационно-познавательное воспитание. Расширению кругозора, интеллектуальному развитию способствуют утренние приветствия, беседы, участие в конкурсах и защитах проектных работ и т.д. Разработаны и реализуются программы «Эрудит», «Математический», «Секреты орфографии», «Я – исследователь»
- «Экология и мы» - направлен на экологическое воспитание. Одним из важных вопросов экологического образования школьников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения. Разработана и реализуется программа «Зеленая планета»
- «Путь в профессию» - направлен на трудовое воспитание, профессиональное самоопределение. Положительно можно отметить высокие результаты по привитию таких навыков, как уборка помещения, уход за обувью, стирка, ремонт одежды. Разработаны и реализуются программы «Лепка», «Театр моды», «Бисероплетение».
- «Мой выбор» - направлен на профилактику правонарушений, правовое просвещение. Разработана и реализуется программа «Я – гражданин России».
Ценность этих проектов заключается в том, что ребенок может выбрать для себя то, что ему нравится, в какой области он может себя реализовать. Результатом работы по этим проектам является то, что дети получают дополнительные знания из разных областей, становятся уверенными в себе, самоутверждаются, у детей появляется вера в себя, в свои возможности принимая активное участие в конкурсах и в мероприятиях школьного, муниципального, зонального уровня
V. Методические рекомендации педагогам в деле организации досуговой деятельности
Планируя любое дело, предлагая ребятам те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка. При организации досуговых мероприятий должны быть заложены определенные принципы:
Принцип информационной насыщенности.
Он предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов. Информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.
Принцип комплексности.
Заключается в сочетании познавательных, развлекательно-коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы. Пример реализации этого принципа – экскурсии.
Принцип массовости.
Предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить
массовость может применение следующих приемов:
- проведение единых тематических мероприятий (тематические беседы, встречи с интересными людьми);
- привлечение детей от разработки сценария до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях ( дни именинника, КВН, различные проекты)
Принцип диалогичности.
Означает равноправие педагогов и воспитанников в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать вовлечение в этот процесс вместе с детьми и педагогов-предметников и родителей.
Технология планирования должна учитывать, что группа - это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально- психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности ребят, а также на их желания и возможности. При планировании культурно-досуговых мероприятий нужно исходить из следующих положений:
- предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы всестороннему развитию воспитанников;
- включать воспитанников в деятельность познавательную, патриотическую, трудовую,
художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную;
- выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
Развитие полноценной личности невозможно без вовлечения ее в различные виды деятельности, поэтому культурно-досуговая работа должна быть направлена на формирование взаимоотношений с обществом, окружающими людьми, сверстниками, природой и с самим собой. Следовательно, при планировании основными направлениями должны быть посещения музеев, памятников архитектуры, различные формы взаимодействия между детьми.
При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности:
- исключить неоправданное дублирование;
- учитывать предыдущий опыт и видеть перспективы в работе;
- оценивать реальность и разумную насыщенность плана.
Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:
составление проекта плана;
- коллективное планирование (корректировка, сбор предложений и идей педагогов и воспитанников);
- внесение корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования, окончательное оформление плана.
При планировании культурно-досуговой работы необходимо учитывать:
- результаты и выводы своей работы, полученные в ходе анализа мероприятий;
- воспитательные и организационные задачи;
- материалы, советы и рекомендации воспитательного и учебного отделов;
- воспитательный потенциал социального окружения, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы, города и т.д.;
- предложения педагогов, воспитанников и родителей.
Форма плана может быть различной, составить ее можно на четверть, полугодие, год. Но чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения. План должен быть глубоким по смыслу и конкретным по содержанию.
Воспитательная работа - работа творческая и успех ее зависит от педагогического мастерства, от знания воспитателем индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива.
- Заключение.
В результате реализации проекта поставленные цели и задачи будут достигнуты. Внеклассная воспитательная деятельность будет осуществляться через систему школьных мероприятий и организованного досуга воспитанников, согласно Положению «Об организации досуга воспитанников санаторной школы-интерната». Итогом работы станет организованная работа по интеграции урочной и внеурочной деятельности; развита система работы с родителями и общественностью; активизируется участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня; усилится работа по экологическому воспитанию детей; систематизируется работа физкультурно-оздоровительного направления через реализацию программы «Школа-территория здоровья»; активизируется работа школьного самоуправления.
Считаю, что такой подход в организации досуга воспитанников, как реализация авторских программ воспитателей, дает свои результаты. В нашей школе создан теплый и дружеский микроклимат, позволяющий каждому найти себя и реализовать в любимом деле, раскрыв свои маленькие, но уже таланты, которыми гордится не только сам ученик, но и классный коллектив.
Ожидаемый результат.
- Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
- Повышение культуры досугового общения воспитанников;
- Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;
- Повышение качества проведения досуговых мероприятий.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- Анализ подготовки и проведения мероприятия.
- Мониторинг удовлетворённости воспитанниками участием в мероприятии.
- Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование).
- Самоанализ организационной деятельности.
- Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
- Социальные показатели (заинтересованность воспитанников).
- Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.
- Литература.
- Александрова З. А. Организация досуга школьников классным руководителем //
Учительский журнал. - 2009. - N 6. - С. 41-47.
2. Верещагина А. Мы стали ближе друг другу. Организация воспитательного досуга
детей и подростков // Библиополе. - 2008. - N 10. - С. 7-10.
3. Гончаров Н. П. Примерное Положение об организации культурно-досуговой
деятельности в муниципальном образовании //Справочник руководителя
учреждения культуры. - 2009. - N 8. - С. 59-64.
4. Иванов А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр //
Детский досуг. - 2011. - № 4. - С. 46-74.
5. Лемер С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать!. – Ростов-н /
Д.:Феникс,2006.-27с.
- Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных объединений//Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2012. - № 6. - С. 74-82.
- Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных объединений // Детский досуг. - 2012. - № 3. - С. 14-23.
Приложение 1.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", Уставом школы.
1.2. Положение регламентирует организацию досуга воспитанников. Досуг предполагает свободное от учебы время. Правильно организованный досуг положительно влияет на весь воспитательный процесс, способствует активизации духовных и физических сил детей. Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности
1.3. Досуговая деятельность тесно связана с образовательной деятельностью детей школы-интерната. Она даёт возможность ребёнку на самореализацию себя, как личности. Дополняет и расширяет горизонты образовательно-воспитательного процесса, способствует правильно и с пользой для своего развития и своих потребностей проводить свободное время.
1.4. Координирует досуг воспитанников заместитель директора по воспитательной работе (старший воспитатель) в совокупности с педагогическими и профессиональными кадрами школы-интерната такими как: педагог-организатор, учитель музыки, воспитатели и пр.
1.5.Культурно-досуговая деятельность конкретными делами прописывается в плане воспитательной работы школы-интерната, класса на год и реализуется в традиционных формах работы, которые можно классифицировать по масштабу мероприятия, т.е. фактически определяемым количеством участников.
1.6. Каждое мероприятие, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою цель и решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определённых результатов.
2. Перечень видов досуговой деятельности в школе-интернате
2.1. В перечень основополагающих видов досуговой деятельности входят:
- создание коллективов художественного творчества;
- оздание творческих объединения различной направленности, спортивных секций;
- проведение творческих и общешкольных внеклассных мероприятий;
- организация досуга детей в группах.
3. Структура досуга в школе-интернате
3.1. День Здоровья проводится с целью решения проблемы пропаганды здорового образа жизни, проводится 1 раз четверть для воспитанников 1-9 классов.
Разрабатывает и отвечает за организацию, проведение - учитель физической культуры.
3.2. Творческое занятие в группе проводится не реже 1 раз в неделю, способствует творческому развитию детей. Проводит творческую работу воспитатель.
3.3. Час общения, беседы в группе – это разговор «по душам» и уточнение ценностей. Это полезная информация для воспитанников.
Проводится один раз в неделю воспитателем.
3.4. Работу с книгой проводит воспитатель, данная работа организуются в каждой группе один раз в неделю.
Воспитатель проводит совместные библиотечные уроки с библиотекарем школы.
3.5.Спортивные, подвижные игры, экскурсии служат для восстановления работоспособности воспитанников. Данный вид досуга имеют свою цель, содержание. Спортивные, подвижные игры, экскурсии проводятся воспитателем группы один раз в неделю.
4. Организация досуга
4.1. Организация досуга строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с учетом разновозрастной группы, а также в соответствии с планом, разрабатываемым школой-интернатом самостоятельно и регламентируется планом мероприятий.
4.2. Воспитатель при планировании досуга в группе основывается на:
- демократизм,
- гуманизм,
- приоритет общечеловеческих ценностей,
- гражданственность,
- отвечает за жизнь и здоровье детей.
5. Ответственность участников досуговой деятельности
5.1. Участники досуговой деятельности обязаны соблюдать правила поведения, установленные в школе-интернате, и выполнять требования, обоснованные действующим законодательством и внутренними нормативно-правовыми актами образовательного учреждения.
Приложение 2.
Государственное бюджетное оздоровительное
общеобразовательное учреждение
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Болгарская санаторная школа-интернат»
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
№_____
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики воспитателя, утвержденной Приказом Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н в составе раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
1.2. Воспитатель назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3.Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование, педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Воспитатель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
1.6. Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции.
Основными направлениями деятельности воспитателя являются:
2.1. попечение, воспитание и надзор за обучающимися во время их нахождения в воспитательных группах школы, интерната;
2.2. организация и проведение внеурочной учебной работы в закрепленной группе.
3. Должностные обязанности
Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в интернате;
3.2.Принимает детей в установленном порядке от родителей (лиц, их заменяющих) или педагогов школы-интерната.
3.3.Сдает воспитанников помощнику воспитателя (помощнику воспитателя) с отметкой в журнале учета сдачи воспитанников
3.4. Организует выполнение обучающимися режима дня. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
3.5. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей: организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.
3.6. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников, помогает решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Оказывает помощь в организации самоуправления в коллективе обучающихся.
3.7. Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям ФГОС, Федеральным государственным образовательным требованиям.
3.8.Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками, через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждении, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся и воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.
3.9. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдение, мониторинг за здоровьем, развитием и воспитанием, в том числе с помощью электронных форм.
3.10. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющим).
3.11. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)
3.12. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения. Участвует в работе педагогических методических объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
3.14. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию школы об обнаружении у обучающихся оружия, пожаро- и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
3.15. Оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.16. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность обучающихся;
3.17. Проводит инструктаж обучающихся по безопасности при проведении воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
3.18. Организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;
3.19. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.20. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
4. Права
Воспитатель имеет право:
4.1. Участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
4.5.На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6.Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
4.7. Повышать квалификацию;
4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся группы, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей па условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);
6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании учебного года;
6.5. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.6. Работает в тесном контакте с учителями, классными воспитателями и родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
С инструкцией ознакомлен(а) __________________________________________________
Приложение 3.
Анкета для воспитанников «Организация свободного времени»:
Есть ли у вас свободное время, на какой временной промежуток оно приходится?
Как вы проводите свое свободное время?
Какие телепередачи вы предпочитаете?
Какие книги читаете?
Ваше любимое увлечение. Почему?
Перечислите кружки, в которых вы занимаетесь. Почему?
Чем бы ты хотел заниматься? Почему?
Как вы представляете свое участие в общественной жизни?
Кем вы видите себя в будущем?
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/05/picture-106213.jpg)
Организация досуга детей в группе продлённого дня
Организация досуга детей в группе продленного дня....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-622203-1429268663.jpg)
Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."
В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении. Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-622203-1429268663.jpg)
Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."
В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении. Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...
Организация досуга детей в группе продленного дня
Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1221266-1583065466.jpg)
распространение педагогического опыта"КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня"
Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают коллективно-творческие дела....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146769-1353227622.jpg)
Организация досуга детей в период домашнего режима
с целью организации досуга обучающихся в период нахождения на домашнем режиме рекомендации для родителей по организации досуга детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1042015-1601882920.jpg)
Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Организация досуга детей с РАС и ТМНР.
Посредством досуга дети познают мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимаются различными видами полезной деятельности....